Куликовская битва
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1. ФИО: Костенкова Елена Николаевна.
2.Место работы: МБОУ ООШ № 4 г. Елизово, Камчатского края
3.Должность: учитель истории и обществознания.
4.Предмет: история.
5.Класс: 6.
6.Тема и номер урока в теме: «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва».
7.Средства: 1) учебник Данилов А. А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца 16 века». - М.: Просвещение, 2004
2) историческая карта «Русь в XIV-XVвв.»,
3)схема «куликовская битва»,
4) памятка-план изучения битвы,
5) раздаточный материал,
6) видеофрагменты.
8.Цель урока: изучение Куликовской битвы, показать роль Москвы, как центра борьбы с ордынским владычеством.
9.Задачи: 1) Обучающие: систематизация знаний эпохи борьбы с монголо-татарским игом, знакомство с историческими процессами Руси – объединением земель и героической борьбой народа за независимость.
2) Развивающие: развитие умения обобщать и логически мыслить, самостоятельно формулировать и излагать аргументированно свою точку зрения и выводы, прогнозировать развитие событий.
3) Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности и непримиримого отношения к угнетению человека человеком.
10. Тип урока: комбинированный.
11. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, ПК.
12. Структура и ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Стенает Русь под гнетом ига, Затмивший тучей солнца свет, Висит, как тяжкая верига Орда – огромный паразит. Довольно быть Орды рабами Так победим или умрем, Москва и Русь стоит за нами, И боль земли горит огнем!
Итак, тема сегодняшнего урока «Куликовская битва». План урока:
1.Организация работы с настенной картой, учитель рассказывает о продвижении русских войск к месту сражения, по ходу задавая вопросы. Избранная Дмитрием стратегия борьбы с Мамаем была очень рискованной. Первым необычным решением стал приказ войску выдвинуться навстречу Мамаю в Дикое поле, а не ждать подхода татар на левом берегу Оки или за стенами Московской крепости. 1.Подумайте, чем было продиктовано подобное решение князя Дмитрия? Какие преимущества оно давало Руси? 2. Назовите территории, через которые прошли объединенные русские полки, продвигаясь к Дикому полю? 3.Подумайте, почему Дмитрий избрал именно этот маршрут? Как это было связано с надеждой Мамая на помощь союзников? Работа с таблицей и учебником стр 157-159. В обобщении таблицы рассказ учителя о выходе русского войска на Куликово поле и посещение Троице-Сергиева монастыря. 2.Рассказ учителя о Куликовской битве с использованием видеофрагмента из мультфильма-памяти «Лебеди Непрядвы» Рассмотрите внимательно схему размещения русских войск перед началом сражения. 1.В чем вы видите преимущества в размещении русской армии? Как использовал полководец особенности местности? 2.Как вы думаете, каково предназначение Передового и Сторожевого полков? 3.Почему командование Засадным полком Дмитрий Иванович поручил искусному военачальнику, своему двоюродному брату Владимиру Андреевичу Серпуховскому и воеводе Дмитрию Боброку? 4.Почему резерв русской армии составили хорошо вооруженные полки Дмитрия Ольгердовича? 3.Выделение причин победы, значения и следствия победы для борьбы с Ордой. 1.Каковы были важнейшие итоги Куликовской битвы? 2.Подумайте, почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории. Несмотря на то, что она не привела к свержению монголо-татарского ига? 3.Была ли победа на Куликовом поле внезапным успехом? 4.Поход Тохтамыша на Москву 1.Какие цели преследовал Тохтамыш в походе на Москву? 2.Почему русские князья не откликнулись на призыв Московского князя в 1382 г? 3.Каковы были результаты грабительского похода 1382г на Русь?
III. Выводы урока: 21 сентября в России отмечается День воинской славы, день победы русских полков над монголо – татарами. Учитель просит вспомнить и назвать 3 важных имени, 3 события, 3 чувства, которые вызвало у вас Куликовское сражение и 3 качества русских воинов, которые они продемонстрировали в ходе защиты Отечества. Домашнее задание: § 18, рассказ о Куликовском сражении от лица воина, участвовавшего в нем. Дополнительно по желанию 1.Назовите произведения живописи, в которых нашла отражение тема Куликовской битвы, 2.Назовите литературные произведения древности и наших дней о Куликовской битве. 3.Какие памятники установлены на Куликовском поле. | Проверяют оформление рабочего места, проверяют готовность к уроку. Ребята отвечают на поставленные вопросы, которые помогут сформулировать тему урока. записывают тему урока и план изучения Куликовской битвы в тетрадь. Заполнение таблицы (раздаточный материал №1) совместно с учителем Сообщение учащегося о Сергии Радонежском. Работа с иллюстрацией на стр. 161 (Дмитрий Иванович получает благословение у Сергия Радонежского). Работа с картой и схемой сражения. Записывают выводы в тетрадь Работа учащихся с раздаточным материалом № 2 Работа с текстом учебника стр 162. Задание: Почему русские войска, победив на Куликовом поле, не смогли противостоять Тохтамышу? |
Рассказ сопровождается на фоне музыки кантаты А Прокофьв «Александр Невский» часть 1 «Русь под игом монголо -татар»
Раздаточный материал №1.
Линия сравнения | Москва | Орда | |
Полководцы | |||
Цели Куликовской битвы | |||
Союзники | |||
Герои |
Раздаточный материал №2.
Отметьте красным цветом причины победы русских войск в Куликовской битве, синим – значение Куликовской битвы, зеленым – следствие победы русских.
- Полководческое мастерство Дмитрия Ивановича.
- Ускорила распад Золотой Орды.
- Русские воины были воодушевлены благословением Сергия Радонежского.
- Героизм русских воинов.
- Восстановила веру русских людей в свои силы.
- Москва стала центром освободительной борьбы против Орды.
- Под знаменами Москвы сражались дружины и ополчения большинства русских княжеств.
- Ослабление Орды в результате усобиц.
- Первая крупная победа Руси над Ордой.
- Стало ясно, что только при объединении русских земель можно избавиться от ордынского владычества.
- Дальнейшее усиление Москвы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Куликовская битва 1380 год (зрительный ряд урока)
Презентация по истории России для урока в 6 классе. Зрительный ряд урока позволяет наглядно показать ход самой битвы, возможность оцениь значение победы....
Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс
Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...
презентация к уроку истории 6 класс по теме "Куликовская битва"
Презентация позволяет красочно рассказать учащимся о куликовской битве и её историческом значении для русского народа....
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Презентация содержит карту Московского княжества и схему Куликовской битвы; репродукции картин, посвященных данной теме, основной вывод по уроку, для закрепления - текст с ошибками. К презентации прил...
Презентация к уроку истории "Куликовская битва"
Цель урока: Раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от золотоордынского ига. Привит...
Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."
Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...
: На полях русской славы (повторительно-обобщающий урок по темам «Борьба русского народа с иноземными захватчиками (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва)»)
1этапурокаОбобщение тем начинается с постановки проблемы задачи. Учитель демонстрирует классу фрагменты презентации урока, ученики самостоятельно делают выводы о целях, причинах вторжения крестоносцев...