ФГОС выступление на РМО учителей истории
методическая разработка по истории на тему
ФГОС выступление на РМО учителей истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_vystuplenie_na_rmo_uchiteley_ist.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к историческому образованию Федерального государственного образовательного стандарта ООО.
/Выступление на РМО учителей истории/
ФГОС второго поколения был утверждён в 2009 году. Новый стандарт определяет уклад всей школьной жизни. Сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь модернизации и инновационного развития. Существует Концепция социально-экономического развития страны до 2020 года, в которой заложены:
1. идея инновационных технологий;
2. новые требования к человеку:
- конкурентноспособность;
- практикопреминимость;
- социальная ответственность бизнеса.
С Концепцией социально-экономического развития тесно связана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Данная Концепция является методологической основой для разработки и реализации Федерального государственного стандарта общего образования. В ней сформированы следующие понятия: нация, национальное государство, национальное самосознание, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и сознание, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, духовно-нравственное развитие личности и отдельно – духовно-нравственное развитие личности России. Данные понятия обозначены как ключевые для социального заказа.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Данная Концепция затрагивает цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания в следующих сферах:
- сфере личностного развития – например, готовность и способность понимать смысл своей жизни, трудолюбие, бережливость, готовность к самопожертвованию;
- сфере общественных отношений – поддержание мира и согласия, укрепление семьи, законопослушание;
- сфере государственных отношений – укрепление национальной безопасности, повышение доверия к государственным институтам.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в России осуществляется на основе: - нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнёрства;
- индивидуально-личностного развития;
- социальной воспитанности.
/ Учащиеся старших классов подчас недоумевают – Почему в теории на уроках обществознания одно, а в жизни, на практике – другое? Свой вопрос они адресуют учителю – Почему так происходит?/
Существует Концепция фундаментального ядра содержания общего образования. Фундаментальное ядро содержания общего образования – это базовый документ для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. При составлении рабочих программ по истории, обществознанию необходимо опираться на эту Концепцию, это будет большим плюсом. Для реализации функций ФЯСОО, в нём фиксируются базовые национальные ценности:
- основополагающие элементы научного знания, как универсального свойства, так и относящегося к отдельным отраслям знаний и культуре, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе /ключевые идеи, теории, понятия, факты и методы/;
- универсальные учебные действия /УУД/, на формирование которых направлен образовательный процесс /это личностные, ориентировочные, конкретные способы преобразования учебного материала, коммуникативные действия/.
Концепция ФЯ складывалась на основе следующих теорий и идеях
отечественной педагогики:
- «ядра и оболочки школьного общего образования» /Маркушевич/;
- культурологического подхода /Лернер, Скаткин, Краевский/;
- системно-деятельностного подхода /Гальперин, Давыдов, Осмолов/.
В ФЯ указывается, что формирование системы базовых национальных ценностей
должно проходить по 3-м линиям:
- личностная культура;
- семейная культура;
- социальная культура.
Социальная культура – это осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных, духовных и нравственных ценностей, вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями, адекватное восприятие ценностей общества, готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи. Способность к сознательному, личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, родителями, народом, Отечеством.
Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы
основного общего образования.
Для достижения результатов, заложенных в ФГОС, необходимо учитывать педагогические и дидактические принципы, изложенные в Концепции общеобразовательной программы «Школа – 2100» /педагогика здравого смысла/.
- Личностно-ориентировочные принципы:
- принцип адаптивности;
- принцип развития;
- принцип комфортности.
2. Культурно-ориентировочные принципы:
- принцип картины мира;
- принцип целостности содержания образования;
- принцип систематичности;
- принцип смыслового отношения к миру;
- принцип ориентировочной функции знаний;
- принцип опоры на культуру, как мировоззрение.
3. Деятельностно-ориентировочные принципы:
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
- прнцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к
самостоятельной деятельности учащихся;
- принцип формирования потребности в творчестве.
Таким образом, каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования, должен способствовать формированию функционально развитой личности, т.е. человека, который сможет пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Современные разработчики школьных учебников по истории используют такое понятие как линия развития личности школьника средствами того или иного предмета. Под этим они понимают группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач.
На курсах нам была предложена Общая модель проблемно-идеологического урока истории /она не является жёсткой. Среди разработчиков - Данилов, Кузнецов/
Цели любого урока определяются по линиям развития личности средствами предмета.
1-я и 2-я линии развития:
- овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину /предметный результат по ФГОС/;
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
- приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений современных глобальных процессов.
3-я линия развития – формирование открытого исторического мышления, умения видеть развитие общественных процессов, определять причины и прогнозировать следствия.
Предметный результат – формирование умения применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений в поликультурном и многоконфессиональном мире.
4-я линия развития – нравственное самоопределение личности:
- умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на систему нравственных ценностей человечества / личностный результат/;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию из различных источников о событиях и явлениях прошлого настоящего;
- развитие способностей определять и аргументировать отношение к этой информации.
5-я линия развития – гражданско-патриотическое самоопределение личности:
- умение, опираясь на опыт предков, истории в целом, определять свою мировоззренческую и гражданскую позицию, толерантно взаимодействуя с теми, кто сделал такой же или иной выбор /результат по ФГОС – воспитание уважения к историческому наследию, восприятие традиций, сложившихся в многоконфессиональном российском государстве/.
К каждому уроку – выбирать определённые линии развития /не все/.
Принцип «минимакса» впервые был сформулирован академиком Леонтьевым. Он предполагает, что и учебник, и учитель, создают ситуацию, при которой ученик может, /если хочет/, взять учебный материал по максимуму. По сути – это есть не что иное, как дифференцированный подход в обучении: для слабых – мини, для сильных – макси. Например, Судебник 1497г. /мини – основная информация по Судебнику, макси – работа с документом/. Но при этом – каждый ученик должен освоить необходимый минимум, который, прежде всего, отрабатывается и контролируется учителем.
Чтобы заменить зубрёжку необходимо давать учащимся
продуктивные задания.
- Осмыслите задание/прочитать и объясните своими словами, что надо делать/.
- Найдите информацию, нужную для выполнения задания.
- Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ по заданию /выделить главное, найти причину, решение, обосновать своё решение/.
- Запишите, если необходимо, решение в требуемом виде /таблица, список, схема, числовая запись и др./
- Составить мысленно ответ, используя речевые обороты – потому что, во-1-х, во-2-х, я считаю, и заключительное, – дать полный ответ без наводящих вопросов учителя.
Таким образом, принципиальное отличие новых стандартов от стандартов первого поколения заключается в том, что целью его реализации является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня.
Если в стандарте первого поколения детально прописывалось содержание образования, то в новом стандарте 2009г. чётко обозначены требования к результатам образования:
1. личностным результатам, а именно: смотивированости к обучению, выполнению морально – нравственных норм, сформированности внутренней позиции, самоуважения, самооценки;
2. метапредметным результатам, а именно – сформированности умения учиться: использовать символические средства, выполнять логические операции, проводить сравнение, анализ, аналогию, обобщение, классификацию, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, коррекцию, проявлять самостоятельность и навыки сотрудничества, активную речевую деятельность, уметь работать с источниками информации;
3. предметным результатам, т. е. овладение системой научных знаний по учебным предметам.
Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества в целом.
Литература.
1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 23с. - (Стандарты второго поколения).
2. О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: письмо Департамента общ. образования Минобрнауки России от 19 апр. 2011 г. № 03-255 // Вестн. образования. - 2011. - № 10. - С. 10-50; Администратор образования (ОвД). - 2011. - № 12. - С. 8-33.
3. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов: утв. постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 142 // Администратор образования. - 2009. - № 6. - С. 18-20; Вестн. образования. - 2009. - № 6. - С. 4-9; Норматив. документы образоват. учреждения. - 2009. - № 6. - С. 17-19; Образоват. инициатива. - 2009. - № 1. - С. 5-10.
4. Примерные программы по учебным предметам. История: 5-9 кл. - М.: Просвещение, 2010. - 94 с. : ил. - (Стандарты второго поколения).
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 44 с. - (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...
Выступление на КМО учителей истории Барун-Хемчикского района: Учитель и социальные сети.
Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации...
Выступление на семинаре учителей истории "Деятельностный подход к .ЕНТ"
Широкое использование современных компьютерных технологий, проведение тренингов, учебных занятий в деятельностном режиме, проектирование, интерактивное общение посредством электронной почты, использов...
Презентация к выступлению на РМО учителей истории и обществознания "Разработка элективного курса для профильной школы"
Презентация к выступлению на РМО учителей истории и обществознания "Разработка элективного курса для профильной школы"...
Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"
Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания...
Выступление на РМО учителей истории и обществознания на тему: «Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке обучающихся к ГИА по истории и обществознанию.»
Выступление на РМО учителей истории и обществознания на тему: «Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке обучающихся к ГИА по истории и обществознанию.»...