Подготовка к ОГЭ
элективный курс по истории (9 класс) на тему

Саая Чаян Михайлович

Настоящая программа курса «История России», являющегося одной из дисциплин при оценке качества подготовки выпускников (ОГЭ) составлена с учетом обязательного минимума содержания исторического образования. Она составлена с учетом и в соответствии с новейшими достижениями исторической науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl_oge_kontsultatsiya_programma.docx51.9 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Настоящая программа курса «История России», являющегося одной из дисциплин при оценке качества подготовки выпускников (ОГЭ) составлена с учетом обязательного минимума содержания исторического образования. Она составлена с учетом и в соответствии с новейшими достижениями исторической науки.

Рабочая программа для подготовки к экзамену разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы (основного) общего образования по предмету «История» и «Примерные программы по учебным предметам. История.  9 классы: проект.» – 2-е изд.– М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.

Цель программы–подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации в традиционной и новой форме по истории через актуализацию знаний по основным темам курса.

Для  реализации  поставленной  цели  необходимо  решить  следующие задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

З. Работа с историческими источниками:

•читать историческую карту с опорой на легенду;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • фронтальная.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование; тестирование);

письменные виды контроля (тестирование).

  1. Распределение учебной нагрузки

№ п/п

Наименование  раздела

Кол-во ч

1.

Вводное занятие

1

2.

Раздел 1. Русь в VII-XI веках

2

3.

Раздел 2. Феодальная раздробленность на Руси.

2

4.

Раздел 3. Русь в XIII веке

2

5.

Раздел 4. Образование Российского  Централизованного государства

2

6.

Раздел 5. Россия при Петре I

2

7.

Раздел 6. Эпоха просвещенного Абсолютизма Екатерины II

2

8.

Раздел 7. Внешняя политика Российской

империи во второй половине XVIII в.

2

9.

Раздел 8. Культура XVIII века

2

10.

Раздел 9. Россия в I половине XIX века

2

11.

Раздел 10. Российская империя в 1901-1917 годах

3

12.

Раздел 11. Россия в 1917-1921 годах

3

13.

Раздел 12. Советское государство в 1920-е - 1930-е годы

3

14.

Раздел 13. Великая  Отечественная  война

2

15.

Раздел 14. СССР в 1945 –1953 годах

2

16.

Раздел 15. «Оттепель» (1953-1964)

2

Итого:

34

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик 9 класса должен:

Знать:

  • Основные виды исторических источников;
  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь:

  • работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории); работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе
  • об        исторических      событиях;   сравнивать   свидетельства   разных источников);
  • работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);
  • описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);
  • анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям
  • отечественной и мировой культуры;
  • понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
  • анализировать причины текущих событий в России и мире;
  • высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества;
  • использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

4. Содержание курса

Вводное занятие

Знакомство со структурой экзаменационной работы по истории России и особенностями выполнения различных видов заданий.

Модуль I

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне:расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество.

Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Русь в IX - начале XII в.

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Князь и дружина. ВладимирI.Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Категории населения. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

Русские земли и княжества в XII - середине XV в.

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Удельные князья. Бояре. Свободное и зависимое население.

Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Русь и Орда. Русь и Великое княжество Литовское. Восстановление хозяйства. Формы землевладения. Начало объединения русских земель. Иван Калите. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

Российское государство во второй половине XV - XVII в.

Борьба против Орды. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение Русского государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество.

Ливонская война. Опричнина. Прекращение династии Рюриковичей. Смута вначалеXVII вв. Самозванцы. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике.

Мануфактуры.   Развитие   торговых   связей.   Отмена   местничества.

Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин. Внешняя политика России в XVIIв. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Завершение присоединения Сибири.

Модуль II

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца

XVII в.

Формирование древнерусской культуры. Фольклор. Религиозно-культурное влияние Византии. Письменность. Живопись и зодчество.

Культурный подъем в XII – начале XIII в. Своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах. Монгольское завоевание и русская культура.

Формирование культуры Российского государства. Московский Кремль. Андрей Рублев. Литература. Книгопечатание. Иван Федоров. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Строительство мануфактур. Создание регулярной армии и флота. Северная война.

Образование Российской империи. Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству. Крепостнический характер экономики и зарождение буржуазных отношений. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И. Пугачев. Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Н.П. Румянцев. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение новых территорий. Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г. Россия иобразование  Священного Союза. Движение декабристов. Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Утопический социализм. Начало промышленного переворота. Присоединение Кавказа. Крымская война.

Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.

Реформы 1860 - 1870-х гг. и процесс модернизации в России. Александр II. Отмена крепостного права. Земство. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Попытки контрреформ 1880-х гг. Общественные движения второй половиныXIXв.

Национальная политика и национальные движения. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия в военно-политических блоках. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте. Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Политические течения и партии. П.А. Столыпин. Аграрная реформа. Промышленный подъем. Россия в Первой мировой войне. Назревание революционного кризиса. Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Российская культура в XVIII – начале ХХ вв.

Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Наука и образование. Литература и искусство.

Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.

Модуль III

Советская Россия – СССР в 1917-1991 гг.

Провозглашение  советской  власти  в  октябре  1917  г.  В.И.  Ленин.

Учредительное собрание. Распад Российской империи. Выход России из Первой мировой войны. Гражданская война. Иностранная интервенция.

Белое движение. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. «Военный коммунизм». Кризис 1920-1921 гг. НЭП. Образование

СССР. Поиск путей построения социализма. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии. Конституция1936г. СССР в системе международных отношений в 1920-х – 1930-х гг.

СССР  во  Второй  мировой  войне.  Великая  Отечественная  война

1941-1945 гг.

СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе в войны. Вклад СССР в освобождение Европы. Г.К. Жуков. Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев. Реформы второй половины 1950 - начала 1960-х гг.

Замедление  темпов  экономического  развития.  «Застой».Л.И.Брежнев. Кризис  советской  системы.  Внешняя  политика  СССР  в  1945  -  1980-е  гг. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка.  Афганская война. Перестройка. М.С.Горбачев. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Обострение межнациональных противоречий. Демократизация политической жизни. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.

Культура советского общества

Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Ликвидация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве.

Советская        интеллигенция.   Оппозиционные   настроения   в   обществе. Достижения советского образования, науки и техники.

Современная Россия

Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. События октября1993г. Принятие Конституции Российской Федерации. Российское общество в условиях реформ. В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе

5. Учебно-методические средства обучения

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Количество  часов

Дата прохождения

По плану

Фактически

1.

Вводное занятие

1

Модуль I

Раздел 1. Русь в VII-XI веках

2

2.

Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение

1

государства,    древнерусские    князья    и    их

деятельность.

3.

Работа с источником.

1

Раздел 2. Феодальная раздробленность на Руси.

2

4.

Русские  земли  и  княжества  в  XII  - середине XV в.

1

5.

Работа с источником.

1

Раздел 3. Русь в XIII веке

2

6.

Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке.

1

7.

Работа с источником.

1

Раздел 4. Образование Российского централизованногогосударства

2

8.

Объединение  русских  земель  вокруг  Москвы  и образование  единого  Российского  государства  в XIV–XV вв.

1

9.

Работа с источником.

1

Раздел 5. Россия при Петре I

2

10.

Преобразования Петра I: содержание, итоги.

1

11.

Работа с источником.

1

Модуль II

Раздел   6.   Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II

2

12.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

1

13

Работа с источником.

1

Раздел 7. Внешняя политика Российской империи

2

во второй половине XVIII в.

14.

Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.: задачи, основные направления, итоги.

1

15.

Работа с источником.

1

Раздел 8. Культура XVIII века

2

16

Культура и общественная мысль России во второй половине XVIII в.

1

17.

Работа с источником.

1

Раздел 9. Россия в I половине XIX века

2

18.

Отечественная война 1812 г. Заграничный поход Русской армии.

1

19.

Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.

1

20.

Работа с источником.

1

Модуль III

Раздел 10. Российская империя в 1901-1917 годах

3

21.

Революция 1905–1907 гг. в России: причины, основные события, итоги.

1

22.

Революционные события 1917 г. в России от Февраля к Октябрю: основные события, их участники, итоги.

1

Раздел 11. Россия в 1917-1921 годах

3

23.

Гражданская война 1918–1920 гг. в России: причины, участники, итоги.

1

24.

Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике: причины введения, основные мероприятия и результаты нэпа.

1

Раздел 12. Советское государство в 1920-е -

4

1930-е годы

25.

Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920–

1

1930-е гг.

26.

Основные направления и события внешней

1

политики СССР в 1920– 1930-е гг.

27.

Индустриализация в СССР: причины, особенности

1

проведения, итоги.

Работа с источником.

1

Раздел 13. Великая Отечественная война

2

28.

Великая Отечественная война: основные этапы, события, причины победы советского народа.

1

29

Работа с источником.

1

Раздел 14. СССР в 1945 –1953 годах

2

30.

СССР в 1945–1953 гг.: основные направления и

1

события внутренней и внешней политики.

31.

Работа с источником.

1

Раздел 15. «Оттепель» (1953-1964)

2

32.

«Оттепель» в СССР: изменения в политической,

1

социально-экономической жизни, культуре. Итоги

«оттепели».

33

Работа с источником.

1

34.

Собеседование

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...