Оружие Победы
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Солдатам Великой войны посвящается…
Еще в древности считалось, что народ, который не чтит и не пытается познать свою историю, не имеет будущего. Однако цель познания этой истории не замыкается в сугубо репродуктивном ее восприятии, а подразумевает прочувствованное понимание исторической роли его участников и глубины самоотдачи каждого из них на благо своего народа.
Именно этим ценно предлагаемое Вашему вниманию внеклассное мероприятие в сопровождении качественно выполненной презентации. Оно будет интересно и всем тем, кто интересуется историей нашей Родины, в частности историей развития вооружений и военной историей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oruzhie_pobedy_mudretsov_i.v.docx | 467.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы Школа № 2075
Сценарий внеклассного мероприятия
Оружие Победы
Разработал: учитель биологии
высшей квалификационной категории
Мудрецов Игорь Вячеславович
Москва-2015
Солдатам Великой войны посвящается…
Еще в древности считалось, что народ, который не чтит и не пытается познать свою историю, не имеет будущего. Однако цель познания этой истории не замыкается в сугубо репродуктивном ее восприятии, а подразумевает прочувствованное понимание исторической роли его участников и глубины самоотдачи каждого из них на благо своего народа.
Именно этим ценно предлагаемое Вашему вниманию внеклассное мероприятие в сопровождении качественно выполненной презентации. Оно будет интересно и всем тем, кто интересуется историей нашей Родины, в частности историей развития вооружений и военной историей.
Цель:
Воспитание патриотизма, уважения к героическому прошлому своей страны и чувства гордости за народ-победитель.
Задачи:
- Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития.
- Расширение исторического кругозора школьников.
- Формирование положительной оценки нравственных качеств - самопожертвование, героизм, патриотизм.
- Укрепление уважительного отношения к пожилым людям.
- Развитие творческих способностей обучающихся, навыков устной речи.
- Знакомство с песнями военной тематики.
Оборудование:
Презентация MS PowerPoint 2010 с фонограммами песен, метроном, 2 энциклопедии о ВОВ.
Ход мероприятия
1 слайд
Учитель: Не по привычке, а от чистого сердца в первые майские дни мы вспоминаем солдат Великой Отечественной войны…. У каждого участника Великой Отечественной была своя война, выпавшая на его долю, и в сердце каждого оставила незаживающий рубец… (на слайде – тема-название)
Переключение.
Звучит музыка. (Светлана Сурганова «Довоенный Вальс» Автор музыки П. К. Аедоницкий, автор текста Ф. Я. Лаубе.)
Учитель: Обычный день, суббота 1941 года. После трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…
Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь, свой выпускной бал.
(на слайде.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.)
Переключение после слов песни «Все еще живы. Все. Все. Все….
Музыка обрывается. Звуки падающих бомб. Голос Левитана, сообщающий о заявлении Советского правительства о нападении Германии. Учитель запускает метроном
На слайде. Появляются слова
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь…
Виктор Виноградов
Звучит песня «Священная война». (Композитор: А. Александров, Слова: В. Лебедев-Кумач)
Переключение после 1 куплета и припева
Звучит песня – Не для тебя придёт весна (старинная казачья песня, исполняют Пелагея и Ярослав Дронов)
На слайде. Построчно появляются слова
Эти хмуро военные дни
Шли как пули, одна за одной,
Свет ракетниц – шальные огни,
Сноп прожекторный над головой
В сердце ранен был каждый солдат,
Что закрыл собой целый народ,
И дороги не знали назад,
Те, кто рвался на запад, вперед.
Виктор Виноградов
затем
ПРОСТЫЕ СТИХИ О ПРОСТОМ СОЛДАТЕ
Родина – Мать зовет
Значит на бой! Вперёд!
Богу войны служить,
Гибнуть, чтоб снова жить.
Или в медалях грудь,
Или в последний путь,
Только не отступать,
Падая, вновь вставать!
Грудью встречать свинец,
Думая: всё, конец.
Но коль в душе огонь
Пуля, попробуй, тронь!
Стыть на окопном дне,
Видеть свой дом во сне,
Первым бросаться в бой,
Дзот накрывать собой.
Раненым в Волге плыть,
Зубы сцепив - не ныть!
Друга толкнуть плечом:
Дай прикурить «бычок».
Жаться в мороз к костру,
Бредить дождем в жару,
Спать на сырой земле,
В койках госпиталей.
Цепь окруженья рвать,
В рост на врага вставать,
Землю зубами грызть,
Смертью платить за жизнь.
Крепче топтать врага
Тяжестью сапога,
И написать домой:
Бьёмся! Пока живой…
Чистить от скверны дом,
Под канонады гром,
Слиться в порыв харизм:
Здесь не пройдет фашизм!
Гнать его в ад «Катюш»
Гнать под свинцовый душ,
В землю вогнать зверьё,
Чтоб поросло быльем.
В Праге друзей обнять,
В Вене ура кричать,
С боем войти в Берлин,
Помня, что дома сын,
Влезть на Рейхстаг и встать,
Очередь в небо дать,
Знамя, как кол, воткнуть,
Слезть…и в обратный путь…
Виктор Виноградов
(На слайде. Стихи «замирают». Песня еще звучит.)
Учитель открывает створки доски.
На ней:
Статистика войны:
От Москвы до Берлина 2600 км.
1418 дней длилась война
27 миллионов погибших
Разрушено 1710 городов
6 млн признаны официально погибшими в нацистских лагерях смерти
22 июня 1941 года начало ВОВ.
В первый же день боев фашисты уничтожили 1200 советских самолетов
4,5 млн попавших в плен и пропавших без вести
872 дня длилась блокада Ленинграда
В осаде Ленинграда погибло 632 тысячи мирных жителей, из них 97 % умерли от голода
Звание город-герой, присвоено 12 городам СССР
(Выделенные числа пропущены. Дз капитанов – даны несколько чисел, задача найти возможные варианты ответов к какому факту они относятся, перед началом игры командам даются карточки с этими числами и бланки, дублирующие написанное на доске. Прил. 1, 2)
Учащиеся по очереди заполняют пропуски (на оставшиеся 2 куплета песни чисел достаточно, но можно сделать и больше, зависит от рассадки команд и расстояния до доски)
Переключение после окончания песни
2 слайд
Учитель. На фронте воевали все: и мужчины, и женщины с автоматами в руках били фашистов, совершали диверсии в тылу врага, бомбили вражеские войска с неба. В нашем тылу тоже шла битва – рабочая битва: женщины, старики, дети, все кто не мог уйти на фронт, трудились на заводах, выпускали танки, самолеты, снаряды.
По 12 – 15 часов стояли люди у станков, это был их трудовой фронт, их трудовой подвиг. Всем миром ковалась Победа!
(На слайде. Каждый значок снабжен гиперссылкой на вопрос, возврат на этот слайд по ссылке на номер вопроса)
Учитель. Мы начинаем нашу игру, в ходе которой мы узнаем, чем воевали наши деды и прадеды, с помощью какого оружия они завоевали ту нелегкую Победу в далеком 1945. При правильном ответе команда получит значок. В случае неправильного ответа, у противников есть возможность дать правильный ответ. (Прил. 3) На столах у вас находятся также энциклопедии, которые возможно помогут в поиске правильного ответа.
3 слайд
1вопрос. Эта знаменитая винтовка верой и правдой прослужила с 1891 года до 1960 годов. За годы войны было выпущено 12 миллионов таких винтовок. Назовите фамилию разработчика.
Ответ: Сергей Иванович Мосин
Учитель. Сергей Иванович Мосин — русский конструктор и организатор производства стрелкового оружия, генерал-майор русской армии. 16 апреля 1891 года был утверждён образец винтовки, основу которой разработал Мосин. Первоначальное её название было «Русская трёхлинейная винтовка образца 1891 года». Название трёхлинейка происходит от калибра ствола винтовки, который равен трём русским линиям (старая мера длины, равная одной десятой дюйма, или 2,54 мм — соответственно, три линии равны 7,62 мм).
4 слайд
2 вопрос. Эти варианты пистолета-пулемета (ПП) были утверждены в производство оба в 1940 году. Один назван ППД, другой соответственно ППШ. Назовите конструкторов
Ответ: Георгий Семёнович Шпагин и Василий Алексеевич Дегтярёв
Учитель. Георгий Семёнович Шпагин - советский конструктор стрелкового оружия. Герой Социалистического Труда (1945). Наибольшую славу конструктору принесло создание пистолета-пулемёта (ППШ). Разработанный в качестве замены более дорогому и сложному в производстве ППД, ППШ стал самым массовым автоматическим оружием во время Великой Отечественной войны.
Василий Алексеевич Дегтярёв - выдающийся советский конструктор стрелкового оружия. Герой Социалистического Труда, генерал-майор инженерно-артиллерийской службы. Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1949 — посмертно). Доктор технических наук. Пистолет-пулемёт Дегтярёва использовался в Финской кампании 1939-40 годов, а также на начальном этапе Великой Отечественной войны.
5 слайд
3 вопрос. Для ручных пулеметов нормальной считалась «живучесть» в 10 тысяч выстрелов, «живучесть» этого оружия – 75-100 тыс. выстрелов. Назовите пулемет.
Ответ: ручной пулемет Дегтярева (РПД)
Учитель. Пулемёт был разработан в 1944 году под патрон 7,62. Дальность выстрела до 500 м. Пуля сохраняет своё убойное действие на дальности до 1,5 км. Боевая скорострельность — до 150 выстрелов в минуту. Интенсивной стрельбы очередями без охлаждения ствола - до 300 выстрелов.
6 слайд
4 вопрос. Этот известный станковый пулемет «Максим». 250 патронов, прицельная стрельба 2,5 км, скорострельность до 300 выстрелов в мин. Назовите конструктора и год создания.
Ответ: Хайрем Стивенс Ма́ксим
Учитель. Хайрем Стивенс Ма́ксим - британский изобретатель и оружейник американского происхождения. Пулемёт Максима стал одним из родоначальников автоматического оружия; он широко использовался во время Англо-бурской войны 1899—1902 гг., Первой мировой и Второй мировой войн, а также во многих малых войнах и вооружённых конфликтах. Пулемёт имел средний темп стрельбы — 600 выстрелов в минуту, а боевая скорострельность составляла 250—300 выстрелов в минуту.
7 слайд
5 вопрос. К началу войны личным оружием большинства командиров Красной Армии был этот револьвер, названный именем его конструктора.
Ответ: Наган. Конструктор — бельгийский оружейник Лео Наган.
Учитель. На слайде модификация - «офицерский» наган — револьвер с самовзводным ударно-спусковым механизмом, а вот «командирский» наган — компактный вариант револьвера, предполагающий скрытое ношение, с уменьшенной до 85 мм длиной ствола и укороченной рукоятью, поступал на вооружение сотрудников ОГПУ и НКВД.
8 слайд
6 вопрос. Сконструированная в 1941 году граната РПГ-41 пробивала 25-миллиметровую броню. Назовите конструктора данного оружия.
Ответ: М. И. Пузырев
Учитель. РПГ (ручная противотанковая граната) — советская фугасная противотанковая граната, созданная в ГСКБ-30 конструктором М. И. Пузырёвым. Использовалась на протяжении всей Великой Отечественной войны и предназначалась для борьбы с бронированной техникой противника, бронемашинами и лёгкими танками.
9 слайд
7 вопрос. Для фашистов, умение наших бойцов драться этим «оружием» оказалось такой же неожиданностью, как танк Т-34 и «Катюша».
Ответ: Малая пехотная лопатка
Учитель. Малая пехотная лопатка предназначена для самоокапывания одиночного окопа (ячейки) под огнём противника. Широко известно и распространено неправильное название - саперная лопатка.
10 слайд
8 вопрос. История боя этим оружием ведет свое начало от Петра I с 1709 г. Тактика умелого владения им достигла своего расцвета в русской армии во времена полководческой деятельности А.В. Суворова. А его изречения стали народными пословицами. Назовите оружие.
Ответ: Штык.
Учитель. Пуля дура, а штык молодец, как говаривал Суворов. Кипевшие до войны споры о том, что штык потерял свою актуальность, показали правоту тех военных специалистов, которые всё ж настояли на массовом обучении навыкам его владения. Было даже выпущено специальное наглядное пособие генерал-майора А.А. Тарасова «Уничтожай врага в рукопашной схватке», которое было направлено во все части, где шла ускоренная подготовка мобилизованных бойцов. «Смертельный и коварный враг Вашей Родины - германский фашизм - до зубов вооружен огневыми и техническими средствами войны, - писал в предисловии Тарасов. – Вместе с тем немецко-фашистские полчища избегают встречи с нами в рукопашных схватках, ибо наши бойцы показали, что не было и нет им равных по отваге и ловкости в рукопашном бою». Статистика рукопашных боев показывает, что в Великую Отечественную войну в восьмидесяти процентах схваток инициаторами были именно наши бойцы.
11 слайд
9 вопрос. В 20 – х годах на полигонах испытывали пистолеты: немецкие – «Парабеллум» и «Вальтер», американский – «Браунинг» и несколько русских. Лучшим признан наш ТТ. Назовите конструктора и расшифруйте аббревиатуру.
Ответ: Фёдор Васильевич Токарев, Тульский Токарев (ТТ)
Учитель. Пистолет ТТ был разработан для конкурса 1929 года на новый армейский пистолет, объявленного с целью замены револьвера «наган». Пистолет имеет короткий лёгкий спуск и обеспечивает значительную точность стрельбы.
12 слайд
10 вопрос. Партизаны – ночной кошмар немцев на всей оккупированной территории. Но партизанам было трудно из-за острой нехватки боеприпасов, особенно зимой 1941- 42гг. В ход шли неожиданные решения и немцев ждал «сюрприз». Собственная экипировка стала угрозой…
Ответ: Фляжка и немецкие консервы, снабженные взрывчаткой
Учитель. Подобные «сюрпризы» использовались партизанами горняками, имеющими значительный запас тротила для горнопроходческих работ.
13 слайд
11 вопрос. Простейшая жидкостная зажигательная граната. Применялась главным образом против автомобилей и бронетехники. Как называли такую гранату?
Ответ: «Коктейль Молотова»
Учитель. Название «коктейль Молотова» произошло от имени председателя Совнаркома и министра иностранных дел СССР В. М. Молотова. Обычная конструкция — стеклянная бутылка, содержащая горючую жидкость, и запал (в самом примитивном варианте на горлышке закреплена смоченная горючим тряпка).
14 слайд
12 вопрос. Зимой 1942/1943 года в условиях острого недостатка взрывчатых веществ партизанский умелец Тенгиз Шавгулидзе выдвинул оригинальную идею, как пускать под откос эшелоны врага. Попробуйте предположить, что это была за идея.
Ответ: Приспособление, действующее по принципу одноразовой железнодорожной стрелки.
Учитель. Тенгиз Шавгулидзе — советский инженер путей сообщения, партизанский конструктор. В 1942—1944 годах в условиях белорусского партизанского подполья Тенгиз Шавгулидзе разработавший несколько десятков полезных изобретений. Все собиралось из подручных или широко распространенных материалов и нередко выводилось в серию, так как технологии были намеренно упрощены для массового производства. А характеристики изделий были зачастую лучше, чем у заводских.
15 слайд
13 вопрос. С января 1943 года Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе работал инструктором подрывного дела Минского партизанского соединения, и там он сделал еще 2 знаковых изобретения...
Ответ: ПРГШ - партизанский ружейный гранатомет Шавгулидзе и граната из обрезка водопроводной трубы
Учитель. Гранаты Шавгулидзе были очень популярны у партизан, так как самоделки превосходили разрушительной силой штатные боеприпасы. ПРГШ был прост по конструкции, его так же можно было изготовлять в лесных условиях. К винтовке или карабину Мосина приделывалась мортирка, изготовлявшаяся из гильзы 45‑миллиметрового снаряда. Выбрасывание гранаты из мортирки происходило от выстрела холостого патрона. Дальность полета составляла порядка 300 метров.
Тенгиз Евгеньевич был награжден орденом Красного Знамени и медалью "Партизану Отечественной войны".
16 слайд
14 вопрос. В ВОВ пластунскими назывались несколько казачьих батальонов, полков, а также Краснодарская пластунская стрелковая дивизия. За свои боевые качества и бесстрашие фашисты называли пластунов «сталинскими головорезами». Примечательно некоторое оружие пластунов-разведчиков.
Ответ: Шашка, кинжал, нагайка, нож разведчика, гасило, нож-засопожник, рогатка.
Учитель. Если разведка элита армии, то платуны – элита разведки. Пласту́н (от пласт[, пластоваться - ползти, ползать) — пеший казак в кубанском войске. Фактически, пластунские подразделения — аналог современных подразделений специального назначения. После Октябрьской революции пластуны повторили судьбу казачества в целом. Политика Советской власти была направлена на постепенное уничтожение этого благородного сословия. Тем не менее, в годы Великой Отечественной войны пластуны последний раз громко о себе заявили. Специальным актом было восстановлено ношение ранее запрещенной традиционной казачьей формы - черкесок, башлыков, бурок, шаровар с лампасами. На Параде Победы 24 июня 1945 г. Казаки были в этой форме. «Все, что я слыхал о казаках времен войны 1914 года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с казаками теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас и заставляет дрожать. По ночам меня преследуют кошмары. Казаки - это вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия всевышнего», - писал домой в письме немецкий солдат Альфред Курц. За годы Великой Отечественной войны 7 кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий получили гвардейские звания. Звание Героя Советского Союза были удостоены 262 казака. Символично, что нередко царские ордена и советские награды казаки носили одновременно.
Нагайка – представляла собой кожаную плетку с деревянной рукоятью.
Гасило – оружие ударно дробящего действия еще его называли кистень. Представляло собой грузик из металла с отверстием по центру, наподобие бусины, через него пропускался шнурок из переплетенной сыромятной кожи либо плотная бечевка с петлей на обратной стороне, в которую продевалась рука. Несмотря на простоту, являлось грозным оружием способным с одного удара проломить череп взрослому физически крепкому мужчине. Особенно ценным оружием гасило было в городах, когда было необходимо собрать негласную информацию, не обозначив своего присутствия. Гасило, позволяло носить его скрыто в разобранном виде и собирать непосредственно перед применением. Это с первого взгляда незатейливое оружие помогало казакам скрытно проникать на объекты, которые пришлось бы штурмовать месяцами, устраивать диверсии, брать языков которые давали ценную информацию, да и просто спасало жизнь в трудную минуту.
Засапожник – достаточно длинный (около 40см.) железный штырь, заостренный на одном конце и обмотанный тряпкой на другом. Он носился казаком за голенищем сапога и использовался либо как метательное оружие, либо как оружие последнего шанса на один укол и иногда спасал жизнь казаку. Часто он делался из обломка штыка. Иногда засапожник выковывался специально, тогда он был трехгранным, что позволяло наносить более тяжелые и плохо заживающие раны. Правильно вставленный в голенище сапога он не мешал ходьбе и был практически незаметен, наружу торчала лишь маленькая головка рукояти.
Рогатка – представляла собой развилку крепкого дерева в основном кизила. Рогатка наименее известное оружие казаков. Она была специальным оружием пластунов и являлась парным оружием. Рогатки брались в обе руки, и позволяли казаку эффективно обороняться и нападать на противника, не нанося серьезных повреждений.
17 слайд
15 вопрос. Первая модель РОКС-1 была разработана в начале 1930-х годов. РОКСом вооружались инженерно-штурмовые части РВГК. РОКС прошел всю войну. Второе оружие сняли с производства в 1942 г. Назовите оба.
Ответ: Ранцевый огнемет и ампуломет.
Учитель. В начале Великой Отечественной войны в составе стрелковых полков Красной Армии имелись огнемётные команды в составе двух отделений, вооружённые 20 ранцевыми огнемётами.
Конструктивно ампуломёт представляет собой небольшую мортиру низкой баллистики, стреляющую стеклянными или тонкостенными металлическими ампулами сферической формы с самовоспламеняющейся огнесмесью. Был снят с вооружения в связи с высокой уязвимостью боеприпасов и появлением более совершенных средств борьбы с бронетехникой противника в конце 1942 года.
18слайд
16 вопрос. По состоянию на 22 июня 1941 года, на вооружении РККА находилось 16 621 штук этого орудия. Была прозвана бойцами «Прощай, Родина», ценилась за высокую мобильность и лёгкость маскировки.
Ответ: 45-мм противотанковая пушка образца 1937 года (сорокапятка)
Учитель. Использовалось на первом этапе Великой Отечественной войны, но в связи с недостаточной бронепробиваемостью было заменено в 1942 году на более мощную пушку М-42 того же калибра.
19 слайд
17 вопрос. Где и когда раздался залп боевой машины реактивной артиллерии БМ-13– «катюши»?
Ответ: 14 июля 1941 года на железнодорожной станции Орша в Беларуси.
Учитель. БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская боевая машина (БМ) этого класса. Оружие относительно простое, состоящее из рельсовых направляющих и устройства их наведения. Совместное применение десятков ракет одновременно создавало интерференцию взрывных волн, что усиливало поражающий эффект.
20 слайд
18 вопрос. Данное орудие предназначено для навесной стрельбы по открытым целям, поэтому на боевой позиции у этой пушки ствол поднят вверх.
Ответ: 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 образца 1937 года
Учитель. Это орудие серийно выпускалось с 1937 по 1946 год. Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда.
21 слайд
19 вопрос. Когда руководитель артиллерийского отдела фирмы Круппа изучил 76 миллиметровую пушку ЗИС – 3, он воскликнул: «Это настоящий Шедевр!». Скорострельность пушки 25 выстрелов в минуту при дальности стрельбы 13 километров. Назовите конструктора.
Ответ: Василий Гаврилович Грабин
Учитель. Василий Гаврилович Грабин - выдающийся советский конструктор артиллерийского вооружения Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1940). Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943, 1946, 1950). Доктор технических наук, профессор.
22 слайд
20 вопрос. Этот знаменитый танк, герой Курской битвы, создан под руководством М. И. Кошкина.
Ответ: Т - 34
Учитель. Т – 34 - советский средний танк периода Великой Отечественной войны. Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны.
23 слайд
21вопрос. Тяжелый танк КВ – 1 был назван в честь первого маршала Советского Союза. Назовите маршала.
Ответ: Климент Ефремович Ворошилов
Учитель. Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек. Однако танк был «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Особенно много хлопот доставляла трансмиссия, не выдерживавшая нагрузок тяжёлого танка — она часто выходила из строя. По оценкам современников, КВ не имел особых преимуществ перед Т-34.
24 слайд
22 вопрос. Самым могущественным танком Второй мировой войны считается этот тяжелый танк, насквозь прошибающий броню фашистской «Пантеры».
Ответ: ИС – 2 (Иосиф Сталин)
Учитель. При попадании в цель снаряд, нередко прошивал немецкие танки насквозь или приводил к срыву башни. Пришел ИС на смену танка КВ. Главным стимулом к разработке новых танков стало появление зимой 1942-1943 годов на Восточном фронте новых немецких танков «Тигр».
25 слайд
23 вопрос. Её снаряды весом 48 кг срывали башни «Тигров» и «Пантер», за что бойцы прозвали ее «Зверобоем».
Ответ: Самоходная установка ИСУ-152
Учитель. В названии машины аббревиатура ИСУ означает «самоходная установка на базе танка ИС». Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в июне — октябре 1943 года.
26 слайд
24 вопрос. У какого танка толще броня: у нашего Т–34, или у немецких «Тигр» или «Пантера»?
Ответ: Т-34 - 90 мм, «Тигр» - 100 мм, «Пантера» - 80 мм
27слайд
25 вопрос. Чаще всего на военных дорогах встречалась именно эта машина – ГАЗ–АА и ГАЗ–ОМ–В. Как их называли в повседневной жизни?
Ответ: Полуторки
Учитель. Именно эти машины пошли через Ладогу по дороге жизни в осажденный Ленинград.
28 слайд
26 вопрос. Эти автомобили использовались для разведки и огневой поддержки пехоты.
Ответ: Бронеавтомобили (БА)
Учитель. На 1 июня 1941 в РККА числились 243 бронемашины БА-6. Основное вооружение бронемашины БА-6, состояло из 45 мм пушки и спаренного с ней пулемёта. На фронтах Великой Отечественной войны БА-6 использовались приблизительно до конца 1942 года.
29 слайд
27 вопрос. Легкий вездеход повышенной проходимости ГАЗ –67 создал конструктор …
Ответ: Грачёв Виталий Андреевич
Учитель. Виталий Андреевич Грачёв — советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники. Дважды удостоен звания лауреата Сталинской премии (1942 год, 1951 год) за разработку бронеавтомобиля БА-64 и трёхосной амфибии ДАЗ-485.
30 слайд
28 вопрос. Фашисты, хоть и называли их «русс-фанер», но очень боялись этих «небесных тихоходов». А наших летчиц летавших на них прозвали «ночными ведьмами».
Ответ: По-2
Учитель. По-2 или У-2 — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. У-2 обладал низкой скоростью и поэтому мог летать на небольших высотах, тогда как более скоростные самолеты рисковали при этом врезаться в холмы, деревья, складки местности. Это позволяло использовать машину для штурмовок и бомбардировок вражеских позиций, хотя боевые вылеты производили, как правило, ночью, так как днем самолет становился легкой добычей для истребителей противника и мог быть сбит наземным огнем даже из стрелкового оружия. Осенью 1941-го в ВВС СССР было начато формирование авиационных частей, укомплектованных женщинами. 23 лётчицам, воевавшим на У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза.
31 слайд
29 вопрос. В ночь на 7 августа 1941 года Виктор Талалихин одним из первых произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив около Москвы немецкий бомбардировщик. Назовите марку самолета Талалихина.
Ответ: И-16
Учитель. И-16 «истребитель шестнадцатый», «скоростной» (прозвища: ишак, ишачок) — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в опытном конструкторском бюро российского советского авиаконструктора Николая Поликарпова. На «ишаке» воевали:
Алелюхин Алексей Васильевич — дважды Герой Советского Союза
Ворожейкин Арсений Васильевич — дважды Герой Советского Союза
Жердев Николай Прокофьевич — Герой Советского Союза
Иванов Иван Иванович — Герой Советского Союза
Камозин Павел Михайлович — дважды Герой Советского Союза
Сафонов Борис Феоктистович — дважды Герой Советского Союза
Талалихин Виктор Васильевич — Герой Советского Союза
Цоколаев Геннадий Дмитриевич — Герой Советского Союза (20 побед)
Грицевец Сергей Иванович — Дважды Герой Советского Союза
Также на И-16 воевали Герои Советского Союза: Алексей Алексеевич Маланов, Сергей Фёдорович Долгушин, Игорь Александрович Каберов, Василий Федорович Голубев, в свой последний полёт ушёл Аркадий Васильевич Чапаев, сын легендарного полководца Гражданской войны.
32 слайд
30 вопрос. «Самолет – солдат», «летающий танк» - так с гордостью называли воины этот штурмовик конструктора С.В. Ильюшина. Фашисты боялись наших «илов» как огня и называли их «Schawrz Tod» («Черная смерть».).
Ответ: ИЛ-2
Учитель. Сергей Владимирович Ильюшин - выдающийся советский авиаконструктор. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 года — генерал-полковник-инженер), академик АН СССР (1968).
Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны Самолёт в армии получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Также немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его нем. Betonflugzeug — «бетонный самолёт».
33 слайд
31 вопрос. Весной 1944 г. немецкое командование вынуждено было разослать своим летчикам приказ: «При встрече с этим новым советским истребителем от боя уклоняться!»
Ответ: ЯК-3
Учитель. Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель. Самолёт создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым. Боевое крещение Як-3 прошёл в июне 1943 года во время операции «Цитадель» под Курском.
34 слайд
32 вопрос. В годы Великой Отечественной войны лучшей считалась подводная лодка серии «К». Воины ее называли так же, как и реактивные минометы.
Ответ: «Катюша».
Учитель. Подводные лодки типа К, «Крейсерская» — тип советских подводных лодок времён Второй мировой войны. Лодки этого типа предназначались для долгих одиночных, автономных походов к коммуникациям противника и стали самыми крупными подводными лодками ВМФ СССР
35 слайд
33 вопрос. Назовите имя самого знаменитого во время Великой Отечественной войны советского подводника — капитана третьего ранга.
Ответ: Александр Маринеско.
Учитель. Александр Иванович Маринеско - командир Краснознамённой подводной лодки С-13, капитан 3-го ранга, известный по «Атаке века». Герой Советского Союза 30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлофф», на котором находилось 10 582 человека. Лайнер был крупнейшим по тоннажу теплоходом, потопленным советскими подводниками, и вторым по числу жертв. Советская печать это потопление назвала «атакой века», а Маринеско — «подводником № 1».
36 слайд
34 вопрос. «Русские москиты в море! Спасайся, кто может!» — такую команду передавали фашисты, когда замечали эти суда.
Ответ: Торпедные катера.
Учитель. В годы ВОВ, на черноморском флоте находилось 2 бригады торпедных катеров (Новороссийская и Севастопольская бригады). Обе принимали активное участие в боевых действия. Благодаря скорости и немагнитному корпусу использовались при разминировании полей мин акустического действия.
37 слайд
Звучит песня (Николай Емелин – Мы живем на отцовской земле)
Учитель. В истории Великой Отечественной немало примеров массового героизма, отваги и стойкости. Героями в те годы становились не только люди, но и целые города. Но главным героем этой войны стал простой русский солдат, солдат, дошедший до Берлина, солдат мечтающий вернуться домой…. Россия никогда не забудет их подвиги. Далекой, очень далекой стала война сейчас. Но память о ней неиссякаема. Жизнь погибших продолжается в благодарной памяти потомков. Эта память – в стихах и книгах, фильмах и песнях. Эта память – в мемориалах и обелисках. Эта память в каждом из нас….
38 слайд
Титульный слайд
39 слайд - 40 слайд
Источники информации
Приложение 1
(увеличить до нужного размера)
2600 | 22 | 27 | 1418 |
1710 | 6 | 1200 | 4560 |
872 | 632 | 97 | 12 |
Приложение 2
Вставьте пропущенные цифры
Статистика войны
От Москвы до Берлина _____км.
______дней длилась война
___________ миллионов погибших
Разрушено ______ городов
_____млн признаны официально погибшими в нацистских лагерях смерти
_____ июня 1941 года начало ВОВ.
В первый же день боев фашисты уничтожили ______ советских самолетов
________ тыс. попавших в плен и пропавших без вести
________дня длилась блокада Ленинграда
В осаде Ленинграда погибло ____ тыс. мирных жителей, из них ___ % умерли от голода
Звание город-герой, присвоено _____городам СССР
Приложение 3
Источники информации:
- http://starikh.pobeda.vif2.ru/4.htm
- http://billionnews.ru/war
- http://www.specnaz.ru/article/?708
- http://pikabu.ru/story/oruzhie_pobedyichast_2legendarnyiy_ppsh_2117450
- http://warfiles.ru/show-11048-oruzhie-pobedy-podvodnaya-lodka-katyusha.html
- http://work-way.com/oruzhie-pobedy-sovetskie-samolyoty-mify-i-realnost/
- http://www.cossacksmuseum.org/kinjal/ctai1/cttau.html
- http://mywebs.su/blog/history/24144.html#cut
- http://www.liveinternet.ru/users/3144445/post348899226/
- http://www.liveinternet.ru/users/3144445/rubric/1436509/
- http://mywebs.su/blog/people/24096.html#cut
- http://www.liveinternet.ru/tags/%D0%F3%F1%F1%EA%E8%E9+%F1%EE%EB%E4%E0%F2/
- http://warfiles.ru/show-78442-partizanskiy-levsha-tengiz-shavgulidze.html
- http://bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/65.htm
- http://www.rg.ru/2014/02/02/partizani-site.html
- http://www.opoccuu.com/070811.htm
- http://bigwar.msk.ru/pages/biografy/konstruktori.html
- http://www.poisk-pobeda.ru/forum/index.php?topic=716.0
- http://cdn.topwar.ru/military-archive/
- http://warsite.ru/load/
- http://war.asyh.ru/
- http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=10&id=55&Itemid=166
- http://www.otvoyna.ru/index.htm
- http://vorotila.ru/Oruzhie-i-voennaya-tehnika/Ampulomet-Zabytoe-oruzhie-VOV-i75674
- http://www.zanimatika.narod.ru/RF34_1.htm
- http://www.armoury-online.ru/articles/revolvers/russia/nagan/
- http://www.legendary-arms.ru/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://sc148.ucoz.ru/publ/rech_levitana_o_nachale_vojny_i_dr/1-1-0-69
- http://www.audiopoisk.com/track/no/mp3/sva6ennaa-voina---sva6
- http://www.audiopoisk.com/track/nikolai-emelin/mp3/mi-jivem-na-otcovskoi-zemle/
- http://ololo.fm/search/%D0%9F%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%8F/%D0%9D%D0%B5+%D0%94%D0%BB%D1%8F+%D0%A2%D0%B5%D0%B1%D1%8F
- http://www.audiopoisk.com/track/surganova1/mp3/dovoennii-val_s
- http://warsite.ru/photo/
- http://www.oldgazette.ru
- http://starikh.pobeda.vif2.ru/4.htm
- http://nnm.me/blogs/myg2001/staraya_gazeta/#cut
- http://ww2history.ru/2385-cvetnye-foto-o-velikojj-otechestvennojj-vojjne..html
- http://www.i-ola-museum.ru/vystavki-i-ekspozitsii54/peredvizhnye-vystavki/litso-voyny-v-gazetnykh-strochkakh/
- http://www.militaryphotos.net/forums/showthread.php?99988-Russian-Photos-(updated-on-regular-basis)/page2635
- http://www.pravmir.ru/15-fotografij-pervogo-dnya-velikoj-otechestvennoj-vojny/
- http://virtual-museum.blog.tut.by/category/page2/
- http://vm.ru/news/2014/12/25/novij-god-na-fronte-i-v-tilu-274808.html
- http://www.memory-book.com.ua/gallery/albums/140
- http://fishki.net/42894-fotografii-velikoj-otechestvennoj-vojny-137-foto.html
- http://www.memory-book.com.ua/gallery/albums/140
- http://anton-klyushev.livejournal.com/280317.html
- http://karopka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Оружие Победы"
Презетация разработана к внеклассному мероприяию по ВОв....
Презентация Эрудит - аукцион "Оружие Победы"
Презентация содержит интересный и познавательный материал об оружии Великой Отечественной войны с помощью которого Советская армия одержала победу над фашистской германией....
Методическая разработка экскурсии по выставке "Оружие Победы"
Почти 70 лет назад закончилась самая великая и страшная война в мировой истории. Она оставила след в каждой семье нашей страны. До сих пор идут жаркие споры о войне, о цене победы. Давайте вспомним, к...
Оружие победы
Презентация...
Викторина "Оружие Победы"
Викторина по истории Великой Отечественной войны для учащихся 9-11 классов....
Фотоотчет урока мужества, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Оружие Победы»
Учитель физики Колобухов А.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Урок мужества «Оружие Победы», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, проводился для учащихся 6 класса общ...
Оружие Победы Стрелковое оружие
Презентация на тему Оружие Победы - стрелковое оружие...