Конспект урока Тема «Возникновение Москвы. Первые Московские князья»
план-конспект урока по истории на тему
Для учащихся 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya.doc | 77.5 КБ |
prezentatsiya_po_istorii_peredel.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Школа: № 95 Методист: Сачкова Т.А.___________
Класс: 4 В Студентка: Епанова Дарья, 45 гр
Кабинет:107
Учитель: Бабичева Е. Ю.
Дата: 07.10.14.
Тема «Возникновение Москвы. Первые Московские князья»
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока: Познакомить учащихся с новой для них информацией о первых московских князьях; повторить ранее изученный материал: год основания Москвы, имя князя Юрия Долгорукого - основателя Москвы; развивать интерес к изучению истории России; обеспечить развитие умений классифицировать информации, связанной с возникновением Москвы.
Планируемые результаты:
личностные:
- Развивать умение формулировать свои мысли.
метапредметные:
-Умение применять и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
предметные: сформировать у учащихся представление том, как возникла Москва; Более подробно узнать о князьях, правивших в Москве;
Понятия: «Калита», князь, княжество.
Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс. Часть 1 /О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова ; Презентация; Карта.
Фотография доски
Этап урока | Хронометраж | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Орг. момент | 1 | -Здравствуйте. Меня зовут Дарья Вячеславовна. Сегодня я буду вести у вас урок истории. | Организует работу. Сосредотачивает внимание. | Проверяют готовность к уроку. | Л: принятие образа хорошего ученика. |
Мотивационный | 5 |
-Как вы думаете, почему я взяла пословицы о Москве? Что значит, Москва веками строилась? (не сразу была такая Москва как сейчас, у неё есть свое прошлое и своя история). - Посмотрите на иллюстрацию кто там изображён? (слайд №1) (князь) Кто знает кто такой князь? (Князь - глава войска и правитель области на Руси). А что такое княжество? Княжество- область, которой управляет князь. Почему я выбрала именно изображения князя? О чём мы сегодня будем говорить? (правильно мы будем говорить о Москве и князьях) - Как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Возникновение Москвы. Первые московские князья)(слайд№2) - Хорошо. - Какие цели мы можем поставить на этот урок? (Познакомиться с Московскими князьями; Узнать год основания Москвы, и её основателя; слайд №3) | Задает вопросы. Рассказывает. Словесный. | Слушают. Читают. Отвечают. Определяют тему урока Ставят цели | П:строят речев.высказ М: высказыв, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний. |
Решение частных задач | 15 | - Сейчас откройте учебники на стр. 34-35 посмотрите и скажите, правильно мы определили тему урока? (Да). - Ребята, а кто-нибудь знает, когда была основана Москва? И кто был её основателем? - Чтобы узнать, давайте прочитаем информацию на странице 34. Итак, давайте проанализируем прочитанное. - Когда была основана Москва? (4 апреля 1147 года).(слайд №4) -Сколько лет исполнилось Москве в 2014 году? (867 лет). Вот такая уже старая столица нашей страны. - С именем, какого князя связывает история основание города? (Юрий Долгорукий). Как вы думаете, почему у Юрия Долгорукого было такое прозвище? Юрия Долгорукого назвали Долгоруким за постоянные посягательства на чужие земли. - На какие княжества была разделена Русь? (Владимиро-Суздальское, Киевское, Новгородское, Смоленское, Муромо-Рязанское, Черниговское). Посмотрите где они располагаются. (слайд № 5). - Что обозначает дата 1156 год? (слайд №6) (Москва стала деревянной крепостью, обгороженной частоколом из еловых и дубовых брёвен). Посмотрите иллюстрации на экране (слайды №7, 8, 9) -Ребята, а как вы думаете, в какое княжество входила Москва при князе Юрии Долгоруком? - Сейчас проверим, правы ли мы были. Прочитаем текст на стр. 35 по цепочке по абзацам, слушаем друг друга внимательно. - Давайте сделаем небольшой вывод, в какое же княжество входила Москва, при Юрии Долгоруком или это были самостоятельные земли? (земли не были самостоятельным княжеством, поэтому Московского княжества ещё не было) Верно. - А с чьим же именем тогда связано рождение Москвы, как центра Московского княжества? (с именем Даниила, сына Александра Невского). Действительно становление Москвы, как центра Московского княжества связано с именем Князя Даниила. Вначале XIV века под власть московских князей перешёл ряд соседних с Москвой городов - Какие города перешли под власть Московских правителей? (Переяславль, Можайск, Коломна). Удачное географическое положение Москвы способствовало росту и быстрому заселению Московского княжества. - Какую роль играла река Москва? (важную, т.к. по ней переправлялись товары). - Когда расцвела Москва, при каком правителе? (Иван Данилович).(слайд № 10) - Почему князя Ивана Даниловича прозвали Калитой? (он был богат, а слово калита обозначает «мешок с деньгами», именно поэтому его так и прозвали слайд №11). - Как изменились стены Кремля во время правления Дмитрия Донского? (слайд №12) (стали белокаменными слайд №13). -Следуя из этого, какое название получила Москва? (белокаменная). -Хорошо. Сейчас вы поработаете в парах рассмотрите свиток на стр. 37. Назовите годы правления первого московского князя – Даниила Александровича, московских князей – Ивана Даниловича (Калиты) и его внука Дмитрия Доского. (Даниил Александрович – 1276-1303 гг., Иван Данилович – 1325-1340, Дмитрий Донской – 1359-1389 гг.) - Молодцы. | Даёт задание. Словесный. Рассказывает материал. Словесный рассказ. Наглядный Работа по карте Задаёт вопросы Словесный рассказ. | Слушают. Отвечают. Работать по учебнику Анализируют прочитанное Работа по карте (показать княжества) Читают по цепочке Высказывают предположения Отвечают на вопросы Работают в парах | П: осмысленно слушают П:осуществляют необходимы поиск информации. Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
Физ.мин. | 2 | -Я вижу, вы устали давайте взбодримся. Мы с вами сейчас встанем и немного разомнёмся. | Показывает движения | Повторяют | |
15 | -Присаживайтесь на места. Молодцы! Теперь давайте вернёмся к изучению материала учебника. - Сейчас посмотрите на слайд №14. Вы видите вопросы, прочитайте их, найдите ответы в учебнике и проговорите ещё раз. 1. Почему князя Ивана Даниловича народ прозвал Калитой? (он был богат словно калита или кошёлек) 2. С какого времени град-крепость вокруг Москвы стала именоваться Кремлём? (при Иване. Калите искусные владимирские каменщики возвели первые белокаменные храмы, а московские плотники обнесли их стенами со стрельчатыми башнями, с тех пор крепость стала называться Кремлём.) 3. В каком веке Московская Русь стала именоваться Россией? (с конца XIV века). - Сейчас ребята, ваша зада отгадать кроссворд вы видите его на доске. (слайд №15). Я вам буду задавать вопросы, вы внимательно слушаете отгадываете слово и отвечаете, а мы тут же проверим правы вы или нет. 1. Какое прозвище получил основатель Москвы? (Долгорукий). 2. Какое княжество входило в Русь? (Киевское) 3. На каком холме стояла крепость Москвы в 1156 году? (Боровское). 4. Как звали младшего сына Александра Невского? (Даниил). 5. Какой город перешёл во власть московских правителей? (Можайск). 6. Какое прозвище получил князь Иван Данилович? (Калита). 7. Как в конце XIVвека называли Русь? (Россия). Молодцы. - А сейчас ребята, вы поделитесь на группы по 4 человека и придумаете свои 3-4 вопроса вопросы, связанные с нашей темой. Например: Внуком, какого князя был Дмитрий Донской и т.п. Но вы должны придумать такие вопросы, чтобы ответ можно было найти в тексте. - Молодцы. | Даёт задание Словесно-практический метод. Словесный Задавать вопросы | Работа с текстом учебника. Работают в группах Разгадывать кроссворд Составляют вопросы | П: строят речевое высказывание П: осмысленно читают П: строят рассуждения П: стоить речевое высказывание в устной форме | |
Итог урока. Оценивание работы учащегося | 5 | -И давайте с вами подведём итог урока. -Что мы с вами сегодня изучили? - Ранее вы уже изучали что-то подобное или это был совершенно новый для вас материал? -Понравилось ли вам изучение этой темы? -Понравилось ли вам, как прошёл сегодняшний урок? Домашнее задание: Уч. Стр. 34-38, рабочая тетрадь стр. 8, задания: 11,12. (слайд №16) | Проводит беседу по вопросам Словесный метод. | Отвечают на вопросы | П:строят речев.высказ. П:строят рассуждения П:осуществляют синтез Р:осуществляют итоговый контроль. |
Рефлексия | 2 | У вас на партах лежат жёлтые, кружочки. Если вам понравился сегодняшний урок нарисуйте весёлый смайлик, а если не понравился, то грустный смайлику. Мы с вами молодцы! На этом наш урок окончен. Спасибо. До свидания. | Проводит рефлексию. | Производят рефлексию. | равв |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Возникновение Москвы. Первые московские князья
Цели урока: - Познакомиться с Московскими князьями; - Узнать год основания Москвы, и её основателя;
4 апреля 1147 год – основание Москвы
1156 год – Москва стала деревянной крепостью
Дмитрий Донской Годы правления: (1368-1389)
1. Почему князя Ивана Даниловича народ прозвал Калитой? 2. С какого времени град-крепость вокруг Москвы стала именоваться Кремлём? 3. В каком веке Московская Русь стала именоваться Россией?
1. 2 . 3 . 6. 7. 4 . 5.
Домашнее задание Учебник стр. 34-38, рабочая тетрадь стр. 8, задания: №11, 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.
Цель урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...
Интегрированный урок "Экскурсия по Москве и Московской области"
Целью интегрированного урока английского языка и информатики на тему "Экскурсия по Москве и Московской области" является формирование интереса к изучению истории нашей родины, формированию культуры ди...
Работа с текстовой информацией на уроках истории "Русь Древняя. Первые Киевские князья"
Сегодня в работе школы актуально не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Работа с текстом значительно повышает п...
Возвышение Москвы. Деятельность первых московских князей
Данный ресурс включает в себя презентацию, содержащую иллюстративный и текстовый ряд исторического материала, посвященного данной теме. В качестве проверки домашнего задания учащимся предлагаются два ...
Урок с использованием кейса " Первые русские князья", 6 класс
Конспект урока по истории для 6 класса "Первые русские князья" с использованием технологии кейс-метод...
В ы с т у п л е н и е на Районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Сложные вопросы истории. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам.
Представленный историко - культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечне...