урок по истории Республкики Коми "Биармия"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Петухова Наталья Валерьевна

Урок по истории РК "Биармия" для 6 класса (технология развития критического мышления).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biarmiya.docx40.51 КБ
Office presentation icon biarmiya.ppt1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пст.Визиндор

Сысольского района Республики Коми

Урок истории Республики Коми «Биармия»

(для обучающихся 6 класса, возраст – 12 лет) .

Автор работы: Петухова Наталья Валерьевна,

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ» пст.Визиндор

2013г.

Пояснительная записка.

Проблема этнокультурного образования обучающихся не теряет своей актуальности. Нет ни одного субъекта Российской Федерации, где не проживали бы совместно самые разные народы. Знакомство с историей и культурными традициями коренного и других народов представляет большую важность для педагога и интерес для обучающихся. В условиях МОУ «СОШ» пст.Визиндор предусмотрено изучение учебного предмета «История Республики Коми» (по 1 часу в неделю в 6-9 классах). В данной разработке представлен один из уроков данного курса. Он вызвал большой интерес у обучающихся, желание больше узнать о Биармии.

В рамках данного урока использована широко известная технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП). Для нее характерны: формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений; развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; развитие аналитического, критического мышления. Использование данной технологии позволяет успешно решать следующие задачи для обучающихся: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; избегать категоричности в утверждениях; быть честным в своих рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом. Кроме того, важным представляется и формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Многие приемы данной технологии использованы на предлагаемом уроке. Исключение составляет прием «Кластер». На примере данного урока легко представить основные этапы данной технологии.

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Петухова Наталья Валерьевна

Предмет

История Республики Коми

Класс

6

Номер урока

№ 2   в разделе   «Коми край в политике Русского государства XI-XIV веков»

Урочная/не-урочная форма

Урок; тип – комбинированный; вид – лабораторно-практическая работа

Тема

«Биармия»

Цель

Начать формирование у обучающихся представления о Биармии как возможной составной части Перми Вычегодской.

Задачи

Образовательные:

- проанализировать причины и итоги походов викингов в Биармию;

- охарактеризовать хозяйство и верования биармийцев;

- дать оценку действиям участников событий.

Развивающие:

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и  историческими источниками;

-  развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм.

Социализации:

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать, сравнивать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Пермь вычегодская и Биармия. Скандинавские известия о путешествиях в Биармию Население, хозяйство и верования биармийцев. Проблемы нахождения Биармии.

Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Биармии;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории народа;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- выработка умений работать с учебной информацией;

-   готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Образователь-ная технология

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)

Источники информации

«История Республики Коми» (учебник для общеобразовательных учебных заведений) под ред. М.Б.Рогачева и др. М., 2000.

Ресурсы (оснащение)

Презентация по теме урока.

Мультимедиапроектор, экран

Раздаточный материал:

- тест по домашнему заданию

- отрывок из исторического источника:  адаптированный отрывок из «Саги об Олафе святом»

- в конвертах заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии.

ХОД УРОКА

Этап урока

Форма орг-ции деят-сти уч-ся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Знания, умения, представ-ления

Формируемые УУД

Метапредметные: основы  работы с текстом

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.

Организационный момент

Фронталь-ная

Приветствие учеников, создание позитивного настроя на урок

Приветствие учителя.

2.

Контроль домашнего задания

Фронталь-ная

«Историю, какого народа мы изучаем? Какой период этой истории?»

Ученик показывает на карте и комментирует

«Историю коми народа. Период существования Перми Вычегодской»

Работа с картой: умение показать и прокомментировать местоположение показываемого объекта

Объяснение

Формирование историко-географического образа, включая представ-ление о террито-рии Перми Вычегодской

Индиви-дуальная

«Для того, чтобы вспомнить то, что уже изучили, выполним письменные задания»

Выполняют письменные задания: тест на соотнесение термина с и определения с одним лишним термином.

Понятия: присваивающая форма хозяйства, производящая форма хозяйства, подсечное земледелие,  миф, религия.  

Давать определе-ния понятиям

Взаимо-контроль

На слайде представляет  правильные ответы, количество баллов и критерии оценивания.

Листами ответов меняются по круговой системе.

Взаимопроверка ответов.

Сдают листы с выставленными оценками учителю.

3.

Переход к новой теме с использованием вопросов домашнего задания.

Фронталь-ная

По вопросу № 1.

«Как и почему пермяне укрепляли свои поселения валами и рвами? »

Городища пермян были расположены на высоких речных террасах, на мысах при впадении в реки ручьев. Городища с доступной для неприятеля стороныбыли защищены валами и рвами.  

Объяснение

Умение строить высказыва-ние

Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

По вопросу № 2.

«Назовите основные занятия жителей Перми Вычегодской. Приведите доказательства данных занятий»

Важную и, возможно, главную роль в хозяйстве по-прежнему играли охота и рыболовство. Но появились земледелие и скотоводство. Доказательства: 1) охота – промысловое оружие, прежде всего наконечники стрел;

2)рыболовство – кости рыб, наконечники гарпунов;

3)земледелие – семена культурных злаков, наконечник однозубого пахотного орудия типа однозубой полевой сохи;

4) скотоводство- кости коровы, лошади, свиньи, овцы, предметы, связанные с этим видом хозяйства – удила, ножницы для стрижки овец.

Анализ фактов.

Объяснять связи и отношения

Предположите, чем могли быть привлекательны для других народов земли Перми Вычегодской. (Требуется умение объединить выводы по 1 и 2 вопросам).

Их могли привлекать богатства края,  прежде всего пушнина.

Анализ фактов, объяснение

Умение строить высказыва-ние

Значит, богатства края могли привлекать завоевателей.

Сегодня мы и будем говорить о нападениях на земли Перми Вычегодской. Как бы вы предложили  сформулировать  тему?

Предположительно:

«Кто нападал на Пермь Вычегодскую? Чем это закончилось?»

Умение формулировать тему урока.

4.

Стадия «ВЫЗОВ» (ТРКМЧП)

Индивиду-альная

 Вспомните, кто были самыми опасными европейскими завоевателями в VIII – IX веках?

На стр. 56 учебника найдите информацию о причинах походов викингов, их общественном порядке. Как называли викингов на Руси?

Как называли страну на Севере, куда викинги совершали походы?

Норманны или викинги.

Грабежи, торговля из-за бедности своих территорий.

Были вожди – конунги.

На Руси – варяги.

Биармия.

Объяснение

Понятие: конунги, варяги.

Работа с понятиями

Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

Умение находить ответы на вопросы в тексте учебника.

Парная

Более подробно изучим эту легендарную страну. Начинаем работу с постановки целей для изучения страны, для этого задаем себе «тонкие» и «толстые» вопросы

Составляют таблицу «тонких» и «толстых» вопросов

Целепола-гание

Умение работать в паре со сверстни-ком

Задавать вопросы, необходи-мые для организа-ции собст-венной дея-тельности

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию

Фронталь-ная

Проговорим, какие вопросы сформулировали.

Пронумеруем вопросы.

Предположительно:

«Тонкие»:

- где расположена

- кто соседи

- кто управлял

 «Толстые вопросы»:

- почему так называлась

- основные занятия населения

- какие боги были

- с кем воевала, итоги войн.

РАЗМИНОЧНАЯ МИНУТКА:  выполняем упражнения для различных групп мышц.

5.

Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» (ТРКМЧП)

Фронталь-ная

Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы.

Изучаем источники, рядом с ответом пишем номер вопроса

1) Учебник – стр. 57 – 60.

2)Карта на слайде 5 презентации

3)Письменный источник: адаптированный отрывок из «Саги об Олафе святом»

Поиск информа-ции в тексте, адаптированном историческом  источнике. Работа с картой как источником информа-ции.

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние

Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им.

Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи.

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте;  делать выводы из сформулированных посылок;  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

Парная

Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы

Учащиеся ищут ответы на вопросы

6.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» (ТРКМЧП)

Фронталь-ная

Где расположена Биармия?

Кто ее соседи?

Кто управлял?

Почему так называлась?

Занятия населения.

Какие боги были?

С кем воевали биармийцы, итоги войн.

Кто из героев саги, по-вашему, достоин одобрения, а кто-осуждения?  

На все ли вопросы  нашли на уроке ответ?»

«Какой источник показался самым интересным, самым содержательным?»

«Какие встретились затруднения?»

При наличии времени можно предложить учащимся создать синквейн для слова «Биармия».

На Севере. Но точного единого ответа нет. Предположительно, это и есть Пермь Вычегодская.

Народы  корела, лопь, югра и другие, земли Новгорода Великого.

Были старейшины и жрецы.

Древнерусский этноним Пермь (Перемь) и древнескандинавское «Beormas» сложились на основе финско-карельской «Реrа-mаа» (дальняя, северная земля, Заволочье). Так прибалтийско-финские народы называли земли, лежащие к востоку от Двинской земли, а впоследствии русские исследователи перенесли этот термин на земли, где проживали предки народа коми.

Охота, рыболовство, земледелие, скотоводство.

Божество Йомали, идолы быка и птицы.

Викинги, новгородцы. Войны по инициативе нападавших, а не биармийцев. Итоги – ограбление биармийцев, склонение их  к уплате дани пушниной.

Предположительно: одобрения - биармийцы – пытались беречь свое божество;

-Торир Собака (смел, умен, изобретателен);

Осуждения: все викинги – грабят святилище другого народа, Карли – привлек внимание стражей необдуманным поступком, Карли и его люди – бросили Торира.

Да.

Предположительно: самый интересный – отрывок из саги, самый содержательный – текст учебника.

Предположительно: в учебнике много имен и фактов по истории викингов, не все удалось систематизировать.

Предположительно:

«Биармия.

Богатая, загадочная.

Охотилась, трудилась, ограблена.

Как жаль, что ты исчезла,

Биармия!»

Объяснение

Работа с картой.

Объяснение

Умение формулировать различные точки зрения. Объяснение

Объяснение

Объяснение

Анализ.

Умение формулировать и высказывать свою точку зрения.

Анализ

Умение формулировать свои мысли по алгоритму.

Рефлексия деятельнос-ти

Осуществ-лять показ по карте и познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Оценивать действия исторических персонажей с нравственных позиций.

Взаимопомощь.

Смысло-образова-ние

Выражение отношения к предмету исследования.

7.

Самооценка

Индивидуальная.

Демонстрирует на слайде лист самооценки. Просит выбрать определенные позиции и поставить на листах соответствующие знаки.

 

Заполняют все строки листа самооценки

Самоконт-роль, самооценка

Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности

8.

Заключительное слово учителя

9.

Консультация по выполнению домашнего задания

Сообщает домашнее задание: « Перечитать отрывок из саги, ответить на вопросы.

По желанию – творческое задание нарисовать божество Йомали (как вы его себе представляете)».

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Умение задавать уточняющие вопросы.

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Дополнения по технологической карте урока.

Ход (этап) урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Организационный момент

Приветствие обучающихся, создание позитивного настроя на урок

Приветствуют учителя (дата, кто отсутствует)

Настрой на урок.

Проверка собственной готовности к началу урока

2. Контроль домашнего задания

Задает вопросы, организует работу класса в фронтальном режиме, организует индивидуальную работу с тестом, организует взаимопроверку.

Вспоминают, что им известно по предложенным вопросам, отвечают на вопросы, выполняют тест.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Работают по круговой системе взаимоконтроля

Рабочий обмен результатами работы.

Оценивают правильность выполнения задания.

Уметь слушать в соответствии

с целевой

установкой.

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Соотносить результат работы и оценку.

3. Переход к новой теме с использованием вопросов домашнего задания.

Актуализация имеющегося информационного ресурса у обучающихся.

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

Устные ответы на вопросы.

Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов.

Логически выстраивают свой ответ

Умение слушать и слышать, сравнивать, правильно использовать исторические термины

Контролируют правильность ответов соучеников.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

4.Стадия «ВЫЗОВ» (ТРКМЧП)

Создаёт проблемную ситуацию, организует работу по целеполаганию в парах.

Размышляют, над проблемой. Знакомятся с задачей исследования

Смысловое чтение, постановка вопросов различного уровня.

Взаимодействуют с учителем и друг с другом.

Умение определять свои функции и соответственно действовать

Мобилизация сил

Определение и понимание учебной задачи

Планирование учебной деятельности  и работа по плану

5. Разминочная минутка.

Организует проведение разминочной минутки.

Демонстрация упражнений.

Умение двигаться, не мешая друг другу.

Повторение упражнений.

Действие по заданному образцу, соблюдение темпа.

6. Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» (ТРКМЧП)

Помогает парам в работе

Проводят поиск информации

Выбор эффективного способа решения,

Анализ и синтез информации.

Перевод информации из одной знаковой системы (карта) в другую (слово).

Обращение к учителю за помощью.

Сотрудничество в парах

Взаимодействие с учителем и соучениками

Распределение времени, работа по алгоритму

Саморегуляция, контроль учебной деятельности

7. Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» (ТРКМЧП)

Создаёт условия для формулирования выводов, корректирует ответы учащихся

Озвучивают результаты своего исследования

Сравнивают полученные результаты

Делают выводы

Решение проблемы.

Формирование понятия.

Выслушивают ответы соучеников

Умение участвовать в диалоге.

Умение брать ответственность за результат работы в паре.

Контролируют правильность ответов

Контроль и оценка своей  деятельности

8. Самооценка

Предлагает оценить свои деятельность на уроке.

Учащиеся оценивают свою работу.

Анализ своей деятельности

Формируют сгруппированный ряд данных о своей работе

Уметь оценить свою работу

9. Заключительное слово учителя.

Формирует общий вывод, благодарит за работу.

Слушают вывод.

Выражают согласие (несогласие).

10. Консультация по выполнению домашнего задания

Сообщает домашнее задание с комментарием.  

Фиксируют домашнее задание.

Выбирают домашнее задание

 Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют будущую деятельность


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

ТЕСТ ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

 Установи соответствие между понятиями и их значением

А. Присваивающая форма хозяйства

1. Участок земли, бывший прежде под пашней, оставленный без обработки более года и заросший сорной растительностью; кратковременная залежь.

Б. Производящая форма хозяйства

2. Одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на вырубке и выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений

В. Подсечное земледелие

3. Вера в душу, духов и богов.

Г. Религия

4. Хозяйство с преобладающей ролью охоты, собирательства и рыболовства.

Д. Миф

5. Сказание о богах, героях, сотворении мира.

6. Хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.

ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамилия: ______________________________

А

Б

В

Г

Д

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Адаптированный отрывок из «Саги об Олафе святом»

«Когда торг кончился, они отправились вниз по реке Вине и объявили, что не будут больше соблюдать мир с местными жителями. Потом они вышли в море и стали держать совет. Торир спросил, не хотят ли они пристать к берегу и добыть себе еще добра. Ему ответили, что хотят, если только добыча будет богатой. Торир говорит, что если поход удастся то добыча будет, но возможно, что поход многим будет стоить жизни. Все сказали, что готовы отправиться в поход, если есть надежда захватить богатую добычу. Торир говорит, что есть такой обычай, что, если умирает богатый человек, все его имущество делят между умершим и его наследниками. Мертвому достается половина или треть, но иногда еще меньше. Это сокровище относят в леса, иногда зарывают его в курганы. Иногда на этих местах потом строят дома. Он сказал, что к вечеру все должны быть готовы отправиться в поход. Было решено держаться всем вместе и не отставать от других, если кормчие крикнут, что пора уходить. Они оставили людей охранять корабли и сошли на берег. Сначала они шли по равнине, потом начались большие леса. Торир шел впереди братьев Карли и Гуннстейна. Он велел, чтобы все шли, не делая шума. — Сдирайте с деревьев кору, — сказал он, — так, чтобы от одного такого дерева всегда можно было видеть другое. Они вышли на большую поляну. Середина поляны была огорожена высоким частоколом. Ворота в нем были заперты. Каждую ночь этот частокол охраняли шесть местных жителей, меняясь по двое каждую треть ночи. Когда Торир и его люди подошли к частоколу, стражи ушли домой, а те, кто должен был их сменить, еще не пришли. Торир подошел к частоколу, всадил повыше свою секиру, подтянулся, перелез через частокол и оказался с одной стороны ворот, а Карли тоже перебрался через частокол и оказался с другой стороны ворот. Торир и Карли одновременно подошли к воротам, вынули засов и открыли их. Тут все бросились внутрь. Торир сказал: “Здесь внутри ограды есть курган. В нем золото и серебро перемешано с землей. Надо туда войти. В ограде стоит также бог бьярмов, который называется Йомали. Пусть никто не смеет его грабить”.  Они пошли к кургану и выкопали из него столько сокровищ, сколько могли унести в своих одеждах. Как и следовало ожидать, сокровища были смешаны с землей. Потом Торир сказал, что пора возвращаться обратно: “Вы, братья Карли и Гуннстейн, пойдете первыми, а я пойду сзади”. Все побежали к воротам, а Торир вернулся к Йомали и взял серебряную чашу, которая стояла у него на коленях. Она была доверху наполнена серебряными монетами. Он насыпал серебро себе в полы одежды, поддел дужку чаши рукой и пошел к воротам.  Когда все уже вышли за ограду, обнаружилось, что Торира нет. Карли побежал назад за ним и встретил его у ворот. Тут Карли увидел у Торира серебряную чашу. Он побежал к Йомали и увидел, что на шее у того висит огромное ожерелье. Карли поднял секиру и рассек нитку, на которой оно держалось. Но удар был таким сильным, что у Йомали голова слетела с плеч. При этом раздался такой грохот, что всем он показался чудом. Карли взял ожерелье, и они бросились бежать. Как только раздался грохот, на поляну выскочили стражи и затрубили тревогу, и скоро норвежцы со всех сторон услышали звуки рога. Они побежали к лесу и скрылись в нем, а с поляны доносились крики и шум, туда сбежались бьярмы. Торир Собака шел позади своих людей. Перед ним шли двое и несли мешок. Содержимое его было похоже на золу. Торир брал из мешка эту золу и разбрасывал позади себя. Иногда он бросал ее вперед на своих людей. Так они вышли из леса в поле. Они слышали, что их преследует войско бьярмов с криками и страшным воем. Бьярмы выбежали из леса и бросились на них с двух сторон. Но им никак не удавалось подойти настолько близко, чтобы их оружие могло причинить норвежцам вред, и норвежцы тогда поняли, что те их не видят. Когда они подошли к кораблям, первыми на корабль сели Карли и его люди, потому что они шли впереди, а Торир далеко отстал и был еще на берегу. Карли и его люди взошли на корабль, убрали шатер и подняли якоря. Потом они поставили парус, и корабль быстро вышел в море. А Торир со своими людьми задержался, так как их кораблем было гораздо труднее управлять. Когда они наконец подняли парус, Карли со своими людьми уже был далеко от берега. И вот и те и другие поплыли по Гандвику».

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ  Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За взаимодействие с одноклассниками:

За работу на уроке:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1.Почему после торга викинги решились на грабеж?

2. Как было устроено святилище биармийцев? Как оно охранялось?

3. Какой наказ и почему дает спутникам Торир?

4. Почему стражники подняли тревогу?

5. Докажите, что Торир был хитрым и предприимчивым?

6. Предположите, что Торир разбрасывал из мешка?

7. Кто в саге достоин осуждения, а кто – уважения?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составлена Петуховой Натальей Валерьевной , учителем истории и обществознания МОУ «СОШ» пст.Визиндор Сысольского района Республики Коми.

Слайд 2

А Б В Г Д 4 6 2 3 5

Слайд 3

«5»: 5 баллов «4»: 4 балла «3»: 3 балла

Слайд 5

БИАРМИЯ, Бьярмаланд. Бьармия (коми: тай му), название легендарной страны на Севере Востоке Европы, славившейся мехами, серебром и моржовой костью. Известна по скандинавским сагам, до эпохи викингов, 8-10 вв.

Слайд 7

http://www.tomovl.ru/komi/Biarmia.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...