Тематический тест "Правление Ивана Грозного"
тест по истории (10 класс) на тему

Эккардт Галина Анатольевна

Тематический тест составлен на основе материалов ФИПИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fipi_ivan_groznyy.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Правление Ивана Грозного (по материалам ФИПИ).

1.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Опричная политика Ивана Грозного способствовала укреплению российского централизованного государства».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:1) …2) …    Аргументы в опровержение:   1) …    2) …

2.Как называлась территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земского собора и Боярской думы?

  • 1)опричнина  2)Государев двор    3)земщина   4)посад

3.Пожилое на Руси XV – XVI вв. – это

  • 1)форма дани, взимавшейся с коренных народов Сибири
  • 2)правила ведения домашнего хозяйства
  • 3)форма содержания земских чиновников за счет городского населения
  • 4)плата крестьянина землевладельцу при переходе к другому хозяину

4.Прочтите отрывок из послания.

«Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, своё милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника – сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже 
в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более – души свои и то, что целовали крест нашему отцу и нам – не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего дальнего родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду (и как бы им не погубить!), воцарив князя Владимира…

Когда же началась война с германцами, о которой дальше будет написано подробнее, поп Сильвестр с вами, своими советчиками, жестоко нас за неё порицал; когда за свои грехи заболевали мы, наша царица или наши дети, – всё это, по их словам, свершалось за наше непослушание им. Как не вспомнить тяжкий путь из Можайска в царствующий град с больной царицей нашей Анастасией?»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  • 1)События, о которых идёт речь, произошли в 1550-х гг.
  • 2)В отрывке названы политические деятели, входившие в Негласный комитет.
  • 3)Автор письма обвиняет своих приближённых в невыполнении данного обещания.
  • 4)Князь, упоминаемый в отрывке, стал царём после смерти автора послания.
  • 5)Царица, о которой идёт речь в тексте, была первой женой автора письма.
  • 6)Война, упомянутая в данном отрывке, окончилась в 1598 г.

5.С деятельностью кого из названных лиц связано начало книгопечатания в России?

  • 1)Андрея Рублева  2)Юрия Крижанича   3)Ивана Федорова   4)Феофана Грека

6.Результатом военной реформы, проведенной Избранной Радой в середине XVI в. было формирование

  • 1)стрелецкого войска            2)регулярной армии    3)гвардейских полков   4)полков иноземного строя

7.Что на Руси именовалось «урочными летами»?

1)срок розыска беглых крестьян                 2)период правления «семибоярщины»

3)срок, на который была введена опричнина

4)годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому

8.Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана IV?

1)1380 – 1382 гг.     2)1478 – 1485 гг.    3)1552 – 1556 гг.         4)1596 – 1597 гг.

9.Как называлась система мер, предпринятых Иваном Грозным в 1565 – 1572 гг. для укрепления своей самодержавной власти?

  • 1)местничество           2)опричнина            3)нестяжательство                 4)земщина

10.1549 год – это год

1)созыва первого Земского собора                     2)окончания Ливонской войны

  • 3)стояния на реке Угре                                       4)Куликовской битвы

11.Установите соответствие между именами исторических лиц и родом их деятельности.

ИМЕНА

А)Андрей Курбский             Б)Дионисий            В)Ермак Тимофеевич                      Г)Макарий

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1)церковный и политический деятель                   2)воевода, участник Избранной рады

3)иконописец        4)зодчий                  5)казачий атаман

12.В каком году был созван первый в истории России Земский собор?

  • 1)1447 г.              2)1549 г.            3)1601 г.               4)1613 г.

13.Первое общегосударственное ограничение свободного перехода крестьян к другому землевладельцу произошло вследствие принятия

  • 1)«Указа о заповедных летах»               2)Судебника 1497 г.
  • 3)Судебника 1550 г.                   4)Соборного Уложения 1649 г.

14.Как назывался высший орган государственного управления в России XV – XVII вв.?

  • 1)Боярская дума  2)Сенат   3)Государственный совет  4)Верховный тайный совет
  • 15.Установите соответствие между событиями и датами:
  • СОБЫТИЯ
  • А)опричнина  Б)Ливонская война   В)венчание на царство Ивана IV
  • Г)присоединение Астраханского ханства
  • ДАТЫ
  • 1)1547 г.  2)1556 г.  3)1558  – 1583 гг.  4)1565 – 1572 гг.  5)1583 г.

16.Первые Земские соборы были созваны в

  • 1)XIV в.   2)XV в.  3)XVI в.  4)XVII в.

17.В честь какого события в истории государства Российского в Москве был построен Покровский собор на рву?

  • 1)взятия Казани    2)окончания Смуты   3)присоединения Западной Сибири
  • 4)венчания Ивана Грозного на царство

18.Сословно-представительным органом в XVI в. был(-а)

  • 1)Верховный Тайный Совет    2)Земский собор   3)Избранная Рада   4)Государственный Совет

19.В какие годы Иваном Грозным проводилась опричная политика?

  • 1)1325 – 1340 гг.   2)1462 – 1505 гг.  3)1565 – 1572 гг.   4)1606 – 1610 гг.
  • 20.Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями.
  • ТЕРМИНЫ, НАЗВАНИЯ
  • А)опричнина   Б)пожилое   В)приказ   Г)кормление
  • ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  • 1)центральный орган управления какой-либо сферой государственной жизни
  • 2)удельное владение Ивана Грозного
  • 3)система содержания должностных лиц за счет местного населения
  • 4)плата крестьян при уходе от землевладельца
  • 5)обращение церковной собственности в светскую

21.С помощью опричной политики Иван Грозный добился

  • 1)укрепления вооруженных сил страны      2)расширения территории Российского государства
  • 3)усиления роли Земских соборов               4)усиления режима личной власти

22.Что послужило одной из причин падения Избранной Рады?

  • 1)поход крымского хана Девлет-Гирея на Москву             2)восстание в Москве 1547 г.
  • 3)разногласия в выборе главного направления внешней политики
  • 4)созыв Стоглавого собора

23.Ниже приведены две точки зрения на опричную политику Ивана Грозного:

  • 1.  Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоев населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.
  • 2.  Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалась террором и произволом.
  • Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

24.Круг единомышленников Ивана IV, руководивший политической жизнью России, в исторической науке получил название

  • 1)Приказ Тайных дел   2)Земский собор   3)Избранная рада   4)Ближняя дума

25.«Урочные лета» – это

  • 1)срок розыска беглых крестьян                         2)период правления «семибоярщины»
  • 3)срок, на который была введена опричнина
  • 4)годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому

26.Стрелецкое войско появилось в России при

  • 1)Иване Калите   2)Дмитрии Донском  3)Иване IV Грозном   4)Алексее Михайловиче
  • 27.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Реформы 50-х гг. XVI в., проведенные Иваном IV вместе с Избранной Радой, способствовали укреплению Российского государства. Однако в начале 60-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной Радой и избрал другую политику. Укажите, как она называлась, в чем заключались причины ее введения (не менее двух причин) и каковы были ее последствия (не менее трех последствий).  

28.Установите соответствие

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ

А)Иван IV   Б)Иван III  В)Дмитрий Донской   Г)Борис Годунов

СОБЫТИЯ

1)восстание под предводительством Степана Разина    2)Ливонская война

3)«стояние» на реке Угре    4)Куликовская битва    5)поход Лжедмитрия I на Москву

29.Современниками были

  • 1)Василий III и Иван Калита                              2)Иван III и Сергий Радонежский
  • 3)Дмитрий Донской и Андрей Курбский           4)Иван IV и Ермак Тимофеевич

30.Какую цель преследовала Избранная Рада, отменяя кормления?

  • 1)заменить власть наместников воеводским правлением
  • 2)заменить власть наместников войсковым казачьим кругом
  • 3)передать местное управление опричникам
  • 4)передать местное управление Боярской думе

31.В итоге Ливонской войны (1558–1583 гг.) Россия потеряла

  • 1)крепости Нарву, Ям, Копорье, Иван-город                       2)побережье Каспийского моря
  • 3)Новгород и Псков                      4)Смоленские и Новгород-Северские земли

32.Восточная политика Ивана IV привела к

  • 1)завоеванию Поволжья и Западной Сибири    2)получению выхода к Балтийскому морю
  • 3)получению выхода к Черному морю                4)началу освоения Восточной Сибири

33.Система кормлений была ликвидирована

  • 1)в первой половине XV в.             2)во второй половине XV в.
  • 3)в середине XVI в.                   4)в начале XVII в.

34.В каком веке cо смертью сыновей Ивана Грозного пресеклась династия Рюриковичей?

  • 1)XIV в.  2)XV в.    3)XVI в.   4)XVII в.

35.Деятельность Андрея Курбского, Алексея Адашева, митрополита Филиппа Колычёва связана с правлением

  • 1)Ивана Калиты  2)Ивана III   3)Ивана IV    4)Фёдора Иоанновича

36.Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине XVI в. было

  • 1)присоединение к России Крыма
  • 2)присоединение к России Казанского и Астраханского ханств
  • 3)присоединение к России Левобережной Украины
  • 4)завоевание Россией выхода в Балтийское море

37.Избранная Рада – это

  • 1)законодательный орган                                           2)духовная коллегия
  • 3)орган местного самоуправления                4)неофициальное правительство России при Иване IV

38.Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие.

«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и все имущество без остатка изъять; а учинить ему на своем государстве себе опричнину…»

  • 1)Ивана III  2)Бориса Годунова   3)Ивана IV   4)Василия Шуйского

39.С каким из названных процессов связаны даты 1497 г., 1581 г., 1597 г.?

  • 1)борьбой Руси за независимость
  • 2)расширением территории Российского государства
  • 3)принятием законодательных актов по закрепощению крестьян
  • 4)обмирщением культуры

40.Что из названного относится к итогам деятельности Избранной Рады в 50-е – 60-е гг. XVI в.?

  • 1)введение рекрутчины                                        2)создание полков «иноземного строя»
  • 3)введение всеобщей воинской повинности       4)создание стрелецкого войска

41.К результатам опричной политики Ивана IV Грозного относится

  • 1)развитие боярского землевладения                     2)хозяйственное разорение страны
  • 3)укрепление обороноспособности России            4)ограничение самодержавной власти царя

42.Как в Русском государстве в XV – XVI вв. называлось условное земельное владение, даваемое за военную или государственную службу без права продажи, обмена и наследования?

  • 1)вотчиной  2)посадом 3)уделом  4)поместьем

43.Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, как назывался характеризуемый в нем порядок служебных отношений в Московском государстве XV – XVI вв.

«В Москве XVI века при замещении высших должностей служилыми людьми соображались не с личными качествами назначаемых, а с относительными служебными значениями фамилий… Каждая родословная фамилия и каждое отдельное лицо такой фамилии занимали определенное и постоянное положение среди других фамилий и отдельных лиц… Иерархическое отношение между лицами не устанавливалось при их назначении на должности по усмотрению назначившей их власти, а заранее указывалось помимо нее фамильным положением назначаемых».

1)кормлением   2)местничеством  3)выслугой  4)рекрутчиной

44.Установите соответствие между документами и датами их принятия: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ДОКУМЕНТЫ

А)указ Фёдора Ивановича об «урочных летах»    Б)указ Ивана IV о «заповедных летах»

В)Судебник Ивана III            Г)Судебник Ивана IV

ДАТЫ

1)1497 г.     2)1550 г.    3)1581 г.  4)1597 г.    5)1605 г.

45.Что из перечисленного относится к деятельности Избранной рады?

1)введение опричнины                         2)созыв первого Земского собора

3)полная отмена местничества            4)введение заповедных лет

46.Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о какой династии идет речь.

«Так трагически и бесславно закончилось короткое правление этой династии… на русском престоле. На долю этой династии выпали тяжелые испытания. Им досталась в наследство разоренная, бедная страна. Системный кризис, охвативший всю страну, усугубляемый голодом первых лет XVII века, показал всю хрупкость власти, которая отошла от методов управления Ивана IV. И без того неэффективная и громоздкая система управления Российским государством начала давать серьезные сбои. Разбойничьи шайки наводнили страну, на дорогах было небезопасно. После смерти царя страна ушла в пучину смуты и безвременья».

46.Храм Василия Блаженного в Москве был построен в память

  • 1)освобождения Москвы от поляков в годы Смуты в 1612 г.
  • 2)победы в Отечественной войне 1812 г.                     3)взятия Казани в 1552 г.
  • 4)прекращения зависимости Руси от Золотой Орды

47.Назовите не менее трех черт социально-экономического кризиса в стране, наступившего к концу правления Ивана IV Грозного. Каковы были его причины? Укажите не менее двух причин.

48.Кто в 1598 г. был избран на царство Земским собором?

  • 1)Борис Годунов    2)Лжедмитрий I   3)Василий Шуйский   4)Лжедмитрий II

49.Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите, о каком правителе идет речь.

«В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя [его] блистало на судебнике и напоминало приобретение трёх царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя…»

  • 1)Иван III        2)Иван Калита    3)Иван IV    4)Иван Антонович

50.Кто из русских царей был первым избран на престол Земским собором?

  • 1)Борис Годунов         2)Василий Шуйский        3)Фёдор Иоаннович  4)Михаил Фёдорович

51.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

  • В 1598 г. Земским собором был избран на царство Борис Годунов. Новый царь зарекомендовал себя как талантливый государственный деятель. Он задумал целый ряд реформ, призванных обеспечить развитие России. Почему же самозванцу Лжедмитрию I удалось столь легко склонить на свою сторону широкие круги населения? Укажите не менее двух причин. Однако через год, в 1606 г., Лжедмитрий был убит. Что предопределило падение Лжедмитрия I? Назовите не менее трех причин его падения.

52.Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 – отражают основные этапы

1)борьбы России за выход к морю     2)образования Российского централизованного государства

3)борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость     4)закрепощения крестьян

53.Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и назовите имя царя, с правлением которого связаны описанные события.

«Падение Казанского царства возбудило враждебную энергию крымцев, и… Москве приходилось с особым напряжением вести охрану своих южных окраин. А кроме того, на западных границах государства рождались осложнения со Швецией и, главным образом, с Ливонией. 
В понимании общего политического положения и в определении очередных задач московской политики царь круто разошелся с "радою" и обернулся на запад в то время, когда "рада" упорно оборачивала его на юг».

54.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как назывались люди, о которых  идёт речь.

«[Так]… называли тех отчаянных людей, которые уходили с освоенных русских земель на юг, в степи. Они поселялись в удобных для занятий рыбной ловлей, охотой, скотоводством местах, строили небольшие городки для обороны (прежде всего, в низовьях рек Дон и Хопра). Они вместе защищались от соседей кочевников, вместе решали вопросы внутренней жизни своих посёлков на собраниях… Среди них мог укрыться и беглый крестьянин, и обедневший дворянин, и вообще любой, кому "тесно" было на Руси, – найти и вернуть беглеца было не под силу даже московскому царю».

  • 1)опричники   2)казаки   3)баскаки   4)шляхта

55.Из работы историка А.А.Зимина и А.Л.Хорошкевича  «Россия времён Ивана Грозного».

   «….. Война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода В балтийское море не удалось. Виной тому были многие объективные причины – как сложное  внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряжённую войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И всё же… война была событием мирового значения. В ходе её был сокрушён Ливонский орден… Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империи в начале XVIII в.»

1.Укажите название войны и годы её ведения. Что было главной целью войны?

2.Использую текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх военно-политических причин поражения России в войне.

3.Используя текст документа и знания по курсу истории , назовите не менее трёх итогов войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внешняя политика Ивана Грозного"

Презентация к уроку "Внешняя политика Ивана Грозного"предназначена для использования при изучениии Отечественной истории в 6 классе.Данная презентация является информационной поддержкой учи...

Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного

Порезентация к урокуц историии для 6 и 10 класса, содержит задания....

Правление Ивана Грозного(внутренняя политика)

Показать завершающую стадию образования русского государства; охарактеризовать государство доставшееся Ивану Грозному; сформировать представление о первом этапе его царствования и о реформах Изб...

Образ Ивана Грозного в литературе и живописи. Урок внеклассного чтения в 7 классе

Урок предполагает использование целого ряда художественных произведений: М.Ю. Лермонтов "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.М. Каразин "История госуда...

Россия в эпоху Ивана Грозного.

Презентация к уроку....

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....