Статья на тему "Использование ИКТ на уроках истории"
статья по истории на тему
Использование ИКТ ресурсов очень важно особенно на уроках истории и общестовзнании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_istorii.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:
- содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
- деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
- процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.
Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни [1].
Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:
- компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
- учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской;
- рабочие места школьной администрации с подключением к Интернет и необходимым программным обеспечением;
- медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:
- офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
- образовательные ресурсы сети Интернет;
- электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.
ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.
Классификация ЭОР:
- Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
- Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).
- Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
- Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.
- Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа [2].
Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями. В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами школы, внутришкольные компьютерные курсы, взаимообучение и самообразование. Освоение учителем ИКТ осуществляется в несколько этапов:
Знакомство – освоение общих приёмов использования ИКТ; использование – применение готовых электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач; интеграция – изменение технологии преподавания за счет применения ИКТ; преобразование – изменение содержание образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов [3].
Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:
- развитию информационной компетентности учащихся;
- реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;
- развитию учебной мотивации;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- развитию способности к самостоятельной работе;
- развитию навыков работы в коллективе;
- развитию коммуникативных навыков;
- корректировке самооценки учащихся;
- укреплению веры ученика в свои силы;
- развитию оценочных умений и др.
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.
Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:
- представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
- изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
- организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
- использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
- решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
- формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
- осуществление объективного и оперативного оценивания и др.
Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках
Тип урока | Варианты использования ИКТ на различных этапах урока |
Урок усвоения новых знаний | Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты) |
Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа | Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты) |
Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа | Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации |
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия | Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д. |
Урок обобщения, систематизации | Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот). |
Урок контроля и коррекции | Тестовые программы, электронные дидактические материалы. |
При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ может быть проблематичной. Исходя из технического обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:
- фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
- индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.
Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.
- Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса или делении класса на подгруппы) – оптимальный вариант.
- Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде (возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся) – допустимый вариант.
- Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) – допустимый вариант для слабого класса.
- Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся, в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) – оптимально при большой наполняемости класса.
Сменная работа является одной из самых эффективных и сложных, т.к. требует от учителя практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности. Возможный вариант организации такой работы представлен в таблице:
«сильная» группа | «средняя» группа | «слабая» группа |
1. Постановка цели урока - 2 минуты | ||
2. Работа за компьютером - 10-12 минут | 2. Работа с учебником - 10-12 минут | 2. Работа с учителем - 10-12 минут |
3. Работа с учебником - 10-12 минут | 3. Работа с компьютером - 10-12 минут | 3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут |
4. Решение задач - 10 - 20 минут | 4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут | |
5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут |
При такой форме организации работы урок состоит из пяти этапов, первый и пятый этап являются фронтальными, второй этап начинается для всех одновременно, на 2-4 этапах учащиеся имеют возможность продвигаться в индивидуальном темпе, учитель большее внимание уделяет «средним» и «слабым» учащимся, «сильные» работают самостоятельно. Состав групп может быть сменным, в «сильную» группу желательно включать учащихся с высоким уровнем технологической подготовки, тогда для учащихся из средней и слабой групп останется больше компьютерного времени, при этом учащиеся «слабой» группы могут работать за компьютером в паре. При правильной организации такой работы выигрывают все: «сильные» имеют возможность для дальнейшего продвижения, «средние» подтягиваются до уровня «сильных», «слабые» подтягиваются до уровня «средних».
Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель следует алгоритму [4]:
- Изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока.
- Изучить материал учебника и дополнительных пособий.
- Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики и т.п.).
- Подобрать имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.
- При необходимости самостоятельно разработать недостающие ЭОР, привлечь для этого специалистов, учащихся.
- До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока.
Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.
Литература
- НФПК ИСО (электронный ресурс)
- Электронные образовательные ресурсы нового поколения. – Федеральное агентство по образованию(электронный ресурс СБППО).
- Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. – Волгоград.: Учитель, 2007.
- Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – Москва.: Бином, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование информационных технологий на уроках истории»
Главная задача образования сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки и...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание на уроках истории XXI века".
На межрегиональной конференции партии "Единая Россия", прошедшей в мае 2011 года, в Волгограде, Владимир Владимирович Путин рассказал, что он думает о преподавании истории в российских школах и о том,...
Статья : Метод учебных проектов на уроках истории и обществознания.
Данный материал представляет собой краткое представление личного опыта применения метода проектирования ....
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Статья "Применение мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания с целью повышения мотивации обучающихся" - 2013 г.
Статья создана как выпускная работа по итогам прохождения курсов повышения квалификации...
Статья "Технология "Мозгового штурма" на уроках истории и обществознания"
приминение на уроках технологии "Мозгового штурма"...