Программа элективного курса "Награды России"
элективный курс по истории (10 класс) на тему

Прилуцкая Валентина Геннадьевна

Программа элективного курса "Награды России" составлена для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Расчитана на 35 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nagrady_rossii.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 п.Светлый

ПРОГРАММА

Элективного курса

НАГРАДЫ РОССИИ

Составила:

учитель высшей

квалификационной категории

Прилуцкая Валентина Геннадьевна

Пояснительная записка.

        Программа элективного  курса «Награды России» рассчитана на учащихся 10 класса средней школы.

        В основе данного курса лежит знакомство учащихся с историей российских наград и с фалеристикой как вспомогательной исторической дисциплиной. Фалеристика как вспомогательная историческая дисциплина изучает историю формирования и развития наградного дела по наградным знакам отличия и другим, связанным с ними источникам. Они составляют ее источниковедческую базу и представляют собой важный наградной комплекс исторических источников, куда входят наградные знаки отличия, письменные материалы, фонодокументы и изобразительные источники, связанные как с самими фалеронимами, так и с процессом награждения ими. Этот элективный курс расширит знания учащихся о развитии общества, поскольку даст возможность глубже раскрыть важнейшие этапы истории России. Поможет определить уровень развития общества, уточнить идеологическую направленность действий государственного аппарата в тот или иной период, подробнее описать различные события, восстановить данные о награждениях, обогатить знания в области в истории искусства, техники и т.д.

        Российская наградная система неразрывно связана с историей государства – эта связь прослеживается на протяжении изучения всего курса. Преемственность наградной системы показывает пример сохранения традиций прошлого, уважения к родной истории, способствует воспитанию в духе патриотизма. В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с наградами России периода 1698-1917гг., наградной системой СССР, а также наградами современной России.

Направленность курса- ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, расширение их кругозора.

        Для удобства представленные материалы разделены на темы, каждая из которых содержит историю создания награды, ее описание, а также интересные исторические сведения, связанные с ее судьбой, характеристики и биографические данные исторических лиц, представленных к награде.

        Курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю. Основные формы работы: лекции, сообщения учащихся, практикумы, создание презентаций для уроков истории.

        Цель курса: познакомить учащихся с наградной системой Российского государства, которая является ярким отражением его исторического пути, а также со вспомогательной исторической дисциплиной – фалеристикой.

        Задачи курса:

  • научить учащихся видеть в каждой награде исторический источник, который может многое рассказать об истории Российского государства;
  • раскрыть смысл награды как символа государства;
  • развить творческое мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию  прошлого, его сохранению и преумножению;
  • подготовить учеников к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально-гуманитарного профиля;
  • продолжить воспитание в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории.

Основное содержание курса.

Тема 1. – 2 часа

Фалеристика – наука о медалях и наградах.

Вспомогательная историческая дисциплина (ВИД) - фалеристика. Награда – исторический источник, символ государства, знак отличия. Ордена, медали, знаки отличия – награды России. История появления наград.

Тема 2. -3 часа

Первые награды России.

Награды русского государства Х-ХУП вв. Награды за воинскую службу: доспехи, конь, оружие. Награда «милостивым словом».

Тема 3.-4 часа

Наградная система Петра Великого.

Награды чинами и титулами. Пожалования земель. Подарки императора. Полковые награды.

Тема 4.-4 часа

История российских орденов.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного. Орден Святой великомученицы Екатерины. Орден Святого князя Александра Невского. Орден Святого великомученика Георгия Победоносца. Орден Святого равноапостольного князя Владимира. Орден Святой Анны. Орден Святого Иоанна Иерусалимского(Мальтийский орден). Орден Святого Станислава. Орден Святой равноапостольной княгини Ольги.

Тема 5. -4 часа

Наградные медали Российской империи.

Традиции награждения медалями. Медали за военные заслуги. «Общие» наградные медали. Персональные медали.

Тема 6.-4 часа

Награды Первой мировой войны.

Георгиевский крести Георгиевская медаль – награды для солдат и нижних чинов армии.  Золотое оружие «За храбрость»- награда офицерам, генералам, адмиралам.

Тема 7.- 4 часа

Наградная система СССР.

Орден Ленина. Орден Красной Звезды. Почетное звание Герой Советского Союза. Медаль «Золотая Звезда». Орден Красного Знамени. Орден Трудового Красного Знамени. Медаль «Серп и Молот». Герой Социалистического Труда. Орден «Знак Почета». Медаль «За боевые заслуги». Медаль «За трудовую доблесть». Медаль «За отвагу». Медаль «За трудовое отличие».

Тема 8.-4 часа

Награды Великой Отечественной войны

Орден Отечественной войны. Орден «Победа». Орден Славы. Орден Суворова. Орден Кутузова. Орден Александра Невского. Орден Богдана Хмельницкого. Орден Ушакова. Орден Нахимова. Медали городов-героев. Медали за освобождение стран Европы.

Тема 9.-4 часа

Награды современной России

Тема 10.-2 часа

Устный журнал «Награды России». Проводится учащимися 10-го класса для учеников среднего звена (7-9 классы).

Итого-35 часов

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • знать понятия, используемые в элективном курсе;
  • владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой;
  • уметь самостоятельной проводить поиск и анализ полученной информации (в том числе с помощью Интернет-ресурсов);
  • уметь представлять собранную информацию в форме устного доклада.

Методическое обеспечение.

1. 100 великих наград/авт.-сост. Н.А.Ионина. М.,2006.

2. Всеволодов И.В.Беседы о фалеристике. М.,1990.

3. Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. История и современность: наглядное пособие. М., 2003.

4. Изотова М.А., Царева Т.Б. Все награды Российской империи и СССР. Ордена, медали и нагрудные знаки: Полная энциклопедия орденов и медалей России. Росторн/Д; М., 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.medali.ru

http://www.award.adm.gov.ru

http://www.dic.academic.ru 

http://www.nagrada.h1.ru 

http://www.rusorden.ru 

http://www.km.ru 

http://www.ru.wikipedia.org/wiki 

Диагностический инструментарий оценивания

уровня подготовленности учащихся

Для диагностики уровня подготовленности учащихся по программе «Мой выбор» можно предъявить определенные требования к материалам «портфеля достижений учащегося» по курсу. который может включать:

-   сочинения-эссе по темам курса;

-   результаты проектной деятельности;

-   подборки афоризмов, цитат к конкретным темам курса;

- газетные статьи, списки интернет-сайтов, других дополнительных источников информации, которые использовались учащимися для самостоятельной работы;

-   самостоятельно составленные кроссворды, чайнворды, ребусы по темам курса;

-   рисунки, схемы, таблицы и другие дополнительные материалы, созданные самим учащимся;

-   «корзина понятий» (словарь по темам курса);

-   другие результаты самостоятельной деятельности учащегося.

Оценивается: полнота представленных материалов (по темам или по курсу в целом) и качество их выполнения (соответствие критериям, совместно разработанным педагогом и учащимися).

2. Оценивание формализованных знаний (понятия, факты, явления, процессы общественной жизни и т. д.) с помощью традиционных способов: тестирование (различных видов), выполнение контрольных и самостоятельных работ, устный и письменный опросы (образцы заданий см. в рабочей тетради).

3. Оценивание социального проекта. выполненного группой учащихся.

4. Оценка работы группы (пары) учащихся.

5. Самооценка, реализуемая через выполнение рефлексивных заданий, накапливаемых в конверте «Мой выбор». Материалы конверта не проверяются педагогом, поскольку могут носит сугубо личный характер, а учащийся будет к ним обращаться по мере необходимости в ходе изучения курса.

Литература:

Правдина О.В., Просвирнова О.Е и др. – Методическое пособие по воспитательной работе по курсу «Мой выбор» М., «Ижица» 2003г.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Формы работы

Количество часов

1-2

Фалеристика – наука о медалях и наградах.

Лекция

Практическое занятие

2

3-5

Первые награды России.

Лекция

Практическое занятие

Сообщения учащихся

Работа над

презентацией

3

6-9

Наградная система Петра Великого.

Лекция

Практическое занятие

Сообщения учащихся

Работа над

презентацией

4

10-13

История российских орденов.

Лекция

Практическое занятие

Сообщения учащихся

Работа над

презентацией

4

14-17

Наградные медали Российской империи.

Лекция

Практическое занятие

Сообщения учащихся

Работа над

презентацией

4

18-21

Награды Первой мировой войны.

Лекция

Практическое занятие

Сообщения учащихся

4

22-25

Наградная система СССР.

Лекция

Практическое занятие

Сообщения учащихся

Работа над

презентацией

4

26-29

Награды Великой Отечественной войны

Лекция

Практическое занятие

Сообщения учащихся

Работа над

презентацией

4

30-33

Награды современной России

Лекция

Практическое занятие

Сообщения учащихся

Работа над

презентацией

4

34-35

Устный журнал «Награды России».

выступление

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного куса "Дни воинской славы России"

Рабочая программа элективного куса "Дни воинской славы России"  для учителей ве дл      дл Предназначена для ведения предпрофиля в 9 классе. ...

Программа элективного курса "География народно-прикладных промыслов России"

Программа  элективного курса «География  декоративно-прикладных промыслов России» предназначена для учащихся 9-х классов и  рассчитана на 17 часов.  Содержание данного курса...

программа элективного курса "Заповедные места России"

Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов (1 час в неделю), полностью разработан УМК для 8 класса, можно использовать полностью или использовать как дополнительны...

Программа элективного курса "Изучаем Конституцию России"

Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Изучаем Конституцию России". Предназначена для учителей обществознания и права. Поможет в изучении Конституционного права и подготовке учащихся к ГИА...

рабочая программа элективного курса "История России в лицах"

Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....

Рабочая программа элективного курса "Светочи России"

Программа разработана на основе рекомендаций проекта "Русская национальная школа"(профессор Гончаров И.Ф.). Предусматривает ведение занятий с 8 класса, содержит  тематическое планирование для 8-1...

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...