Отечества достойные сыны
классный час по истории (7, 8, 9 класс) на тему
Внеклассное мероприятие, ориентировано для обучаюихся 7х классов. Цель: расширить представления обучаюихся о Великой Отечественной войне и о героях Сталингадской битвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие "Отечества достойные сыны" | 25.72 КБ |
внеклассное мероприятие "Глубокий надежный советский тыл" | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2" города Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области
Внеклассное мероприятие
«Отечества достойные сыны»
Разработала: учитель истории
Удодова Татьяна Владимировна
Цели:
- Расширить знания обучающихся об истории нашей Родины, о героях Сталинградской битве;
- развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных качеств;
- воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны, высокой ответственности и верности долгу перед Родиной.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, аудиозаписи песен о войне (сопровождение фоном на стихи), аудиозапись речи Левитана о начале войны, карта военных действий, фонограммы песен «Священная война», «Ты помни», видеоролики о войне (сопровождение песен), проектор, экран, компьютер.
Мероприятие ориентировано на обучающихся 7-х классов.
Ход мероприятия.
Ведущий 1: Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события значение которых с годами не только не уменьшается, а напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне.
Ведущий 2: Война… Сколько боли и страдания в этом слове. Облик войны не меняется даже с веками, это всегда утраты, жестокость и смерть. Невозможно забыть какой ценой, какими жертвами далась нашим предкам Великая Победа. Да и нельзя забывать!
Ведущий 1:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Росу, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля спала ещё, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего лишь пять минут осталось.
Ведущий 2: В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось … (звучит речь Левитана)
Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые .
(Звучит песня «Священная война». Музыка: А. Александров Слова: В.Лебедев-Кумач)
Ведущий 1: В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла. Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.
Ведущий 2: У каждой войны есть свои герои. Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях.
Ведущий 1: За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек.
Ведущий 2: Среди этих героев имя сержант, командира отделения связи 339-го стрелкового полка 308-й стрелковой дивизии, кавалера ордена Отечественной войны, участника Сталинградской битвы, Матвея Мефодьевича Путилова. (Слайд 2)
Ведущий 1: Матвей Путилов родился в 1923 г. в д. Ильинка Тюменской области и был воспитанником Шайтанского детского дома Берёзовского района (ныне Ханты-Мансийский автономный округ) с 1936 по 1938 год. 10 января 1942 он окончил Омский электротехнический техникум по специальности «паровозное хозяйство» с присвоением ему квалификации техника первого разряда. Вступил в комсомол. (Слайд 3)
Ведущий 2: Матвей Путилов был призван в ряды РККА в марте 1942 Куйбышевским РВК города Омска и направлен в Омское пехотное училище им. М. В. Фрунзе. Однако ещё приказом по войскам Сибирского военного округа от 23 февраля 1942, начальнику Омского военного училища им. М. В. Фрунзе, полковнику Гуртьеву Л. Н. было поручено к 15 июня 1942 сформировать в Омске 308-ю стрелковую дивизию. Матвей Мефодиевич Путилов оказался в 339-ом стрелковом полку на должности командира отделения связи.
Ведущий 1 В октябре 1942 308-я стрелковая дивизия вела бои в районе завода и рабочего посёлка «Баррикады». 25 октября произошёл обрыв связи и гвардии майор Дятлеко, начальник штаба 339-го гвардейского полка, приказал командиру отделения связи сержанту Матвею Путилову исправить повреждение. Две предыдущие безуспешные попытки восстановить связь закончились гибелью связистов. Матвею Мефодиевичу была поставлена задача восстановить проводную телефонную связь, соединяющую штаб полка с группой бойцов, которые вторые сутки бойцы удерживали дом в окружении врага. Осколком мины его ранило в плечо. Превозмогая боль, дополз до места обрыва провода, но был вторично ранен: ему раздробило руку. Теряя сознание и не имея возможности действовать рукой, сжал концы проводов зубами, и по его телу прошёл ток. Связь была восстановлена. Умер с зажатыми в зубах концами телефонных проводов. Место подвига удалось восстановить: Нижний посёлок завода «Баррикады» в районе школы № 4 по ул. Прибалтийской. (слайд 4)
Для вас звучит стихотворение "Связист".
Оно приходит неожиданно - несчастье.
В разгаре боя вдруг оборвалась,
Оставив штаб отрезанным от части,
С большим трудом налаженная связь.
Порвался провод. И умолк. Запутан.
А немцы рядом, немцы жмут как раз…
«Остановить!» - не медля ни минуты,
Связисту был отдан тот приказ.
И он пошёл окольною тропою,
Он понимал, что он не чародей.
Но в этот час он был властитель боя,
В его руках была судьба людей.
Он отыскал разрыв и поднял провод,
Соединил отдельных два конца,
Колючая, шипящая, как овод,
Шмыгнула пуля возле храбреца.
И началось… Запело…Засвистало…
Посыпал густо вражеский свинец…
«Не отступлюсь! Во что бы то ни стало,
Налажу связь…» - в ответ решил боец.
А немцы шли, блестя стальными лбами
Сквозь дикую метелицу стеной…
Тогда он стиснул два конца зубами
И принял бой – неравный, дерзкий бой…
Его нашли, когда уже смеркалось:
В руках винтовка – поднятый прицел,
В зубах был провод, связь не перервалась,
Вокруг валялась груда вражьих тел.
Он тихо умер, чуть назад откинув,
Прижавшись к ели, и оледенев,
Но на лице его суровом и упрямом,
Не ужас был, а ненависть и гнев!!!
Ведущий 1: Солдаты знали, что многих ожидает смерть - может быть, уже завтра. Но все же звучали на войне шутки, пелись веселые песни.
Ведущий 2: Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности.
Ведущий 1: Каких только курьёзов не происходило с русским солдатом на войне, из каких переплётов выбирались. Аж дух захватывало! Сценка "Солдаты на привале".
Сценка: солдаты на привале
(исп. Песня “На безымянной высоте”или «Бьется в тесной печурке огонь») .
(На сцену выходят все участники сценок и располагаются по своим местам).
1 солдат - А я расскажу, как я однажды за “языком” ходил.
Вот сижу я, значит, братцы.
Под покровом темноты.
Слышу шорох. Вижу братцы,
Немец лезет,
2 солдат - Но, а ты?
1 солдат.
- Но, а я конечным делом,
Притаился меж сосён,
Белый снег, и я, весь в белом.
Жду бандита...
2 солдат - Но, а он?
1 солдат.
- Ну а он. Ползёт по лесу.
Только вижу, я братцы.
Много, в том фашисте весу,
Как бугай он...
2 солдат - ну а ты?
1 солдат.
– Ну, а я по весу муха, как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?
2 солдат - Ну, а он?
1 солдат.
– Ну, а он всё ближе, ближе... вижу только я браты,
Брюхом он лежит на ложе,
Снег глубокий...
2 солдат Ну, а ты?
1 солдат.
- Ну, а я решил упрямо;
Взять живым его должен,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет...
2 солдат - Ну, а он?
1 солдат.
- Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнут в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает...
2 солдат - Ну, а ты?
1 солдат - Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком.
И на фрица, на верзилу,
Прямо с маху сел верхом.
“Хальт”, - кричу, - не то стреляю!
Ходу, чертова душа!
И к затылку приставляю,
Свой заветный “пэ-пэ-ша”.
2 солдат - Ну, а он?
1 солдат - Куда ж деваться?
Подчинился мне, подлец,
И повёз меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон. (солдаты уходят )
Ведущий:1 Говоря сегодня о войне, мы мысленно прошли дорогой славы наших дедов, которые дорогой ценой отстояли свободу и независимость нашей Родины. Всё меньше и меньше ветеранов может сегодня выйти на Парад Победы. Будем же признательны людям, чья юность была опалена жестокой войной. Нельзя забывать своих героев!
Знаю, солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю, песня тяжёлых могил не откроет!
Но от имени сердца, от имени жизни:
Вечная Слава Героям!
(Исполняется песня «Ты помни». Автор текста (слов): Ткач О. Композитор (музыка): Остапенко Л.)
Ведущий 2: Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
МКОУ "СОШ №2" г.Николаевска
Внеклассное мероприятие
"Глубокий надежный советский тыл…"
Разработал: учитель истории
Удодова Татьяна Владимировна
Николаевск 2015
Цели и задачи:
- гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;
- знакомство детей с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, жизнью людей в это время;
- развитие способности сочувствовать и сопереживать.
Общие методические указания: Мероприятие приурочено к празднованию 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Для проведения мероприятия используются следующие методические приемы:
- музыкальная композиция;
- мультимедийная презентация
Место проведения: классный кабинет.
Участники мероприятия: ученики 7-х классов.
Ход мероприятия
Учитель:
"И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остается молодой".
Ведущий1: 9 мая 2015 года в70-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живо безмерное страдание военных лет и безмерное мужество народа.
Ведущий 2: Год 1941-й. Июнь... Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.
Июнь... Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь... Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
(Звучит музыка, дети танцуют вальс. Вдруг музыка обрывается,
Танцующие замирают на месте). (Мелодия "Священная война").
Ведущий1:
Сорок первый. Июнь. Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна и на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды на полотнах знамен унося. (Дети надевают пилотки).
Ученик 1:
Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина.
Тихо сказала: "Вставайте на помощь!"- Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал - Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твое - это наше горе - Родина.
Ученик 2: Мы очень не хотели войны. Мы сажали цветы, возводили новые города, растили детей, строили красивый, светлый, незабываемый дом на земле. А пришлось воевать. Замерзать, умирать, воскресать, но с одним желанием - победить. Этого хотели все. И верили, и жили одним - отвести беду. И не жалели для этого жизни.
Ученик 3:
Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
Ведущий2: Война огненным смерчем прошла по просторам нашей страны, принесла горе в каждый дом, в каждую семью. На полях сражений и во фронтовом тылу люди теряли безвременно погибших друзей, не щадили себя, отдавали без остатка все свои духовные и физические силы в борьбе с жестоким врагом
Учитель: - Ребята, как вы понимаете, что такое фронт?
(боевое расположение войск, район, где расположены действующие войска).
- А что же такое тыл?
(Место, где нет войны, живет население воюющей страны).
- А кто такой тыловик?
С уходом почти всего мужского населения на фронт, все тяготы войны легли на плечи женщин, стариков и детей, оставшихся в тылу. Жизнь во время войны была трудная, тревожная, голодная и холодная. Особенно страдали дети, непрерывно болевшие от недоедания, а зимой - от пронизывающей стужи. Но и они как могли, вносили свой вклад в дело великой Победы. В годы войны ребята были разведчиками, работали на заводах, выпускали снаряды, собирали теплую одежду для бойцов, выступали с концертами перед ранеными.
Ученик:
Сороковые годы нас задели,
Ударили по крошечным сердцам.
Мы наших мам видали раз в неделю
И только в снах гостили у отца.
Учились мы, вихрастые, смешные,
Одетые не в шелк, и не в парчу,
Носили ситец, валенки простые,
Не знали с детства слова "не хочу".
Росли, взрослели, бедами делились,
Над похоронкой плакали тайком,
А утром шли учиться, и учились,
Не оставляя детства на потом.
Сценка: (Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет).
Сестра:
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат:
А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас, потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь, и дом у нас с тобою есть.
А главное - фашисты далеко. Да и кому в стране легко!
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем, чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она. Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила! Уж лучше б душу не травила,
Чем чаще вспоминаешь ты о ней, тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: (строго): Не вздумай хныкать перед ней, дай отдохнуть сначала ей.
Ведущий2: Так же тяжело пришлось в военные годы женщинам. Они пришли на заводы и фабрики, на поля совхозов и колхозов. Женщины работали кузнецами, литейщицами, сели за руль тракторов и комбайнов. Стойкость и мужество, высокое сознание своего гражданского долга проявили женщины в трудный для Родины час испытаний.
Ученик:
Да разве об этом расскажешь.
В какие ты годы жила.
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла.
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын.
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все без конца и без счета,
Печали, труды и заботы
Легли на тебя на одну.
Ведущий1: "Все для фронта - все для Победы" – под этим лозунгом наш Николаевский район не только выполнял производственные планы, но и активно оказывал материальную помощь путем сбора одежды, обуви и денежных средств. Так, например, колхозы «Комсомолец» и «Большевик» перечислили 900 000 рублей, колхозы «1 мая» и имени Буденного – 500 000 рублей. Колхозы «Великий Октябрь», «Пионер» и «Политотделец» - 4 млн рублей и т.д. Председатели колхозов вносили в фонд обороны свои личные сбережения. Председатель «Комсомольца» И.Д.Орлянский внес 25 000 рублей. Помогали все: школы города, организации, просто жители. За время войны в фонд обороны от Николаевского района поступило более 15 млн. рублей. Каждый человек считал своим долгом оказать материальную помощь фронту. Пожилые женщины вязали шерстяные носки и варежки, учащиеся собирали для фронтовиков мыло, конверты, открытки. Население сдавало валенки, фуфайки, шапки, шубы и овчины. Колхозы и совхозы бесперебойно снабжали армию хлебом, мясом и жирами. Помощь фронту была высоко оценена Верховным Главнокомандующим И.В.Сталиным. В район приходили телеграммы с приветом и благодарностью от Красной Армии.
Ведущий2: В эти суровые годы войны многие города стали гостеприимным приютом для писателей, артистов и их семей. В наш город был эвакуирован вместе со своей семьей М.А Шолохов. Изредка он выезжал на позиции наших частей, но не на передовые… В годы войны М. А. Шолохов был полковником, военным корреспондентом газеты «Правда». 22 июня 1942 года в «Правде» опубликован рассказ за подписью М. А. Шолохова «Наука ненависти».
Ведущий1: Тружеников тыла награждали за героический и самоотверженный труд. Среди наград были: медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие», орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета».
Путь к Победе был долог - 1418 дней войны. И каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу - это подвиги беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине. 1418 огненных дней и ночей не забыты
И вдруг светлее стало небо.
Пришла к нам весточка : "Победа!"
И нет боёв, и нет войны.
(Мелодия "День Победы")
Ученик 1:
Аллея Героев! Бетонные плиты, Бетонные стелы стоят...
На них барельефы из бронзы отлиты, военной годины солдат!
Суровые лица... Герои солдаты пришли к нам из огненных лет.
Фамилия, имя... их жизни две даты... И славы немеркнущей свет!
Стоят на аллее в шеренгу солдаты на вечном, бессмертном посту!
Живущие, память хранят о них свято, за то, что сегодня живут!
Живущие, мы перед ними в ответе за мир и спокойные сны,
За то, чтобы внуков и правнуков дети не слышали голос войны.
Ученик 2:
Как тяжело, когда идет война.
Солдаты гибнут, умирают дети.
Я не хочу, чтобы была она
Ни в телевизоре, ни на планете.
Пусть войны на земле тотчас замрут,
И никогда не запылают снова,
И в каждом доме будут счастье и уют
И люди знать не будут слез и горя.
(Дети разворачивают плакат с рисунком).
Ведущий2: Пусть светит солнце, пусть поют птицы, цветут сады и зеленеют поля, но никогда-никогда не свистят пули. Ведь все мы приходим в этот мир, чтобы жить, и никто не смеет распоряжаться нашей жизнью.
Ученик:
Нам нужен мир на голубой планете!
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли -
Нам нужен мир навеки! Навсегда!
(Песня "Солнечный круг", танец)
Литература:
- Б.Л.Пастернак “Стихотворения, поэмы, переводы.” – М. : Правда. 1990.
- Калашников В.Г., Тупиков М.Ф. «Земляки». – Волгоград: Комитет по печати, 1995.
- Богомолов В., Ананьев А.А. «Версты мужества». – Волгоград: Нижне - Волжское книжное издательство, 1986.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Великого Отечества достойные сыны"
Элективный курс «Великого Отечества достойные сыны» предполагает занятия с юношами 8 – 11 класса. Курс рассчитан на 64 часа. В качестве помощников и собеседников ...
"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)
В разработке мероприятия использованы факты истории создания праздника "День Защитника Отечества", факты жизни и деятельности великих полководцев Руси в разные периоды истории....
"Отечества достойные сыны" (Праздник в честь Дня Защитника Отечества, с использованием сведений о культуре и традициях донского казачества)
В разработке мероприятия использованы факты истории создания праздника "День Защитника отечества", факты жизни и деят великих полководцев Руси в разные периоды истории. Особый ...
Сценарий праздничного концерта "Отечества достойные сыны"
15 февраля-вывод советских войск из ДР Афганистан. Этот сценарий можно применить для организации торжественной встречи ветеранов боевых действий, проходившие военную службу в Афганистане....
Истории Отечества достойные сыны.
Материал в помощь классным руководителям....
Классный час "Отечества достойные сыны"
Классный час...
Отечества достойные сыны
Познавательная программа о воинах Афганцах родом из Саратова и саратовской области...