Отечественная война 1812 года.
классный час по истории (9 класс) по теме
Материал включает сценарий документально- публицистического театрализованного представления с элементами активизации зрителя и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий | 58 КБ |
Презентация | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
« «Отечественная война 1812года.»
(для 9-10 классов)
Документально- публицистическое театрализованное представление с элементами активизации зрителя.
Действующие лица:
Зав кафедрой истории УМЗАУМи – Юлия Славяновна Вековая
Студентка- Анна Полевая
Выход Зав.кафедрой
Ю: Здравствуйте, ребята! Сегодня Вас приветствует УМЗАУМ- университет заумных мыслей и я, в лице зав кафедрой истории. Зовут меня Юлия Славяновна Вековая.
Я невероятно рада встрече с вами, тем более что каждый из Вас в будущем может стать нашим абитуриентом. А сейчас я представлю Вам уже состоявшуюся студентку факультета истории, которая расскажет Вам о событиях Отечественной Войны. В последнее время наш факультет плотно занимается исследованиями в этой области, и мы с удовольствием поделимся своими результатами. Итак, вашему вниманию свою исследовательскую работу представляет Анна Полевая.
Выходит студента в гусарском костюме.
А: (к аудитории) Здравствуйте…. Здравствуйте, Юлия Славяновна.
Ю: Здравствуйте, Анечка… Какой у вас интересный костюм… я бы сказала – эпотаж!
А: Нет, Юлия Славяновна – я просто патриот своей Родины!
Ю: М-гу.. позвольте уточнить, что, по вашему мнению, патриотизм?
А: Пожалуйста!
На экране слайд с раскрытием понятия «патриотизм»
А: Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Ю: Тогда причём тут подчинение ваших частных интересов и гусарский мундир 812года?! Позвольте заметить мужской!!! Не пристало девушке в мужском наряде ходить! Это искажение нравственности, что в наше время, что в 19 веке!
А: Юлия Славяновна! Но 19 век- это протекзионизм, урбанизация
Ю: (прерывает): Достаточно…ближе к теме.
А: И, конечно, ярким событием этой эпохи стала Отечественная война 1812 г.— величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине! А на счёт мундира вы не правы… Вспомните участницу военных действий 812 года Надежду Андреевну Дурову.
Ю: Да, да, да… Наде́жда Андре́евна Ду́рова (известна также под именем Алекса́ндра Андре́евича Алекса́ндрова— первая в русской армии женщина-офицер ,известная как кавалерист-девица . Обманным путём проникла в кавалерийский полк.
А: Смелая, волевая, она не осталась в отчем доме, а как истинный патриот решила отстаивать интересы Родины в бою… Впрочем, внимание на экран..
Отрывок из фильма «Гусарская баллада»
Ю: Превосходно, ваши доводы весьма убедительны. Ну, что ж приступайте к докладу.
А: Возникновение Отечественной войны 1812 г. было вызвано стремлением Наполеона к мировому господству. 2 июня 1812 г. Наполеон во главе 600-тысячной армии, форсировав р. Неман, вторгся в Россию. В августе главнокомандующим русской армией был назначен М.И.Кутузов- талантливый стратег, обладающий большим военным опытом, герой и патриот. Вообще на фоне этой войны возникла целая плеяда выдающихся людей: Барклай де Толли, Денис Давыдов, Багратион, Раевский, Василиса Кожина…перечислять их можно бесконечно.
Ю: Совершенно верно, поэтому остановимся и возьмём к , примеру,Дениса Давыдова.
А: Денис Васильевич Давыдов- идеолог и один из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант; русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии». Вот как описывали его современники
Отрывок из фильма «Эскадрон гусар летучих»- портрет Давыдова
Ю: М-гу, и всё таки хотелось бы наглядно. Слайд с репродукцией портрета Дениса Васильевича у вас есть? …Желательно из военной галереи зимнего дворца..
На экране появляется и исчезает портрет, так несколько раз
А: Неполадки с техникой, но я могу наглядно….можно я воспользуюсь аудиторией?
Ю: Да, конечно.
По приметам из видеоролика выбирает из зала участника, надевает на него усы, гусарский головной убор, сажает на палочную лошадь.
Ю: (оценивающе) Это просто каламбур какой-то…
А: Денис Васильевич вообще был мастером стихотворных каламбуров и известным на всю русскую армию острословом.Сейчас продемонстрируем…Каламбур о вреде курения!
Ведущая даёт текст участнику, он читает
Пусть я буду генералом,
Каких много видел я!
Пусть среди кровавых боев
Буду бледен , боязлив,
А в собрании героев
Остр, отважен, говорлив!
Ю: Превосходно! Что- нибудь ещё?
А: Есть на тему пословиц…
Участник читает
Ценят золото по весу,
А по шалостям — повесу.
Ю: Совершенно согласна! Поэтому перестаньте вести себя, как повеса, отпустите абитуриента и продолжайте доклад!
Участник проходит в зрительный зал, на экране появляется портрет Давыдова.
Ю: Да, да…это он. Кисть английского художника Джорджа Доу…Итак на чём мы остановились?
А: На каламбуре….
Ю: Хорошо, продолжайте.
А: Как я уже сказала Денис Васильевич был командиром первого партизанского отряда русской армии во время войны 1812 года. Внимание на экран.
Отрывок из фильма «Эскадрон гусар летучих»(Давыдов просит у Кутузова казаков и оружие)
А: С этими силами Давыдов отправился в тыл наполеоновской армии. В начале сентября с этой партией Давыдов напал на французский транспорт в 30 повозок с прикрытием в 225 человек. Весь транспорт был взят, прикрытие истреблено, за исключением 100 человек, взятых в плен. Скоро был захвачен и другой обоз. Впоследствии отряд Давыдова значительно усилился — к нему присоединились освобожденные из плена русские солдаты и крестьяне. Действия в тылу противника без поддержки местного населения были немыслимы. Но вначале Давыдов с трудом находил общий язык с крестьянами. Внимание на экран.
Отрывок из фильма «Эскадрон гусар летучих»
Ю: К сожалению, лишь немногие имена героев крестьянской войны против наполеоновского нашествия сохранились в памяти народа.
А: Возможно, но тем, чьи имена сохранились, честь и хвала и сегодня. Например, Василиса Кожина
На экране портрет
А: Участница крестьянского партизанского движения, жена старосты сычёвского уезда. Так вот о ней современный режиссёр Антон Сиверс снял исторический фильм. Внимание на экран.
Рекламный ролик к фильму «Василиса Кожина»
Ю: Да, весьма похвально… Продолжайте, Анечка.
А: Минуточку…
Уходит за кулисы выносит поднос с бородинскими сухариками.
А: Сухарики «Бородинские»! Угощайтесь Юлия Славяновна..
Угощает зав. кафедрой, затем спускается в зал угощает детей, поднимается на сцену.
Ю: ( с благодарностью)Спасибо, Анечка, великолепный чесночный вкус! Очень полезно, особенно в зимнее время для поднятия иммунитета… Но какое отношение это имеет к докладу?
А: Самое прямое! Сухарики БОРОДИНСКИЕ! Это преамбула, так сказать мой творческий подход к следующей части моего доклада- Бородинское сражение.
Ю: Восхитительно!!!! Продолжайте.
А: В любой войне происходили сражения, которые становились в ней переломным моментом. Для Отечественной войны в 1812 году таким моментом стало Бородинское сражение, произошедшее 26 августа (по новому стилю 7 сентября). И это сражение так же стало ярчайшим примером патриотизма русского народа. Вот какой состоялся разговор на кануне Бородинского сражения между Героями романа Толстого «Война и мир»- Пьером Безуховым и Андреем Болконским.
Отрывок из фильма «Война и мир»
Ю: Да, действительно здесь явно звучит тема патриотизма, любви к Родине, которая живёт в каждом человеке.
А: Исход сражения нельзя было просчитать, потому что силы были примерно одинаковыми. «На войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна»- говорит Балконский. И вот здесь помимо теории и оружия, свою роль должны были сыграть те чувства, которые заложены в каждом человеке. И это стало решающим и важным. Внимание на экран.
Отрывок из фильма «Война и мир» (Бородинское сражение)
Ю: И всё- таки русская армия отступила, сдала позиции и отдала Москву противнику… Можно ли это считать победой?
А: Из-за этого отступления и продолжались долгие споры, кто же все-таки победил в Бородинском сражении. Одни говорят, что Бородинское сражение было проиграно, другие говорят, что мы победили. Это субъективное мнение каждого и зависит оно от того, как человек воспринимает ситуацию…
Спускается в зал
А: ( к любому сидящему в зале) Вот вы считаете выиграли мы или проиграли ?( можно задать этот же вопрос ещё 1-2 участникам)
Комментарии к ответу: Если «Да», то вы настоящий патриот, если «Нет»- то, надо поработать над воспитанием чувства патриотизма.
А: А теперь давайте послушаем мнение исторического эксперта.
Видеоматериал «Исход бородинского сражения» (Пётр Романов)
Ю: Я абсолютно согласно с коллегой и как, теперь не как историк, а как человек… как патриот я говорю, что мы победили!!( к Ане) Поздравляю Анечка ! Прекрасный доклад!
А: Я хочу обратиться к вам с вопросом, ребята: Любите ли вы историю, как любим её мы с Юлией Славяновной? Вот, подготовила для Вас анкеты с вопросами. Будет здорово, если вы на них ответите. Это можно сделать на уроке истории в школе.
Ю: А у меня тоже есть для вас творческая работа- синквейн, что в переводе означает «пять». В синквейне пять строк и пишется он по определённым правилам:
На первой строке- существительное в тему.
На второй- два прилагательных, раскрывающих тему.
Третья строка- три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме.
На четвёртой строке целая фраза – афоризм, цитата, при помощи которой нужно выразить своё отношение к теме.
Пятая строка- существительное, ассоциация с первым.
А: Ребята, спасибо Вам за внимание и интерес к Истории России. Желаем Вам только отличных оценок по истории. Если вам понравился наш урок, напишите отзыв в книгу отзывов на вахте Центра Досуга.
Ю: Всем до свидания, до встречи на факультете истории.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы Патриотизм
Надежда Андреевна Дурова
Денис Васильевич Давыдов
Василиса Кожина
БОРОДИНО
СИНКВЕЙН 1. Война 1812 года 2. два прилагательных 3. три глагола 4. предложение (по теме) 5. существительное (ассоциация)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")
8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....
урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!
Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...