Рабочая программа по истории "Россия и мир XX - XXI вв."
рабочая программа по истории по теме
Рабочая программа 48 часов "Россия и мир XX - XXI вв." для СПО по подготовке специалистов среднего звена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kurs_rab_pr._istoriya_48.doc | 530.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение
Орловской области среднего профессионального образования «Орловский технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
г. Орел, 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по подготовке специалистов среднего звена по специальностям:
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
260807 Технология продукции общественного питания
230401 Информационные системы
Организация – разработчик : БОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»
Разработчик: Алымова О. Н. – преподаватель социально-экономических дисциплин
Рекомендована Научно-методическим советом БОУ ОО СПО
«Орловский технологический техникум»,
протокол №__ от ____________ 20___ г.
Рассмотрена предметной (цикловой) комиссией
_______________________________________________________
_______________________________________________________
протокол №___ от _______ 20____ г.
председатель ПЦК ______________
Утверждена заместителем директора по научно-методической работе
___________________Мельникова И.В.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 5 |
| 10 |
| 12 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла история разработана на основе примерной программы дисциплины, рекомендованной ФИРО – 2008 г. и в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с ФГОС СПО по подготовке специалистов среднего звена по специальностям:
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
151034 Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании
260807 Технология продукции общественного питания
230401 Информационные системы
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина история относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели курса:
- Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
- Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к
окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
- Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
- Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения курса «История» обучающийся должен
уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX – XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познава тельной - осознавать сферы своих познавательных интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;
- определять причины возникших трудностей и пути их устранения;
- развивать способности и готовность учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
- понимать ценность образования как средства развития личности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
работа над материалом учебника, конспектом лекции, выполнение индивидуальных заданий; подготовка рефератов | 8 8 8 |
Дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины история
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. Отечество и мир в 1900- 1914 гг. | 7 | |||||
Тема 1.1 Тенденции мирового развития на рубеже веков. | Содержание учебного материала | 7 | ||||
1 | Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале 20 вв. | 1 | 2 | |||
2 | Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии. | 1 | 2 | |||
3 | Опыт индустриального развития России. | 1 | 2 | |||
4 | Новый этап развития колониальных и зависимых стран | 1 | 2 | |||
5 | Россия: противоречия незавершенной модернизации. | 1 | 2 | |||
6 | Россия: от русско-японской войны до Первой мировой войны | 1 | 2 | |||
7 | Обобщающее повторение по теме: «Тенденции мирового развития в 19-20 вв.» | 1 | 2 | |||
Практические занятия | ||||||
Сводная таблица.Работа с вопросами и заданиями в конце учебника. Работа с конспектами лекций. Составление таблицы «Индустриальное развитие», Начало «Первой мировой войны», выполнение тестовых заданий «Тенденции мирового развития 19-20 века». | ||||||
Самостоятельная работа работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела «Научно-технический прогресс в начале 20 века», «Индустриальное развитие стран Западной Европы, США, Японии»), составить презентацию «Противоречия незавершенной модернизации в России» | 4 | |||||
Раздел 2. Отечество и мир в 1914 – 1945 гг. | 22 | |||||
Тема 1.2 Первая мировая война и ее последствия. Общенациональ-ый кризис в России (1914 г. - начало 1920-х гг.) | Содержание учебного материала | 7 | ||||
1 | Международные отношения в индустриальную эпоху. Начало Первой мировой | 2 | 2 | |||
2 | Первая мировая война . Россия в год революционных потрясений. | 2 | 2 | |||
3 | Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская вона в России. | 2 | 2 | |||
4 | Повторение по теме «Россия и мир в годы Первой мировой войны» | 1 | 2 | |||
Практические занятия | ||||||
Составление сводной таблицы по теме, Работа с вопросами и заданиями в конце учебника. Работа с конспектами лекций. Работа с картой «Первая мировая война», «Революции в России», Составление схемы «Февральская революция», «Октябрьская революция», «Гражданская война», таблица «События Первой мировой войны». Выполнение тестовых заданий «Россия и мир в годы Первой мировой войны» | ||||||
Самостоятельная работа Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела «Россия в Первой мировой войне», «Белые и красные в Гражданской войне») составить презентацию по темам раздела. | 4 | |||||
Тема 1.3 Борьба демократически и тоталитарных тенденций в 20—30-е гг. XX в. | Содержание учебного материала | 5 | ||||
1 | Государства демократии-США, Англия, Франция. | 1 | 2 | |||
2 | Фашизм в Италии и Германии, Японии | 2 | 2 | |||
3 | Советское общество в 1920 -1930 годы | 1 | 2 | |||
4 | Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе | 1 | 2 | |||
Практические занятия | ||||||
Составление сводной таблицы по теме, Работа с вопросами и заданиями в конце учебника. Работа с конспектами лекций. Составление таблицы и схемы «Фашизм в Германии, Италии, Японии., работа с документами. | ||||||
Самостоятельная работа Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела «Образование СССР, Индустриализация, Коллективизация», Германия в период фашизма»), составить презентацию по темам раздела. | 4 | |||||
Тема 1.4 Вторая мировая война (1939—1945 гг.). Великая Отечественная война советского народа (1941-1945 гг.) (8 ч) | Содержание учебного материала | 8 | ||||
1 | Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. Начальный период Второй мировой войны | 2 | 2 | |||
2 | СССР в первый период Великой Отечественной войны. СССР в переломный период ВОВ | 2 | 2 | |||
3 | СССР и антифашистская коалиция. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны | 2 | 2 | |||
4 | СССР и итоги Второй мировой войны | 1 | 2 | |||
5 | Обобщающее повторение по теме: «Россия и мир в 1920-1940 гг.» | 1 | 2 | |||
Практические занятия | ||||||
Составление сводной таблицы по теме, Работа с вопросами и заданиями в конце учебника. Работа с конспектами лекций. Составление схемы и таблицы «Вторая мировая война», работа с картой «Вторая мировая война», работа с документами «Великая Отечественная война» | ||||||
Самостоятельная работа Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела «Битва за Москву», «Коренной перелом в ходе войны»,Сталинградская битва», «Курская битва», Партизанское движение».Составить презентацию по темам раздела. Выполнение тестовых заданий. | 4 | |||||
Тема 1.5 Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине XX века. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Развитие естествознания и общественной мысли | 1 | 2 | |||
2 | Мир художественной культуры. | 1 | 2 | |||
Практические занятия | ||||||
Составление сводной таблицы по теме, Работа с вопросами и заданиями в конце учебника. Работа с конспектами лекций. | ||||||
Самостоятельная работа Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела «Общественная мысль в России в первой половине XX века») | 4 | |||||
Раздел 3 Отечество и мир в 1945-1991гг | 19 | |||||
Тема 1.6 Мир во второй половине XX в. От индустриального общества — к информационному | Содержание учебного материала | 14 | ||||
1 | «Холодная война» и раскол Европы | 1 | 2 | |||
2 | Создание системы союзов и новые военные конфликты | 1 | 2 | |||
3 | СССР в первые послевоенные годы | 1 | 2 | |||
4 | СССР в конце 1950начале 60 гг. | 1 | 2 | |||
5 | СССР и крушение колониальной системы | 1 | 2 | |||
6 | Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны в 1940-60 гг. | 1 | 2 | |||
7 | Кризис моделей развития: конец 1960-70 гг. | 1 | 2 | |||
8 | Период партнерства и соперничества между СССР и США | 1 | 2 | |||
9 | Новая эпоха в развитии науки и техники. Информационное общество и основные черты | 1 | 2 | |||
10 | Глобализация жизни человечества и модернизация мировой экономики | 1 | 2 | |||
11 | Обобщающее повторение по теме: « Мир в послевоенное время» | 1 | 2 | |||
12 | Перестройка и новое политическое мышление | 1 | 2 | |||
13 | Модернизационные процессы 1980-90 гг. в США и Европе | 1 | 2 | |||
14 | Страны Азии и Африки и Латинской Америки: проблемы модернизации | 1 | 2 | |||
Практические занятия | ||||||
Составление сводной таблицы по теме, Работа с вопросами и заданиями в конце учебника. Работа с конспектами лекций. Работа с документами. Составление схемы «Холодная война», СССР в 1953 – 1964 гг, Новые реальности внешней политики, Внешняя политика СССР в 1965 – 1985 гг, Перестройка. | ||||||
Самостоятельная работа Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела «Холодная война» и раскол Европы, СССР в первые послевоенные годы, Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны в 1940-60 гг, Информационное общество и основные черты, Перестройка и новое политическое мышление.)Составление презентаций по темам раздела. | 2 | |||||
Тема 1.7 Российская Федерация (1991 – 2012 гг.) | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | РФ на новом этапе развития Проблемы социально-экономического развития. | 1 | 2 | |||
2 | Россия и международные отношения начала ХХ Iвека | 1 | 2 | |||
Практические занятия Работа с вопросами и заданиями в конце учебника. Работа с конспектами лекций. Составление схемы «Радикальные экономические реформы» | ||||||
Самостоятельная работа Работа с дополнительной учебной и научной литературой, составление презентаций по темам раздела. | 1 | |||||
Тема 1.8 Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры во второй половине XX начало XXI века. | Содержание учебного материала | 3 | ||||
1 | Особенности зарубежной культуры второй половины ХХ века. Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса. | 1 | ||||
2 | Духовная жизнь в советском и российском обществах. | 1 | ||||
Практические занятия Работа с вопросами и заданиями в конце учебника. Работа с конспектами лекций. | ||||||
Самостоятельная работа Работа с дополнительной учебной и научной литературой | 1 | |||||
Дифференцированный зачет | 1 | |||||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
- Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, плакаты, карты, карточки, адаптированные конспекты, синхронные таблицы, тестовый материал, индивидуальные карты мониторинга учебных знаний).
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, автоматизированное рабочее место студентов.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся:
- Артемов В.В. История: учебник для СПО.- М.: Академия, 2011 г
- Загладин Н.В. , Симония Н.А., История России и мира в ХХ – начале XXI века - . M., «ООО Русское слово – учебник», 2011
Для преподавателей:
- Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев M.В. и др. Россия и мир. ХХ в. - M., 2012.
- Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. - 2010. № 2.
- Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в России и СССР: Многопартийность в России: распад и возрождение (1917 – 1992). - M., 1992.
- Загладин Н.В., Симония Н.А. «История России и мира» учебник для 10 класса М « Русское слово» 2011 г.
- Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M., - 2012.
- Загладин Н.В. «Всеобщая история» - учебник для 11 класса М « Русское слово» 2011 г.
- История России ХХ века. Пособие для учителя. Под редакцией А.О. Чубарьяна. - M., 2012
Дополнительные источники:
- Данилов А.А. История России XX в. Справочные материалы Москва, 2012-400с.
- Загладин Н.В. Всемирная история, 10-11 кл., Москва, 20011– 400с.
- Пономарев Г.М. и др. История цивилизаций мира. 10-11 кл. Москва, 2010– 397с.
- Сороко-Цюпа О.С. Мир в XX веке, Москва, 2012- 288с.
- Степанищев А.Т. Все предметы школьной программы в схемах и таблицах: История. М.: Олимп; АСТ-ЛТД. 2012 – 80с.
- Лернер И.Я. Задания для самостоятельных работ по истории России с древних времен до конца XX века. М.; Просвещение, 2011– 185с.
- Косова Г.Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории. М.: Просвещение 2011– 240с.
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории. 10-11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа 2011 190с.
Интернет-ресурсы
Сайт «История военного искусства». Мир книг. Режим доступа: http://militera.lib.ru/science/razin_ea/2/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=21
http://www.history.ru/histr.htm
Ресурсы истории России XX века
http://www.history.ru/histr20.htm
Ресурсы по Всемирной истории
http://www.history.ru/histwh.htm
Обучающие и познавательные программы по истории
http://www.history.ru/proghis.htm
Обучающие программы по истории
http://www.history.ru/proghis.htm
Культура и искусство Древнего Египта
http://www.kemet.ru/
Добро пожаловать в <МИР ИСТОРИИ>!
http://www.tellur.ru/~historia/
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
http://www.history.machaon.ru
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения фронтальных опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ и во время итоговой аттестации.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; Обучающийся должен знать: - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI в.); - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI в.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. |
- Презентация учебных проектов
Тестирование
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...