Цивилизационное значение принятия христианства Владимиром I
статья по истории (10 класс) по теме

Осадчая Наталия Николаевна

Уважаемые коллеги, помещаю материалы своего выступления на районных Рождественских образовательных чтениях "Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси".

Чтения проводились отделом образования администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, и ИМЦ с участием представителей Собора св. ап. Петра и Павла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Время крещения

Крещение Руси — введение в Древнерусском государстве христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 или 991 году).

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках.

Выражение «Крещение Руси» есть в Повести временных лет:

Под 1074 годом. Был также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли Русской.

Кроме того, Повесть временных лет под 6496 годом от сотворения мира (988 год примерно) имеет следующий текст (молитва князя Владимира):

Благословен Господь Иисус Христос, который возлюбил новых людей Русскую землю и просветить её крещением святым.

Юридически официальный Гражданский Устав РПЦ, зарегистрированный в Министерстве юстиции РСФСР 30 мая 1991 года (позднейшие не публиковались), гласил: «Русская Православная Церковь ведёт свое историческое бытие от Крещения Руси, имевшего место в 988 году в Киеве при великом князе Владимире».

Историография

В российской историографии Нового времени термин впервые употреблён В. Н. Татищевым («крещение славян и Руси») и Н. М. Карамзиным («крещение России»). Наряду с ним в литературе также использовались или используются иные термины (обозначения): «Просвещение Руси», «введение христианства», «вторая религиозная реформа Владимира» и др.

Первые христиане

Первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Однако, по мнению ряда историков, о союзе удалось договориться не сразу. В 959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной, Константинополь пошел на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом вернулось назад ни с чем. В 960 году в помощь грекам отправилось русское войско, воевавшее на Крите против арабов под руководством будущего императора Никифора Фоки крещении она получила имя Елены. Св. Ольга скончалась в 969 г. Ее мощи были обретены нетленными при кн. Владимире и были положены в Десятинной церкви. Это был первый случай открытия мощей на Руси. Впоследствии, Бог чудесами прославил мощи св. кн. Ольги и она была причислена к лику святых. Можно предположить, что кн. Владимир с детства познакомился с христианством, и что влияние его бабушка, кн. Ольги, помогло ему в формировании христианского мировоззрения

Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х в. в погребениях знати встречаются первые нательные кресты.

    Первые мученики

Хотя в Киеве к 987 г. было много христиан и даже бабушка князя Владимира, Св. княгиня Ольга, была христианкой, сам Владимир оставался язычником. Один случай сильно повлиял на Владимира и заинтересовал его в христианстве.

После победы над ятвягами старейшины из дружины Владимира потребовали человеческой жертвы, что было принято у варягов. Жребий пал на сына одного христианина-варяга, которого звали Иоанн, а отца его –  Феодор. Отец отказался выдать сына и прославлял единого, истинного Бога, называя языческих богов кусками дерева. За это отец и сын были убиты толпой язычников. Но князь Владимир запомнил этот случай и, после принятия христианства, воздвиг на месте их убиения соборную "Десятинную церковь". Память этих первых христианских мучеников на Руси празднуется 12 июля (по ст. ст.).

05b.gif (9110 bytes)
        Св. Феодор и Иоанн

Выбор веры Владимиром

В первые годы своего единоличного правления кн. Владимир ничего резко не менял в жизни страны. Язычеству он скорей покровительствовал и на удивление христиан даже воздвигал новых истуканов. Для молодого князя, только что закончившего двухлетнюю войну со старшим братом, так поступать было естественно. Если он и склонялся к христианству, то все же ему предстояло прежде освоиться с новым положением в Киеве, наладить взаимоотношения с другими городами и со славянскими племенами между Киевом и Новгородом. Новгородская дружина и варяги были язычниками. Владимиру предстояло собрать вокруг себя доверенных лиц и помощников в государственных делах, на которых можно было бы опереться при проведении в жизнь каких-либо реформ. В вопросах религии существовала, вероятно, каста почитаемых жрецов, языческие традиции, обряды поклонения идолам и упрямые последователи старой религии. Мог ли новый, молодой и пришедший силой из Новгорода князь сразу переделать все?! Тем более, что носителям власти полагалось определенное поведение, включая многоженство, и на них все с любопытством смотрели.

История говорит, что Владимир в начале своего княжения покровительствовал идолопоклонству и имел 6 "воженных" жен. Первые годы его правления проходили в походах: поход на ляхов и победа под Перемышлем; поход на вятичей и присоединение земель вокруг Оки; поход на ятвягов и присоединение земель по Неману. Висела над князем и оборона от печенегов, сидевших в южных степях. Шла торговля с севером и югом по речной системе "из варяг в греки."

Победы и военные успехи, несомненно, подняли престиж молодого кн. Владимира. Победы окрыляют народ и создают ореол славы вокруг вождя.

Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, так как языческий пантеон не мог объединить верования всех племен Древней Руси. Хотя  ЕГЭ ТЕКСТ

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питье вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар. После них в Киев прибыли немецкие миссионеры, посланные Ватиканом. Однако русский князь не захотел принять от них крещения. Следующими были хазарские евреи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Евреи были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма. Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир еще не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев они с восторгом сообшили князю: «Не ведали где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

Когда послы вернулись, то они больше всего хвалили "греческую веру", т.е. православную. Вот как они описывали богослужение в Царьграде, в знаменитом храме Св. Софии: "и не свемы, на небе есьмы были, ли на земле", т.е. "[стоя в храме], мы не знали, где находимся: на небе или на земле". Послы также сказали: "Не даром бабка твоя, княгиня Ольга, мудрейшая из людей, приняла греческую веру".

Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

«

Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!

»

Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом), Переяславская епархия.

На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. При этом следует иметь ввиду, что сопротивление крещению имело, в сущности, политический, антикиевский аспект, нежели антихристианский (см. например, раздел Итоги крещения статьи Крещение Новгорода), хотя имели место и другие аспекты.

Так, согласно сообщению Иокимовской летописи, подтверждённому археологическими данными XX века, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом и новгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты.

Крещение самого Владимира

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал наКорсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).

Крещение Владимира

В это время в Византии поднялось восстание против новых византийских императоров, братьев Василия и Константина. Восставшие подошли к Царьграду и императоры попросили помощи у Владимира. Тот обещал, но при условии, что он примет христианство, а императоры выдадут за него свою сестру, царевну Анну. Греки согласились и весной 988 г. шеститысячный отряд русских защитил Царьград, но греки отказались исполнить своё обещание.

05c.gif (6328 bytes)

Тогда Владимир осадил богатый греческий город Корсунь (теперешний Херсон) и пригрозил, что пойдёт на самый Царьград. Греки опять начали обещать выдать царевну Анну за Владимира, но он не верил им и соглашался креститься только после того, как царевна Анна приедет в Корсунь.

Хотя греки никогда раньше не выдавали своих царевен за "варваров", тут им пришлось уступить и царевна Анна приехала в Корсунь. Состоялось торжественное крещение Владимира, принявшего при этом христианское имя Василий, и его бракосочетание с царевной Анной.

Таким образом Владимир, принимая новую веру, не стал подчинённым греческих императоров, а их равным -- "братом". Больше того, так как греческие императоры были в родстве с другими европейскими императорами и королями, то Владимир породнился с тремя самыми сильными царями того времени. Конечно, по своим размерам и силе Киевская Русь была равна им. И всё-таки это было большим достижением Владимира, которому тогда было всего лишь 25 лет.

Крещение Руси

После этого Владимир объявил киевлянам: "Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня".

Все киевляне собрались к реке и в 988 г. состоялось Крещение Руси, положившее начало православию на Руси. За последующие три года вера Христова распространилась по всему "великому пути из варяг в греки".

Уже на пути из Корсуни в Киев, кн. Владимир показал, как христианство влияет на людей и смягчает характер человека. Отказавшись от многоженства, он отправил дружинников-вестников к каждой своей "воженой" жене объявить, что по христианскому закону ему разрешено иметь только одну жену. Поэтому он всем им дает свободу и позволяет, если они захотят, выйти замуж за любого дружинника.

Это была гуманность неслыханная для тех времен! В те времена обыкновенно ненужных жен убивали, а позже заточали в монастыри. Его милостивое отношение к женам, конечно, стало сразу же известно в народе. Интересна и другая историческая подробность. Старшая его жена Рогнеда вторично послала ему "гордый" ответ, но теперь смягченный кротостью и смирением. Она велела передать князю, что его милости не приемлет, ни за какого дружинника замуж не выйдет, но и мстить ему не будет, т.к. сама она уже христианка и поэтому уйдет в монастырь! Так она и сделала! И мать старших сыновей кн. Владимира: Изяслава, Ярослава, Мстислава и дочери Предславы - постриглась в монастырь, приняв имя Анастасии. Надо здесь обратить внимание на то, что уже тогда, при самом Крещении Руси, существовал под Киевом женский монастырь.

Идолы были низвергнуты, изрублены и сожжены, а главный из них - идол Перун был с позором привязан к хвосту лошади и стащен к реке. По дороге его били палками, а потом сбросили в Днепр и течение его унесло. После этого князь объявил: "Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня."

"И утром вышел Владимир со священниками на Днепр. И собралось людей без числа: вошли в воду и стояли, одни по шею, другие по грудь, дети же у берега, другие же держали детей; уже крестившиеся ходили около них, а священники, стоя, творили молитвы. И надо было видеть радость на небесах и на земле о спасении стольких душ." Так описывает летопись это великое событие.

За первые три года вера Христова была распространена по всему "великому пути из варяг в греки" и протянулась много далее: на верхнюю Волгу и к Ростову и Суздалю. Но не сразу, конечно, крестились все, тем более, что принуждения не было. В Новгороде же года через два язычество восстало, была разрушена церковь и убито несколько христиан. Добрыня и Путята подавили мятеж. Это был единственный случай применения силы.

Обратим внимание на то, что к христианству кн. Владимира вели не мистика и не философия, а реальное и логичное понимание преимуществ христианского учения перед другими религиями и явная польза от него для общественного сознания и роста государства. Эта точная, неоспоримая и обоснованная логика вела его к единственному правильному пути и говорила, что только христианство дает верное направление в жизни и правильную оценку всем человеческим поступкам, желаниям и мыслям.

За эти ярко выделявшиеся черты его характера и за то, что он привел русский народ к свету Христианства, Русская церковь причислила его к лику святых со званием Равноапостольного. Народ же за его доброту и ласку прозвал его "Владимир-Красное Солнышко”.

О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того, как взял этот город у греков. Лет сто спустя после крещения Руси летописец занес в свою летопись такие предания об этом событии:

      Пришли (говорит летописец) к Владимиру сначала волжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. Все они хотели привлечь Владимира к своей вере. Он же выслушал их и всех отослал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть: "кто как служит Богу?" Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие.

      Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников: "Где крещение примем?" А они согласно ответили: "Где тебе любо". И вот в следующем, 988 году Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", то есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

      Таково сказание летописи. В нем, по-видимому, соединились в одну повесть разные предания: во-первых, предание о том, что Владимиру предлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие в нем; во-вторых, предание о том, что Владимир, не только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физической слепотой, чудесно во время крещения прозрел сразу и духовными и телесными очами, и, в-третьих, предание о том, что для принятия греческой веры Владимир счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобы вместе с ним как бы завоевать и греческую веру, приняв ее рукою победителя.

      Последнее предание было основано на действительном походе Владимира на Корсунь. В то время в Византийской империи произошло восстание войска под предводительством полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен в 987 году: Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (в 988 году). Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь — главный греческий город в Крыму — и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и получил в супружество царевну (989 год). Где именно был он крещен, и когда именно состоялось крещение — в 988 или в 989 году, — точно неизвестно.

Цивилизационное значение

Цивилизационное значение крещения Руси огромно. Известный филолог В. Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для Русской цивилизации, пишет:

«

Эти два события [принятие христианства Русью и Литвой], сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера… Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь, — может быть, особенно здесь.

»

Политические последствия:

  1. Единый бог  - единый правитель
  2. Объединение славянских племен
  3. Укрепление международных отношений (язычество – чужие)
  4. «Москва – третий Рим»

Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

В византийском церковно-государственном правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.

Так, Киевскому великому князю в XII веке в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е место.

Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо».

Культурные последствия

  1. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. 
  2. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры. Нестор «Повесть временных лет»
  3. Нравственный аспект.

«Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)», 1898 год. А. П. Рябушкин

Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие). Разрушались культовые сооружения — идолы, капища.

По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева») (см. Суздальское восстание 1024 года).

Русская церковно-историческая литература XIX — начала XX века историю христианства в России и Русской церкви обычно рассматривала начиная с I века, связывая её с деятельностью апостола Андрея Первозванного. Так, один из наиболее авторитетных церковных историков конца XIX века Е. Е. Голубинский Первую главу своего фундаментального исследования «История Русской Церкви» обозначил как «Христианство на Руси до св. Владимира». Наиболее авторитетный русский церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) посвящает истории христианства в России до 988 года первые 2 части своего основного труда. Для обозначения же того, что произошло в Киеве в конце X века использовались различные термины (то есть не существовало устоявшейся, клишированной терминологии): «общее Руския земли крещение при Святом Владимире», «обращение князя Владимира», «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире и Ярославе». Сам князь Владимир обычно именовался «просветителем», как он именуется и в составленном в конце XIX века акафисте ему.

Однако, в «Православном церковном календаре» на 1983 год, когда началась подготовка к празднованию «1000-летия Крещения Руси», указывался 988 год, а событию придавалось значение начала процесса: «Крещение киевлян в 988 году положило начало утверждению христианства во всей Русской земле».

Юридически официальный Гражданский Устав РПЦ, зарегистрированный в Министерстве юстиции РСФСР 30 мая 1991 года (позднейшие не публиковались), гласил: «Русская Православная Церковь ведёт свое историческое бытие от Крещения Руси, имевшего место в 988 году в Киеве при великом князе Владимире».

Оценка в советской историографии

На введение христианства в качестве официальной религии в советской (до 1985 года) исторической науке существовало несколько точек зрения от негативной до в целом (с оговорками) позитивной.

Так, в изданной в 1930 году книге Церковь и идея самодержавия в России о крещении Руси говорится следующее:

«

Принесённое к нам из Византии православие сломило и загубило буйный языческий дух дикого свободолюбивого росса, целые века держало народ в невежестве, было гасителем в русской общественной жизни истинного просвещения, убивало поэтическое творчество народа, глушило в нём звуки живой песни, вольнолюбивые порывы к классовому освобождению. Само пьянствуя и подхалимствуя, древне-русское духовенство приучило к пьянству и подхалимству перед господствующими классами и народ, а своей духовной сивухой — проповедями и обильной церковно-книжной литературой окончательно создало почву для полного закабаления трудящихся во власти князя, боярина и жестокого чиновника княжеского — тиуна, творившего суд и расправу над угнетенными массами

»

«Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов» 1979 года издания называет введение христианства «второй религиозной реформой» Владимира I и даёт иную оценку:

«

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув „примитивное“ язычество, становилась теперь равной другим христианским народам <…> Принятие христианства сыграло большую роль для развития русской культуры.

»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крещение Руси 988 год Выражение «Крещение Руси» есть в «Повести временных лет»

Слайд 2

Татищев Василий Никитич Карамзин Николай Михайлович В российской историографии Нового времени употребляются термины «крещение России» и «крещение славян и Руси»

Слайд 3

Княгиня Ольга – первый правитель Древнерусского государства, официально принявший христианство византийского обряда в 957 году.

Слайд 4

Мощи княгини Ольги были обретены нетленными при князе Владимире и положены в Десятинной церкви. Это был первый случай открытия мощей на Руси. Княгиня Ольга была причислена к лику святых.

Слайд 5

Мученики Федор и Иоанн Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве. Художник В. Верещагин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первая религиозная реформа была осуществлена в 980 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Главным был Перун, бог грома и молнии, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами .

Слайд 2

Выбор веры Владимиром Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, т.к. языческий пантеон не мог объединить верования всех племен Древней Руси

Слайд 3

Крещение Владимира Анна Византийская

Слайд 4

Крещение Р уси


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К Христианству Владимира привело реальное и логичное понимание преимуществ учения перед другими религиями и явная польза от него для общественного сознания и роста государства. За то, что кн. Владимир привел русский народ к свету Христианства, Русская церковь причислила его к лику святых со званием Равноапостольного.

Слайд 2

Собор Христа Спасителя в Санкт-Петербурге


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морской собор святителя Николая Чудотворца в Кронштадте

Слайд 2

Владимирский собор в Киеве Софийский собор в Новгороде Кижи

Слайд 3

Покровский собор в Москве

Слайд 4

Братья Кирилл и Мефодий Нестор - летописец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе на тему: «Князь Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение»

Крещение Руси - это одно из важнейших событий в истории нашей страны. Данный урок в 6 классе позволяет раскрыть основные этапы принятия христианства на Руси....

Князь Владимир Святославович. Принятие христианства

Урок формирования у учащихся устойчивого представления о причинах принятия князем  Владимиром  православия в качестве государственной религии.....

Цивилизационное значение принятия христианства Владимиром I

Уважаемые коллеги, помещаю материалы своего выступления на районных Рождественских образовательных чтениях "Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси".Чтения проводились отделом образования администр...

Принятие христианства Владимиром I

принятие христианства...

26_01_история_6класс_принятие христианства Владимир Святославович

26_01_история_6класс_принятие христианства Владимир Святославович...

Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси». Тема: Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства

История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Эта история связана с именем Великого Князя Киевского Владимира Святославича, внука основателя династии Рюрика, сына первого русск...