Открытый урок по истории
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Багулова Ия Томаевна

Данный урок представляет собой урок введения нового материала. Опысываются события, происходившие накануне Смутного времени. Причины Смутного времени, внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова, таинственная смерть царевича Дмитрия. В конце урока есть также вопросы на закрепление материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл respublikanskiy_otkrytyy_urok.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

12.04.11.                  Тема урока:

«Россия накануне Смутного времени»

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: лекционный

Цели урока:

1.образовательные:

-знать причины Смуты,

деятельность Бориса Годунова,

меры, предпринятые им для разрешения

кризисной ситуации в стране;

-итоги правления Годунова.

2.Развивающие:

-развивать умение работы с

историческими документами;

-развивать умение обобщать

данные по теме и делать вывод;

-развивать умение работы с картой.

3.Воспитательная:

 - воспитывать чувство патриотизма;

- стремиться воспитать интерес

  к исторической науке.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Вопросы:

1.Какие внутриполитические преобразования ввел Иван Грозный? 2.Какие последствия имела опричнина?

3.Достигнута ли была Иваном Грозным цель опричной политики?

III.Введение новой темы:

        План:

1Характеристика личности Бориса Годунова.

2.Внутренняя политика.

3. Внешняя политика.

4. Итоги правления Годунова.

 Учитель:

  Период, который мы будем рассматривать, связан с деятельностью Бориса Годунова. Выяснить, какова роль Годунова в истории России, какие меры он предпринял для разрешения кризисной ситуации в стране и насколько они были успешны, является целью нашего урока.

   Борис Годунов был шурином царевича Федора. Был женат на Марии Лукьяновне-дочери Малюты Скуратова. В молодости служил в опричнине, сумел сохранить расположение царя и после отмены опричнины. Современники с уважением говорили о нем, что «разумом его Бог исполнил и о земле великий печальник». Он оказывал большое влияние на Федора. Но как мог оказаться у власти человек, который не принадлежал к царской династии?

 После смерти Ивана Грозного, в 1584 году, у власти оказался его сын Федор.

По описанию англичанина Дж. Флетчера, он был «росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвердая о некоторой расслабленности в членах, он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется… Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен».

Практически с первых лет правления Федора реальная власть сосредоточилась в руках Бориса Годунова.

Личность Годунова рассматривалась историками по-разному. По словам Татищева, Борис Годунов был очень коварным человеком, и все его действия были во вред стране и вели « к разорению государства».

Внутренняя политика.

Новое правительство должно было решить две основные задачи. Во-первых, необходимо было преодолеть разруху и восстановить нормальную хозяйственную жизнь. Во-вторых, сплотить верхушку общества. Ведь, учредив опричнину, Иван Грозный натравил одну часть дворян и бояр на другую.

С этой целью был издан указ о «заповедных летах», который запрещал свободный переход от одного хозяина к другому. В 1597 году был издан указ об «урочных летах», устанавливающий пятилетний срок сыска беглых крестьян. Эти меры, хотя и вызывали недовольство крестьян, тем не менее способствовали укреплению поместного и вотчинного землевладения. Страна стала потихоньку выходить из разорения и разрухи.

При Годунове широко развернулось городское строительство, сооружение крепостей и монастырей. Для защиты государства возводились крепости на западе Смоленск, на юге Воронеж, Курск, Белгород, на севере Архангельск, в Поволжье Самара, Саратов, Астрахань, в Сибири Тобольск, Тюмень.

Он отправлял молодых дворян в Англию, Францию и Германию «для науки разных языков и грамотам», активно приглашал в Россию иностранных специалистов.

 Крупным успехом Годунова было учреждение патриаршества в 1589 году. Переговоры с Константинополем он вел лично. 26 января 1589 года в Успенском соборе состоялась торжественная церемония возведения в патриарший сан московского митрополита Иова. Тем самым Русская православная церковь стала самостоятельной и независимой от греческой. Учреждение патриаршества укрепило влияние Русской православной церкви как внутри страны, так и за ее пределами.

Внешняя политика.

 За время правления Бориса Годунова страна добилась успехов и во внешней политике. В 1586 году русское правительство продлило перемирие с Речью Посполитой до 1602 г. Это позволило собрать все силы для борьбы со Швецией. Русско-шведская война 1590-1593гг. была успешной для России. Были возвращены захваченные шведами во время Ливонской войны русские города Ивангород, Ям, Копорье, Корела.

Большие успехи были достигнуты в освоении Приуралья и Западной Сибири.

Расширялась внешняя торговля России: через Архангельск осуществлялись связи со странами Европы, а по Волге - со странами Востока.

  В 1591 году в Угличе умирает младший сын Ивана Грозного Дмитрий. У самого Федора и его жены Ирины детей не было, и народ привык смотреть на Дмитрия как на наследника. Народная молва приписала смерть царевича Борису Годунову.

6 января 1598 г. умер царь Федор. С его смертью оборвалась династия Рюриковичей.

 В феврале в Кремле собрался Земский собор. Царем был избран Годунов. В 1598 г. Состоялась торжественная коронация Бориса. Впервые на троне оказался человек, вознесенный к вершинам власти  «по многомятежному человеческому хотению».

 Борис Годунов стремился укрепить внутреннее положение государства. Однако многие не могли простить Борису, что он не «прирожденный» государь. Стержнем политической системы страны многие столетия была служба правящей династии из поколения в поколение. Теперь эта связь была нарушена. Считалось, что Рюриковичи получили власть от Бога, а выборные государи от подданных. Зная об этих настроениях, боясь боярских заговоров, Борис поощрял шпионство и доносы. Бояре Романовы  были обвинены в заговоре против царя, отправлены в ссылку, а старший среди них― Федор Никитич Романов - пострижен в монахи под именем Филарета.

 

  Несмотря на успехи политики Годунова, достаточно было одного сильного толчка, чтобы все развалилось. Таким толчком оказались голодные годы 1601-1603гг., специальным царским указом введены единые цены на хлеб, за спекуляцию предусматривалось  суровое наказание. Голодающим были розданы денежные суммы из казны, открыты царские житницы. Толпы голодных двинулись к Москве. Ситуация в столице резко обострилась: шайки разбойников грабили людей и обозы с продовольствием. Самое крупное столкновение произошло осенью 1603 г., когда была разгромлена шайка под предводительством Хлопка, парализовавшая своими действиями Смоленскую дорогу. Взятые в плен холопы были казнены.

Чтобы успокоить народ, царь восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян.

  Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство новым царем. Ему припомнили все: и «убийство» царевича Дмитрия, и захват царской власти, и «татарское» происхождение.

 Ситуация ухудшалась с каждым днем. Россия стояла на пороге гражданской войны.  В апреле 1605 года Борис Годунов умер. Страна осталась без царя.

 Эпоху Бориса Годунова прекрасно отразил в своем стихотворении поэт К.Д. Бальмонт:

В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле Российской пасмурной страны,

Толпы людей скиталися без крова,

И по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,

С свирепостью на дольный мир смотря.

И вопль протяжный: "Хлеба! Хлеба! Хлеба!"

Из тьмы лесов стремился до царя.

На улицах иссохшие скелеты

Щипали жадно чахлую траву,

Как скот,- озверены и неодеты,

И сны осуществлялись наяву.

Гроба, отяжелевшие от гнили,

Живым давали смрадный адский хлеб,

Во рту у мертвых сено находили,

И каждый дом был сумрачный вертеп.

От бурь и вихрей башни низвергались,

И небеса, таясь меж туч тройных

Внезапно красным светом озарялись,

Являя битву воинств неземных

Невиданные птицы прилетали,

Орлы парили с криком над Москвой,

На перекрестках, молча, старцы ждали,

Качая поседевшей головой.

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух переселя.

IV. Закрепление знаний:

1.Почему Борис Годунов стал фактическим правителем государства после смерти Ивана Грозного?

2.Назовите меры, предпринятые Годуновым для разрешения кризисной ситуации в стране.

3. Насколько они были успешны?

4.Как изменилось положение крестьян к концу XVI века?

5.С чем это было связано?

V. Подведение итогов урока:

Домашнее задание §26

        

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории. Тема урока: «Куликовская битва»

Данный урок посвящён Куликовской битве 1380 года. Он ставит основной целью развтие творческого подхода студентов к выполнению заданий, умения рассуждать, формирование интереса к самостоятельной поиско...

Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему  "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий....

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Открытый урок по Истории. Краеведческий курс «История Ставрополя - Тольятти» в 8 классе по ФГОС ООО

Представляется разработка урока, проведённого в рамках значимого для города Тольятти события (50-летие ВАЗа)....