Повесть временных лет
презентация к уроку по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Великая бывает польза от учения книжного,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми» Нестор- летописец
«Повесть временных лет»- «монументальное произведение»: «Рассмотренная вблизи, в упор, она производит впечатление случайного набора кусков драгоценной смальты, но , окинутая взором в ее целом, она поражает нас строгою продуманностью всей композиции, последовательностью повествования, единством и грандиозностью идеи, всепроникающим патриотизмом содержания» а кадемик Д,С, Лихачев
«Повесть» дважды редактировали. В 1113 -1116гг.(Лаврентьевский список)это делал сторонник Мономаха Сильвестр. В 1118г.( Ипатьевский список) делал сын Владимира Мстислав. Нестор Сильвестр Мстислав
« Повесть временных лет» передает события от расселения восточных славян на Восточно-Европейской равнине до 1111г. В оригинале «Повесть временных лет» не сохранилась. В наиболее полном виде она сохранилась в Лаврентьевской и И патьевской летописях.Лаврентьевский список входит в состав Владимиро- Суздальской хроники, которую в 1137г. Переписал монах Лаврентий. Ипатьевский список входит в состав Киевской летописи 12 века и Галицко-Волынской летописи 12 века. Назван данный список в честь ипатьевского Троицкого монастыря, в котором он хранился
Нестор описывает расселение 13 восточных племен. Он выделяет полян с центром в Киеве;к северу и западу от полян обитали древляне; на левобережье Припяти жили дреговичи; в верховьях южного Буга- бужане и волыняне; в Поднестровье - уличи и тиверцы; в Закарпатье- белые хорваты; на левобережье Днепра- северяне; к северу от них-радимичи; в верховьях Волги, Днепра, Двины- кривичи; в бассейне Западной Двины- полочане : в районе озера Ильмень- словене ; наконец, самым восточным племенем были вятичи( в районе Оки и Москвы-реки). Славянские племена
О Кие В земле полян обитают три брата, каждый со своим семейством сидит на своём приднепровском холме. Первого брата зовут Кий, второго — Щёк, третьего — Хорив. Братья создают город, называют его Киев по имени старшего брата и живут в нем. А около города стоит лес, в котором поляне ловят зверей. Кий едет в Царьград, где византийскии царь оказывает ему великую честь. Из Царьграда Кий приходит к Дунаю, ему нравится одно место, где он строит маленький городок по прозванью Киевец . Но осесть там ему не дают местные жители. Кий возвращается в свой законный Киев, где достойно завершает свою жизнь. Щёк и Хорив тоже тут умирают . Храм Кия
. «Наша земля велика пространством и богата хлебом, но в ней нет государственного устроения. Идите к нам княжить и управлять». Берутся за дело три брата со своими семействами, забирают с собой всю русь и прибывают (на новое место): старший из братьев — Рюрик — садится княжить в Новгороде (у словен ), второй брат — Синеус — в Белозерске (у веси), а третий брат — Трувор — в Изборске (у кривичей). Через два года Синеус и Трувор умирают, всю власть сосредоточивает Рюрик, который раздаёт города в управление своим варягам- руси . От всех тех варягов- руси и возникает название (новому государству) — «Русская земля». Рюрик 862-879гг.
Преемник Рюрика- князь Олег совершил поход на юг, убил киевских князей Аскольда и Дира и перенес в Киев центр своего княжества. Это произошлов 882г. , что является датой образования государства Киевская Русь. 879-912гг
Киевская Русь 9-12 веков-раннефеодальное государство: Господствовала государственная собственность Собственность феодалов лишь формировалась. Классы феодального общества еще не сложились. Крестьяне еще не были закреплены.
И с малым остатком дружины поворачивает назад. Деревляне узнают об этом и совещаются с Малом, своим князем: «Раз повадился волк к овцам, то вырежет все стадо, если не убить его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». С обравшись , деревляне выходят из города Искоростеня и легко убивают Игоря и его дружину Игорь старый (912-945гг.)
Ольга прибывает в Царьград. Приходит к византийскому царю. Царь беседует с ней, удивляется ее разуму и намекает: «Подобает тебе царствовать в Царьграде с нами». Она сразу понимает намёк и говорит: «Я язычница. Если вознамеришься меня крестить, то крести меня ты сам. Если нет, то не крещуся ». И царь с патриархом ее крестят. Патриарх поучает ее о вере, а Ольга, склонив голову, стоит, внимая учению, как губка морская, водой напояемая . Нарекается ей в крещении имя Елена, патриарх благословляет ее и отпускает. 945-964 Крещение Ольги в 957г.
Возмужавший Святослав собирает много храбрых воинов и, кочуя стремительно, как гепард, ведёт много войн. В походе он воза за собою не возит, котла у него нет, мяса не варит, но тонко нарежет конину, или зверину, или говядину, на углях испечёт и ест; и шатра не имеет, но войлок постелит , а седло — в головах. И воины его такие же степняки. Странам он рассылает угрозы: «Пойду на вас». 964-972гг Святослав
Владимир посылает десятерых достойных и умных: «Идите сначала к поволжским болгарам, потом посмотрите у немцев, а оттуда идите к грекам». После путешествия возвращаются посланные, и снова созывает Владимир бояр: «Послушаем, что расскажут». Посланные отчитываются: « вот когда греки привели нас туда, где они служат своему Богу, то мы растерялись — на небе мы или на земле, ибо нигде на земле нет зрелища такой красоты, которую мы не можем и описать. Служба у греков — лучшая из всех». Бояре добавляют: «Будь плохой греческая вера, то ее бы не приняла твоя бабушка Ольга, а она была мудрее всех наших людей». 980-1015гг. Крещение Руси в 988г.
Узнав, что идёт русь , сходится на совет бесчисленное множество половцев. Князь Урусоба предлагает: «Попросим мира». Но молодые говорят Урусобе : «Если ты боишься руси , то мы не боимся. Разгромим их». И половецкие полки, как необозримая хвойная чащоба, надвигаются на русь , а русь выступает против них. Тут от вида русских воинов великий ужас, страх и трепет нападает на половцев, они словно в дремоте, и их кони вялы. Наши же, конные и пешие, бодро наступают на половцев. Половцы бегут, а русские их секут. В битве убивают двадцать половецких князей, в том числе Урусобу , а Белдюзя берут в плен. Половцы
Источники Викепедия Т.В. Черникова ,История России 9-16века,6 класс,ДРОФА , Москва,200г. История России,10 класс, Волгоград,»Учитель»,2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К 1150-летию российской государственности. «Повесть временных лет» рассказывает…
«Повесть временных лет» рассказывает о призвании варягов....
Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла
Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....
"Повесть временных лет" Урок истории + ОПК 6-9 класс.
Тема урока: Шедевр Древнерусской литературы «Повесть временных лет»Цель: Познакомить с «Повестью временных лет» и с преподобным Нестором Летописцем.Познакомить с летописным жанром....
Древнерусская ли тература. "Повесть временных лет". Из "Поучения Владимира Мономаха"
Данная презентация предназначена для урока литературы в 7 классе....
Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»
Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...
Отрывки из "Повести временных лет"
Отрывки из "Повести временных лет"...
"Повесть временных лет"
Интегрированный урок по теме "Древнерусская литература"...