Презентация
олимпиадные задания по истории (11 класс) на тему

Линкер Татьяна Яковлевна

Замечательный подбор заданий для подготовке к олимпиаде по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon olimpiada_po_istorii.ppt.zip2.77 МБ

Подписи к слайдам:

«Историей своей гордиться не только можно, но и должно»А.С.Пушкин
Ряды (продолжение перечисления, дать определение элементу ряда и т. д.)
1. Укажите лишнее имя в ряду российских дипломатов:1)  П. П. Шафиров2)  П. А. Толстой3)  М. Б. Барклай-де-Толли4) М. И. Кутузов
2. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала войн, которые вела Россия?1)  1556 г., 1648 г., 1812 г., 1884 г.2)  1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.3)  1499 г., 1590 г., 1812 г., 1893 г.4) 1558 г., 1812 г., 1876 г., 1890 г.
3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.А) 1505 г., 1533 г., 1584 г., ________г.__________________________________________________________________Б) Устав, полуустав, скоропись,___________________________________________________________________________________В) В. И. Ленин, И. В. Сталин, ____________________, Л. И. Брежнев, Ю. В. Андропов.
3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.А) 1505 г., 1533 г., 1584 г., 1598г.Начало правления монархов в 16векеБ) Устав, полуустав, скоропись,_вязь Типы письмаВ) В. И. Ленин, И. В. Сталин, Н.С.Хрущев , Л. И. Брежнев, Ю. В. Андропов.Руководители партии, советского государства
Какой из перечисленных рядов составлен только из имён композиторов России?1)  М. И. Глинка, В. Ф. Одоевский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков2)  П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. И. Глинка, А. И. Куприн3)  Д. Б. Кабалевский, Л. Н. Пахмутова, М. И. Глинка, А. К. Глазунов4)  Ц. А. Кюи, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Н. Н. Ге
Заполните пропуск в ряду.
1. «Колокол», А. И. Герцен; «Вперед», П. Л. Лавров; ________________, В. И. Ленин, Л. Мартов.2. «Слово о полку Игореве», поход против половцев 1187 г.; «Песня о Щелкане», _________________________________________; «Задонщина», Куликовская битва 1380 г.
Ответы
1. «Колокол», А. И. Герцен; «Вперед», П. Л. Лавров; «Искра», В. И. Ленин, Л. Мартов.2. «Слово о полку Игореве», поход против половцев 1187 г.; «Песня о Щелкане», Ордынская рать Чолхана против Твери; «Задонщина», Куликовская битва 1380 г.
Заполните пропуск в ряду.
1) Операция «Багратион», освобождение Белоруссии; ......... , контрнаступление под Сталинградом; операция «Кутузов», наступление Красной Армии на орловском направлении.2) Приказы, коллегии, министерства, ……… , министерства.
Ответы
1) Операция «Багратион», освобождение Белоруссии; Операция «Уран», контрнаступление под Сталинградом; операция «Кутузов», наступление Красной Армии на орловском направлении.2) Приказы, коллегии, министерства, наркоматы, министерства.
На грамотность написания исторических терминов
1. Хр…ст…матия;2. Ц…л…бат;3. Д…льм…ны;4. …встрал…п…тек;5. М…м…р…альный;
Ответы
1) Хрестоматия - учебное пособие, сборник избранных текстов;2) Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства;3) Дольмены – сооружения в виде огромных каменных плит и глыб;4) Австралопитек – ископаемая человекообразная обезьяна.5) Мемориальный – служащий для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо.
Документ с внешней и внутренней критикой
«Крестоцеловальная запись», в которой было дано обещание: «…Всякого человека, не судя истинным судом с бояры своими, смерти не предати», связана с именем:1)  Бориса Годунова2)  Михаила Романова3)  Василия Шуйского4)  Ивана IV
……
«История Европы не знает другой революции, которая оказалась бы столь бесплодной по своей развязке и своим последствиям. В течение 10 лет эта революция расшатывала всю страну, заливала её потоками крови и покрывала развалинами, но сама не внесла в народную жизнь ни одного нового начала, не указала нового пути её будущему развитию. Она пронеслась разрушительным и бесплодным ураганом. Пройдя сквозь многие смены династий и политических и социальных порядков, Россия самодержавных царей путём этого длинного обхода вернулась к исходной точке».
Петру I принадлежит признание: «…Сей государь есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он».О ком идёт речь? Своё мнение кратко аргументируйте.
Ответ
Иван IV. «…Сей государь есть мой предшественник и образец; (что делалось по «образцу»?) я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он».
О каких российских монархах это сказано?
А) « Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины».Б) «.. Был скромен в быту, бережлив, любил простые русские кушания (щи, кашу, кисель). Во внешней политике... руководствовался миротворческой идеей, ибо считал, что «силою войной нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов». Им была уничтожена подушная подать, замененная разными сборами, падавшими в основном на богатые слои населения».
В) Он «… поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок». «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца... Его внушительная и величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд, все дышало неземным божеством, всемогущим повелителем... Никогда этот человек не испытал тени сомнения в своей власти или в законности ее».Г) «Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе её посева на русской почве».
Ответ:
А) Алексей МихайловичБ) Александр IIIВ) Николай IГ) Алексей Михайлович
О каком князе это сказано?
«…Взяв с собой брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал на поклон к отцу своему духовному преподобному старцу Сергию <…>, который сказал ему: «Поиди, господин, на поганых половцев, призывая Бога…»:1)  Иван III2)  Дмитрий Донской3)  Ярослав Мудрый4)  Владимир Мономах
Прочитайте отрывок из произведения В. О. Ключевского и определите, о ком идет речь.
«В начале царствования, под влиянием движения 14 декабря, в крестьянском населении распространились слухи о скором освобождении. Чтобы прекратить их, новый император издал манифест, в котором прямо заявил, что в положении крепостных крестьян не будет сделано никакой перемены, но при этом секретно было внушено через губернаторов помещикам, чтобы они соблюдали «законное и христианское обращение» с крестьянами. Мысль об освобождении крестьян занимала императора в первые годы царствования, и он внимательно высматривал людей, которые бы могли совершить это важное дело…»
Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.
Из записок И. С. Конева«Это было третье за период Великой Отечественной войны крупное контрнаступление. Переход наших войск в контрнаступление был для Гитлера полной неожиданностью, поскольку немецкое командование так и не раскрыло нашего плана преднамеренной обороны. Тем более немцы, как уже отмечалось, имели незначительный успех, сумев лишь вклиниться в нашу оборону на брянском направлении на глубину до 35 км. Начавшееся 12 июля наступление войск Западного и Брянского фронтов нарушило всю оборону врага на орловском плацдарме. Уже к исходу 13 июля 11-я гвардейская армия вклинилась в оборону противника на 25 км, а через неделю после начала наступления она продвинулась в глубину до 70 км, создав угрозу основным коммуникациям орловской группировки врага с северо-запада. Значительных успехов добились и войска Брянского фронта».1.Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке.2. Используя текст, укажите особенности этой битвы.
Определение названия исторического источника
Определите источник, из которого взят данный фрагмент: « А если только жена наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж учит, то плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену»:1)  Судебник 1497 г.2)  «Великие Четьи - Минеи»3)  «Домострой»4)  «Юности честное зерцало»
Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:
«А которые крестьяне… за кем написаны в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам без урочных лет, и впредь отнюд никому чюжих крестьян не принимать, и за собою не держать».Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, выполнив задания и ответив на вопросы:1) Напишите в современном летосчислении года, соответствующие указанным в документе «154-му и 155-му годам».2) Что такое урочные года?3) Назовите документ, отрывок из которого попал в руки ученику.
Ответ
1) 1646 и 1647 гг.2) Сроки, в течение которых помещики могли возвратить беглых крестьян.3) Соборное Уложение 1649 г.
Исправление ошибок в тексте
Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо трех ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил шесть. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.На Древней Руси существовала пришедшая от греков (1) цифровая система. Употребление нуля (2) облегчало расчеты, а для обозначения других цифр использовались буквы (3). Чтобы отличить буквенную запись от цифровой, над буквой ставили особый значок (4), который назывался «тягло» (5), а для обозначения тысяч соответствующую букву обводили в кружок (6).
Ответ
1) Да.2) Нет, в цифровой систем Древней Руси нуля не было.3) Да.4) Да.5) Нет, значок назывался «титло».6) Нет, в кружок обводили букву, чтобы обозначит десятки тысяч.
Из предложенных изображений выберите три, связанных между собой. Запишите их номера в таблицу. Кратко обоснуйте свой выбор.
Ознакомьтесь со статистической таблицей. Выполните задания. Производство хлеба в 1909−1913 гг.
Социальные группы
Валовые сборы
Товарный хлеб
Процент товар­ности

млн пуд.
%
млн пуд.
%

Помещики Крестьяне В том числе: зажиточные
60044001900
12,088,038,0
281,01019,0650,0
21,678,450,0
47,023,234,0
середняки и бедняки
2500
50,0
369,0
28,4
14,7
Итого: итого
5000
100,0
1300,0
100,0
26,0
. 1. Запишите названия социальных групп в порядке, который соответствует их роли в производстве хлеба. Начните с социальной группы, производившей наибольшее количество хлеба.2. Запишите названия социальных групп в порядке, который соответствует их роли в производстве товарного хлеба. Начните с социальной группы, производившей наибольшее количество товарного хлеба.3. Запишите названия социальных групп в порядке, который соответствует уровню товарности их хозяйств. Начните с социальной группы с самым высоким процентом товарности4. Сформулируйте выводы, которые следуют из сравнения этих трех перечней. Как вы думаете, в чем заключались причины низкой товарности середняцких и бедняцких хозяйств?
Решите кроссворд «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»
Композитор, чья Седьмая симфония была исполнена в блокадном Ленинграде. Участник штурма Берлина, вместе с М. Егоровым водрузивший Красное знамя над зданием рейхстага.Название немецкого плана вторжения в СССР.Советский военачальник, с июня 1942г. Возглавлявший Генеральный штаб.Город в Восточной Пруссии, освобожденный Красной Армией.Герой Советского Союза, командир 316-стрелковой дивизии, оборонявшей Москву в 1941 г.Название операции по освобождению Белоруссии.Город в Германии, близ которого произошла встреча советских  и американских армий.Командир крупного партизанского соединения на Украине.Поэт, создатель «Василия Тёркина».     В выделенной вертикальной строке должно получиться название города, который известен одной из главных битв войны.     Укажите название процесса в ходе Великой Отечественной войны, начало которому было положено этой битвой.      Напишите хронологические рамки этой битвы.(26 баллов: по 2 балла за каждый правильный ответ)
Задание по карте: Какое событие показано на карте? С какими историческими деятелями связано?
9-11 классы. Второй тур. Часть первая.
А. С. Пушкин писал: «Историей своей гордиться не только можно, но и должно». Наша Россия в своем историческом прошлом имеет много ярких, незабываемых страниц, которые повествуют о победах в различных сферах жизни: победы военные, в области дипломатии, победы экономические и политические, победы духа россиян, победы в области литературы, искусства, науки, спорта…Представьте себе, что создается музей «Победы России». Вам необходимо составить экспозицию одного из ее залов.Пофантазируйте! Подготовьте этот мини-проект в течение сравнительно небольшого времени (полтора астрономических часа).
Для выполнения проекта необходимо:1) ответьте на вопрос: что вы понимаете под словами «Победа России»?;2) обозначьте тему экспозиции зала (дайте хронологические рамки событий и явлений, о которых пойдет речь; назовите аспекты истории страны, которые найдут отражение в экспозиции; сформулируйте название экспозиции);3) определите цель, которую вы преследуете, предлагая посетителям данную тему. Какие чувства, размышления вы хотите вызвать у них?;4) перечислите экспонаты зала:- назовите их;- опишите каждый из них; покажите, как они работают на раскрытие темы экспозиции;- раскройте взаимосвязь экспонатов;5) за короткое время вы не сможете рассказать более чем об одном зале нашего музея, а какие еще залы вы бы хотели в нем открыть? Дайте их названия так, чтобы было понятно, о чем идет речь.
Критериями оценки вашего задания являются:
1.  Осмысленность понимания того, что является победой России.2.  Личностный характер выполнения задания, раскрытия собственной точки зрения в нем.3.  Историческая точность и грамотность в выборе и названии темы экспозиции.4.  Точность формулирования цели экспозиции.5.  Соответствие подбора экспонатов теме экспозиции и ее цели.6.  Научность в использовании исторических терминов и фактов истории при описании экспонатов.7.  Общая композиция зала.8.  Качество предложенных дополнительных тем (названия дополнительных залов музея).
Часть вторая - Эссе
Эссе – жанр субъективный и тем особенно ценный, через эту работу может увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру, и, конечно, определить уровень его исторической подготовки;
сочинение-эссе характеризуется небольшим объемом;- важной особенностью сочинения-эссе является свободная композиция. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок;- сочинение-эссе характеризует непринужденность повествования;- отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Таким образом, эссе характеризует парадоксальность;
- при всей парадоксальности сочинения-эссе его непременной характеристикой является внутреннее смысловое единство, т. е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора;- эссе остается принципиально незавершенным – автор не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ. Это – такая черта эссе как открытость.
Классификации эссе
- с точки зрения содержания эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.;
- с позиций композиционных особенностей они делятся на: описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.;- по степени представления личностной позиции автора проводится деление на личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
При выборе темы важно ответить себе на целый ряд вопросов:
- интересна ли эта тема для меня?- понимаю ли я смысл темы?- обладаю ли я знаниями и умениями для того, чтобы ее раскрыть?- если нет, то, что необходимо сделать для решения вопроса в положительном смысле?- как я отношусь к высказанному в теме (согласен, не согласен, частично согласен)?
Критерии оценивания сочинения-эссе
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА1. Знание исторических фактов.2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).3. Аргументированность суждений и выводов.4. Знание историографии проблемы, мнений историков.5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.2. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).3. Включение в устное выступление дополнительных аспектов темы.
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ1. Самостоятельность суждений.2. Корректность и доказательность оценки рецензируемой работы.3. Точность вопросов, связь с главной темой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...