Внеклассное мероприятие по истории " Бабий Яр - кровавая страница Холокоста"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Серихина Оксана Вадимовна

Данное мероприятия проводится 27 января в день памяти жерт Холокоста. Оно рассказывает о событиях , которые происходили на Украине в сентябре 1941 года., знакомит с новыми понятиями - геноцид антисемитизм. Благодаря использованию ИКТ и разных жанров искусства делает мероприятие зрелищным. Учащиеся как бы погружаются в атмосферу того времени и понимают, что переживали жертвы фашистких  извергов.Это мероприятие развивает у детей умение сопереживать и толерантное отношение к другим нациям и народам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babiy_yar.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодняшнее наше мероприятие называется « Бабий Яр- кровавая страница Холокоста». Вы наверное догадались, что это событие относится ко второй мировой войне, которую развязала в 1939 году фашистская Германия и ее союзники.

-Что такое холокост?

Холокост- по гречески значит « всесожжение»- обозначение массовых убийств евреев в 1933- 1945 годах в Европе. К сожалению в курсе изучения мировой и отечественной истории в школьной программе места Холокосту нет.  Но надо помнить, что во первых, это наша история, которую забывать нельзя. Ведь она создавалась нашими предками. Во вторых нельзя вступать с легкой душой в следующий день, не прожив и не прочувствовав вчерашнего, не проанализировав сделанных человечеством ошибок.

Некоторые ученые за рубежом считают Холокост чисто еврейским вопросом. Но геноцид, антисемитизм, национализм могут коснуться в любое время любого народа.

Давайте познакомимся с этими понятиями.

Ученица 1: национализм- превосходство одной нации( в данном случае немцев) над всеми остальными, презрение к представителям других наций особенно это качалось евреев, цыган и славян.

Ученица 2:

Геноцид- истребление целых групп населения по национальному признаку

Ученица 3: антисемитизм- одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основанная на предрассудках.

Гитлер однажды сказал: « Не будь в Германии евреев, их следовало бы выдумать. Это самое сильное оружие моей пропаганды»

Выступая в 1939 году перед выпускниками офицерских школ, Гитлер разделил весь народ на две неравные части. Большая часть состоит из нечистых арийских элементов и только малая часть- это чистые арийцы, которые имеют право на власть в стране и должны быть господами.

( фотокадры Холокоста)

Учитель: Во время Второй мировой войны нацисты и пособники убили около 6 миллионов евреев- треть нации.

Это было не просто убийство огромного числа людей, но попытка уничтожить еврейство как таковое. Евреи были объявлены « антирассой», «недочеловеками». Холокост отличается от других известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев, по изощренности убийств.И все это делалось с молчаливого согласия остальных. Да самые страшные люди- это равнодушные люди.

Ученик:

Сначала они пришли за евреями. Я молчал- я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал- я не был прфсоюзным работником. Затем они пришли за мой . Не осталось никого кто бы мог мне помочь.

Учитель:

Бабий яр большой овраг в северной части Киева, между пригородами Лукьяновкой и Сырцом. До 1961 года один из самых больших в Киеве оврагов- длина около 2,5 метров, глубина- свыше 50 метров.

Во время великой отечественной войны немецкие войска занявшие Киев 19 сентября 1941 года, использовали Бабий яр как место массовых расстрелов. В конце сентября 1941 года немецко-фашистские оккупанты расстреляли в Яру около 50-70 тысяч человек, главным образом евреев. Затем в течение 2 лет  в яру функционировал  Сырецкий лагерь смерти, в котором были заключены коммунисты, комсомольцы, подпольщики и военнопленные.

Ученица 1:

Отступая их Киева  и пытаясь замести следы своих преступлений, фашисты в августе- сентябре 1943 года уничтожили лагерь, откопали и сожгли в печах сотни тысяч трупов. Пепел был рассыпан по окрестностям Яра. В конце 1943 года в Бабьем Яру произошло восстание занятых на работах у печей 330 заключенных- смертников, из которых спаслось 15 человек.

Учитель:

Бабий яр

Сентябрь сорок первого года

Как вспомнишь – так в сердце пожар

Всему человечьему роду

Позором ты стал Бабий Яр!

Как много в числе « двести тысяч»

Пустых и безликих нулей!

А сколько же букв надо высечь

На гранях гранитных камней,

Чтоб список хотя бы составил

Простых, неприметных имен,

 хранящих в себе нашу память

об ужасах темных времен!

Где те двести тысяч улыбок,

Сияющих в зеркале глаз?!

Да разве гранитные глыбы

Могли б заменить их сейчас?!

Где те двести тысяч Вселенных-

Бескрайних душевных миров,

сплетенных из мыслей бесценных

мечтаний, несказанных слов?!

Давайте помянем казенных

Ни в чем неповинных людей

Ими увы не рожденных

Не видевших мира детей!

Из них хоть один, но Энштейн

Да если бы не Холокост

Читали бы тору евреи

На Млечном пути, среди звезд

Ученица1:

Давайте узнаем как это было

В конце сентября 1941 года зондеркоманда обратилась с воззванием к евреям. « После санобработки все евреи и их дети, как элитная нация, будут переправлены в безопасные места». 27-28 сентября  нацистские власти отдали приказ о том, чтобы 29 сентября еврейское население города к 8 часам утра явилось в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами.

За невыполнение приказа полагался расстрел. По городу было расклеено около 2 тысяч  объявлений. Одновременно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о намерение провести перепись и переселение евреев. Большинство из пришедших составляли женщины, дети, старики( взрослое мужское население было призвано в армию). Кроме евреев были представители других национальностей из интернациональных семей.

Ученица 2:

В конце улицы был устроен  пропускной пунк, за которым находилась скрытая со стороны канцелярия. Поочередно за пропускной пунк отводили 30-40 человек, где у них отбирали вещи и заставляли раздеваться. Затем полицаи с помощью палок загоняли людей в проходы насыпи на краю оврага глубиной 20-25 метров.На противоположном краю находился пулеметчик. Выстрелы заглушались музыкой и шумом самолета, который кружил над оврагом. После того как ров заполнился 2-3 слоями трупов, сверху их присыпали землей.

Учитель: Даже слушать это тяжело, не то что видеть. Смотрите как это было.

( трансляция кадров из фильма « Бабий Яр»)

Учитель: Сейчас есть люди которые ставят под сомнение эти события и говорят, что Холокоста не было. Не было Бабьева Яра. Но к счастью, есть свидетели, которые сумели выжить в той страшной трагедии и рассказали о тех бесчинствах, которые творили фашисты и их слуги.

Учитель: Из воспоминаний узницы нацистских лагерей

На сцене изображение тюремной камеры. На грязной соломенной подстилке сидит еврейская девочка.

Девочка:

В этот день русские мужья провожали своих еврейских жен. Русские жены провожали своих еврейских мужей. Приближаясь к Бабьему Яру мы услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начала понимать что здесь что то происходит. Но маме ничего не говорила. Когда мы вошли в ворота нам велели сдать документы и ценные вещи и раздеться. Один немец подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое кольцо. Я увидела как группа за группой раздеваются женщины, старики и дети. Всех подводят к открытой яме. И автоматчик расстреливают их. Затем подводят другую группу. Я своими глазами видела этот ужас. Хотя я находилась не совсем близко от ямы, я все равно слышала жуткие крики обезумевших людей и приглушенные голоса детей, звавшие « Мама, Мама….»

Скорбная музыка

Ученица читает стихотворение « В то утро Ганс проснулся рано»

Ученица 2 :

27 января каждый год в мире проводится день памяти жертв Холокоста.Но еще об одном событии вы должны знать – это Хрустальгная ночь. С 9 на 10 ноября 1938 года произошли кровавые события. В эту ночь в Германии и Австрии нацисты устроили погромы евреев…

Впервые открыто и нагло на глазах изумленного мира они сжигали синагоги, разбивали витрины магазинов, издевались, убивали и калечили евреев. Эту ночь назвали « Хрустальной». В эту ночь был убит  91еврей.Сотни были искалечины, тысячи подверглись издевательствам и унижениям. Многие были отправлены в концлагеря Заксенхаузен, Бухенвальд, Дахау.

Девушки зажигают свечи.

Давайте сегодня минутой молчания помянем всех кто погиб в этих страшных событиях!!!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Учитель: звучат  слова Джона Дона

Читают ученицы:

Нет человека, который был бы как остров сам по себе

Каждый человек есть часть материка. Часть суши

Если волной снесет в море береговой утес

Меньше станет Европа. И также если смоет край мыса

Или разрушит замок твой или друга твоего

Смерть каждого человека умаляет меня ибо я один со всем человечеством

А потому не спрашивай никогда- по ком звонит колокол: он звонит по тебе!!

Учитель:

Никогда не будь равнодушным! Всегда борись со злом!

Иначе Холокост может повториться. Мир находится в ваших руках!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий внеклассного мероприятия по истории "История создания Российской армии"

Сценарий можно использовать при проведении недели истории, внеклассного мероприятия по истории...

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса "За страницами учебника"

Игра "За страницами учебника" рассчитана на учеников 9 класса. Цели игры: обобщение и углубление изученного материала в области физики за основную школу; развитие познавательных и творческих спо...

Внеклассное мероприятие по истории "Героические страницы истории Воздушно-десантных войск"

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8-10 классов Цели: 1. Образовательные: познакомить учащихся с историей воздушно-десантных войск, о вкладе в развитие ВДВ Маргелова В.Ф., показать героизм...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...

Внеклассное мероприятие "Виртуальный клуб путешественников" «Путешествие по страницам интерактивных игр на сервере LearningApps» 5 Г класс.

Внеклассное мероприятие "Виртуальный клуб путешественников" «Путешествие по страницам интерактивных игр на сервере LearningApps»  5 Г класс. (группа)...

Внеклассное мероприятие по литературе: Игра – викторина «По страницам любимых книг».

Внеклассное мероприятие по литературе: Игра – викторина   «По страницам любимых книг»....