Греко-персидские войны
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок позволяет определить причины и основные события греко-персидских войн
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: определить главные причины и рассмотреть основные события греко-персидских войн; дать моральную оценку войнам как способу разрешения противоречий между людьми
СТРУКТУРА УРОКА.
- Организация учебной деятельности.
- Изучение нового материала.
- Причины греко-персидских войн.
- Основные события греко-персидских войн.
а) Поход Дария. Марафонская битва.
б) Поход Ксеркса. Битва при Фермопилах.
в) Саламинская битва.
г) Окончательная победа греков и ее значение. Первый Афинский морской союз.
- Закрепление новых знаний.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
- Организация учебной деятельности.
- Актуализация опорных знаний.
Что объединяет приведенные группы понятий:
- Оливки, пшеница, виноград;
- Гея, Зевс, Посейдон;
- Ольвия, Тира, Херсонес;
- Кир, Дарий, Ксеркс.
Давайте посмотрим по карте атласа, какую территорию занимала Персия к 5 в до н.э.
- Изучение нового материала.
- Причины греко-персидских войн.
УЧИТЕЛЬ: Подчинив берега Гелеспонта, область Фракию, Византий и Халкедон, персы нарушили торговые связи Греции. Кроме того, возникла угроза захвата всей Греции. Противостояние Греции и Персии становилось неизбежным.
Поводом к началу войны стала поддержка материковой Грецией восстания греческих городов-колоний на Ионическом побережье полуострова Малая Азия против персидского господства. Узнав о поддержке, Дарий ввел войска в Грецию под предлогом возмездия. Дарий направил в города Греции послов. От имени царя послы потребовали от греческих городов-государств «земли и воды», то есть признания над собой власти Персии. Многие из городов Греции признали власть Дария. Только в Афинах и Спарте послы встретили достойный ответ. Спартанцы бросили послов в колодец со словами «возьмите сами!» в Афинах персидские послы также были убиты. Так начались войны, длившиеся около 50 лет.
(ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС) Правильно ли поступили правители Афин и Спарты? (отрывок из фильма 300 спартанцев)
- Основные события греко-персидских войн.
Дальнейшие события будут рассмотрены в группах, каждая из которых получает задание. Для выполнения отводится 10 минут. Вы должны проработать соответствующий пункт параграфа, опираясь на карту атласа заполнить пропуски в тексте, чтобы составить полную картину происходящего. Группы распределяются по названиям греческих полисов – афиняне, спартанцы, милетяне.
Но прежде мы с вами составим таблицу нашего исследования. Будет она называться:
Основные события греко-персидских войн.
Дата | Основные события | Последствия |
490 г. до н.э. | Марафонское сражение | Победа греков |
480 г. до н.э. | Битва на Фермопильском перевале. | Победа персов |
480 г. до н.э. | Саламинская битва | Победа греков |
478 г. до н.э. | Первый Афинский морской союз, | Освобождение Греции, подъем Афин. |
а) Поход Дария. Марафонская битва. (1 группа - афиняне)
« В … г. до н.э. войско ………… пересекло на кораблях Эгейское море и высадилось на ……………… равнине в Аттике. Несмотря на то, что персов было ……………, чем греков, последние мужественно сражались и …………… . Один греческий воин побежал горными тропами с доброй вестью в Афины. Он преодолел без остановки ….. км, вбежал в город с вестью о победе и упал замертво. В честь этого события на Олимпийских играх греки установили соревнование по бегу на …. км ….. м и назвали его ……………… ………… . Попытки захватить Грецию повторил сын Дария ………….. .»
Ответы: 490 г. до н.э.; Марафонской; больше; победили; 42 км; 42 км 195 м;Марафонским бегом; Ксеркс.
б) Поход Ксеркса. Битва при Фермопилах. (2 группа - спартанцы)
« Во главе греческих полисов стала ………… . Персы уже завоевали Северную Грецию и приближались к …………….. Греции. Спартанский царь ……….. защищал со своими воинами Фермопильский перевал. Когда Ксеркс подступил к Фермопилам он направил к Леониду послов, чтобы запугать греков, потребовали сложить оружие, на что те ответили: «…………… и ………….!» Несколько дней греки ……………. защищали перевал, но нашелся ……………. , который показал тайную тропу и персы ударили грекам в спину. 300 спартанцев все до последнего погибли, защищая свою землю. Было это в …… г. до н.э. Прорвавшись через Фермопилы персы уничтожали все на своем пути. Когда было получено сообщение о поражении при Фермопилах все население Аттики и Афин было вывезено на ………. на остров ………….. .»
Ответы: Спарта; Средней; Леонид; «Приди и возьми!»; мужественно; предатель; 480 г. до н.э.; кораблях; Саламин.
в) Саламинская битва. (3 группа - милетяне)
« Через десять лет греческим стратегом был избран …………… . Под его руководством был построен военный флот – около двухсот кораблей - ………….. . Греческий флот стоял между Аттикой и островом Саламин. Флот персов превосходил греческий на ……….. кораблей. Фемистокл предложил дать бой в узком Саламинском проливе, в котором было много …………… скал и мелководий. Большие и ……………….. персидские корабли разбивались о подводные ……………., застревали на ……... . Греческие триеры пробивали борты вражеских кораблей своими острыми …………, ломали им ………….. . Так в сентябре ……… г. до н.э. персы потерпели поражение и потеряли почти весь свой ………. .»
Ответы: Фемистокл; триер; 330; подводных; неповоротливые; камни; мели; носами; весла; 480 г. до н.э.; флот.
г) Окончательная победа греков и ее значение. Первый Афинский морской союз.
УЧИТЕЛЬ: В 479 г. до н.э. военные действия возобновились. У города Платеи произошло самое крупное сражение греко-персидской войны, длившееся несколько дней. Затем греческое войско разгромило персов в Фивах и вступило в Фессалию. Вся территория материковой Греции была освобождена.
В 478 г. до н.э. между Афинами и освобожденными городами был заключен Первый Афинский морской союз.
Вопрос: С какой целью он был заключен?
Ответ: Продолжение военных действий против персов на море, освобождение греческих городов, оставшихся под властью царя. Предупреждение нового вторжения персов в Грецию.
Греко-персидские войны закончились победой греков в 449 г. до н.э.
Теперь давайте попробуем ответить на проблемный вопрос, а правильно ли поступили греческие правители, отказавшись повиноваться персам. Что помогло победить грекам?
- Закрепление новых знаний.
А теперь представьте, что вашего друга на уроке не было. Что бы вы рассказали ему по телефону о сегодняшней теме.
- Итоги урока.
Заключительное слово учителя.
- Войны между Персией и греческими городами-государствами, отстаивающими свою независимость, длились на протяжении с 490-449;
- Противостояние персидскому нашествию привело к созданию Афинского морского союза.
- Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Греческие корабли периода греко-персидских войн
Целью данной работы являетсяисследование афинского морского флота периода греко-персидских войн....
Греческий флот периода греко-персидских войн
Состав и особенности флота периода греко-персидских войн...
Урок по ФГОС история 5 кл. Греко-персидские войны
Урок Греко-персидские войны оформлен со спецификой новых стандартов, содержит подборки законов для групповой работы, снабжен технологической картой урока. Позволяет реализовать основные компетенции и ...
Греко-персидские войны
Презентация для обучающихся 5 класса по теме "Греко-персидские войны" с анимационной картой , задания с использованием макроса DragAndDrop хронологического ,кроссворда.Ссылка http://pedsovet.org/...
Урок истории в 5 классе "Греко-персидские войны"
Урок построен с использованием ЭОР....
Методическая разработка урока с применением ИКТ по истории Древнего мира "Греко-персидские войны"
Предлагаемый материал можно использовать в готовом виде, поскольку прилагается и презентация. Учитель может внести свои коррективы, с учетом особенностей класса....
Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс
Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...