Урок "Россия в царствование Ивана Грозного"
учебно-методический материал по истории (10 класс) по теме
Урок истории по теме «Россия в царствование Ивана Грозного».
Урок разработан с использованием технологической карты, которая позволяет реализовать главную цель : научиться рационально распределять время на уроке обучающимися вместе с преподавателем.
Цель урока: формирование представлений студентов о личности Ивана IV Грозного и характере его деятельности; о сущности реформ и их результатов для развития страны во второй половине XVI века.
Методическое обеспечение урока: Видеоролик «Иван Грозный», опорные конспекты, схемы, Лист инструкции для обучающихся, Приложение 1-7.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozaeva_r.s.urok_rossiya_v_tsarstvovanie_ivana_groznogo.docx | 43.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Козаева Р.С., преподаватель БПОУ «Торгово-технологический колледж», г. Элиста, Республика Калмыкия.
Урок по теме: «Россия в царствование Ивана Грозного»
Предмет, группа | история, 1 курс | ||
№ урока по теме, тема урока | «Россия в царствование Ивана Грозного» | ||
Цель урока | формирование представлений студентов о личности Ивана IV Грозного и характере его деятельности; о сущности реформ и их результатов для развития страны во второй половине XVI века. | ||
Задачи урока | образовательные: | развивающие | воспитательные |
Формирование учебно-познавательных компетенций: -обучение умению обобщать, систематизировать и расширять знания обучающихся об эпохе Ивана IV; - обобщение знаний обучающихся, полученных ими в ходе изучения темы, формирование у них представления об исторической эпохе, в которых протекала деятельность Ивана Грозного; - выделение последствий эпохи Ивана Грозного для экономической, политической и духовной жизни страны; -сформировать умения: -познавательные (владеть навыками работы с различными источниками информации учебной литературой (учебником), рабочей тетрадью, дополнительным материалом.), -практические (выполнять задания по карточкам индивидуально и в группе). -способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы; -создать условия для усвоения нового материала на уроке слабоуспевающими. | Формирование общекультурных компетенций: -создание условий для развития логического мышления через установление причинно-следственных связей, способности критически анализировать прошлое на основе самостоятельного изучения учебной литературы; -научить формулировать выводы и актуализировать свою позицию, способствовать дальнейшему росту интереса к самому процессу познания. | Формирование коммуникативных компетенций: - способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора; - воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; -воспитывать нравственные качества уважения к истории других народов, к историческому прошлому человечества, формировать гуманистическое мировоззрение обучающихся. - создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать в коллективе, индивидуально, в паре, в группе, выслушивать и уважать других.
| |
Вид используемых на уроке средств ИКТ с указанием этапа | Универсальные (компьютер, проектор) | ||
Методическое обеспечение урока | История: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ [А .В. Чудинов, А.И.Гладышев, Ю.Г. Степанов и др.]; под ред. А. В. Чудинова, А.И.Гладышева.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. §34-35., С. 193-203. Видеоролик «Иван Грозный», опорные конспекты, схемы, Лист инструкции для обучающихся. Приложение 1-7 | ||
методы обучения | Частично-поисковый, словесные, наглядные, практические. | ||
Форма проведения | комбинированный урок с элементами лабораторной и групповой работы. | ||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | ||
Межпредметные связи | русский язык, литература, география | ||
Организационная структура урока | |||
Этап 1 | Организационный момент | ||
Цель | Подготовка обучающихся к работе на занятии. | ||
Длительность этапа | 1 минута | ||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Взаимные приветствия преподавателя и обучающихся; фиксация отсутствующих. Создание эмоционального настроя. Мотивация обучающихся, разъяснение целей и задач урока, вводное слово. | ||
Деятельность обучающихся | Погружение в учебную ситуацию: - готовность выполнять учебные задания; - стремление к самостоятельной деятельности; | ||
Промежуточный контроль | Проверка готовности обучающихся к работе на уроке. Организация рабочего места. | ||
Этап 2 | Подготовка к основному этапу занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | ||
Цель | Установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; совершенствуя при этом компетенции. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, их коррекция. Использование самых различных методов проверки знаний: фронтальная беседа, индивидуальный опрос. | ||
Длительность этапа | 2 минуты | ||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Преподаватель знакомит обучающихся с видами деятельности на уроке. Для логического перехода к изучению нового содержания следует напомнить обучающимся, что на прошлом уроке они приступили к изучению истории объединения Руси, и предложить ответить на вопросы § 33, С.192. | ||
Деятельность обучающихся | Отвечают на вопросы в учебнике. | ||
Промежуточный контроль | Преподаватель подводит итоги проверки домашнего задания, обобщает ответы обучающихся. Инструктаж по заполнению Листа самооценки. Приложение 7. | ||
Этап 3 | Актуализация знаний. | ||
Цель | План изучения новой темы записан на доске. Преподаватель сообщает новую тему урока, подчеркивая, что после освобождения от монголо-татарского ига к концу XV века произошло заметное укрепление власти московских князей и предлагает перейти к изучению процесса централизации Российского государства. Обучающимся предлагается вспомнить основные факты из предыдущей темы урока и назвать, что нового возникло в идеологии и политическом устройстве России в этот период. Опорой для актуализации знаний учащихся являются задания § 33, С.192. | ||
Длительность этапа | 5 минут | ||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Беседа с обучающимися, сопровождающаяся разъяснениями по работе с карточками - заданиями, презентацией, материалом учебника, работа в группах и дальнейшее предъявление результатов деятельности представителями групп, индивидуальная работа слабоуспевающих обучающихся с учебниками и составление плана ответа в тетради. | ||
Деятельность обучающихся | Выполняют задания § 33, С.192.
На основе представленных материалов должны прийти к выводам: Итогом политики Ивана ІІІ и его сына Василия ІІІ стало уничтожение многих старых порядков, хотя создание новой системы управления не было завершено. Россия находилась на пути к централизации. | ||
Этап 4 | Первичное усвоение новых знаний. | ||
Цель | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. | ||
Длительность этапа | 10 минут | ||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Информационные, координирующие функции преподавателя. Организация самостоятельной работы с учебником, презентацией; проведение беседы по уточнению и конкретизации первичных знаний; обсуждение способов решения заданий. Проверка правильности понимания изученного материала. | ||
Деятельность обучающихся | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и измененной ситуации. Работа в группах. Обучающиеся находят ответы на поставленные вопросы в заданиях в учебнике, в презентации, видеоролике. Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией (слайды 2-8), (индивидуальная или групповая формы работы), анализ содержания видеоролика «Иван Грозный». 1.Территория и население России в XXІ в. УЭ 1. Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией (С.194,слайд 1) (индивидуальная и групповая формы работы). 2. Хозяйство и социальный состав населения. УЭ 2,3. Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией (С.194), (индивидуальная и групповая формы работы). 3. Города и горожане. УЭ 4. Самостоятельная работа с текстом учебника С.194-195, (индивидуальная и групповая формы работы). 4.Торговля. УЭ 5,6 Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией (слайды 9-16) (индивидуальная и групповая формы работы). 5. Начало правления Ивана Грозного. УЭ 7. Самостоятельная работа с текстом учебника, § 34-35 С.196, Слайды 4,5,6 (индивидуальная и групповая формы работы). 6. Реформы Избранной Рады. УЭ 8. Самостоятельная работа с текстом учебника, Слайды 7-10, Заполнить таблицу «Реформы в годы правления Ивана ІV», используя Приложение 2 7. Внешняя политика. УЭ 9 Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией (слайды 11-17), (индивидуальная и групповая формы работы). Использовать текст учебника на С. 196-197, п. «Внешняя политика», стр.199-200. Заполнить таблицу, используя Приложение 3. 8. Опричнина. УЭ 10. Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией (слайды 18-23), использовать текст учебника на с. 200-202, п. «Опричнина». Заполнить таблицу, используя текст учебника на стр. 201: Приложение 4. (индивидуальная и групповая формы работы). 9. Итоги и последствия политики Ивана Грозного. УЭ 11. Слайд 24, используя текст учебника на стр.202 «Итоги и последствия политики Ивана Грозного». и Приложение 4, заполнить таблицу. Самостоятельная работа с текстом учебника, презентацией, картой. и групповая формы работы). На данном этапе обучающиеся учатся использовать материал учебника и мультимедийной презентации для решения проблемных и познавательных задач; учатся анализу источников, осмыслению теоретического материала и оценке исторических явлений. | ||
Промежуточный контроль | Заполненные таблицы. Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения обучающихся. Коррекция ответов. | ||
Этап 5 | Первичная проверка понимания | ||
Цель | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. | ||
Длительность этапа | 10 минут | ||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Корректирующие функции преподавателя. | ||
Деятельность обучающихся | Коллективная, индивидуальная. Быстрое, поэтапное воспроизведение изученного материала. Проверка заданий УЭ 1-11 из Листа инструкции для обучающихся. | ||
Промежуточный контроль | Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения. | ||
Этап 6 | Первичное закрепление. | ||
Цель | Выяснить, насколько правильно обучающиеся поняли новый материал, выявить ошибки в его понимании и их исправление. | ||
Длительность этапа | 10 минут | ||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Координирующие функции преподавателя. | ||
Деятельность обучающихся | Формулировка конечных результатов работы на уроке. Обсуждение в группе, подведение выводов о положительных и отрицательных последствиях правления Ивана Грозного. | ||
Промежуточный контроль | Обсуждение вопросов, которые вызвали затруднения. | ||
Этап 7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||
Цель | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | ||
Длительность этапа | 2 минуты | ||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Координатор, организатор. Предоставить учащимся: - информацию о домашнем задании: подготовка сообщений по темам: «Иван III и его роль в российской истории», «Иван Грозный — человек и политический деятель», «Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия», «Освоение Сибири. Характер русской колонизации» (по выбору), проработать конспекты по данной теме. - мотивировать выполнение домашнего задания; - инструктаж по выполнению домашнего задания; Проверить понимание обучающихся содержания и способов выполнения домашней работы | ||
Деятельность обучающихся | Фронтальная. | ||
Этап 8 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | ||
Цель | Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Проверка результатов (заполнение Листа самооценки учащихся). | ||
Длительность этапа | 5 минут | ||
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности) | Побуждение к размышлению. | ||
Деятельность обучающихся | Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Представление данных Листа самоанализа. | ||
Промежуточный контроль | Тест на бумажном носителе, тест в электронном варианте. (при наличии свободного времени) |
Приложение1
Лист инструкции для обучающихся:
Ф.И. студента____________________________________________________
Приложение 2. Реформы Ивана IV
Реформа | Год проведения | Основное содержание реформы | Результаты реформы |
Центрального и местного управления | |||
Военная | |||
Финансовая | |||
Судебная | |||
Церковная |
Приложение 3. Заполнить таблицу:
Внешняя политика Ивана IV Грозного
Направления внешней политики | Содержание | Результаты внешней политики |
Восточное | ||
Западное | ||
Южное |
Ливонская война
Этап | Характеристика этапа | Итоги и значение |
1558—1561 гг. | ||
1561-1570 гг. | ||
1570—1577 гг. | ||
1577—1583 гг. |
Приложение 4
опричнина | земщина |
|
|
Приложение 5
- Иван Грозный был деспотом, человеком безбожным и жестоким, одержимый жаждой единоличной власти;
- Вёл в течение четверти века изнурительную и бесплодную Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю;
- Оставил к концу своего правления страну в состоянии разорения, подвел ее к Смуте.
- Провел ряд реформ по централизации государственной власти, военную, церковную реформы;
- Чтобы ограничить произвол бояр и наместников, принял новый Судебник, в котором установил ответственность и наказания для взяточников, независимо от их происхождения;
- Судебник 1550 года усиливал зависимость крестьян от помещиков.
- Создал стрелецкое войско, хорошо вооруженное и обмундированное;
- Иван Грозный разорял города при помощи войска опричников и из-за этого сократил население страны;
- Усилив войско, Иван Грозный захватил Казанское и Астраханское ханства и избавил, таким образом, Россию от набегов на южные территории государства. Также это дало возможность присоединить к Русскому государству Поволжье и Сибирь, что пополнило казну деньгами от продажи пушнины, леса, мёда;
- Это была разносторонняя личность: он любил читать, сочинял церковную музыку, стихи, играл в шахматы.
- Иван Грозный при всей своей жестокости был крайне набожным человеком. Он постоянно молился о спасении душ людей, убитых его опричниками, просил молиться об этом и духовенство. Он надеялся очиститься от греха пролитой крови, тем более что он не мог не понимать, что часто гибли ни в чём не повинные люди. Для поминовения погибших в монастырях был составлен «Синодик опальных» или «Помянник», который содержал более 3 тыс. имён казнённых.
Приложение №6
Критерии оценки
Кол-во баллов | Отметка |
45-47 | «отлично» |
43-45 | «хорошо» |
41-43 | «удовлетворительно» |
35 | «неудовлетворительно» |
Приложение 7
Лист самооценки деятельности обучающегося.
Ф.И. обучающегося _______________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА | ГРУППОВАЯ РАБОТА | ||||||
Участие в проверке домашнего задания | Постановка вопросов преподавателю и однокурсникам | Индивидуальные ответы на вопросы | Степень удовлетворенности собственной работой | Роль в группе | Степень активности в групповом обсуждении | Участие в постановке вопросов другим группам | Степень удовлетворенности работой |
Использованная литература:
- История: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/ [А.В.Чудинов, А.И.Гладышев, Ю.Г. Степанов и др.]; под ред. А.В.Чудинова, А.И.Гладышева.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Якушина Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС», Справочник заместителя директора школы, № 10, 2012., (Лист самооценки деятельности обучающегося).
- Дидактические требования к современному уроку. http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=197&id=1178745
- Видеоролик «Иван Грозный», http://www.youtube.com/ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоги царствования Ивана Грозного.
Повторительно-обобщающий урок для 6 класса....
Письменный опрос по теме"Начало царствования Ивана IV"
В письменном опросе по теме "Начало царствования Ивана IV" представлены различные виды заданий:Соотнесите даты и событияСоотнесите орган государственном власти и выполняемую им функцию.Вставьте в текс...
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....
Россия в царствование Ивана Грозного. Избранная Рада и её реформы
Занятие по данной теме можно проводить как в компьютерном классе, где каждый обучающийся имеет возможность работать с презентацией самостоятельно, так и в кабинете с мультимедиа-проектором. Реал...
Тест "Россия в царствование Ивана Грозного"
Тест «Россия в царствование Ивана Грозного». Особое внимание уделяется проверке сформированности универсальных учебных действий по систеатизации фактов, установлению причинно-следственных связей...
Презентация "Россия в царствование Ивана Грозного"
Презентация используется на занятиях Ι курса по теме «Россия в царствование Ивана Грозного», а также во внеурочной деятельности по предмету. Цель данной презентации: формирование пре...
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.
Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....