опорные сигналы на уроках истории
методическая разработка по истории на тему
методические рекомендации по системе Шаталова для уроков истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_signaly_na_urokakh_istorii.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Опорные сигналы на уроках истории
Учитель истории: Абжалимова И.А.
МБОУ «Михневская СОШ»
Идея кодирования знаний. Поиски новых методов обучения в последнее время называют инновациями, а их авторов — учителями-новаторами. Творчески работающие учителя предлагают свои методики и системы обучения истории. Их уроки отражают индивидуальные особенности и возможности учителя и во многом зависят от самой личности. Подготовка и про ведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.
Поэтому, прежде чем браться за работу по-новому, следует взвесить свои силы и возможности, изучить опыт работы в конкретной системе обучения. Изменение этапов урока, последовательности звеньев обучения, форм работы может не дать того результата, который получают учителя-новаторы. Идея кодирования знаний возникла еще в 60-е гг. в зарубежной школе и нашла отражение в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного материала. Затем схемы такого же характера появились в методических пособиях по истории. Содержание учебных тем в них отражалось в форме зрительных образов и условных символов.
Богатые ассоциации вызывают у учеников условные изображения — символы исторических событий и явлений. Символ это внешнее явление, которое условно, через посредство заключенного в нем наглядного образа, вызывает в нас мысль об определенном, часто весьма значительном и отвлеченном содержании». Исторические явления, изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Знаки как бы фиксируют мысленные образы. Как показывают исследования, наблюдения предмета, явления оставляют в памяти учеников в среднем 90% воспринятого.
Как известно, хорошо продуманная графическая’ схема дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов, изобразить их в условной форме, с тем, чтобы сконцентрировать внимание слушателей на существе проблемы, помочь охватить все выделенные моменты в целости. Значительно помогает ученикам зрительная опора в усвоении базовых знаний. Главные факты в виде опорных сигналов скомпонованы в блоки, в них выделено самое главное. Такой опорный конспект представляет собой условно-графические знаковые изображения учебного материала, позволяющего обращать внимание на логику его изложения, на главные факты и легко запоминать их.
Методика работы с конспектами-схемами на уроках. Материал, предназначенный для изучения, учитель представляет в виде особых конспектов с опорными сигналами. Опорные символы помогают ученику запомнить единицы информации — факты главные и неглавные. Для идентификации в опорном конспекте они выделены разным цветом. Суть же самой системы работы заключается в усвоении знаний на основе их многократного повторения и ежедневного контроля за качеством знаний при помощи самих же учащихся.
Как же проходит подготовка опорных конспектов? Читая темы, учитель проводит структурно-функциональный анализ текста, вместе с тем определяя, какие параграфы учебника можно объединить для изучения на одном уроке. Затем он переходит к оформлению листов конспекта с опорными сигналами. Раскрывая тему, на одном листе он может поместить до четырех подтем (блоков). Их количество будет зависеть от сложности учебного материала. На этом же листе следует указать домашнее задание, дешифровку сигналов. Если учебник включает 60 параграфов, то листов-конспектов, учитывая объединение параграфов, будет значительно меньше. Правда, сюда же включаются листы с конспектами по краеведческому материалу, блоки по воспроизведению планов на местности, картосхемы. Разработав листы по содержанию всего курса, учитель снимает с них небольшие по размеру копии — раздаточный материал. Листы с опорными сигналами по теме урока должны быть одинаковы по содержанию. В противном случае с ними нельзя будет организовать общую коллективную работу в классе.Система работы с опорными конспектами требует привлечения к проверке заполненных листов одноклассников, учеников параллельного класса, помощников учителя. Обычно проверка тетрадей занимает у них не более 15 минут. Оценки выставляются в общеклассную (открытую) и индивидуальную ведомость учета знаний по каждой изученной теме урока.
№ п/п | Ф.И.О. | Письменные ответы | Устные ответы | Групповой контроль | Задачи |
Ученики получают право любую нежелательную для себя оценку исправить на последующих уроках. Критерии оценки листов с опорными сигналами, заполненных учениками. Ошибкой считается пропуск буквы, слова, перестановка знаков в блоке или блоков, неправильное воспроизведение знаков. За одну ошибку ученик получает оценку «четыре», за две — «три». Если более двух ошибок, то работа не засчитывается и ее надо переписать заново.
В.Ф. Шаталов предлагает следующую памятку по написанию листов с опорными сигналами:
- Внимательно читайте главу или раздел учебника, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
- Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
- Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
- Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символически сигналы.
- Объедините сигналы в блоки.
- Обособьте блоки в контуры и графически отобразите связи между ними.
- Выделите значимые элементы цветом.
Работа с опорными конспектами у В.Ф. Шаталова включает несколько основных и дополнительных этапов, реализуемых в классе на уроках и дома:
- Развернутое объяснение учителем нового материала.
- Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами, расшифровка Символов.
- Изучение опорных сигналов каждым учеником по раздаточному материалу вклеивание учениками листов в свои альбомы (возможно раскрашивание в классе или дома).
- Самостоятельная домашняя работа ученика с учебником и листом с опорными сигналами; у кого есть магнитофон, тот записывает и прослушивает свой рассказ.
- Письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти в тетрадях, хранящихся в кабинете истории (8-10 минут); проверка и оценка работ после урока учениками параллельного класса или взаимопроверка одноклассниками. Возможна проверка на уроке самим учителем. В таком случае выполнивший задание ученик молча подходит к столу и показывает работу.
- Во время выполнения работы проходит индивидуальная проверка опорных конспектов учеников (воспроизводят блок на доске, ведут рассказ по опорным сигналам блока на два-три магнитофона, тихо отвечают по конспекту учителю); магнитофонные записи прослушивают и оценивают помощники учителя данного класса или старшеклассники; они ставят вторую оценку; лучшие ответы слушает весь класс; для экономии времени блок, воспроизведенный у доски, в тетради не записывается.
- Воспроизведение несколькими учениками одного-двух блоков опорного конспекта на доске.
- Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектам на повторительно-обобщающих уроках. Через каждые пять-шесть уроков ученики получают короткий конспект, в конце которого дается около 10 вопросов для повторения. Каждый ученик по указанию учителя дает письменный ответ только на один вопрос или на несколько тестовых заданий.
Изучение курса завершается в апреле двумя контрольными заботами, Первая контрольная работа проходит по второй половине курса, содержание которого еще свежо в памяти учеников. На ее подготовку отводится меньше времени, и оценки бывают выше (прием «успеха, удачи»). В контрольную работу входят вопросы и задания, требующие воспроизведения базовых знаний курса. Первый вопрос из начала перечня вопросов и заданий, второй из конца. Затем ученики получают задания по подготовке ко второй контрольной работе. К ней они готовятся дома два-три дня. Накануне учитель проводит консультацию, отвечает на вопросы учеников и рассказывает об итогах и типичных ошибках первой контрольной работы. Девять баллов за две контрольные работы и 50% отличных оценок (без троек) за год ведут к итоговой пятерке.
Оставшееся в учебном году время посвящается исправлению — оценок, экскурсиям, читательским конференциям и просмотру исторического кино. По системе Шаталова ведут работу как опытные учителя, так начинающие педагоги.
Применение схем значительно повышает уровень понимания учащимися основных вопросов учебного содержания, сложного материала. Они свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на основе опорных конспектов на уроках истории.
Создание технологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на е...
Презентация на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии"
Презентацию можно использовать во время проведения мастер-класса на данную тему....
Мастер-класс на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии".
Этот материал я использовала при проведении мастер-класса на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии" на областном семинаре для учителей естественного цикла....
Мастер-класс по теме: «Применение технологии опорных сигналов на уроках истории и обществознания»
На уроках я часто использую опорные сигналы, в качестве которых выступают даты, события, термины, таблицы, схемы, аббревиатуры, портреты исторических личностей и многое другое. Объяснение нового матер...
Использование опорных сигналов на уроках биологии.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраив...
Опорные сигналы на уроках химии.
Одной из ответственных задач, стоящих перед учителем, является повышение эффективности всех применяемых в школе форм и методов обучения. Правильный подход это-процесс взаимодействия, сотрудничества уч...