"Вторая мировая война. Преступление против человечества. Нюрнбергский процесс"
методическая разработка по теме

Трубникова Светлана Евгеньевна

Звучит песня- Городам- героям.

         Фильм- « Самый лучший ролик о войне».

            Слайд- испуганные дети.

Учитель: Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается сегодняшняя наша встреча.

Слайд- 27 января – День воинской славы России.

Звучит песня- ансамбль песни и пляски.

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Эта дата связана с освобождением в 1945 году войсками советской армии концлагеря Освенцим, в котором было уничтожено более 1 млн. евреев.

Этот день был официально установлен по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 году.

Слайд- фашизм.

Звучит музыка- танго смерти.

Всем   нам,  хорошо знакомо понятие «фашизм». С какими сопутствующими понятиями ассоциируется у вас данное слово?

Высказывание   учащихся. - (Насилие, жестокость, варварство, смерть, кровь, массовые убийства, человеконенавистничество).

Учитель: Я предлагаю обратиться к словарю и зачитать определение термина «фашизм».

По ходу высказываний на доске появляется слайд.

- Фашизм! Сколько горя, слез, смертей принес он миру. Человечество не знало тех ужасов, тех разрушений, которые принесли фашисты...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krulyy_stol_po_vov.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол.

«Вторая Мировая война. Преступления против человечества. Нюрнбергский процесс»

Звучит песня- Городам- героям.

        Фильм- « Самый лучший ролик о войне».

        Слайд- испуганные дети.

Учитель: Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается сегодняшняя наша встреча.

Слайд- 27 января – День воинской славы России.

Звучит песня- ансамбль песни и пляски.

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Эта дата связана с освобождением в 1945 году войсками советской армии концлагеря Освенцим, в котором было уничтожено более 1 млн. евреев.

Этот день был официально установлен по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 году.

Слайд- фашизм.

Звучит музыка- танго смерти.

Всем   нам,  хорошо знакомо понятие «фашизм». С какими сопутствующими понятиями ассоциируется у вас данное слово?

Высказывание   учащихся. - (Насилие, жестокость, варварство, смерть, кровь, массовые убийства, человеконенавистничество).

Учитель: Я предлагаю обратиться к словарю и зачитать определение термина «фашизм».

По ходу высказываний на доске появляется слайд.

- Фашизм! Сколько горя, слез, смертей принес он миру. Человечество не знало тех ужасов, тех разрушений, которые принесли фашисты. 

У людей, родившихся в последние годы войны уже взрослы дети. Их отцы и матери помнят военное время смутно, знают о нем понаслышке. А последующие поколения и вовсе не знают лихолетья. Память народа о войне, о том, чем она грозила человечеству, о том, кто спас мир от «коричневой чумы» - нельзя уничтожить! Об этом нужно помнить всегда!

Слайд- «Сон разума рождает чудовищ».

Обратите внимание, пожалуйста, на эпиграф к сегодняшней нашей встрече и прокомментируйте высказывание. Учитель читает. 

Высказавание учащихся.

- (Всегда надо помнить об опасности распространения фашизма, а значит и об опасности войны).

Актуальна ли эта тема в настоящее время или не стоит ворошить старое? Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Высказавание учащихся.

- (В настоящее время активизировались неонацистские силы во всем мире, дабы им противостоять надо знать,  что  может произойти с человечеством  в случае их распространения; с  развитием  фашизма  опасность войны становится реальностью, войны, в которой не будет победителей).

 Слайд- «Вторая Мировая война. Преступления против человечества. Нюрнбергский процесс» .

 Тема нашего круглого стола «Вторая Мировая война. Преступления против человечества. Нюрнбергский процесс»

Исходя из названия темы, определите цель нашего заседания. О чем мы сегодня должны узнать? 

- (Сегодня  мы должны рассмотреть некоторые деяния фашизма и осудить его политику).

Звучит музыка- Вивальди. Времена года.

Слайд- Нюрнбергский процесс- справка.

Нам сегодня предстоит побывать на судебном процессе по обвинению фашизма против человечества.  Все мы выступаем в роли присяжных заседателей, необходимо выслушать сторону  обвинения  и вынести вердикт «виновен» или «невиновен».

Итак, я участники круглого стола, учащиеся 9-11 классов будут выступать в роли присяжных заседателей. Судья- учитель истории, директор школы Кичаев П.В..  Я-  модератор круглого стола и иногда, если вы не возражаете , буду прирывать наше заседание.

Слаайд- Нюрнбергский процесс- фотография.

 Судья: - Сегодня мы судим фашизм, судим преступников мира! Сегодня прошло почти  70  лет со дня победы над фашистской Германией. Все люди мира проклинают фашизм. Кто же его главари? Слово предоставляется обвинителям от Германии.

Выступает  два  обвинителя от Германии: 

Слайд- Гитлер А.

1 обвинитель. Мосидзе Александр. Мы – представители той страны, откуда фашисты начали свои крестовые походы против народов всего мира, против свободы.

Мы, молодое поколение, не знали тех ужасов, которые выпали на долю старшего поколения. Мы осуждаем тех, кто допустил в нашей стране к управлению эту «чёрную смерть», её главарей.

Адольф Гитлер (1889–1945 гг.) главарь германского фашизма. Во время Первой Мировой войны – ефрейтор кайзеровской армии. В 1920 году возглавил фашистскую партию. Написал при помощи Гесса книгу “Майн кампф” (“Моя борьба”), в которой проповедовал антикоммунизм, расизм, шовинизм, реваншизм и милитаризм, излагал программу германского фашизма: война за “жизненное пространство” на востоке и установление мирового господства германского империализма. Гитлер и его сообщники развязали Вторую Мировую войну.

Слайд- Гиммер Г.

2 обвинитель.  Полшков Артём. Генрих Гиммлер (1900–1945 гг.)– один из инициаторов создания системы концентрационных лагерей. Агентура гестапо имелась на предприятиях, организациях, в жилых кварталах. Ей были представлены права без суда казнить «государственных преступников», заключать в концлагеря «правонарушителей». К 1939 г. в Германии было арестовано около 225 тыс. человек (немцев). Гестапо проводило аресты и пытки мирных жителей, бесчеловечные казни тяжелобольных и ослабленных людей (“в жизненном отношении малоценном”), расстреливало военнопленных и партизан. Под руководством Гиммлера был разработан план “Ост”. Его суть – в политике геноцида, осуществляемой империалистами в разных районах земли. Источник этой политики – расовая ненависть. Фашисты стремились к захватам, установлению господства, так называемых, “высших” рас и истреблению “ низших” рас. Предполагалась в течение 30 лет выселить в Западную Сибирь около 31миллиона человек с территории Польши и западных районов СССР (80–85% польского населения, 65% населения Западной Украины, 75% населения Белоруссии, значительная часть населения Латвии, Литвы и Эстонии) и поселить на эти земли 10 миллионов немцев. Оставшееся население подлежало онемечиванию. Ещё до начала выселения было задумано на оккупированных территориях уничтожить 5 – 6 миллионов евреев. Предполагалась истребить 30 миллионов русских.

Слайд- Геринг Г.

Мосидзе Александр. Герман Геринг (1893–1946гг.) – летчик в период Первой Мировой. Организатор провокации поджога Рейхстага и массовых убийств советских людей на оккупированной территории. Инициатор создания Гестапо (тайной государственной полиции), которая стала централизованной карательной организацией.

Судья: Слово   предоставляется  представителю  польского государства.

Обвинитель от Польши: Калядин Александр.

Слайд- нападение Германии на Польшу.

1.09.1939 г. Германия напала на территорию Польши – именно этот день считается днём  начала  Второй Мировой войны.

Слайд- лагери смерти.

На оккупированных территориях Польши, СССР, Нидерландов и других европейских стран было

создано множество лагерей смерти.

По данным органов СС, к апрелю 1942 г. насчитывалось 15 основных и 100 филиалов, в апреле 1944 г. – 20 основных и до 1000 филиалов. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 млн. человек. Состав узников увеличивался за счёт схваченных участников движения Сопротивления в оккупированных странах, военнопленных, государственных и политических деятелей, а также мирных жителей.

Судья:  Предлагается выслушать рассказ свидетеля из Освенцима, составленный по документам Нюрнбергского процесса.

Свидетель из Освенцима: Ладошкина Татьяна: Небольшой польский городок, расположенный в 59 километрах от Кракова. Место болотистое, сырое, малярийная местность. Почти на 500 га  расползлось по земле это чудовище – завод по умерщвлению людей. Этот лагерь был построен в мае 1940 года. Он был сделан из расчета на 10 тысяч узников, потом увеличился до 250 тысяч человек.

Там были граждане разных стран: американцы, поляки, французы, немцы – всего 27 национальностей. Ежедневно в лагерь пребывало 3 – 5 железнодорожных эшелонов, по 1500–3000 человек в каждом. Из каждого эшелона фашисты отбирали по 200–500 физически здоровых, трудоспособных людей для работы в лагерях, а остальных – сразу же направляли прямо в газовые камеры и крематории.

Прошу  посмотреть  отрывок  документальной   видео-хроники,  подтверждающий вышесказанное.

Фильм- Освенцим- фабрика смерти нацистов.

Слайд- х о л о к о с т.

Музыка- Л. Гурченко.

Модератор: Сегодня идет много споров был или не был Холокост.

Так что же такое Холокост? Что вы знаете про Холокост?

Учащимися Совета музея было проведено исследование, респондентами выступали ученики   8-11 классов.

Предоставляю слово корреспондентам.

Слайд- результаты опроса ( 4 слайда).

Корреспонденты: Знаете ли вы что такое холокост? Сколько погибло евреев при холокосте? Знаете ли вы, что такое гетто? Как вы считаете, нужно ли проводить в школе мероприятия, посвящённые памяти жертв холокоста? (Называют данные опроса)

Слайд- холокост.

1 ученик: Что такое Холокост? Если переводить дословно, то оно происходит из греческих  библейских  форм «сжигаемый целиком» или «принесение жертвы всесожжения».

Слайд- холокост.

2 ученик: В современном обществе это слово зазвучало в 1960-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля, живущего в США еврейского писателя, узника   Освенцима  и Бухенвальда,  вся семья которого погибла в нацистки лагерях.

Слайд- газовые камеры, печи, крематорий (3 слайда).

3 ученик: «Холокост»-  это  систематическое преследование и истребление немецкими нацистами из других стран Еврейского народа, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам в годы Второй мировой войны.

4 ученик: Холокост- это «синоним» газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.

5 ученик: В Израиле и некоторых других странах используется также термин ШОА (Shoax), обозначающий «Катастрофа европейского еврейства».

Слайд- холокост- таблица.

1 ученик: В период Великой отечественной войны на оккупированной нацистами и их союзниками территории СССР оказалось свыше 80 миллионов человек. Среди них - около 3 миллионов советских евреев. По разным оценкам, от 2,6 до 2,8 миллиона из них погибли. Это почти половина всех еврейских жертв нацизма в Европе. Именно на советской земле началось их тотальное истребление. Всего же в огне  Шоа  погибло более 6-ти миллионов человек.

3 ученик: На  оккупированных  территориях, входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах. 

5 ученик: Синонимами   Холокоста  на территории  Европы,  стали названия лагерей смерти Освенцим, Треблинка, Майданек  на территории Польши, Саласпилс на территории Латвии.

Чтец: Малкина Ксения.

Слайд- заставка стихотворения.

Музыка- Л. Гурченко.

КК

Бродят тучи над планетой,
Словно пленники в неволе.
В душном воздухе, прогретом,
Слышатся мне звуки боли. 

Это души Холокоста,
Чьи разбросанные кости,
Что остались без погоста,
Стонут, просятся к нам в гости. 
Просят, чтобы их согрели,
И обмыли, и одели,
И земле родной предали,
И молитву прошептали. 

А в просторах неба где-то
Тихо бродят тени гетто,
Словно звездочки на небе,
Только нету с ними ребе. 

Тихо, буднично и просто,
Бродят души Холокоста...  

Модератор: Мы продолжаем наш судебный процесс.

Судья: слово имеет обвинитель от Франции. 

Слайд- фото узников лагерей.

Обвинитель от Франции:  Царапкин Влад.  Профессор анатомии  Клермон-Ферранского   университета (Франция) Анри  Лимузен  вспоминает: «Нацисты очень часто производили над заключёнными опыты, которые влекли за собой смерть или в лучшем случае увечья и инвалидность.

– сотням заключённых делали прививки заразных болезней; 

– другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод; 

– умерщвление людей в газовых камерах газом “Циклон В”. С 1942 по 1944 гг. было уничтожено около 4 млн. поляков, русских, евреев;
– фашисты срывали у мёртвых золотые коронки с зубов».

Судья: слово для обвинения предоставляется представителю из Англии. 

Слайд- фото узников лагерей.

Обвинитель от Англии:  Кузьмина Надежда “Преступления, совершённые в Гданьске, потрясли своей чудовищностью. Здесь были специальные камеры – хранилища для трупов, чаны и ванны для вымачивания и дубления человеческой кожи и т. д. Горы человеческих гильотинированных голов, черепов и  трупы, в ваннах куски уже “выработанной” человеческой кожи лежали в углах помещения. Кожа шла на перчатки, на абажуры для ламп, сувениры, разные поделки. Из человеческого жира изготовляли мыло. Одна производственная варка занимала от 3 до 7 дней. Чтобы получить 25 кг мыла, требовалось 70–80 кг человеческого жира (примерно 40 трупов).

В лагере  Биркенау  мы обнаружили огромный сарай, доверху забитый тюками.

 Из разорванного тюка вываливались густые пряди волос. Ещё и ещё…. Гитлеровцы использовали женские волосы в промышленном производстве.  Перерабатывали их в войлок и пряжу, из которых делали носки для подводников и железнодорожников”.

Модератор: История мировой цивилизации не знает такого массового, зверского истребления мирного населения, какое совершили гитлеровцы на оккупированной территории СССР.

Слайд- дети холокоста и заставки (4 слайда).

Музыка- Потрескивание поленьев.

Чтец: стихотворение “Варварство”.

Кузьмина Надежда.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Судья: слово для обвинения представляется обвинителям от СССР.

Слайд- памяти жертв холокоста.

Обвинитель от СССР:  Баринова Анастасия: Из воспоминаний Федора Семёновича Пшеничного, уроженца п. Верх-Чебула Кемеровской области. «В 1941 г. воевал в звании лейтенанта стрелковой дивизии на Северо-западном фронте. Это было неподалеку от Спас-Демьянска, у села Медведки. 

Бой был ночью, а когда утром отбили село, то увидели страшную картину: колодец, который весь до краёв был наполнен трупами изуродованных малолетних детей. Волосы вставали дыбом. Всё можно было ожидать от фашистских палачей, но такого зверства над детьми никто не мог себе представить. 

Я был призван в армию в 1941 г. Во время обороны города Канев (пристань на р. Днепр, недалеко от Киева) с 9 по 15 августа советские войска, в которых я находился, 16 августа оставили г. Ород. В ходе отступления наших войск я попал в плен. Концлагерь находился прямо на территории музея Т.Г. Шевченко. Когда оказались в плену, состояние солдат было отвратительное. Люди уже были без еды 8–10 дней. Выжить удалось тем, что ели кору деревьев и коренья, которые добывали в лесу! Иногда вдоль дороги, по которой вели пленных, добрые люди оставляли хлеб, картошку, капусту. Их не страшил немецкий автомат.

Меню в лагере состояло из хлеба, картошки, пшена.… Пили воду из лужи с грязью и кровью пополам. Спали на земле под открытым небом и в дождь, и в снег. Ежедневно от холода погибало более 100 пленных. Лагерь представлял собой обнесённый колючей проволокой пустырь и вышку; пленным приходилось по месяцу и больше ожидать своей участи».

 Из архивных записей, представленных в книге С.Т. Кузьмина «Сроку давности не подлежит». Описываются события в городе Керчь. «Противотанковый ров. Здесь фашисты совершали массовое истребление советских людей. Целым партиями по нескольку сот человек привозили сюда мирных жителей города, расстреливали из пулеметов и автоматов. Семь тысяч граждан Керчи погибло в этом месте. 

 В   противотанковом  рву были найдены трупы 245 детей. Пуховым платком закутала мать дочурку при расставании с жизнью. Харьков. На улицах и площадях трупы расстрелянных мирных жителей. Всюду следы ужасных злодеяний, совершенных гитлеровцами. Они сожгли госпиталь, переполненный тяжелоранеными красноармейцами. Здесь были обнаружены сотни трупов. Комиссия экспертов установила, что многих калек, безногих заживо сожгли. Киев в ноябре 1943 г. 

Трудно охватить одним взглядом бесконечные штабеля трупов, раскинувшиеся на огромной площади пустыря. Вот и Бабий Яр – место массовых казней.

Звучит музыкальный  фрагмент 13-й симфонии Д. Шостаковича «Бабий Яр».

Слайд- (Бабий Яр 4 слайда)

Слайд- Блокада Ленинграда (8 слайдов).

Музыка- Танго смерти.

Обвинитель от СССР: Данилова Полина:  Блокада Ленинграда является также чудовищной страницей ВОВ. К концу сентября фронт на подступах к Ленинграду окончательно стабилизировался. Город был блокирован фашистскими войсками, все сухопутные коммуникации Ленинграда с центром были перерезаны. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Вспоминает Галина Павловна Вишневская. (Отрывок из книги “Галина”).

“Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…

Слайд- ленинградский хлеб, дистрофия (3 слайда).

Модератор: Я предлагаю взвесить хлеб. Достаточно ли было его, когда другой еды не было. Завешивается хлеб.

Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой.  Хлеб содержал  примеси  и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие – высохли – вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства, а на рынках торговали сомнительным студнем.

Модератор: Внимание на экран- дневник Тани Савичевой, еще одно доказательство зверства фашистов.

Фильм- дневник Тани Савичевой.

Обвинитель: Бирюкова Юля:28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.” Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк: “Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все".
 Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали.
Модератор: Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.
Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

Слайд- Ладожское озеро- дорога жизни.

Модератор: Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки. По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”.

Музыкальный фрагмент. “Седьмая симфония Шостаковича.

 В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”.

Модератор: Блокада Ленинграда была прорвана в 1943 году. И все же город еще оставался прифронтовым. Враг стоял у его стен. Фашистская авиация совершала систематические налеты на город, тяжелые орудия обстреливали его жилые кварталы.

Музыка- Моцарт «Музыка  ангелов.

Слайд- “Пискаревское кладбище” Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией – 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. За фигурой Родины-матери на гранитной стене – строки Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   .  .  .  .
Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.

Слайд- окончание блокады Ленинграда (3 слайда).

Музыка- ансамбль песни и пляски.

Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.

Модератор: Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Фильм-  Минута молчания.

Слайд- Вечная память нашим дедам, свеча(2 слайда).

Судья: Судебное заседание по обвинению фашизма  против  человечества  закончено, выслушана сторона обвинения, высказались все свидетели.

 Модератор:  Прошу  исследовать  предложенные материалы, подтверждающие зверства фашизма на территории СССР. 

Модератор: Прошу вынести приговор.

Слайд- заставка.

(высказывания детей о степени виновности фашизма)

Входит корреспондент: 7 млн. граждан нашей страны предъявили свои счеты фашистам.

- Можете ли вы представить свои личные счеты гитлеровским бандитам?

(Выступление учащихся о родственниках, погибших во время войны).

Фото Моисеевой Н.Ф.- вытупление Гузнаевой Л.; выступление Храмова А.

Модератор:

- Знаете ли вы Героев Советского Союза наших земляков? Знаете ли вы узников конц- лагерей, уроженцев Мордовии?

Слайды- земляки- участники ВОВ, узники.

Музыка- Моцарт «Музыка ангелов).

- В нашем демократическом обществе есть люди, которые пытаются насаждать фашистскую идеологию среди морально неустойчивой  молодежи,  готовой  за  материальные блага принять догмы лидеров некоторых политических партий.

Как вы расцениваете подобные факты? Как можно с этим бороться?

(- учиться, вырабатывать силу воли, убеждения…)

Как называется современный фашизм?

 (- Неофашизм).

Фильм- окончание войны (звук выключить).

Видео- речь Сталина.

Как вы оцениваете роль Сталина в ВОВ?

В последнее время часто высказывается мнение о том, что вовсе не СССР победил в войне, а государства- союзники. Справедливы ли эти суждения?

Судья. Для зачтения решения суда прошу всех встать!

На полях битв человечество уже вынесло свой приговор германскому фашизму. В огне величайших в истории человечества битв героической Советской Армией и доблестными войсками союзников были не только разгромлены гитлеровские орды, но утверждены высокие и благородные принципы международного сотрудничества, человеческой морали, гуманных правил человеческого общежития.

Капитуляция фашистской Германии ещё не капитуляция фашизма. Общая ненависть к фашизму, которая заставила все народы плечом к плечу драться в этой войне, эта ненависть должна и сейчас сохраниться в арсенале людских чувств. Фашизм существует до сих пор, существует в разных формах, открытых и скрытых, и эта болезнь не из тех, которые излечиваются просто солнцем и свежим воздухом…

Во имя священной памяти миллионов невинных жертв фашистского террора, во имя укрепления мира во всём мире, во имя безопасности народов в будущем – мы предъявляем подсудимым полный и справедливый счёт. Это – счёт всего человечества, счёт воли и совести свободолюбивых народов.

Пусть же свершится правосудие!

Модератор: Была война, прошла  война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.

Модератор: Заседание круглого стола я хотела бы закончить словами ежегодного послания Федеральному  собранию  нашего президента В. В. Путина. «Уважаемые друзья, уважаемые граждане России.  В этом году, как это не раз бывало в судьбоносные моменты истории, наш народ ярко продемонстрировал и национальный подъем, и жизненную стойкость, и патриотизм. А сложности, с которыми мы сталкиваемся, создают для нас и новые возможности. Мы готовы принять любой вызов времени и победить», — заключил Путин.

Модератор: о мужестве, о патриотизме, о непобедимости России…

Песня: «Россия- кровь моя и боль…»  на  фоне «Гимн России» (звук выключить)

Слайды- «Я патриот!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Итоговый тест по разделам «Между мировыми войнами» и «Вторая мировая война».

Уважаемые коллеги.Представляю Вам тест, разработанный для I курса техникума. Конечно, вопросы в нем именно те, которые мы разбирали с ребятами на занятиях. В спецификации теста есть вся необходимая ин...

Внешняя политика до Второй мировой войны (с обзором общемировых процессов) (11 класс, презентация)

Внешняя политика до Второй мировой войны (с обзором общемировых процессов) (11 класс, презентация)...

Вторая мировая война - самая крупная трагедия в истории человечества.

Вторая мировая война - самая крупная трагедия в истории человечества. Периодизация войны. Крупные сражения...

Презентация: "Человечество во Второй мировой войне"

Вторая мировая война — крупнейшая в истории человечества война, развязанная фашистской Германией, Италией и милитаристской Японией. В войну было втянуто 61 государство с насе...

Презентация: "Человечество во Второй мировой войне"

Вторая мировая война — крупнейшая в истории человечества война, развязанная фашистской Германией, Италией и милитаристской Японией. В войну было втянуто 61 государство с насе...