Рабочая программа по истории 5-9 класс (ФГОС)
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа по истории 5-9 класс (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_5-9_fgos.doc | 325 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
к основной образовательной программе
основного общего образования (ФГОС)
Рабочая программа по учебному курсу «История» основного общего образования для 5-9-х классов
(базовый уровень)
Составитель: Кравцова Валерия Анатольевна, учитель истории и обществознания
Старый Оскол 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «История» основного общего образования для 5-9 классов разработана на основе авторской программы «История 5-9 классы», авторы – составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г. (далее - Рабочая программа).
Общие цели изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Учитывая общие цели истории в основной школе, определены цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний и умений.
Цель:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в обществе с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «История» (5-9 классы) для основной школы Издательского центра «Вентана-Граф».
Учебно – методический комплект:
1. Программа «История», 5-9 классы, Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год.
5 класс:
1. Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н.Майков. М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с.: ил.
2. Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М. : Вентана-Граф, 2012, ФГОС. – 304 с.: ил.
3. Майков А.Н. История: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Майков А.Н. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 112 с.; ил.
4. Ванина Э. В. История Древнего мира: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Э. В. Ванина, А. К. Данилова. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 112 с.; ил.
5. Майков А.Н. История: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Майков А.Н. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 128 с.
6. Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с.
6 класс:
1. Искорская Л.В.,Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В. История средних веков: 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Искорская Л.В. М.: Вентана-Граф, 2013. – 304с.: ил.
2. Баранов П.А., Ерамолаева Л.К., Лебедева И.М. и др. История России: 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2014. – 288с.: ил.
3. Баранов П.А. История Средних веков: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А.– М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с.
4. Баранов П.А. История России : 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А.– М. : Вентана-Граф, 2012. – 112 с.
5. Лебедков А.М. История средних веков : 6 класс : методические рекомендации / Лебедков А.М. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 64 с.
7 класс:
1. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2012. – 358с.: ил.
2. Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М. и др. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России: 7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2013. – 621с.: ил.
3.Баранов П.А. История России: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А.– М. : Вентана-Граф, 2012. – 112 с.
4.Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история: 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А.– М.: Вентана-Граф, 2012.
5. Андреевская Т. П. Всеобщая история: проектирование учебного курса: 7 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 64 с.
8 класс:
1. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Носков В.В. М. : Вентана-Граф, 2014. – 320с.: ил.
2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России. 8 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Лазукова Н.Н.: Вентана-Граф, 2013. – 336с.: ил
9 класс:
1. Хейфец В.Л.,Хейфец Л.С. под редакцией Мясникова В.С. Всеобщая история. 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Хейфец В.Л. М.: Вентана-Граф, 2013. – 304с.: ил.
2. Измозник В.С.,Журавлева О.Н. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России. 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2013. – 352с.: ил.
Рабочая программа рассчитана на 382 часа. Из них на 5, 6, 7, 8 классы отводиться по 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель). На 9 классы отводиться по 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недели). 5 класс «Введение в историю» - 10 часов, «Историю Древнего мира» - 60 часов, 6 класс «История России» – 42 часа, «Всеобщая история» - 28 часов, 7 класс «История России» - 44 часа, «Всеобщая история» - 26 часов, 8 класс «История России» - 46 часов, «Всеобщая история» - 24 часа, 9 класс «История России» – 72 часа, «Новейшая история» - 30 часов. Контроль знаний учащихся планируется провести в соответствии с положением о внутришкольном контроле, в котором предусмотрено три вида контроля: входной, промежуточный, итоговый. Основной формой контроля является тестирование.
В учебно-тематическое планирование внесены изменения. Учебные часы на изучение истории России увеличены за счет резервных часов, на основании рекомендаций инструктивно - методического письма «О преподавании обществоведческих дисциплин в образовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году», где прописано, что рассмотрение отечественной и зарубежной истории проходит при приоритете изучения истории России.
В 6 классе авторская программа «История России» Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова, рассчитана на 41 час, рабочая программа по истории России составлена на 42 часов. Внесены изменения в тему: «Родной край с древности до начала XVI в.» (на 2 часа).
В 7 классе авторская программа «История России» Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова, рассчитана на 43 часа, рабочая программа по истории России составлена на 44 часов. Внесены изменения в тему: «Родной край в XVI -XVIII веке» (на 2 часа).
В 8 классе авторская программа «История России» Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова, рассчитана на 45 часов, рабочая программа по истории России составлена на 46 часов. Внесены изменения в тему: «Наш регион в XIX — начале XX в.» (на 2 часа).
В 9 классе авторская программа «История России» Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова, рассчитана на 56 часов, рабочая программа по истории России составлена на 72 часа. Внесены изменения по увеличению часов за счет резервного времени в тему: «Наш регион в XIX — начале XX в.» (на 8 часа). На «Итоговое повторение и обобщение» (на 8 часов).
Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям. Решение и составление познавательных задач. Составление и разгадывания кроссвордов, работа с документами. В соответствии с положением о внутришкольном контроле предусмотрено три вида контроля: входной, промежуточный, итоговый. Текущий контроль по решению ММО от 27.08.2014г. протокол №1 должен осуществляться в зависимости от нагрузки (2 часа в неделю – 2 проверочные работы в четверть).
Общая характеристика учебного курса
Школьный предмет «История» относиться к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов – «Всеобщая история» и «История России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 5-9 классах синхронно-последовательно. Программы курсов предусматривают систематическое изучение истории с древнейших времен до начала XXI века. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. группировка учебного материала в курсе «Всеобщей истории» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «Истории России» - по хронологичексо-тематическому. Прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что дает возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. При этом максимально учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования.
Содержание курсов нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективный подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными (методологическими) подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия для приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Знакомство с историей начинается в 5 классе с вводного пропедевтического курса, рассказывающего о предмете и задачах исторической науки, целях изучения истории, видах исторических источников. При этом особое внимание обращается на дальнейшее формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических
В дальнейшем изучении курсов «Всеобщая история» и «История России» соблюдается преемственность в хронологии, в терминологии и понятийном аппарате, формировании умений. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России и других стран и народов мира. Особое значение придается реализации огромного воспитательного потенциала курса «История России», позволяющего развить у школьников патриотические чувства, формировать у них гражданские качества и гуманитарные свойства личности.
Оба курса имеют гуманитарно-аксиологическую направленность, которая заключается в следующем: неоднозначность оценок исторических событий и результатов деятельности исторических персоналий; введении сюжетов о жизни типичных представителей различных слоев историко-культурного наследия прошлого, наличии развернутых характеристик культурных достижений народов мира в разные исторические периоды, освещении процесса исторического складывания многоконфессионального и социально-многообразного населения Российского государства, что способствует осознанию проблем современного российского общества и содействию толерантности.
Описание места учебного курса в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования курс «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета с 5-го по 9-й класс в общем объеме 382 учебных часа. Из них на 5, 6, 7, 8 классы отводиться по 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель). На 9 классы отводиться по 102 часов (3 часа в неделю, 34 учебных недели).
Учебное время между курсами «Всеобщая история» и «История России» распределяется следующим образом: в 5 классе 14 % учебного времени отводиться на пропедевтический курс «Введение в историю», 86% часов на курс «Всеобщая история». В 6, 7, 8 и 9 классах на курс «Всеобщая история» приходиться 30% учебного времени, курс «История России» - 70 % часов.
Для достижения поставленных задач применяются следующие формы и средства контроля: промежуточный, итоговый контроль (тестирование), фронтальный опрос, составление сравнительных таблиц, самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой, работа с документами. Контроль достижения результатов в 5-9 классах включает по 8 тестовых работ, за каждый год обучения (2 контрольных тестирования в четверть).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «История» представлены в авторской рабочей программе «История 5-9 классы», авторы – составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год на стр. 9-10.
Содержание учебного курса
Содержание учебного курса «История» по каждому году освоения предмета представлено в авторской рабочей программе «История 5-9 классы», авторы – составители: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 год, «Всеобщая история» на стр. 11-46. «История России» на стр. 123-156.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
№ п/п | Наименование разделов, тем | Часы учебного времени | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
5 класс | |||
«Всеобщая история» (70ч) | |||
I. | Введение в историю | 10 | Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины. Понимать сущность порядка в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам. Овладевать навыком сравнения, умением самостоятельно делать описания |
II. | История Древнего мира | 60 | |
1. | Раздел I. Первобытный мир | 4 | Устанавливать отличие человека от животных. Определять по карте места расселения древнейших людей. Характеризовать основные занятия древнейших людей. Раскрывать взаимосвязь первобытного искусства и религиозных верований. Объяснять понятия «род», «родовая община», «племя», «скульптура», «обряд», «магия», «миф». |
2. | Раздел II. Древний Восток | 16 | Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Определять по карте границы древних государств. Раскрывать роль достижения письменности, науки и особенности памятников культуры, религиозных верований в жизни народов Древнего Востока, Извлекать информацию из источника литературного характера. |
3. | Раздел III. Древняя Греция | 20 | Указывать особенности развития Древней Греции по сравнению с государствами Древнего Востока. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древней Греции. Использовать карту как источник информации о жизни Древней Греции. Определять территориальные изменения и показывать границы государств. |
4. | Раздел IV. Древний Рим | 20 | Называть основные этапы и события в истории Древнего Рима. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древнего Рима. Показывать и комментировать по карте рост территории римского государства. Понимать основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире |
Итого: | 70 | ||
6 класс | |||
«Всеобщая история» (28ч) | |||
1. | Раздел I. Средневековый мир в V–XI вв. | 14 | Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта |
1.1 | Рождение средневековой Европы | 2 | Раскрывать связь между природными условиями, хозяйственной жизнью и общественным устройством Устанавливать причины падения Западной Римской империи. Выявлять особенности политического и социального устройства варварских королевств. Показывать по карте основные направления движения варварских племён в эпоху Великого переселения народов и границы варварских королевств. |
1.2 | Западная Европа в V–XI вв. | 7 | Различать типы земледелия: мотыжное, подсечно-огневое, пашенное. Различать три основных значения понятия «церковь». Различать признаки феодального строя. Давать характеристику сословия. |
1.3 | Византия и славяне | 3 | Сравнивать системы управления Византийской империей и империей Карла Великого. Оценивать историческое значение Византийской империи. Показывать по карте территорию Византийской империи в различные периоды её существования. |
1.4 | Арабы в IV–XI вв. | 2 | Раскрывать причины зарождения и распространения ислама. Сравнивать системы управления халифатом и империей Карла Великого. |
2. | Раздел II. Средневековый мир XII–XV вв. | 14 | Раскрывать историческое значение Средневековой эпохи в XII–XV вв. |
2.1 | Средневековое общество Европы | 3 | Устанавливать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием европейских государств. Отмечать на ленте времени периоды всеобщей истории |
2.2 | Развитие европейских государств в XII–XV вв. | 5 | Раскрывать причины возникновения средневековых городов. Находить отрицательные и положительные стороны цеховой организации ремесленников. Выявлять причины изменений в ценностях и взглядах средневекового человека. |
2.3 | Культура средневекового мира | 3 | Выявлять специфику и оригинальность средневековой рыцарской культуры. Уметь давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. |
2.4 | Государства Азии в эпоху Средневековья | 3 | Раскрывать причины политического и экономического кризиса Византийской империи в XIII–XV вв. Выявлять причины возвышения Османской империи в XIV–XV вв. Раскрывать систему государственного управления в Китае и Японии в Средние века. Определять значение конфуцианства в жизни средневекового Китая. |
«История России» (42ч) | |||
1. | Введение | 1 | Знать определение исторической науки. |
2. | Тема 1. Народы и государства на территории России (с древнейших времён до середины IXв.) | 5 | Называть основные занятия людей |
3. | Тема 2. Древняя Русь (середина IX — первая треть XII в.) | 10 | Знать время возникновения Древнерусского государства. Называть имена первых русских князей, важнейшие даты. Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений. |
4. | Тема 3. Раздробленность на Руси (вторая треть XII — XIII в.) | 9 | Объяснять, почему Русь распалась на самостоятельные княжества. Знать последствия распада Руси на отдельные княжества. Находить на карте княжества, на которые распалась Русь. |
5. | Тема 4. На пути к единому государству. XIV — начало XVI в. | 14 | Показывать в хронологическом порядке на исторической карте, как шло объединение русских земель. Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали. |
6. | Родной край с древности до начала XVI в. | 2 | Уметь составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края». Знать памятники культуры Древней Руси, исторические памятники этого периода в родном крае. |
7. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Уметь составлять синхронистическую таблицу «История России — всеобщая история» |
Итого: | 70 | ||
7 класс | |||
«Всеобщая история» (26ч) | |||
1 | Раздел I. Переход от Средневековья к Новому времени | 6 | Локализировать исторические события на карте. Извлекать информацию из исторического источника. Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях. |
2. | Раздел II. Европа и Северная Америка во второй половине XVI — XVIII в | 17 | Понимать своеобразие социальной структуры общества. Показывать по карте ход военных действий и территориальные изменения по итогам войны. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа международно-правового характера. |
2.1 | Западная Европа во второй половине XVI — первой половине XVII в. | 5 | Характеризовать политическое устройство Испании и особенности её социально-экономического развития. Понимать своеобразие социальной структуры испанского общества. Определять причины упадка Испании в конце XVI — XVIII в. Характеризовать политическое устройство Англии и новые явления в социально-экономической жизни страны. Раскрывать понятия: «новые дворяне», «огораживание». |
2.2 | Западная Европа в середине XVII в. | 3 | Раскрывать причины Английской революции. Использовать историческую карту при характеристике внутреннего положения в стране Составлять хронологическую таблицу. |
2.3 | Восемнадцатый век | 5 | Давать комментарии к схеме государственного управления Великобритании. Давать оценку сложившейся в Великобритании парламентской системы. Раскрывать предпосылки промышленного переворота и его сущность. Определять последствия аграрной революции и промышленного переворота |
2.4 | Европа в эпоху Великой французской революции | 4 | Определять причины неудач реформ во Франции накануне революции. Раскрывать противоречия, которые привели к Великой французской революции. Давать характеристику деятельности исторической личности. Раскрывать влияние Великой французской революции на международные отношения в Европе. |
3. | Раздел III. Многоликий Восток | 3 | Определять причины упадка Османской империи. Сравнивать положение двух ближневосточных держав — Османской империи и Персии. Выделять характерные черты в развитии Китая и Японии в Новое время. |
«История России» (44ч) | |||
1. | Введение | 1 | Объяснять значение понятий: |
2. | Тема 1. Российское государство в XVI в. | 7 | Показывать на карте территории, вошедшие в состав единого Российского государства. Знать имена выдающихся исторических деятелей. Знать основные события внутриполитической жизни. |
3. | Тема 2. Россия в конце XVI — начале XVII в. | 4 | Различать понятия «наследственный царь» и «выборный царь». |
4. | Тема 3. XVII век — век старых традиций и новых веяний | 8 | Сравнивать состояние хозяйства страны в эпоху Смуты и во второй половине XVII в. Понимать, что русские землепроходцы и мореходы внесли большой вклад в Великие географические открытия. |
5. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Давать характеристику памятникам культуры изучаемой эпохи. Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа |
6. | Тема 4. Россия при Петре I | 8 | Составлять характеристику Петра, используя памятку. Использовать историческую карту и схемы для уяснения хода исторических событий, военных действий и др. Сравнивать органы власти и управления в России в XVII в. и в первой четверти XVIII в. |
7. | Тема 5. Российская империя в 1725–1762 гг. | 3 | Сравнивать понятия «революция» и «дворцовый переворот». |
8. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Группировать материал ранее изученных тем. Группировать имена исторических деятелей по заданным признакам: государственные деятели, военачальники, художники, архитекторы и т. д. |
9. | Тема 6. Россия во второй половине XVIII в. | 5 | Объяснять значение понятия «просвещённый абсолютизм». |
10. | Тема 7. Культура России во второй половине XVIII в | 3 | Называть достижения в области образования, книжного дела, литературы. |
11. | Родной край в XVI -XVIII веке. | 2 | Составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края». Группировать исторические факты по истории родного края по проблемам: факты из истории героического прошлого родной земли; факты из истории культуры родного края; факты из истории развития ремесла и др. |
12. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Составлять простейшую синхронистическую таблицу «Россия и Европа» для любого исторического отрезка времени. Устанавливать соответствие между сражавшимися друг с другом полководцами России и европейских стран. Устанавливать соответствие между деятелями культуры России и их современниками в Европе. |
Итого: | 70 | ||
8 класс | |||
«Всеобщая история» (24 ч) | |||
1.1 | Европа в эпоху Наполеона Бонапарта | 2 | Определять характерные черты Консульства. Раскрывать сущность мероприятий Наполеона во внутренней политике. Работать с исторической картой. Устанавливать причины крушения наполеоновской империи. |
1.2. | Европа после Венского конгресса | 4 | Давать характеристику направлений общественной мысли XIX в. Различать понятия «консерватизм», «либерализм», «социализм». Объяснять особенности социально-экономического развития германских государств и Австрийской империи. Устанавливать причинно-следственные связи между революциями в различных странах. |
1.3. | Европа во второй половине XIX — начале XX в. | 8 | Устанавливать причины восстановления во Франции императорской власти. Определять характерные черты развития Второй империи. |
1.4 | Две Америки | 3 | Различать характерные черты развития Севера, Юга и Запада США. Объяснять причины Гражданской войны и подводить её итоги. |
1.5 | Страны Востока | 3 | Выявлять факты, свидетельствующие о распаде Османской империи в первой половине XIX в. Объяснять сущность политики танзимата и причины её неудачи. |
1.6 | Развитие науки и культуры в XIX — начале XX в. | 2 | Раскрывать характерные черты художественных направлений: романтизма, реализма, импрессионизма. Используя интернет-ресурсы, подготавливать сообщение о деятеле культуры, видеоряд о произведениях живописи |
1.7 | Первая мировая война | 2 | Анализировать процесс формирования военно-политических блоков в Европе в конце XIX — начале XX в. Объяснять причины кризисов в международных отношениях в конце XIX — начале XX в. Составлять хронологическую таблицу. |
«История России» (46ч) | |||
1. | Тема 1. Российская империя в первой половине XIX в. | 17 | Различать виды источников исторических знаний по истории XIX в.; Описывать границы Российской империи. Устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями; анализировать произведения общественно-политической мысли. |
2. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Систематизировать знания по сквозным вопросам содержания (экономика, политика, социальные отношения и культура); доказывать теоретические положения фактами; давать характеристику экономического, политического, социального и культурного развития. |
3. | Тема 2. Российская империя во второй половине XIX в. | 13 | Комментировать государственный документ, формулировать и обобщать его основные положения; давать историческую оценку государственных мероприятий, фиксировать её в виде таблицы (задание 2 параграфа учебника); составлять план источника; извлекать необходимую информацию из тематической карты |
4. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Отбирать материал для систематизации и обобщения знаний об историческом периоде; давать обобщённую характеристику исторического периода; определять противоречия в развитии страны; осуществлять самоанализ результатов изучения материала главы |
5. | Тема 3. Россия в конце XIX — начале XX в. | 11 | Определять особенности социально-экономических процессов, в том числе на основе памятки; заполнять сравнительные таблицы, самостоятельно определяя линии сравнения; аргументировать своё мнение, привлекая изученные факты и дополнительные сведения, в том числе статистические таблицы, карты-схемы, диаграммы; |
6. | Наш регион в XIX — начале XX в. | 2 | Составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края». Группировать исторические факты по истории родного края по проблемам: факты из истории героического прошлого родной земли; факты из истории культуры родного края; факты из истории развития ремесла и др. |
7. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Отбирать из главы учебника и систематизировать сведения для обобщённой характеристики развития России; выявлять характерные черты, особенности, проблемы исторического развития страны в изучаемый период |
Итого: | 70 | ||
9 класс | |||
«Всеобщая история» (30 ч) | |||
1. | Раздел I. Последствия Первой мировой войны | 3 | Подводить итоги Первой мировой войны. Давать аргументированную оценку Версальско-Вашингтонской системы. Раскрывать цели создания международной организации: Лиги Наций. Определять по карте, какие территориальные изменения произошли в Европе после Первой мировой войны, и делать выводы. |
2. | Раздел II. Страны мира в межвоенный период (1919–1939) | 8 | Выявлять причины возникновения и роста популярности фашизма в Италии. Раскрывать суть и характер реформ Муссолини. Устанавливать взаимосвязь между фашистской идеологией и политикой расизма и антисемитизма. |
3. | Раздел III. Вторая мировая война | 4 | Раскрывать суть тактики блицкрига и её роль на первом этапе войны. Характеризовать «новый порядок» на оккупированной немцами территории. Анализировать статистические данные и делать выводы. Составлять хронологическую таблицу военных действий. Определять по карте ход военных действий. |
4. | Раздел IV. На пути к многополярному миру | 15 | Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику США в послевоенные годы. Раскрывать суть планов «новых рубежей» и «великого общества». Выявлять взаимосвязь между внешнеполитическим курсом государства и ситуацией внутри страны. Подготавливать сообщение об исторической личности, давать оценку её деятельности. |
«История России» (72ч) | |||
1. | Введение | 1 | Обсуждение задач курса истории России. Планирование самостоятельной деятельности по курсу. Самоанализ необходимых для изучения курса умений и опорных знаний. |
2. | Россия в 1917–1921 гг. | 9 | Раскрывать значение свержения самодержавия в стране; характеризовать основные социально-политические силы в 1917 г.; моделировать возможное отношение различных социальных групп к тем или иным историческим событиям; |
3. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Давать развёрнутый устный ответ с использованием основной учебной информации и справочного аппарата учебника, дополнительных источников информации (словарь, памятки, интернет-ресурсы, |
4. | Советское государство и общество в 1920–1930-х гг. | 12 | Давать историческую оценку и сравнительную характеристику государственных мероприятий, в том числе на примере своего региона, выявлять их последствия для страны. Аргументировать своё мнение, привлекая изученные факты и дополнительные сведения; анализировать исторические фотографии |
5. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Определять противоречия и успехи в развитии страны. Высказывать суждения о художественных достоинствах произведений искусства; аргументировать своё мнение, привлекая изученные факты и дополнительные сведения. |
6. | Тема 3. СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. | 13 | Привлекать знания из курса всеобщей истории; осуществлять самоанализ своих знаний по теме. Изучать ход войны на основе комплексного анализа данных тематической карты, картосхемы, изобразительных источников; давать сравнительный анализ документов; привлекать знания, полученные в процессе изучения других предметов; составлять хронологическую таблицу. |
7. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Привлекать знания из курса «Всеобщая история»; изучать ход войны на основе комплексного анализа данных картосхем, изобразительных и документальных источников; составлять хронологическую таблицу; аргументировать своё мнение, систематизируя изученные факты и дополнительные сведения; выявлять причинно-следственные связи. |
8. | Тема 4. СССР в 1945 — первой половине 1960-х гг. | 8 | Привлекать знания из курса всеобщей истории; давать комментарий и анализ фотодокументов, плакатов; давать характеристику политического строя; давать историческую оценку государственных мероприятий и выявлять их последствия для страны; составлять хронологическую таблицу |
9. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Самостоятельно находить, систематизировать и излагать дополнительную информацию по изучаемой теме; характеризовать политику советского руководства в области культуры и идеологии; выражать своё мнение о процессах, происходивших в стране |
10. | Тема 5. СССР в 1964–1991 гг. | 7 | Определять особенности социально-экономических процессов, в том числе на основе данных таблицы; давать историческую оценку государственных мероприятий, в том числе на примере своего региона, выявлять их последствия для страны. Аргументировать своё мнение, систематизируя изученные факты и дополнительные сведения; комментировать и анализировать фотодокументы и плакаты; обобщать материал темы в форме таблицы. |
11. | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | Привлекать знания из курса всеобщей истории; раскрывать противоречивый характер международной политики |
12. | Тема 6. Российская Федерация в 1991 г. — начале XXI в. | 7 | Аргументировать своё мнение, систематизируя изученные факты и дополнительные сведения; оценивать последствия проводимых в стране реформ. |
13. | Наш регион в XX — начале XXI в. | 8 | Составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края».Группировать исторические факты по истории родного края по проблемам: — факты из истории развития ремесла и др. |
14. | Итоговое повторение и обобщение. | 2 | Формулировать в форме эссе собственное мнение о месте и роли в мире современной России; осуществлять самоанализ результатов изучения курса |
Итого: | 102 | ||
Итого 5-9 класс | 382 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание | Коли чество | |
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ | ||||
1. | Основная литература: 1. Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н.Майков. М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с.: ил. 2. Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2012, ФГОС. – 304 с.: ил. 3. Майков А.Н. История : проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Майков А.Н. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 128 с. 4. Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с. 5. Искорская Л.В.,Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В. История средних веков: 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Искорская Л.В. М.: Вентана-Граф, 2013. – 304с.: ил. 6. Баранов П.А., Ерамолаева Л.К., Лебедева И.М. и др История России: 6 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2014. – 288с.: ил. 7. Лебедков А.М. История средних веков: 6 класс: методические рекомендации / Лебедков А.М. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 64 с. 8. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2012. – 358с.: ил. 9. Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М. и др. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России:7 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2013. – 621с.: ил. 10. Андреевская Т. П. Всеобщая история: проектирование учебного курса: 7 класс: методические рекомендации/ Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 64 с. 11. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Носков В.В. М.: Вентана-Граф, 2014. – 320с.: ил. 12. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России. 8 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Лазукова Н.Н. : Вентана-Граф, 2013. – 336с.: ил 13. Хейфец В.Л.,Хейфец Л.С. под редакцией Мясникова В.С. Всеобщая история. 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Хейфец В.Л. М.: Вентана-Граф, 2013. – 304с.: ил. 14. Измозник В.С.,Журавлева О.Н. Под ред. Ганелина Р.Ш. История России. 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Баранов П.А. М.: Вентана-Граф, 2013. – 352с.: ил. Дополнительная литература: 1.Артошенко Е., Артошенко И., Гриднев А. Энциклопедия чудес света. М.: РООССА, 2010. – 255с.: ил. 2.Алленов М., Аленова Е. Мастера русской живописи. – М.: Белый город, 2008г. – 383с.: ил. 3.Бабуркин С.А. Мировая (всеобщая история) Школьный справочник.Ярославль,1997. 4.Балязин В.Н. Тайны дома Романовых. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2007. – 447с.: ил. 5.Гевуркова Е.А ГИА – 2010 История: тренировочные вариантыэкзаменационных работ для подготовки ГИА. М.: Издательство «Астрель», 2010 6.Гевуркова Е.А ГИА – 2011 История: типовые задания от разработчиков ФИПИ М.: Издательство "Экзамен", 2010. 7.Зайцев Ю.В. Мифы Древней Греции. М.: «Белый город», 2008. - 143с.; ил. 8.Зуев М.Н. История России. М.: Дрофа, 2013. 9.Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах. Ч. 1.- М.:Материк Альфа, 2006 10.Карамзин. Н.М.Предания веков.М.: Правда, 1987. – 768с. 11. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: 2010 г. 12.Курукин И.В., Шестаков В.А.. История. Универсальный справочник.–М.: Эксмо, 2010. – 496с. 13.Контрольно – измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. /Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011.- 112с. 14.Тесты по истории России: 6 класс: к учебнику Данилова А. А., Косулиной Л. Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» /Е.В. Симонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010 г. 15.Тесты по истории Средних веков: 6 класс: к учебнику по истории Средних веков. Ю.И. Максимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010 г. 16.Контрольно – измерительные материалы. История России. 7 класс. /Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2012 г. 17.Контрольно – измерительные материалы. История Нового времени. 7 класс. /Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011 г. 18.Контрольно – измерительные материалы. История России. 8 класс. /Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011. – 208с. 19.Контрольно – измерительные материалы. История России. 9 класс. /Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011. – 208с. 20.Мифологический словарь: Кн. для учащихся / М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган, М.Б.Рабинович. – М.: Просвещение, 1993г. – 192с.: ил. 21.Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Ростов- на – Дону: Феникус, 1999. – 576с. 22.Пономарёв М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс. М.: «Экзамен» 2011 г. 23.Россия: Иллюстрированная энциклопедия. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 600с.: ил. 24.Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры. – М.: Белый город, 2007. – 560 с.: ил. 25.Трещетникова И.Г Всемирная история в таблицах и схемах – СПБ ООО «Виктория плюс», 2007 26.Фортунов В.В. Отечественная история в схемах и комментариях. СПб, 2009. | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | по клас сам 26 | |
ПЛАКАТЫ, КАРТЫ | ||||
2. | Плакаты «История России 16-18 вв.» - «Русское слова» / Под редакцией Д. И. Полторака. | Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. | 26 | |
3. | Комплект карт | Используется в соответствии с планированием | 56 | |
4. | Схемы | Используется в соответствии с планированием | 11 | |
5. | Наглядные пособия по истории России. Обобщающие таблицы 6-11 класс – Спектр-М, Москва 2009 г | Служат для обеспечения наглядности при изучении материала. | 19 | |
СРЕДСТВА ИКТ | ||||
6. | Универсальный портативный компьютер | Используется учителем | 1 | |
7. | Интерактивное наглядное пособие «История России с древнейших времён до конца XVI века». Под редакцией В. А. Клокова, М. В. Пономарёва | Используется в соответствии с планированием | 1 | |
8. | Интерактивное наглядное пособие «История России 16-18 вв.» | Используется в соответствии с планированием | 1 | |
9 | Интерактивное наглядное пособие «Уроки всемирной истории» - «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» | Используется в соответствии с планированием | 1 | |
10. | Комплект карт «История России 16-18 вв.» в электронном варианте. | Используется в соответствии с планированием | 1 | |
11. | Комплект карт «Всеобщая история» в электронном варианте. | Используется в соответствии с планированием | 1 | |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОРТАЛЫ | ||||
12. | Сетевой класс Белогорья (http://belclass.net) | Используется в соответствии с планированием | 1 | |
13. | Персональный сайт учителя по истории и обществознанию (http://lisonka.ucoz.ru) | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | 1 | |
14. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | 1 | |
15. | Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru) | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | 1 | |
16. | Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области (http://www.beluno.ru) | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | ||
17. | Портал компании «Кирилл и Мефодий» (http://www.km.ru) | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету |
Планируемые результаты изучения учебного курса (на срок освоения ООП)
5 класс.
Выпускник научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
- объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- «видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
6 класс.
Выпускник научится:
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей —походов, завоеваний, колонизации и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
7 класс.
Выпускник научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты:
а)экономического и социального развития России и других стран Нового времени;
б)эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
в)развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);
г) представлений о мире и общественных ценностях;
д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействии между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
8 класс.
Выпускник научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новой истории, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств XIX — начала XX в.; значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира местах крупнейших событий и др.;
- анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
- раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в XIX — начала XX в.;
- объяснять причины и следствия наиболее значительных событий в России и других странах (реформы и революции, войны), сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории в XIX-начала XX в.;
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в в XIX — начала XX в.;
- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
- проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в XIX — начала XX вв.
9 класс.
Выпускник научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории XX — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории Новейшее время;
- использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств и XX — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;
- анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
- представлять в различных формах описания, рассказа:
а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в XX—начале XXI в.;
б) ключевые события эпохи и их участников;
в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
- раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в XX — начале XXI в.;
- объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
- сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории XX — начала XXI в.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в XX— начале XXIв.;
- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
- проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в XX — начале XXI вв.
Список дидактических материалов:
1.Контрольно – измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. /Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011.- 112с.
2. Контрольно – измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс. /Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011.- 112с.
3. Контрольно – измерительные материалы. История России. 6 класс./Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2012. – 144с.
4. Контрольно – измерительные материалы. История Нового времени. 7 класс./Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011. – 112с.
5. Контрольно – измерительные материалы. История России. 7 класс./Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2012. – 208с.
6. Контрольно – измерительные материалы. История Нового времени. 8 класс./Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2013. – 112с.
7. Контрольно – измерительные материалы. История России. 8 класс./Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2012. – 208с.
8. Контрольно – измерительные материалы. Новейшая история. 9 класс./Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011. – 112с.
9. Контрольно – измерительные материалы. История России. 9 класс./Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011. – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 5-9 класс ФГОС ООО
Рабочая программа по истории для 5-9 класса, разработанная в соответствии с ФГОС ООО (стандарт второго поколения)....
Рабочая программа по истории для 5 класса ФГОС
Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС....
Рабочие программы по истории 5-9 класса ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету, курсу истории в рамках реализации ФГОС среднего общего образования с учетом новых требований, расчитанная на 5 лет (2014-2019гг.). Тематическое планирование с о...
Рабочая программа по истории 5-9 классы (ФГОС)
Рабочая программа по истории 5-9 классы (ФГОС)...
Проект рабочей программы по истории для 5 класса ФГОС к УМК «Всеобщая История. 5 кл. История Древнего Мира под редакцией С.П.Карпова»
Рабочая программа по истории для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК «Всеобщая История. 5...
Проект рабочей программы по истории для 6 класса ФГОС к УМК «История России. 6 кл.под редакцией Ю.А.Петрова» и УМК «Всеобщая История. История Средних Веков. 6 кл. под редакцией С.П.Карпова».
Данная рабочая программа по истории для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК &l...
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...