Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Урок Мировой экономический кризис для 11 класса по учебнику О.В. Волобуева, В.А. Клокова, М.В. Пономарева, В.А. Рогожкина "Россия и мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Мировой экономический кризис | 21.9 КБ |
Презентация к уроку Мировой экономический кризис | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока для 11 класса.
Мировой экономический кризис.
Цели: рассмотреть Мировой экономический кризис, познакомиться с причинами, особенностями и последствиями МЭК 1929-1933 гг.
Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию.
Задачи: показать предпосылки мирового экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризиса в разных странах мира, изучить пути выхода из кризиса на примере «Нового курса» Рузвельта в США, формулировать выводы и обобщения, развивать навыки работы с текстом и документами.
Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.
Средства обучения: презентация, учебник О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.»
План урока.
- Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны.
- Причины и особенности мирового экономического кризиса (экономический кризис в США)
- Выход из кризиса в США
- Особенности эконом. кризиса в странах Запада
Ход урока
I. По первому пункту плана необходимо раскрыть причины стабилизации послевоенного развития стран запада в 1920-е гг.
Причины стабилизации послевоенного развития Запада:
- революционные движения подавлены
- расширение рынков сбыта продукции
- выплата репараций
- отмена ограничений военного времени
- сокращено государственное регулирование экономики
В результате Первой мировой войны экономическим лидером становится США.
США не пострадало во время Первой Мировой войны, извлекло выгоды от торговли с воюющими странами, одновременно предоставляя им займы.
В 1920-е годы наблюдается процветание в Странах Запада. США выходят на первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.
- Основой промышленного развития стало массовое производство предметов домашнего обихода. Оно бурно развивалось благодаря изобретению конвейера Г. Фордом. Производство автомобилей для рядовых потребителей, изготовление радиоприемников, телефонов, холодильников и т.д.
- Экономическое процветание сопровождалось быстрым ростом стоимости акций целого ряда компаний. Многие американцы спешили вложить деньги в ценные бумаги. Но когда деньги вкладываются в акции, которые не обеспечены реальным производством, тогда игра на бирже этими акциями становится спекуляцией и превращается в финансовую «пирамиду»
Задание 1. на странице 90-91 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите несколько фактов, которыми можно подтвердить бурное развитие экономики. (Слайд № 4)
II. Причины и особенности мирового экономического кризиса:
- Стабилизация, экономический бум, массовое производство (конвейер), однако большинство людей не были достаточно обеспеченными - нет массового потребления.
- Нерегулируемый рынок (экономический либерализм государственной политики).
- Финансовые спекуляции и грандиозные финансовые «пирамиды» ¢ деньги вкладывались в акции, не обеспеченные реальным производством.
- Зависимость мировой экономики и финансов от США.
С четверга 24 до вторника 29 октября 1929 г. крах на Нью-Йоркской бирже. В пятницу владельцы акций бросились продавать их, но цены падали каждую минуту, вместе с ними «испарялись» огромные состояния и уже к полудню доселе процветающие собственники были разорены. За несколько «черных» дней американцы лишились 40 млн. долларов.
Так начался финансовый кризис в США, вскоре ставший мировым.
Слайды №№ 6, 7, 8
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы, курса акций.
Задание 2. на странице 91-92 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите последствия кризиса в США
(Слайд № 9)
Жертвами кризиса стали страны, экономически связанные с Западом. Разрывались международные торговые связи, сокращался уровень мировой торговли.
Последствия кризиса:
- Огромные масштабы кризиса
- Падение объема производства
- Банкротство 130 тыс. предприятий и 20% всех банков страны
- Снижение добычи угля на 42% и выплавки стали в 4 раза.
- Разорение 897 тыс. фермерских хозяйств.
- Безработица (13 мил. человек).
- Уменьшение заработной платы на 33%.
- Уменьшение доходов фермеров на 50%
- Падение уровня жизни населения.
Кризис разразился в 1929-1933 гг. в США, его назвали «Великой депрессией», он существенно отличался от циклических кризисов XIX –н. XX вв. Он возник в то время, когда происходило обновление технической и технологической базы экономики, начало развиваться производство товаров массового потребления.
Экономический кризис охватил весь мир, означал также кризис принципов либеральной экономики.
III. Выход из кризиса в США
Задание 3. на странице 93-95 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и ответьте на вопросы:
Кто сумел вывести страну из кризиса?
Чем политика «Нового курса» принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?
(Слайды №№ 10, 11, 12)
США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.
Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.
(Слайд № 13, 14)
3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”
Финансовые | Экономические | Социальные |
Временное закрытие всех банков На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки. Усиление государственного контроля в банковской сфере. Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов Ограничивались спекуляции на бирже. | “Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен. “Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов. | “Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров. Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы. Организовывались общественные работы |
VI. Особенности экономического кризиса в странах Запада.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Заполнение таблицы.
Задание 3.
1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”
Страна | Особенности проявления кризиса | Меры, предпринятые для преодоления кризиса |
Великобритания | страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем пик кризиса – 1932 г. начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия). | Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы Протекционистские меры по защите английской экономики. |
Франция | Кризис – более поздний. 1091 – 1935 гг. Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г) Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом. | Усиление роли государства в экономике и социальной сфере. Под контроль государства поставлен французский банк, Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска Запрет фашистских организаций. В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена. |
Домашнее задание.
Параграф 14. (О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Понамарев. Россия и мир. ХХ в.).
Ответьте на вопрос:
1) “Что общего и в чем различия политики Ф.Д. Рузвельта и правительства Народного фронта во Франции?”
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мировой экономический кризис
qПричины и начало Мирового экономического кризиса q«Великая депрессия» q«Новый курс» Ф. Рузвельта qМировой экономический кризис в странах мира...
урок "Мировой экономический кризис"
презентация к уроку...
Мировой экономический кризис
Презентация к уроку в 11 классе. использованы материалы пособия "Поурочные разработки к курсу "Новейшая история", авторы Улунян А.А., и др....
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. 9 класс
В архиве помещен конпект урока + презентация...
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. "Новый курс" Рузвельта. 9 класс
Предлагаемая презентация может быть использована как сопровождение при проведении урока по Новейшей истории в 9-ом классе по теме "Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Новый курс Рузв...
Реферат: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.США в годы экономического кризиса
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.США в годы экономического кризиса.Экономический кризис 1929-1933 гг. оказалась мировым. Он нарушила все международные экономические связи, приведя к массовому...
Презентация по теме "Мировой экономический кризис 1929-1933 гг"
Презентация предназначена для демонстрации на уроках всеобщей истории в 10 классе при изучении темы "Мировой экономический кризис 1929-1933 гг"...