Отечественная война 1812 года.
классный час по истории (9 класс) по теме

Объектова Татьяна Викторовна

Материал включает сценарий документально- публицистического театрализованного представления с элементами активизации зрителя и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий58 КБ
Файл Презентация2.09 МБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий

« «Отечественная война 1812года.»

(для 9-10 классов)

Документально- публицистическое  театрализованное представление с элементами активизации зрителя.

Действующие лица:

Зав кафедрой истории УМЗАУМи – Юлия Славяновна Вековая

Студентка- Анна Полевая

Выход Зав.кафедрой

Ю: Здравствуйте, ребята! Сегодня Вас приветствует УМЗАУМ- университет заумных мыслей и я, в лице зав кафедрой истории. Зовут меня Юлия Славяновна  Вековая.

Я  невероятно рада встрече с вами, тем более что каждый из Вас в будущем может стать нашим абитуриентом. А сейчас я представлю Вам уже состоявшуюся студентку факультета истории, которая расскажет Вам о событиях Отечественной Войны. В последнее время наш факультет плотно занимается исследованиями в этой области, и мы с удовольствием поделимся своими результатами. Итак, вашему вниманию свою исследовательскую работу  представляет Анна Полевая.

Выходит студента в гусарском костюме.

А: (к аудитории) Здравствуйте…. Здравствуйте, Юлия Славяновна.

Ю: Здравствуйте, Анечка… Какой у вас интересный костюм… я бы сказала – эпотаж!

А: Нет, Юлия Славяновна – я просто патриот своей Родины!

Ю: М-гу.. позвольте уточнить, что, по вашему мнению, патриотизм?

А: Пожалуйста!

На экране слайд с раскрытием понятия «патриотизм»

А: Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Ю: Тогда причём тут подчинение ваших частных интересов и гусарский мундир 812года?! Позвольте заметить мужской!!! Не пристало девушке в мужском наряде ходить! Это искажение нравственности, что в наше время, что в 19 веке!

А: Юлия Славяновна! Но 19 век- это протекзионизм, урбанизация

Ю: (прерывает): Достаточно…ближе к теме.

А: И, конечно, ярким событием этой эпохи стала Отечественная война 1812 г.— величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине! А на счёт мундира вы не правы… Вспомните участницу военных действий 812 года Надежду Андреевну Дурову.

Ю: Да, да, да… Наде́жда Андре́евна Ду́рова (известна также под именем Алекса́ндра Андре́евича Алекса́ндрова— первая в русской армии женщина-офицер ,известная как кавалерист-девица . Обманным путём проникла в кавалерийский  полк.

А: Смелая, волевая, она не осталась в отчем доме, а как истинный патриот решила отстаивать интересы Родины в бою… Впрочем, внимание на экран..

Отрывок из фильма «Гусарская баллада»

Ю: Превосходно, ваши доводы весьма убедительны. Ну, что ж приступайте к докладу.

А: Возникновение Отечественной войны 1812 г. было вызвано стремлением Наполеона к мировому господству. 2 июня 1812 г. Наполеон во главе 600-тысячной армии, форсировав р. Неман, вторгся в Россию. В августе главнокомандующим русской армией был назначен М.И.Кутузов- талантливый стратег, обладающий большим военным опытом, герой и патриот. Вообще на фоне этой войны возникла целая плеяда выдающихся людей: Барклай де  Толли, Денис Давыдов, Багратион, Раевский, Василиса Кожина…перечислять их можно бесконечно.

Ю: Совершенно верно, поэтому остановимся и возьмём к , примеру,Дениса Давыдова.

А: Денис Васильевич Давыдов- идеолог и один из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант; русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии». Вот как описывали его современники

Отрывок из фильма «Эскадрон гусар летучих»- портрет Давыдова

Ю: М-гу, и всё таки хотелось бы наглядно. Слайд с репродукцией портрета Дениса Васильевича у вас есть? …Желательно из военной галереи зимнего дворца..

На экране появляется и исчезает портрет, так несколько раз

А: Неполадки с техникой, но я могу наглядно….можно я воспользуюсь аудиторией?

Ю: Да, конечно.

По приметам из видеоролика выбирает из зала участника, надевает на него усы, гусарский головной убор, сажает на палочную лошадь.

Ю: (оценивающе) Это просто каламбур какой-то…

А: Денис Васильевич вообще был мастером стихотворных каламбуров и известным на всю русскую армию острословом.Сейчас продемонстрируем…Каламбур о вреде курения!

Ведущая даёт текст участнику, он читает

Пусть я буду генералом,

Каких много видел я!

Пусть среди кровавых боев

Буду бледен , боязлив,

А в собрании героев

Остр, отважен, говорлив!

Ю: Превосходно! Что- нибудь ещё?

А: Есть на тему пословиц…

Участник читает

Ценят золото по весу,
А по шалостям — повесу.

Ю: Совершенно согласна! Поэтому перестаньте вести себя, как повеса, отпустите абитуриента и продолжайте доклад!

 Участник проходит в зрительный зал, на экране появляется портрет Давыдова.

Ю: Да, да…это он. Кисть английского художника Джорджа Доу…Итак на чём мы остановились?

А: На каламбуре….

Ю: Хорошо, продолжайте.

А: Как я уже сказала Денис Васильевич был  командиром первого партизанского отряда русской армии во время войны 1812 года. Внимание на экран.

Отрывок из фильма «Эскадрон гусар летучих»(Давыдов просит у Кутузова казаков и оружие)

А: С этими силами Давыдов отправился в тыл наполеоновской армии. В начале сентября с этой партией Давыдов напал на французский транспорт в 30 повозок с прикрытием в 225 человек. Весь транспорт был взят, прикрытие истреблено, за исключением 100 человек, взятых в плен. Скоро был захвачен и другой обоз. Впоследствии отряд Давыдова значительно усилился — к нему присоединились освобожденные из плена русские солдаты и крестьяне. Действия в тылу противника без поддержки местного населения были немыслимы. Но вначале Давыдов с трудом находил общий язык с крестьянами. Внимание на экран.

 Отрывок из фильма «Эскадрон гусар летучих»

Ю: К сожалению, лишь немногие имена героев крестьянской войны против наполеоновского нашествия сохранились в памяти народа.

А: Возможно, но тем, чьи имена сохранились, честь и хвала и сегодня. Например, Василиса Кожина

На экране портрет

А: Участница крестьянского партизанского движения, жена старосты сычёвского уезда. Так вот о ней современный режиссёр Антон Сиверс снял исторический фильм. Внимание на экран.

Рекламный ролик к фильму «Василиса Кожина»

Ю: Да, весьма похвально… Продолжайте, Анечка.

А: Минуточку…

Уходит за кулисы выносит поднос с бородинскими сухариками.

А:  Сухарики «Бородинские»! Угощайтесь Юлия Славяновна..

Угощает зав. кафедрой, затем спускается в зал угощает детей, поднимается на сцену.

Ю: ( с благодарностью)Спасибо, Анечка, великолепный чесночный вкус! Очень полезно, особенно в зимнее время для поднятия иммунитета… Но какое отношение это имеет к докладу?

А: Самое прямое! Сухарики БОРОДИНСКИЕ! Это  преамбула, так сказать мой творческий подход к следующей части моего доклада- Бородинское сражение.

Ю: Восхитительно!!!! Продолжайте.

А: В любой войне происходили сражения, которые становились в ней переломным моментом. Для Отечественной войны в 1812 году таким моментом стало Бородинское  сражение, произошедшее 26 августа (по новому стилю 7 сентября). И это сражение так же стало ярчайшим примером патриотизма русского народа. Вот какой состоялся разговор на  кануне Бородинского сражения между Героями романа Толстого «Война и мир»- Пьером Безуховым и Андреем Болконским.

Отрывок из фильма «Война и мир»

Ю: Да, действительно здесь явно звучит тема патриотизма, любви к Родине, которая живёт в каждом человеке.

А: Исход сражения нельзя было просчитать, потому что силы были примерно одинаковыми. «На войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна»- говорит Балконский. И вот здесь помимо теории и оружия, свою роль должны были сыграть  те чувства, которые заложены в каждом человеке. И это стало решающим и важным. Внимание на экран.

Отрывок из фильма «Война и мир» (Бородинское сражение)

Ю: И всё- таки русская армия отступила, сдала позиции и отдала Москву противнику… Можно ли это считать победой?

А: Из-за этого отступления и продолжались долгие споры, кто же все-таки победил в Бородинском сражении. Одни говорят, что Бородинское сражение было проиграно, другие говорят, что мы победили. Это субъективное мнение каждого и зависит оно от того, как человек воспринимает ситуацию…

Спускается в зал

А: ( к любому сидящему в зале) Вот вы считаете выиграли мы или проиграли ?( можно задать этот же вопрос ещё 1-2 участникам)

Комментарии к ответу: Если «Да», то вы настоящий патриот, если «Нет»- то, надо поработать над воспитанием чувства патриотизма.

А: А теперь давайте послушаем мнение исторического эксперта.

Видеоматериал «Исход бородинского сражения» (Пётр Романов)

Ю: Я абсолютно согласно с коллегой и как, теперь не как историк, а как человек… как патриот я говорю, что мы победили!!( к Ане) Поздравляю Анечка ! Прекрасный доклад!

А: Я хочу обратиться к вам с вопросом, ребята: Любите ли вы историю, как любим её мы с Юлией Славяновной? Вот, подготовила для Вас анкеты с вопросами. Будет здорово, если вы на них ответите. Это можно сделать на уроке истории в школе.

Ю: А у меня тоже есть для вас творческая работа- синквейн, что в переводе означает «пять». В синквейне пять строк и пишется он по определённым правилам:

На первой строке- существительное в тему.

На второй- два прилагательных, раскрывающих тему.

Третья строка- три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме.

На четвёртой строке целая фраза – афоризм, цитата, при помощи которой нужно выразить своё отношение к теме.

Пятая строка- существительное, ассоциация с первым.

А: Ребята, спасибо Вам за внимание и интерес к Истории России. Желаем Вам только отличных оценок по истории. Если вам понравился наш урок, напишите отзыв в книгу отзывов на вахте Центра Досуга.

Ю: Всем до свидания, до встречи на факультете истории.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отечественная война 1812 года

Слайд 2

Социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы Патриотизм

Слайд 3

Надежда Андреевна Дурова

Слайд 4

Денис Васильевич Давыдов

Слайд 6

Василиса Кожина

Слайд 7

БОРОДИНО

Слайд 9

СИНКВЕЙН 1. Война 1812 года 2. два прилагательных 3. три глагола 4. предложение (по теме) 5. существительное (ассоциация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")

8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...