Уроки веры и благочестия. Человек и император Николай II.
методическая разработка по истории на тему
Урок-лаборатория в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока-лаборатории по истории в 10 классе | 24.5 КБ |
Методическая разработка по Всеобщей истории. | 37.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 273»
Методическая разработка урока истории
Тема: «Человек и император Николай II»
Выполнила: Лоскутникова О.П.
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2013
Конкурс педагогических работ
Методическая разработка лабораторного занятия по истории
10 класс
Тема: Человек и император Николай II.
Цели занятия:
- организовав изучение личности Николая II по документам, показать неоднозначность его личности и деятельности;
- духовно-нравственное развитие личности и приобщение молодежи к ценностям отечественной духовной традиции
- осмысление идеалов веры и благочестия;
- развивать аналитические умения учащихся;
- помочь ученикам в определении собственного отношения к данной теме;
Задачи:
- совершенствование навыков исследовательской деятельности учащихся;
- умение выделять проблему исследования;
- умение выдвигать гипотезы для решения проблемы исследования через организацию самостоятельной работы с различными информационными источниками;
- умение делать выводы и анализ проведенной исследовательской работы;
- умение проводить рефлексию собственной, групповой и коллективной деятельности.
Средства обучения: проектор, компьютер, раздаточный материал для организации работы в группах.
Предварительная работа:
- Опережающее задание: исследовать исторический фон событий периода правления Николая II и его оценки как человека и государственного деятеля современниками и историками.
- Деление класса на группы по принципу равных способностей и возможностей.
- Подбор литературы и печатных материалов для организации работы в группах.
- Подготовка презентации с наиболее активными учениками.
Тип урока: лабораторное занятие
Структура занятия.
Этапы:
I. Организационный. Учитель сообщает тему, вместе с детьми выдвигает учебную проблему; знакомит класс с документами; определяет формы самостоятельной работы учащихся; разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов лабораторной работы.
II. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.
Ш. Коллективное обсуждение результатов. Творческие отчеты групп, выступление представителей, фронтальная обобщающая беседа.
IV. Подведение итогов. Суммирование подходов и оценок и формулирование общего вывода; оценивание школьников.
I. Организационный момент.
Настрой учащихся на работу. Фрагмент фильма «Николай II. Сорванный триумф»
1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1, 2, 3)
Сегодня у нас не совсем обычный урок по теме: «Уроки веры и благочестия. Человек и император Николай II»
Запись темы урока в тетрадях.
Вопрос: Ребята, как вы понимаете, что такое вера и благочестие?
Ответы учеников.
Обобщение ответов и уточнение определений по словарям, запись в тетрадях.
Толковый словарь Даля
Вера - уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем–либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных.
Толковый словарь Ожегова.
Благочестивый - у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Благочестивый - почитающий Бога, соблюдающий предписания религии; преисполненный благочестия.
В летописи истории России символом переломной эпохи навсегда остался последний император Николай II Александрович, родившийся в 1868 году, вступивший на престол в 1894 году, смещенный с трона в марте 1917 года, убитый в июле 1918 года. Это не только хронологические вехи судьбы правителя, но и рубежи русской истории. Он появился на свет, когда в России происходили бурные социальные изменения, принял монарший скипетр в момент уверенного движения империи в будущее, потерял власть в разгар жестокой мировой войны, а расстался с земной жизнью тогда, когда на его любимой родине все безнадежно оборвалось, безвозвратно изменилось и на долгие десятилетия распалась живая связь времен.
До сих пор биография Николая II окутана разнородными слухами, противоречивыми утверждениями, и даже знатокам истории порой трудно отделить вымысел от правды, действительное от мнимого и точно установить, где заканчиваются баснословные сказания, и начинается подлинность исторического образа.
Задание: изучите документ (Приложение 1)
Ученик представляет биографию Николая II. (Приложение 2)
На основании этих документов и представленной информации попробуйте сформулировать проблему нашего урока
Постановка и обсуждение проблемы учениками. Обобщение ответов учителем.
Проблема урока: В какой же цветовой гамме, в темной или светлой, рассматривать облик последнего царя России?
2. Знакомство с документами
3. Инструкция к работе.
Учащиеся работают в группах, каждая из которых анализируют различные аспекты жизни Николая II на материале предварительного исследования и полученных документов.
Работа в группах
В каждой группе распределяются роли (Приложение 2). Группы получают пакеты документов и карточки-инструкции.
Карточка-инструкция № 1. «Императорская семья»
Изучите документы (Приложения 4,5,6,7,8,9), сделайте анализ, и ответьте на вопросы:
а) какие стороны характера Николая II раскрывают эти документы;
б) выскажите вашу позицию на вопрос образования и воспитания Николая II.
в) составьте рассказ «Семейный мир императора»
слайды презентации 6, 7, 8, 9, 10, 11
Карточка-инструкция № 2. «Ноша монарха»
Изучите документы:
Приложение 10,
Буганов В.И. История России, 10 кл. с. 161,
Орлов А.С., Георгиев В.А. Хрестоматия по истории России, с 390
А.А Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. История России, XX, с. 22
Забродин В.М. Герои и антигерои Отечества. с.246
сделайте анализ, ответьте на вопросы:
а) в чем трагедия жизни Николая II
б) на кого он возлагал ответственность за судьбы России
в) сравните различные оценки государственной деятельности Николая II
г) сделайте свой вывод
Карточка-инструкция № 3 «Правление Николая II»
Изучите документы:
Приложение 11, 12,
Буганов В.И. История России, 10 кл. с. 268,
Орлов А.С., Георгиев В.А. История России, с. 300,
сделайте анализ, ответьте на вопросы:
а) справедливы ли обвинения царя в жестокости и бессердечии;
б) в чем Николай II усматривал высший долг правительств в устройстве мира;
в) сделайте свой вывод
Карточка-инструкция № 4 «Пошли нам, Господи, терпенье…»
Изучите документы:
Приложение 17, 18, 19, 20. 21
сделайте анализ, выразите своё отношение к вопросу уничтожения царской семьи и причисления к лику святых.
Выскажите ваше мнение по отношению к казни, убийству царя, убийству женщин, детей. Чего боялись новые власти? Слайды презентации 12, 13
Сделайте вывод.
Карточка-инструкция № 5 «Святая царственная семья»
Изучите документы, связанные с вопросом канонизации царской семьи:
Приложения 21, 22, 23, 24
Платонов О., Царь Николай II. с. 269,
сделайте анализ и выводы о причинах канонизации.
Слайд презентации 14, Жанна Бичевская – Царская Семья
Карточка-инструкция № 6 «Образ в историографии»
Изучите документы разных эпох, описывающие образ императора:
А.А Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. История России, XX, с. 22
Орлов А.С., Георгиев В.А. Хрестоматия по истории России, с.293
Приложения 13, 14, 15, 16
сделайте анализ и выводы.
III. Отчеты групп.
“Репортеры” выступают с результатами работы группы.
IV. Подведение итогов.
После выступления “репортеров” учащиеся совместно с учителем делают вывод урока в соответствии с поставленной проблемой.
Проблема урока: В какой же цветовой гамме, в темной или светлой, рассматривать облик последнего царя России? Слайд 15
Выводы учеников по проблеме.
Вывод по уроку: слайд 16
Николай II, несмотря на противоречивость взглядов, один из самых легендарных персонажей отечественного прошлого, относившийся к обязанностям монарха, как к своему священному долгу. Его жизнь и жизнь Царственной Семьи являются образцом веры и благочестия для русского народа, для всех православных. Это люди, глубоко любившие Россию и искренне стремившиеся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. Их мученическая кончина явилась светом Христовой веры побеждающей зло.
Подведение итогов, анализ работы групп, выставление оценок.
Домашнее задание. Слайд 17
«Личность в истории» - написать эссе о Николае II
Предварительный просмотр:
Тема «Великие географические открытия и развитие предпринимательства в Европе. Обобщающий урок». 7-й класс
Лоскутникова О.П. – учитель истории и обществознания, лицей № 273, Колпинский район, г.Санкт-Петербург
«Повсюду в Новом Свете, равно как и в Старом,
Колумб разжег огонь в сердце каждого моряка.
Этот огонь стал предвестником новой эпохи,
так как был неугасим».
Чарльз Кендалл Адамс.
Тип: систематизация и обобщение знаний;
Цели:
- образовательные: систематизация и обобщение знаний о Великих географических открытиях и их значении; о зарождении и развитии предпринимательства в начале Нового времени; развитии торговли, значении образовании банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах;
- воспитательные: формирование собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентация на "проживание" учащимися исторической эпохи данного периода;
- развивающие: формирование умения самостоятельно делать выводы; аргументировать свое мнение.
Оборудование:
- рабочая тетрадь, карта, таблица, иллюстрации;
Ход урока
План:
- Вступительное слово учителя. Обоснование значения темы урока.
- Основная часть.
Великие географические открытия;
развитие предпринимательства;
представление проектов;
выводы;
3. Заключительная часть. Подведение итогов, оценка действий, знаний и умений.
Учитель: Сегодня мы проводим урок обобщения по теме "Великие географические открытия и развитие предпринимательства в Европе".
Эпиграфом урока станут слова американского историка Чарльза Кендалла Адамса:
«Повсюду в Новом Свете, равно как и в Старом, Колумб разжег огонь в сердце каждого моряка. Этот огонь стал предвестником новой эпохи, так как был неугасим»
Как вы думаете, что влекло европейцев в Новый свет в далекие путешествия в 15 – 17 веках? (ответы о причинах ВГО)
Сегодня мы перенесемся в 16 век и отправимся в далекое путешествие …..
- Как вы думаете, что нам необходимо, чтобы наше путешествие состоялось?
- На каком корабле мы поплывем?
- В чем преимущество каравеллы перед другими кораблями?
- Что еще необходимо в путешествиях?
- Конечно же, карта.
Задание 1.
Задания для групп:
(группы получают задания с портретами мореплавателей) 5 минут
1 группа:
Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?
В 1488 году этот мыс он назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Но последующие путешественники назвали совсем иначе этот мыс. Как? Кто он? (мыс Доброй Надежды, Бартоломео Диаш)
2 группа:
Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?
Он нашел морской путь в Индию и через два года вернулся в Португалию, при этом погибло 2 корабля и более половины экипажа. Однако груз в 60 раз превышал то количество денег, которые были затрачены на экспедицию. Кто он? (Васко.де Гама)
3 группа:
Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?
Он был человеком Нового времени, т.к. родившись в Генуе, в семье небогатого ткача, не последовал отцовской специальности. Занимался географией, собрал большую библиотеку, где было много сочинений, доказывающих шарообразность Земли и ,живя в Лиссабоне, занимался изготовлением морских карт. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался "Вице-королём всех островов, которые он откроет". Кто он? (Христофор Колумб)
4 группа:
Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?
Его экспедиция окончательно доказала, что земля имеет форму шара, обогнув которую можно вернуться в порт отплытия, а также наличие "часовых поясов" т.е. разницы во времени, происходящей из-за вращения Земли. Кто он? (Фернан Магеллан)
Проверка правильности ответов с показом путей мореплавателей на карте (работа на мультимедийной доске) 5 мин
Задание 2. (5 мин.)
Великие географические открытия устранили изоляцию 2-х миров, но это сопровождалось уничтожением других государств с их высокой культурой и физическим истреблением местных жителей. Как вы думаете, следует ли считать Великие географические открытия прогрессивным явлением?
2 команды должны подобрать факты, доказывающие, что ВГО прогрессивное явление.
2 команды приводят факты, отвергающие прогрессивность ВГО.
- Перемещение главных торговых путей в океаны.
- «Продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением множества новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, широким импортом различных пряностей, кофе, какао, чая.
- Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.
- Власть Европы над другими частями света. Поведение Европы было связанно с колониальной политикой
- Изменения в социальной структуре. Появление новых слоёв.
- Пиратство. Работорговля.
- Уничтожение культуры индейцев, (Ацтеки, Инки).
- Распространение иноземных товаров в Европе.
- Научно-технический прогресс.
- Христианизация индейцев
- Также Великие географические открытия повлекли за собой революцию цен.
- Создание колониальной системы
Итак, действительно ВГО были в большей степени прогрессивным явлением.
Учитель:
Великие географические открытия способствовали обогащению европейцев - драгоценные металлы и товары из Нового Света и с Востока наполняли сундуки предприимчивых людей. Это богатство поначалу радовало европейцев, но вскоре они обнаружили обратную отрицательную сторону лёгкого и быстрого обогащения.
Пришлось европейцам думать, как сохранить и приумножить свои богатства. Выход они нашли простой -НАДО ДЕНЬГИ (БОГАТСТВО) ЗАСТАВИТЬ РАБОТАТЬ И ПРИНОСИТЬ ПРИБЫЛЬ.
Одной из характерных черт предпринимательства (нового капиталистического уклада) является развитие торговли, и мы с вами совершаем путешествие в один из центров мировой торговли в начале Нового времени - город Лондон.
Обширен Лондон и хорош
В крещеном мире не найдешь
Второго города такого -
Столь модного и столь большого.
Богата тамошняя знать,
Себя умеет показать.
В стране английской места нету -
Прекрасней и важней чем это.
Туда по Темзе многоводной
Добро из разных стран везет
Хитер и ловок там народ.
(Легенда о Тристане и Изольде).
Задание 3
Мы - на рыночной площади Лондона, толкаясь среди торговых рядов, мы слышим обрывки фраз, различные высказывания, присказки и пословицы. В карточках выберите только те изречения, которые отражают отношение лондонцев к рынку:
- "Рыцарство было убито пушкой";
- "На бирже можно было купить и продать ветер";
- "Ваше величество не могло бы получить римской короны без моей помощи";
- "Штыком коли, прикладом бей";
- "Все продается на рынке, кроме молчаливой осторожности и чести";
- "Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке";
- Как вы понимаете эти выражения?
- Какое место рынок занимал в жизни горожан?
- Какое значение имели биржи для развития торговли?
Задание 4 (5 мин).
Соотнесите понятие и определение
прибыль | предприятие, основанное на ручном труде, наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции |
мануфактура | специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг |
монополия | превышение доходов от продажи товаров или услуг над затратами на их производство и реализацию |
биржи | исключительные права на производство или торговлю с какой-либо страной или группой стран; исключительное право на пользование чем-либо |
Проверка результатов
Задание 5
Представление проектных работ групп по теме: «Развитие предпринимательства в Европе»
Каждой группе отводится по 2 мин. (всего 10 мин.)
Подведение итогов.
Вывод по уроку. Значение сделанных открытий велико: они изменили и расширили представление человечества о мире, подтвердили учение о шарообразности земли, дали толчок развитию торговли, промышленности и предпринимательству, это начало перехода от традиционного общества к капиталистическому, основанному на частной собственности и рыночной экономике.
Дополнительное задание
С развитием мировой торговли увеличился спрос на изделия ремесла, ремесленные мастерские не могли его удовлетворить, нужны были большие, крупные предприятия. В XVI веке появляются мануфактуры. Мы должны выявить отличия мануфактуры от ремесленной мастерской.
Задание 1
2 группа:
Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?
Он нашел морской путь в Индию и через два года вернулся в Португалию, при этом погибло 2 корабля и более половины экипажа. Однако груз в 60 раз превышал то количество денег, которые были затрачены на экспедицию. Кто он?
Задание 2
Подобрать факты, доказывающие, что ВГО прогрессивное явление.
1. Перемещение главных торговых путей в океаны.
2. «Продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением множества новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, широким импортом различных пряностей, кофе, какао, чая.
3. Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.
4. Власть Европы над другими частями света. Поведение Европы было связанно с колониальной политикой
5. Изменения в социальной структуре. Появление новых слоёв.
6. Пиратство. Работорговля.
7. Уничтожение культуры индейцев, (Ацтеки, Инки).
8. Распространение иноземных товаров в Европе.
9. Научно-технический прогресс.
10. Христианизация индейцев
11. Также Великие географические открытия повлекли за собой революцию цен .
12. Создание колониальной системы
Задание 1
3 группа:
Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?
Он был человеком Нового времени, т.к. родившись в Генуе, в семье небогатого ткача, не последовал отцовской специальности. Занимался географией, собрал большую библиотеку, где было много сочинений, доказывающих шарообразность Земли и, живя в Лиссабоне, занимался изготовлением морских карт. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался "Вице-королём всех островов, которые он откроет". Кто он?
Задание 2
Подобрать факты, отвергающие прогрессивность ВГО.
1. Перемещение главных торговых путей в океаны.
2. «Продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением множества новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, широким импортом различных пряностей, кофе, какао, чая.
3. Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.
4. Власть Европы над другими частями света. Поведение Европы было связанно с колониальной политикой
5. Изменения в социальной структуре. Появление новых слоёв.
6. Пиратство. Работорговля.
7. Уничтожение культуры индейцев, (Ацтеки, Инки).
8. Распространение иноземных товаров в Европе.
9. Научно-технический прогресс.
10. Христианизация индейцев
11. Также Великие географические открытия повлекли за собой революцию цен.
12. Создание колониальной системы
Задание 1
4 группа:
Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?
Его экспедиция окончательно доказала, что земля имеет форму шара, обогнув которую можно вернуться в порт отплытия, а также наличие "часовых поясов" т.е. разницы во времени, происходящей из-за вращения Земли. Кто он?
Задание 2
Подобрать факты, отвергающие прогрессивность ВГО.
1. Перемещение главных торговых путей в океаны.
2. «Продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением множества новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, широким импортом различных пряностей, кофе, какао, чая.
3. Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.
4. Власть Европы над другими частями света. Поведение Европы было связанно с колониальной политикой
5. Изменения в социальной структуре. Появление новых слоёв.
6. Пиратство. Работорговля.
7. Уничтожение культуры индейцев, (Ацтеки, Инки).
8. Распространение иноземных товаров в Европе.
9. Научно-технический прогресс.
10. Христианизация индейцев
11. Также Великие географические открытия повлекли за собой революцию цен.
12. Создание колониальной системы
Задание 1
1 группа:
Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?
В 1488 году этот мыс он назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Но последующие путешественники назвали совсем иначе этот мыс. Как? Кто он?
Задание 2
Подобрать факты, доказывающие, что ВГО прогрессивное явление.
1. Перемещение главных торговых путей в океаны.
2. «Продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением множества новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, широким импортом различных пряностей, кофе, какао, чая.
3. Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.
4. Власть Европы над другими частями света. Поведение Европы было связанно с колониальной политикой
5. Изменения в социальной структуре. Появление новых слоёв.
6. Пиратство. Работорговля.
7. Уничтожение культуры индейцев, (Ацтеки, Инки).
8. Распространение иноземных товаров в Европе.
9. Научно-технический прогресс.
10. Христианизация индейцев
11. Также Великие географические открытия повлекли за собой революцию цен .
12. Создание колониальной системы
Задание 3
Выберите только те изречения, которые отражают отношение лондонцев к рынку:
- "Рыцарство было убито пушкой";
- "На бирже можно было купить и продать ветер";
- "Ваше величество не могло бы получить римской короны без моей помощи";
- "Штыком коли, прикладом бей";
- "Все продается на рынке, кроме молчаливой осторожности и чести";
- "Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке";
Задание 4
Соотнесите понятие и определение
прибыль | предприятие, основанное на ручном труде, наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции |
мануфактура | специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг |
монополия | превышение доходов от продажи товаров или услуг над затратами на их производство и реализацию |
биржи | исключительные права на производство или торговлю с какой-либо страной или группой стран; исключительное право на пользование чем-либо |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Для блага всех – свое забыть. Император Николай I: идеалы царя и российская действительность»
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10 – 11 классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задани...
Реферат " Островок" истинной православной веры и благочестия.
В реферате раскрыта история Троице - Сканова монастыря, который находится в селе Наровчат Пензенской области Ныне существующий архитектурный ансамбль монастыря сложился в 1790-1810-х годах. Глав...
Учебный фильм "Царскосельская карусель императора Николая I".
Ссылка на фильм - https://www.youtube.com/watch?v=FcZHx6mXOnEВ XIX в. заметным событием в развлекательной практике российского Императорского двора стали карусели, проводимые в период...
Урок: «Внутренняя политика императора Николая 1».
Интегрированный урок-исследованиена тему: «Внутренняя политика императора Николая 1».(По комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)....
Уроки Веры и Благочестия на примере воспитания в семье Романовых.
Внеклассное мероприятие посвященное 400-летию дома Романовых. Ознакомление с детьми императора Николая и императрицы Александры Федоровны....
Тема: «Вера, роль веры в жизни человека»
Факультативное занятие....
План-конспект урока по истории России Тема: «Император Николай I». Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Император Николай I».Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Ро...