Статья по теме: "Образ разведчика в отечественном кинематографе"
статья по истории на тему
Статья рассказывает о том, кто стал прообразом для создания легендарного разведчика Штирлица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme_obraz_razvedchika_v_otechestvennom_kinematografe.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ разведчика в отечественном кинематографе
Автор материала: И.С. Цветков, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 84 Петроградского района Санкт-Петербурга
Санкт – Петербург 2014 г.
Деятельность разведчиков в годы войны (и не только), всегда была малоизученной исторической темой. Их вклад в победу нашей страны над врагом бесспорен, однако их личности, как и их деятельность скрытна. Данные о них часто неизвестны или недостоверны. Статья поможет познакомится с классикой советского кинематографа, и узнать о тех людях, которые ценой собственной жизни добывали победу для нашей страны.
Одним из этих разведчиков стал Николай Кузнецов. С октября 1942 г. Кузнецов под именем немецкого офицера Пауля Зиберта с документами сотрудника тайной немецкой полиции вёл разведывательную деятельность в Ровно, постоянно общался с офицерами вермахта, спецслужб, высшими чиновниками оккупационных властей, передавая сведения в партизанский отряд. Основной его задачей было устранение высокопоставленных представителей Вермахта на Украине.
Николай Кузнецов и его спутники Ян Каминский, и Иван Белов были убиты (по одной из версий Кузнецов погиб, подорвав себя гранатой) в ходе перестрелки с немцами.
Следующий разведчик Зорге Рихард, агентурный псевдоним Рамза́й. В 1898 году семья Зорге уехала из России в Германию. В 1924 году Зорге вернулся в СССР, работал в советских учреждениях. Вскоре он стал советским гражданином. С ноября 1929 года перешёл на работу в Разведупр РККА. К началу 1933 году командование принимает решение о направлении Зорге в Японию, куда он прибыл 6 сентября 1933 года в качестве корреспондента влиятельных немецких газет «Бёрзен курьер» и «Франкфуртер цайтунг». Самым важным в разведывательной деятельности Рихарда Зорге и его организации считается период 1939—1941 годов, когда ему удалось раскрыть планы нападения Германии на Советский Союз. 18 октября 1941 Зорге был арестован японской полицией и в сентябре 1943 года приговорён к смертной казни через повешение. Берлин был шокирован арестом, Гитлер лично требовал от японских властей выдачи предателя, но безуспешно. При этом японцы предлагали Сталину обменять Зорге, на что Сталин не пошёл. По мнению Б. И. Гудзя, это произошло из-за того, что к Зорге применяли пытки, и тот сознался, что был агентом СССР, чего Сталин не простил. Казнь Зорге состоялась в токийской тюрьме «Сугамо» в 10.20 утра 7 ноября 1944 года.
Советский разведчик-нелегал. Настоящее имя Фишер Вильям Генрихович, но в историю ХХ века он вошёл как Рудольф Абель. В 1948 г. В. Фишер был направлен на нелегальную работу в США для получения информации от источников, работающих на атомных объектах. Работал под псевдонимом "Марк". И преуспел настолько, что уже в августе 1949 г. был награждён орденом Красного Знамени.
В 1957 г. в результате предательства некого Хейханена, который был направлен в помощь Фишеру в качестве радиста, был арестован. При аресте назвался Рудольфом Абелем - так звали его друга, также разведчика-нелегала, который скончался в 1955 г. Это было сделано намерено, чтобы в "Центре" поняли, что арестован именно он. В октябре 1957 года начался шумный судебный процесс по обвинению в шпионаже Абеля Рудольфа Ивановича. Приговор - 32 года тюрьмы. Но 10 февраля 1962 г. Р. Абеля обменяли на американского пилота Фрэнсиса Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 г. в районе Свердловска и осуждённого советским судом за шпионаж. За выдающиеся заслуги в деле обеспечения государственной безопасности нашей страны, полковник В. Фишер награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многими медалями.
Скончался В. Фишер 15 ноября 1971 года, оставаясь для всего мира Рудольфом Абелем. Похоронен в г. Москве на Донском кладбище.
Из этой работы вы узнали о деятельности трех разведчиков, которые стали прообразом для создания одного из самых известных персонажей советского кинематографа, - разведчика Штирлица.
Макс Отто фон Штирлиц. Персонаж выдуманный советским писателем Юлианом Семёновым и сыгранный Вячеславом Тихоновым в фильме «Двенадцать мгновений весны».
« Штирлиц, вобрал в себя и переплавил лучшие черты трех прославленных советских разведчиков »
Юлиан Семёнов
Список литературы:
1. http://urbibl.ru/Stat/Uralci/kuznecov.htm
2. http://www.peoples.ru/military/admiral/kuznetsov
3. http://www.peoples.ru/military/scout/zorge/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольный урок "История отечественного кинематографа"
Так как 2016 год был годом кино в России, данная разработка актуальна для изучения кинематографа. Знакомства с выдающимися актерами и режиссерами....
План сочинения «Русская литература в отечественном кинематографе».
План сочинения «Русская литература в отечественном кинематографе»....
Сокровищница отечественного кинематографа на уроках и во внеклассной работе
Презентация содержит информацию о художественных фильмах, просмотр которых рекомендован школьникам разных возратных групп....
Отечественный кинематограф. До 1941 года
Презентация посвящена истории отечественного кинематографа до начала ВОВ. На примере основных произведений показано становление и развитие отечественного кино. Приведены афиши, кадры, а также справочн...
Отечественный кинематограф 1941-1953 годов
Презентация посвящена истории отечественного кинематографа в 1941-1953 годах. На примере основных произведений показано развитие отечественного кино во время Великой Отечественной войны и в первые год...
Отечественный кинематограф в 1953-1964 годах
Презентация посвящена истории отечественного кинематографа в Хрущевский период. На примере основных произведений показано развитие отечественного кино, появление новых мотивов и новое понимание челове...
Отечественный кинематограф в 1964-1982 годах (Часть 1)
Презентация посвящена истории отечественного кинематографа в Брежневский период. На примере основных произведений показано значение авторского подхода в отечественном кино. Приведены афиши, кадры, а т...