ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ. НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ.
план-конспект по истории на тему

Абдуллина Оксана Анатольевна

Для учащихся 4класса Программа ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_istorii_4_klass.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: № 95                                                                                                    Методист: Сачкова Т.А.___________

Класс: 4 -а                                                                                                        Студентка: Слышкова Оксана, 45 гр

Кабинет:201

Учитель: Колганова Т.А.

Дата: 07.10.14.

Тема «ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ. НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ.»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: расширить знания о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества.

Планируемые результаты:

личностные:

  •  развивать устную речь;
  • развивать умение формулировать свои мысли.

       

метапредметные:

  • умение  применять и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • умение контролировать и оценивать свои учебные  действия  на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

предметные:

  • Сформировать у учащихся представление о военном деле на Руси
  • Более подробно познакомиться с историей Отечества.

Понятия: религия;  христианство, ислам, иудаизм.

Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс. Часть 2  /А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова; презентация

Фотография доски


Этап урока

Хронометраж

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент

1

-Здравствуйте. Меня зовут  Оксана Анатольевна. Сегодня я буду вести у вас урок истории. Сейчас тихо сядет первый ряд, затем второй и третий.

Организует работу. Сосредотачивает внимание.

Проверяют готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

Повторение

ранее

изученного.

5

-Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее. Какую тему вы изучали? Кто мне может сказать?

-Вы изучали первые рукописные книги

 - Я сейчас раздам несколько карточек с заданиями для повторения прошлой темы.(Выбираю несколько учащихся)

- Тем кому я не раздала карточки мы сейчас будем с вами играть в игру «Домино» (Раздаются карточки на команды)

Класс делится на 3-и команды. Побеждает команда, составившая верную цепочку из карточек домино. После выполнения подведение итогов.

Проводит опрос.

Отвечают.

Взаимо-проверка

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Мотивационный

5

-Сегодня мы с вами начинаем изучать новую тему. Прежде чем ее узнать нам поможет последнее задание на стр. 58  Прочитайте его. Так какие вопросы мы будем с вами рассматривать? ( С героическими страницами истории Отечества. Как Русь отстаивала свою независимость. )  Какие задачи можно поставить на урок? (Расширить знания о военном деле на Руси,. Познакомиться с героическими страницами истории Отечества.)

Задает вопросы. Рассказывает.

Словесный.

Слушают.

Читают.

Отвечают.

П:строят речев.высказ

М:высказыв, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Решение частных задач

15

-Откройте учебник на страничке 59. Я даю вам 2 минутки на то, чтобы прочитать тему урока и ознакомиться еще раз с этими вопросами.

Для начала выясним для себя, кто такие монголо-татары? (Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.)

Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

 Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были  неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

  Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. По словам древнего критика, они имели»мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети двух- трех лет начинали ездить верхом на лошади  и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами  и не хуже мужчин умели обращатся с оружием, которое всегда было при них.

- Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских на стр. 60.  Сравните.(монгольские воины имеют лучшее снаряжение)

  Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, не те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой-пала. Все жители погибли.

   Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Колому, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города.  Маленький город Козельск враги штурмовали семь  недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли . Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 году был разграблен и разрушен Киев.

  Почему же Русь покорилась монголо-татарам? Потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильлно каждое княжество в отдельности – его военная сила не шла ни в какое сравнение  с необъятной силой монголов. Двести лет хозяйничали монголы на русский земле. Двести лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.

 Батый в 40-ых годах ХII века основал огромное и пестрое по составу государство- Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарой (около современной Астрахани). Хотя коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по своему усмотрению.

   Однако с течением времени Золотую Орду стали раздирать внутренние противоречия. Многочисленные потомки Чингисхана боролись за власть. Это привело к тому, что в XV веке Орда распалась на несколько отдельных княжеств. Наиболее крупными были  Казанское, Астраханское и Крымское царства. Зависимость Руси от татаро-монгольских ханов постепенно слабела, и в 1480 году русский народ окончательно освободился от чужеземного ига.

Это произошло при великом московском князе Иване III, который перестал повиноваться власти ханов и создал сильное русские государство. А при  внуке Ивана III – царе Иване Грозном – было покончено с  Казанским и Астраханским ханствами. Дольше всех держалось Крымское ханство. В течении столетий оно угрожало безопасности России. С ним удалось справиться только в XVIII веке – в царствование Екатерины II. После успешной Русско-турецкой войны в 1768-1774 годов правительство Екатерины II принудило крымского хана сложить с себя власть, и в 1783 годы Крым присоединился к России.

- Прочитайте текст на стр. 59-60. Кто напал на Русь в XIII веке? (Монголо-татары.)

- Какой  первый город был на их пути? (Рязань.)

- Найдите его на карте на стр.61.

- Выполните задание 1 на стр. 60. Проследите по тексту учебника и карте последовательность нашествия Батыя на Русь.

Рассказывает.

Даёт задание.

Словесный.

Рассказывает материал.

Словесный рассказ.

Рассказывает материал

Словесный рассказ.

Практический.

Описывает картины.

Слушают.

Отвечают.

Слушают учителя.

Слушают учителя.

Работа по учебнику.

Описание иллюстр.

П: осмысленно слушают

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Физ.мин.

2

-Я вижу, вы устали давайте взбодримся. Мы с вами сейчас встанем и немного разомнёмся.  Движения показаны на экране.

Повторяет движения

Повторяют

Связь с НРК

15

 Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В то время, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев. В 1240 году по приказанию папа, король Швеции отправил большое войско против новгородцев и фаннов.

   Единственным городом, не разрушенным монголами, остался Новгород. Его стремились захватить немецкие и финские рыцари- крестоносцы. Рыцарь- конный воин, защищенный доспехами.  Крестоносцами их прозвали потому, что на их  одежде и доспехах был изображен крест.

   Шведские военачальники Биргер провел свое войско в устье реки Невы и послал своих послов в Новгород к молодому князю  Александру Ярославовичу . «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле», - передали послы слова Биргера. Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем», - и неожиданно напал на шведов. С рассвета  до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.

  Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невского. А было князю Александру Ярославовичу всего 20 лет. Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Решающее сражение, как мы знаем из летописи, произошло на Чудском озере. Здесь 5 апреля 1242 разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища.

   Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его острие составляли с ног до головы закованные в железо рыцари на конях. Конные рыцари находились по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил и обращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали и по частям уничтожали бегущих.

   Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои полки следующим образом: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян, вооруженных копьями, луками, боевыми топорами, а то и просто ножами.  Справа и слева от серединного полка сосредоточились основные силы – пехота и конница.

   И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двигались как таран. Они прибили серединный полк, но вдруг русские отступили  за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За сенями начинался берег, усыпанный большими камнями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в западне. Местами подтаявший  лед, не выдержав тяжести сражавшихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством.

   Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мячом к нам придет, от меча и погибнет!»

- Выполните задание 2 по карте  на стр. 60.

- Кто напал на Русь в XIII веке? (монголо-татары)

- Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый)

- Какой первый русский город оказался на их пути? (Рязань)

- Сколько дней оборонялись рязанцы? (Пять дней оборонялись, но на шестой день силы защитников иссякли. Монголо-татары, ворвавшись в город, разгромили и сожгли его, все жители погибли)

- Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? (Семь недель войско Батыя провело под городом Козельском)

-Что случилось с Киевом? (В 1240 году он был захвачен и разрушен)

- Как стало называться государство монголо-татар? (Золотая Орда)

- Какая появилась новая угроза? (Опасность исходила от шведов и немцев)

- Кто выступил против них? (Молодой князь Александр)

- Как ему удалось разбить шведов? (Александр  застал их врасплох)

-Какое прозвище он получил за эту победу? (Александр Невский)

- Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище)

- Как строились крестоносцы?  С какой целью? (  Клином. Он пробивал самую крепкую оборону)

- Чем закончилась битва 5 апреля 1242 года? (Крестоносцы оказались в западне, многие из них утонули)

-А теперь откройте дневники и давайте запишем домашнее задание. Стр. 59-63. Ответы на вопросы на стр. 64.

Даёт установку на чтение.

Словесно-практический метод.

Работа с текстом учебника.

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно читают

П: строят рассуждения

П: осмысленно читают

П: стоить речевое

высказывание в устной форме

Итог урока.

Оценивание работы учащегося

5

-И давайте с вами подведём итог урока.

-Что мы с вами сегодня изучили?

- Ранее вы уже изучали что-то подобное или это был совершенно новый для вас материал?

-Понравилось ли вам изучение этой темы?

-Понравилось ли вам, как прошёл сегодняшний урок?

Проводит беседу по  вопросам

Словесный метод.

Отвечают на вопросы

П:строят речев.высказ.

П:строят рассуждения

П:осуществляют синтез

Р:осуществляют итоговый контроль

Рефлексия

2

У вас на партах лежат жёлтые, и красные кружочки. Если вам понравился сегодняшний урок поднимите Жёлтый кружок, а если не понравился, то красный. Мы с вами молодцы! На этом наш урок окончен. Спасибо. До свидания.

Проводит рефлексию.

Производят рефлексию.

раввы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского "Посвящение Александру Невскому".

Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского написана на стихи собственного сочинения....

Конспект урока музыки во 2 классе. тема:Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Конспект урока музыки во 2 классе. тема:Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский....

Классный час на тему "Святой благоверный князь Александр Невский-опора земли Русской"

Тематика работы отражает  жизнь и подвиг Святого благоверного князя Александра Невского.Рассказывает о страницах истории Отечества, о ледовом побоище 1242 года."Кто на Русь с мечом придет, т...

Система интегрированных уроков « Святой благоверный князь Александр Невский – защитник земли русской»

В рамках XXIХ  Рождественских образовательных  чтений по теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» был проведён ряд интегрированных  уроков: ...

Князь Александр Невский- Великое имя России «к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»

Князь Александр Невский- Великое имя России«к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»...

Память святого князя Александра Невского на землях Подмосковья (игра-путешествие)

Цель игры: расширение культурного кругозора обучающихся в области духовно-нравственной культуры, повышение интереса к изучению жизни и эпохи князя Александра Невского, освоение исторического и краевед...

"Князь Александр Невский, святой защитник земли Русской"

Цель  беседы : Определение духовно нравственных ориентиров в становлении личности воспитанников.Задачи: формирование патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и нас...