Рабочая программа.
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

Рабочая программа по истории 7 класс VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma_po_istorii_7_klass.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация воспитанника в  общество.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся  специфических нарушений.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Учебник « История  России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2005 г.
  2. Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе под редакцией Воронковой В. В., автор  О.И.Бородина, В.М. Мозговой,  Т.Г. Лифановой «История Отечества» – 7 класс.

Содержание программного материала:

7 класс (1 ч. в неделю)

Введение

Что такое история. Что изучает история.

Как пользоваться книгой по истории

Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом.

Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.

История нашей страны древнейшего периода

Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.

Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом.

Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.

Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязи-богатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян.

Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.

Киевская Русь

Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность.

Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет».

Распад Киевской Руси

Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского.

Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери — хранительницы земли русской.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи.

Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции.

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде.

Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.

Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.

Повторение за год

Цель:  сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • усвоить важнейшие факты истории;
  • создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
  • усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
  • овладеть умением применять знания по истории в жизни;
  • выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

воспитательные:

  • гражданское воспитание учащихся,
  • патриотическое воспитание,
  • воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
  • нравственное воспитание,
  • эстетическое воспитание,
  • трудовое воспитание,
  • правовое воспитание,
  • формирование мировоззрения учащихся.

коррекционно – развивающие:

  • развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
  • учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
  • содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
  • расширять лексический запас.
  • развивать связную речь.

Принципы:

  • принцип коррекционной направленности в обучении;
  • принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
  • принцип научности и доступности обучения;
  • принцип систематичности и последовательности в обучении;
  • принцип наглядности в обучении;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
  • наглядные – наблюдение, демонстрация
  • практические – упражнения, работа с исторической картой.

Занятия проводятся индивидуально с помощью дистанционных образовательных технологий.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
  • Комбинированный урок

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

  • какие исторические даты называются точными, приблизительными;
  • когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
  • кто руководил основными сражениями;

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
  • пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
  • соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
  • пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
  • устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
  • правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
  • пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература основная:

учебник «История  России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  7 класса специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2005 г.

Дополнительная: 

  1. Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.
  2. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.
  3. Методика преподавания истории в школе, В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.


№ п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Повторение

пройденного

материала

Наглядно - дидактический материал

План

Факт

Введение в историю

8

1

История - наука о прошлом.

1

Портрет С.М. Соловьева

2

Исторические памятники

1

3

Наша родина - Россия.

1

Символика РФ, карта «Народы Российской Федерации»

4

Мая малая родина – Донской край.

1

История - наука о прошлом

Символика Ростовской области, иллюстрации

5

Моя родословная.

1

Исторические памятники

Схемы «Генеалогическое дерево семьи»

6

Счет лет в истории. Лента времени.

1

Наша родина - Россия.

Лента времени.

7

Историческая карта. Наша страна на карте.

1

Моя родословная.

Набор карт: «Физическая карта России», «Древнерусское государство Киевская Русь» в 9 – нач. 12 в.в.»

8

Повторительно-обобщающий урок «Введение в историю»

1

История нашей страны древнейшего периода

12

9

Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов.

1

Счет лет в истории.

Карта в учебнике «Расселение восточных славян»

10

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

1

Историческая карта.

Карта в учебнике «Расселение восточных славян»

11

Славянский поселок.

1

Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов.

Карта «Киевская Русь»

12

Основные занятия восточных славян.

1

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

Иллюстрации: предметы старины; игрушки; лук со стрелами

13

Ремесла восточных славян.

1

Славянский поселок.

Иллюстрации: предметы старины; игрушки; лук со стрелами

14

Обычаи восточных славян.

1

Основные занятия восточных славян

15

Верования восточных славян.

1

Ремесла восточных славян.

Иллюстрации, приметы, пословицы.

16

Соседи восточных славян.

1

Обычаи восточных славян.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь», карта в учебнике «Восточные славяне и их соседи»

17

Славянские воины и богатыри

1

Верования восточных славян.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь»

18

Контрольное тестирование по итогам I четверти.

1

19

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

1

Соседи восточных славян.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 – нач. 12 в.в.», иллюстрации по теме.

20

Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны древнейшего периода»

1

Киевская Русь

16 ч.

21

Образование государства восточных славян - Киевской Руси.

1

Славянские воины и богатыри.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв.»

22

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.

1

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв.»

23

Укрепление власти князя.

1

Образование государства восточных славян - Киевской Руси.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв.»

24

Оборона Руси от врагов.

1

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв.»

25

Крещение Руси при князе Владимире.

1

Укрепление власти князя.

Картина К. Лебедева «Крещение киевлян», лента времени.

26

Былины - источник знаний о Киевской Руси.

1

Оборона Руси от врагов.

Былины «Садко», «Волга и Микула Селянинове».

27

Культура и искусство Киевской Руси.

1

Крещение Руси при князе Владимире.

Иллюстрации из серии «Культура Киевской Руси»

28

Княжеское и боярское подворье. Дружина.

1

Былины - источник знаний о Киевской Руси.

Иллюстрации

29

Жизнь и быт  простых людей в Киевской Руси.

1

Культура и искусство Киевской Руси.

Таблица-план.

30

Правление Ярослава Мудрого.

1

Княжеское и боярское подворье.

Картина И. Билибина «Суд во время «Русской Правды»

31

Образование и грамотность на Руси.

1

Жизнь и быт людей в киевской Руси.

Иллюстрации

32

Контрольное тестирование по итогам II четверти

1

33

Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».

1

Правление         Ярослава Мудрого.

Карта      «Древнерусское      государство Киевская     начало     12     в»,     иллюстр. «Памятник монаху-летописцу»

34

Киевский князь Владимир Мономах.

1

«Законы о наследстве»

Карточки с заданиями

35

Рост и укрепление древнерусских городов.

1

«Старинные рукописные книги».

Иллюстрации.

36

Повторительно-обобщающий урок «Киевская Русь»

1

Распад Киевской Руси

9 ч.

37

Причины распада Киевской Руси.

1

«Шапка Мономаха».

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв.»

38

Образование самостоятельных княжеств

1

Образование и грамотность на Руси.

Карта   «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХП в.», «Карта раздробленности Руси» в учебнике.

39

Киевское княжество в XII веке.

1

Летописи и летописцы.

Карточки с заданиями, Карта «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХII в.»

40

Владимиро - Суздальское княжество.

1

Киевский князь Владимир Мономах.

Карта    «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале XII в.»

41

Господин Великий Новгород.

1

Рост и укрепление древнерусских городов

Лента времени

42

Торговля и ремесла Новгородской земли.

1

Княжество и боярское подворье.

Картина А. Васнецова «Новгородский торг»; былина «Садко»

43

Новгородское вече

1

Жизнь и быт людей в Киевской Руси.

Картина А. Васнецова «Новгородское вече», карточки с заданиями

44

Русская культура в XII - XIII веках.

1

Причины распада Киевской Руси

иллюстрации: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова - на - Нерли во Владимире;

45

Повторительно-обобщающий урок «Распад Киевской Руси».

1

Лента времени. Плакат — кроссворд, Карта    «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале XII в.»

Борьба с иноземными завоевателями

9 ч.

46

Монголо-татары. Золотая Орда.

1

Владимиро - Суздальское княжество.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

47

Нашествие монголо - татар на Русь.

1

Господин Великий Новгород.

Лента времени, карточки с опорными словами, Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

48

Героическая борьба русских людей против монголо-татар.

1

Торговля и ремесла Новгородской земли.

Лента времени, Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», «Карта захвата монголо-татарами русских городов» в учебнике.

49

Русь под монголо - татарским игом.

1

Новгородское вече

карточки с заданиями. Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

50

Рыцари - крестоносцы.

1

Русская культура в XII -XIII веках.

карточки с заданиями, Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

51

Александр Невский и новгородская дружина.

1

Образование

самостоятельных

княжеств

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.» иллюстрации «Вооружение русских воинов», «Вооружение рыцарей-крестоносцев»

52

Невская битва.

1

Монголо-татары

Портрет Александра Невского

53

Ледовое побоище.

1

Нашествие монголо-татар на Русь.

Схема Невской битвы в учебнике.

Начало объединения Русских земель.

12 ч.

54

Возвышение Москвы.

1

Рыцари - крестоносцы

Карта   «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХП в.», карта Москвы в учебнике.

55

Московский князь Иван Калита.

1

Александр Невский.

Картина А. Васнецова «Москва при Иване Калите»

56

Успехи Ивана Калиты.

1

Новгородская дружина.

Картина А. Васнецова «Москва при Иване Калите»

57

Возрождение сельского хозяйства на Руси

1

Невская битва.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI - начале XII в.», таблица - план, рисунки учащихся по теме «Жизнь простых людей».

58

Возрождение городского хозяйства на Руси

1

Ледовое побоище

Картина А. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», лента времени

59

Московско-Владимирская Русь при

Дмитрии Донском.

1

Русь под монголо - татарским игом.

Картина А. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», лента времени

60

Сергий Радонежский.

1

Возвышение Москвы

Иконописный портрет Сергия Радонежского, иллюстрация

61

Битва на Куликовом поле

1

Московский князь Иван Калита

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI начале XII в.», схема Куликовской битвы; картина А. Бубнова «Утро на Куликовском поле», М. Авилова «Поединок: Пересвета с Челубеем», лента времени.

62

Значение Куликовской битвы для русского народа.

1

Успехи Ивана Калиты.

Иллюстрация «Памятник на Куликовском поле».

63

Иван III. Освобождение от иноземного ига.

1

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.

Лента времени, карточки с опорными словами, гравюра «Иван III»

64

Укрепление Московского государства

]

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском.

Картина Н. Шустова «Иван III топчет ханскую басму», картина А. Васнецова «Московский кремль при Иване III».

65

Повторительно-обобщающий урок: «Начало объединения Русских земель»

1

Кроссворд, карта, иллюстрации, карточки

66

Контрольное тестирование по итогам года

1

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...