Александр Невский - защитник Земли Русской
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Чуракова Инна Владимировна

Урок для обучающихся 6 класса с использованием ИКТ технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чуракова Инна Владимировна, МБОУ СОШ № 136, «Александр Невский–защитник Земли Русской»

Тема урока: Александр Невский – защитник Земли Русской

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Обучающая: дать представление о борьбе северорусских земель с шведскими и немецкими захватчиками; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского, его роли в защите Руси.
  2. Развивающая: формирование умений использовать ранее изученный материал, анализировать, оценивать исторические события, давать характеристику историческому деятелю, решать познавательные задачи, самостоятельно работать с историческим документом, иллюстрацией, развитие умений работать с картой, составлять таблицу.
  3. Воспитывающая: на примере жизни и деятельности Александра Невского воспитывать мужество, волю, любовь к Родине, вызвать интерес к её героической истории.

Оборудование урока:

  1. Настенная карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками в ХIII веке».
  2. Атласы по истории России с древнейших времен и до конца ХVIII века.
  3. Схемы битв в учебнике.
  4. Раздаточный материал (см. Приложение 1, Приложение 2).
  5. Мультимедийное оборудование.
  6. Презентация урока.

Основные понятия и термины урока: меченосцы, «свинья».

Личность в истории: Александр Невский

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3.  Изучение нового материала:
  1. Натиск с Запада.
  2. Невская битва.
  3. Ледовое побоище.
  4. Александр Невский.
  1.  Закрепление материала.

V. Домашнее задание.

VI.  Выставление оценок за урок.

Карта урока

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.

Организационный момент.

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности к уроку.

II.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

  1. В чем особенности природных условий, в которых создавалось Монгольское государство?
  2. Как основное занятие населения влияло на характер государства монголо-татар?
  3. Почему потерпели поражение русские и половцы в сражении у реки Калки?
  4. Приведите примеры героического сопротивления русского народа нашествию монголов.
  5. Как вели себя в русских землях монголы?
  6. Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?

Отвечают на вопросы учителя.

III.

Изучение нового материала.

Ребята, обратите внимание на тему урока. Она называется – Александр Невский – защитник Земли Русской (слайд № 1) Какой вывод вы можете сделать на основании названия темы урока?

На какие вопросы вы должны найти ответы, изучая тему урока?

Выслушав ответы учащихся, учитель говорит, что им предстоит познакомиться с вторжением на Русскую землю шведских и немецких рыцарей, а также с величайшим полководцем, защитником Руси – Александре Невском и победах русских воинов, одержанных под его командованием.

Учитель продолжает:

  1. Монголо-татары, разорившие Русь в ХIII веке, были не единственными врагами.  Восточноевропейские земли привлекали внимание шведских, немецких и датских феодалов своими богатствами. Католическая церковь в этом процессе играла большую роль, так как призывала к скорейшему крещению язычников [см.: 3, с. 134]. Найдите на карте земли эстов и ливов, которые вызывали интерес не только у шведов, но и у новгородцев. В 1201 г. немцы заложили крепость Ригу, где в 1202 г. был основан Орден меченосцев, который стал опорным пунктом экспансии на Восток. В 1237 г. Орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом и таким образом возник Ливонский орден – главная опора Ватикана в Восточной Европе. Вскоре датчане основали замок Ревель (современный Таллин), шведы захватили остров Эзель[см.: 3, с. 135].
  2. Первыми напали на Русь шведы. Они намеревались пойти на Старую Ладогу, захватить  пути по реке Неве. Возглавил этот поход Биргер – зять шведского короля. Всем рыцарям он обещал большую добычу, шведскому королю – 2/3 завоёванных земель, 1/3 земель – Тевтонскому ордену, всё население должно было платить десятину. А с дерзкого мальчишки Александра обещал сбить спесь и выгнать из Новгорода. Он отправил к нему послание: «Князь Александр! Если можешь, то сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою землю». Шведы готовились к походу основательно - 2 года [см.: 5, с. 250]. Как вы думаете, какие события, происходившие в Русском государстве, могли способствовать успешному завоевательному походу шведов? Кроме того, Новгород не имел постоянного войска, а князь Александр был молод и неопытен. Большой шведский флот подошел к устью Невы. Очевидно, шведы рассчитывали на внезапность удара, однако их появление было замечено местными жителями. Сражение началось утром 15 июля 1240 г [см.: 5, с. 255]. Обратите внимание на  картину художника А.Д. Кившенко (слайд № 2)

Какие настроения передает художник? Можно ли прочесть мысли воинов по выражению лиц? Отвечает ли картина на вопрос: кто победит?

А вот как об этом сражении пишет летописец (см. приложение 1). Подводя итоги битвы, учитель спрашивает: Невская битва не принадлежит к числу крупных сражений, и потери в ней и с той,  и с другой стороны были невелики. Подумайте, почему ей придается такое большое значение?[см.: 5, с. 256]. Как пишет историк Н.М. Карамзин, «эта блестящая победа, одержанная Александром, доставила ему имя Невского». В то же время исследователь В.В. Тюрин отмечает, что имя «Невский» в «Повести о житии и храбрости Благоверного и Великого князя Александра» ни разу не упоминалось, и впервые Александр Ярославич назван Невским в общерусских летописных сводах ХV века [см.: 3, с. 135].

  1. Рассмотрите легенду карты и ответьте на вопросы: Откуда пришла новая опасность? Кто были эти захватчики? В каком году это произошло? Где состоялось сражение? Далее учитель просит обратить внимание учащихся на схему ледового побоища на с. 97 учебника. Какой был  боевой порядок и расстановка сил русских и немецких войск в битве на Чудском озере? Подводя итоги ответов учащихся, учитель говорит: Утром 5 апреля войско Александра встретило врага, выстроившись на льду Чудского озера. Крестоносцы приготовились к бою, построившись узким глубоким клином – «великой свиньей». Внутри клина размещалась легковооруженная пехота, по бокам – тяжелая конница. Осыпав противника дождем стрел, воины Александра раздвинулись, пропуская «свинью», а затем яростно ударили её по флангам. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью», - повествует автор «Жития Александра Невского». Вскоре ослабевший по весне лед начал давать трещины и проваливаться под тяжестью боевых коней и ратников. Первыми ко дну шли самые знатные и богатые рыцари – их доспехи весили 2-3 пуда. Рыцари, упавшие с коня, уже не могли самостоятельно подняться на ноги, и русские цепляли их крючьями и волокли по льду, точно санки с железными полозьями. Русские воины преследовали отступавших. Победа была полной [см.: 5, с.258]. Каково было историческое значение битвы на Чудском озере?
  2. Далее учитель предлагает рассмотреть характеристику Александра Невского как военного и государственного деятеля, предлагая различные задания. Кроме того, внимание обучающихся обращается на иллюстрацию с изображением А. Невского на слайде №3 презентации. В чем проявилось полководческое искусство Александра Невского во время сражений на Неве и Чудском озере? Почему, несмотря на относительно небольшие масштабы выигранных сражений, он считается одним из выдающихся полководцев русской истории? [см.: 5, с. 260].

Далее учитель предлагает прочитать следующее задание (см. приложение 2)

Как вы думаете, почему Александр отразил агрессию с Запада, но пошел на уступки захватчикам Востока? Учитель подводит итоги беседы: В этих условиях перед Русью в крайне острой форме встал вопрос: на кого опереться в борьбе за выживание, на католическую Европу в войне против монголов или на монголов в борьбе против крестового похода Европы? Католической церкви было необходимо обращение Руси в католическую веру или, по крайней мере, признание верховной власти Папы римского, уния (союз) Православной и Католической церквей. За это Руси была обещана военная помощь против Золотой Орды. В отличие от монголо-татар, не вмешивавшихся во внутреннюю жизнь страны и дела церкви, европейские феодалы строили на завоеванных русских землях замки, обращали население в католичество, заставляли крестьян работать в своих имениях. Они угрожали власти русских князей и авторитету Православной церкви. Поэтому выбор был сделан не в пользу католической Европы, а в пользу Орды, которая обладала мощной военной силой. Союз с ней означал прочный тыл для борьбы с западноевропейской агрессией. Когда,  в 1269 г. ливонские рыцари вновь пришли походом на Новгородскую землю, русским князьям было достаточно привести с собой ордынское войско, чтобы немцы ушли, даже не начав сражения [см.: 3, с.139].

Подводя итог урока, учитель предлагает задание обучающимся: Потомки чтят память полководца. Так, Петр I приказал перенести прах А. Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре. Русская Православная Церковь причислила Его к лику святых. За несколько лет до начала Великой Отечественной войны К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище», в годы войны поставлен фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский». В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры за выбор «удачного места для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск» [см.: 4, с. 28]. Как вы думаете, о чем свидетельствуют эти факты?

  1. Закрепление материала.

Составить синквейн на тему: Александр Невский по плану:

  1. Александр Невский.
  2. 1 существительное.
  3. 2 прилагательных.
  4. 3 глагола.
  5. Фраза или предложение, объясняющее смысл синквейна.

Смотрят слайд №1

Примерные ответы:

Русь подверглась нападению.

Формулируют вопросы к уроку:

Когда напали на Русь? Кто напал на Русь? С какой целью? Как разворачивались события? Каковы итоги и последствия этих событий?

Затем записывают дату и тему урока.

Находят на карте земли эстов и ливов.

Учащиеся находят и показывают на карте упомянутые города.

Слушают рассказ учителя.

Примерные ответы:

Вторжение на Русь монголо-татар, раздробленность государства.

Слушают учителя, находят на карте и показывают место сражения.

Рассматривают картину  на слайде №2, отвечают на вопросы.

Читают документ, работают со схемой битвы, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос учителя. Записывают в тетради дату сражения.

Работают с картой, отвечают на вопросы: это были немецкие рыцари-крестоносцы, в 1242 году, на Чудском озере.

Отвечают на вопрос учителя.

Слушают рассказ учителя.

Ответы обучающихся: Русь отстояла независимость и др. Записывают дату сражения в тетрадь.

Слушают задания, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Рассматривают картину на слайде № 3.

Читают задание, отвечают на вопросы документа.

Размышления обучающихся.

Рассматривают слайд  № 4.

Размышления обучающихся.

Слайд № 5

Составляют синквейн.

Пример синквейна:

  1. Александр Невский.
  2. Защитник.
  3. Мужественный, дальновидный.
  4. Сражался, спасал, переживал.
  5. «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!»

V.

Домашнее задание: § 11, заполнить таблицу: Невская битва и Ледовое побоище

Вопросы для сравнения

Невская битва

Ледовое побоище

Дата сражения

Место сражения

Герои битвы

Итоги битвы

Значение битвы

Записывают домашнее задание.

VI.

Выставление оценок за урок.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИЗ «ПОВЕСТИ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»

        Был там некий муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелгусий, ему была поручена стража морская… Увидел он ратников, идущих против князя Александра, и решил, что расскажет князю о станах их и укреплениях. И стоял он на берегу моря, всю ночь пребывая в бдении. Когда же начало восходить солнце, услышал он страшный шум на море и увидел корабль один, плывущий по морю, а посредине стоят мученики Борис и Глеб в красных одеждах, держа на плече друг у друга… И сказал Борис: «Брат Глеб! Вели грести, да поможем сроднику своему Александру»…

        Вскоре приехал князь Александр, Пелгусий… радостно поведал ему одному о видении. Князь же сказал: «Никому не рассказывай об этом». И поспешил он напасть на врага. В 6 часов дня была жаркая сеча, и побил он их бесчисленное множество, и самому королю наложил печать на лицо острым своим копьем. Здесь же из полка его явилось 6 мужей храбрых. Один, именем Гаврило Алексич, увидев королевича, которого тащили под руки, напал на корабль, и въехав по доске до самого корабля, по которой восходили с королевичем на корабль; и побежали от него, а затем оборотились и сбросили его с конем с доски в воду; и Божьей милостью остался невредим и снова напал на них и бился с самим воеводой среди их войска. Второй новгородец, по имени  Сбыслав Якунович; этот не раз наезжал на их войско и сражаясь одним топором, без страха в душе своей, и несколько врагов пало от руки его, и дивились силе и храбрости его. Третий, Яков, был ловчим у князя; этот наехал на войско с мечом, и похвалил его князь. Четвертый новгородец, по имени Миша; этот пеший напал на корабли и уничтожил с дружиной своей 3 корабля.  Пятый,  из младших дружинников, именем Савва; этот въехал в большой королевский шатер златоверхий и подсек столп шатерный; полки Александра, увидев, что пал шатер, весьма обрадовались. Шестой, из слуг князя, именем Ратмир; этот бился пешим, и окружили его во множестве враги, и от многих ран он скончался [см.: 1, с. 113].

Вопросы к источнику:

  1. О каких подвигах, совершенных русскими людьми в битве на Неве, рассказывает летописец?
  2. Какие слои населения принимали участие в Невской битве?
  3. Каковы причины победы русских ратей в Невской битве?

Ловчий – главный псарь, старший над псарями; он управляет всем порядком псовой охоты.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

        Новгородский летописец сочинил от имени шведского короля Магнуса Эриксона (1310-1374), будто тот в своем завещании писал: «уходя из этого мира, завещаю детям и братьям своим и всей шведской земле – не наступайте на Русь, заключив с ней мир, так как не будет вам удачи. Раньше всех князь Биргер пошел на Русь, и когда он вошел в Неву, встретил его князь Александр, прогнал Биргера и полки его побил. Потом мой брат поставил свой город т был побит новгородцами. Потом у нас было перемирие 40 лет, а после того мы заключили на Неве вечный мир и грамоты подписали. А потом через 30 лет я, князь Магнус, с тем не посчитался, поднялся со всей шведской землей и, войдя в Неву, взял город Орехов (теперь Петрокрепость) и своих людей посадил. Пришли новгородцы, город свой взяли, а мужей моих побили. Я с тем не посчитался и снова пошел через год к Орехову. Но услышав, что новгородцы идут, я побежал прочь и побежал по морю. Буря потопила много рати моей. То меня бог всем этим казнил за то, что я пошел на Русь, нарушив клятву о мире. И ныне приказываю детям и братьям своим и всей шведской земле – не наступайте на Русь, нарушая мир. А кто нарушит, того постигнет кара, как меня постигла».

Все факты в документе верны. Не было только самого завещания.

О чем вы подумали, читая это завещание? Не было ли до этого и после этого подобных ситуаций, когда предательское нападение на Русь наказывается поражением? [см.:2, с. 80]


Список литературы

  1. Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века [Текст]: М.: Просвещение, 2003.
  2. Лернер, И.Я. Задачник по истории Отечества [Текст]: М.: Аквариум, 1996.
  3. Симонова, Е.В. Поурочные разработки по истории России [Текст]: М.: Экзамен, 2006.
  4. Назаренко М.Н. История России [Текст]: Волгоград.: Учитель – АСТ, 2003.
  5. Набатова О.Г. История России с древнейших времен до начала XVI века [Текст]: М.: Владос-пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Александр Невский - Патриот Земли Русской

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.(Виссарион Белинский)...

"Александр Невский - сын земли русской"

проект из серии "Великие  полководцы  России"...

Александр Невский-патриот Земли Русской

Доклад по МХК 7класс на тему:"Александр Невский-патриот Земли Русской"...

Александр Невский -защитник земли Русской

Урок истории в 6-м классе посвящен деятельности русского князя Александра Невского, жившего в очень сложные для Руси времена. Ему удалось защитить Русь от посягательства шведских и немецких крестоносц...

Эссе "Александр Невский - защитник Земли Русской"

Эссе посвящено выдающемуся русскому государственному деятелю и полководцу XIII века...

Классный час на тему "Святой благоверный князь Александр Невский-опора земли Русской"

Тематика работы отражает  жизнь и подвиг Святого благоверного князя Александра Невского.Рассказывает о страницах истории Отечества, о ледовом побоище 1242 года."Кто на Русь с мечом придет, т...

Система интегрированных уроков « Святой благоверный князь Александр Невский – защитник земли русской»

В рамках XXIХ  Рождественских образовательных  чтений по теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» был проведён ряд интегрированных  уроков: ...