Повторительно-обобщающий урок-конкурс по теме: «Древняя Греция». (5 кл)
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
План урока:
1. Географическое положение, природа, занятия жителей Древней
Греции.
2. Основные события греческой истории. Особенности древнегреческого общества
3. Культура Древней Греции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno.obobshchayushchiy_urok_5_klass.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок-конкурс по теме: «Древняя Греция». (5 кл)
Проведен учителем истории Кирюниковой Е. И. ср. школа №30
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция»
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания по истории Древней Греции.
Образовательные задачи:
- Повторить и обобщить знания учащихся, об особенностях экономической, общественной,культурной жизни греков
- продолжить работу над понятиями «демократия», «полис»;
- продолжить установление причинно-следственных связей (при
чины расцвета полисной Греции; причины потери Грецией независимости) - сформировать понимание исторической закономерности смены
этапов развития древнегреческого общества
Воспитательные задачи:
- трудовое (на примере развития хозяйства греков);
- нравственно-патриотическое (через любовь греков к Родине,
героизм во время войн);
- эстетическое (по вопросам о достижениях греческой культуры).
Развивающие задачи:
- продолжить работу с хронологией;
- продолжить развитие умений и навыков работы с картой, с наглядными пособиями, фрагментами документов;
- развитие мышления при решении познавательных задач;
- развитие умений делать самостоятельные выводы, доказательно
подтверждать свои ответы соединять информацию из разных источников, сравнивать, анализировать; - подвести учащихся к умозаключению об огромном значении
достижений греков и их использовании всеми последующими поколениями.
Оснащение: карта «Древняя Греция»
коллаж «Достижения древних греков»
кроссворд по культуре
карточки с заданиями для команд участниц.
План урока:
- Географическое положение, природа, занятия жителей Древней
Греции. - Основные события греческой истории. Особенности древнегреческого общества
- Культура Древней Греции.
Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы окунемся в историю Древней Греции. Много времени утекло со времени существования Древней Эллады. Многое изменилось с тех пор: на север от Греции расселились другие народы, исчезли многие города, погибли храмы и статуи. Но, к счастью, многое сохранилось, и более того, достижения древних греков до сих пор удивляют, восхищают нас. А главное - они вышли в нашу жизнь и мы ими пользуемся до сих пор. Не случайно эпиграфом нашего урока стали слова русского литератора XIXвека В. Г. Белинского: « Напочве Греции и Рима выросло новейшее человечество». Сегодня на уроке мы вместе докажем правильность этого утверждения.
Сегодня у нас пройдет конкурс-игра. Класс разделен на 3 команды, которые будут представлены капитанами. Победителем будет команда набравшая большее количество баллов. Но участники других команд, активно работавшие на уроке и успешно отвечавшие, также получают хорошие оценки. Ноокончательные итоги мы подведем после проверки самостоятельной работы на следующем уроке. Ответы участников команд оцениваются по 3 бальной системе:
О – неправильный; 1 - верный, но не полный, 2- правильный; 3 - правильный, с привлечением дополнительного материала
Представление команд под девизом: «Я горжусь своим городом!» I. Географическое положение, природа, занятия жителей.
Задание командам:
Работа с картой
А. - Опишите наиболее полно географическое положение Греции.
В.- Каковы природные условия Греции? Какими природными запасами она богата?
С. - Исходя из описания географического положения и природных условий, назовите основные занятия жителей Греции.
Проблемная задача.
В «Илиаде» сообщается о соревновании в метаниидиска,которое предложил Ахилл. Наградой он предлагает большой железный круг и говорит: «Встань, кто желает себя испытать в состязании этом. Кто победит, у того на 5 лет будет вдоволь железа как бы далеко от города поле его ни лежало. Незачем будет в тот город ходить за покупкой железа пахарю или пастуху - этот диск их снабдит в изобилии».
Сделайте все возможные выводы из этого отрывка о хозяйстве греков эпохи Гомера
II. Основные события греческой истории.
Задания командам:
1. Определите,что объединяет слова, словосочетания и даты в перечнях. Кратко расскажите о событии.
Задание по группам:
А. Мессения, илоты, военная доблесть, лаконичная речь,480 г. до н. э. Леонид.
В. Демос, аристократия. Солон, 594, долговое рабство,338 г. до н. э., Филипп, Демосфен, фаланга, междоусобные войны.
Активизация учащихся:
2. Как известно, греки жили обособленно, в отдельныхгородах-государствах. Как они назывались? Назовите признаки полиса.
Полис и политика - греческие слова, связанные между собой.
Познавательное задание:
Подумайте и определите, как связаны между собой эти два термина? Попробуйте дать определение политики.
Познавательное задание:
3. Многие историки утверждают, что греки создали самый передовойи справедливый образецуправления обществом,который остается таковыми на рубеже XX-XXIвеков. Докажитеили опровергните эту точку зрения.
4. Хотя грекижили обособленно, онивсе горячо любили свою Родину- Элладу и считали себяединым народом. В их жизни были события и радостные и трагические, которые объединяли эллинов и которыми они очень гордились. Назовите эти события.
Задания командам:
Работа с документами, картой и датами.
А. Гонец принес в Афины весть о победе: «Радуйтесь,афиняне, мы победили!» - воскликнул он.
О какой победе известил гонец афинских граждан?
Когда она была одержана?
Каково значение этой победы!?
В. На месте одного из сражений греко-персидских войн былпоставлен памятник снадписью: «Путник, скорей передай гражданам Лакедемона, здесь мы в могиле лежим, свято исполнив свой долг»
Кому поставлен этот памятник?
Где и когда произошло это сражение?
Каково его значение?
С.
«Когда же скучились суда в проливе.
Дать помощи друг другу не могли
И медными носами поражали
Своих же - все тогда они погибли,
А Эллины искусно поражали
И под обломками судов разбитых,
Кругом их. И тонули корабли,
Под кровью мертвых скрылась гладь морская»
Задания а) Кто автор этих поэтических строк?
б) О каком сражении идет речь? Когда это было? Чем закончилось?
в) Каково значение этого события?
Познавательное задание
Геродот писал о роли Афин в войне против персов: «Если бы афиняне из страха перед угрожающей опасностью покинули свою страну... или отдались бы Ксерксу, никто бы не решился выступить против истины, афинян можно назвать спасителями Эллады».
Согласны ли вы с мнением Геродота? Докажите свою точку зрения.
Счастливым событием, объединившим греков, были Олимпийские игры.
Познавательное задание
Что общего, а в чем различия между Олимпийскимииграми в древности и сейчас?
III. Культура Древней Греции.
Греки оставили нам в наследие богатейшую культуру, достижениями которой мы не перестаем восхищаться и сейчас.
Задание по коллажу
1. Назовите основные достижения культуры греков, используя коллаж.
2. А теперь задания по командам:
А используя рисунок античного храма, назовите и покажите его архитектурные элементы. Какие вы знаете самые прекрасные творения греческой архитектуры?
В. О творчестве греческих живописцев можно судить по дошедшим до нас глиняным вазам. Какие вы знаете вазы? Что изображалось на вазах?
С. Назовите главные черты греческой скульптуры Укажите на различия между греческой и египетской скульптурой. Каких известных скульпторов Древней Греции вы знаете? Назовите их творения.
2. У вас есть возможность набрать дополнительные баллы, разгадав предлагаемый учителем кроссворд по культуре.
По горизонтали
1. Человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.
2. Автор скульптур «Дискобол».
3. Круглая или полукруглая площадка в театре.
- Веселое театральное представление.
- Часть греческого храма или полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны
- Человек, сопровождающий ребенка в школу.
- Греческий ученый, основатель геометрии.
- Палочка для письма в греческих школах.
- Скульптурное изображение человека
- Главный храм богини Афины
11 .Греческие школы для взрослых
Какое слово у нас получилось по вертикали?
26
Познавательное задание
4. Говорят, что алфавиты всех европейских народов произошли от греческого алфавита. Когда и как это могло случиться?
Вопросы
1. Какие вы знаете имена, греческие по происхождению. У кого из вас греческие имена? Переведите их
2. Какие вы знаете слова, пришедшие к нам из греческого языка?
3. Назовите крылатые выражения, возникшие в Древней Элладе. Объясните их смысл.
Конкурс капитанов.
1. Найдите ошибки в тексте, исправьте их, составив верный вариант рассказа о Спарте.
Лакония находилась на северо-западе Пелопоннеса и получила свое название от манеры местных жителей выражаться лаконически. Главным городом Лаконии считались златообильные Афины. Но так как очень многие спортсмены Лаконии болели за команду «Спартак», то и всех жителей этой страны часто называли спартанцами. Страной попеременно правили царь, ареопаг и народное собрание. Царя избирали тайным голосованием из числа спартиатов; в состав ареопага входили только париэки; илоты избирали своих представителей для работы в народном! собрании. Такой порядок управления страной был установлен царем Драконтом. Современники отзывались о Лаконии с большим почтением. Особым уважением пользовались достижения спартанцев в области науки и культуры. О системе образования и воспитания юных жителей Спарты известно мало. В источниках сообщается лишь о той роскоши и богатстве, которыми окружали спартанцы своих детей.
2. Определите по рисункам чудо света, кратко опишите его. IV. Подведение итогов игры-конкурса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме “Древняя Греция”.
Сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную историческую область на специальных кораблях – триерах...
Повторительно-обобщающий урок истории в 5 кл "Древняя Греция"
Презентация содержит занимательные вопросы по данной теме, разные задания позволяют провести урок интересно и творчески....
ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса
Данный урок был разработан для конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....
Разработка повторительно-обобщающего урока - брейн ринга "Путешествие в Древнюю Грецию"
Повторительно-обобщающий урок брейн - ринг по теме«Путешествие по Древней Греции» завершает изучение раздела «Древняя Греция».Главной особенностью являе...
Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" (5 класс)
Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" является завершающим в этом разделе. Учитывая взраст детей, я выбрала игровую форму урока. Такая форма учебного з...