Семинар по теме"Альтернативы развития Росии в феврале-октябре 1917г"
методическая разработка (история, 9 класс) на тему

Семинар по теме"Альтернативы развития Росии в феврале-октябре 1917г"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-семинар 19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-семинар 

« Альтернативы развития России в феврале-октябре 1917 года»

Класс: 9 класс.

Учебник: А.А. Данилов История государства и народов России XX век. М. 2005 год.

Тема урока: альтернативы развития России в феврале-октябре 1917 года.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: урок - семинар.

Цель урока: рассмотреть варианты развития Росси в период февраля-октября 1917г.

Задачи:

1.Образовательные: формирование представления о многовариантности исторического развития; понимание причин краха различных альтернатив общественного развития в 1917 г.; выяснение причин победы леворадикальной альтернативы.

2.Развивающие: продолжить формирование умений правильно вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения; анализировать документы; анализировать причинно-следственные связи.

3.Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе; продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

Предварительная подготовка была проведена за неделю до семинара. Учащимся были предложены вопросы семинарского занятия и список литературы.

Вопросы семинарского  занятия:

  1. Раскройте позицию Временного правительства в решении важнейших вопросов революции в феврале-июне 1917 г.
  2. Каковы причины и последствия выступления Корнилова.
  3. Определите позицию большевиков в решении основных вопросов революции. Как и под   влиянием каких событий менялась тактика большевиков.

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

Учебник» История России XX-начало XXI века»( А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт М.Просвещение.,2010г.

Документы:

«История Отечества в документах» 1917-1993 г. Ч1. М.1994 г.
«Хрестоматия по истории России» 1917-1940 г. М. 1995 г.

Оформление доски.

Тема семинара: Альтернативы развития России в феврале-марте 1917 г.

Таблица 1

Вопросы

Временное правительство

Большевики

о власти

о земле

о мире 

Таблица 2

Тактика большевиков

Апрель-август

Август-октябрь

Шпаргалка

C:\Users\User\Desktop\Урок-семинар по истории России XX в_ (9-й класс_)_files\img1.gif

Организационный  этап

Цель этапа

Проверить  готовность класса к проведению урока. Организовать внимание учащихся, воспитать привычку к быстрому переходу от психологического состояния во время перемены к рабочему состоянию сознания, возникающему в начале урока.

Этап изучения нового материала.

Цель этапа

1.Продолжить работу по развитию диалогической речи учащихся и формированием самостоятельности в работе с первоисточниками.

2.Рассмотреть альтернативы развития России в феврале – октябре 1917 года и выяснить причины прихода большевиков к власти.

3. Установить причинно-следственные связи, которые будут способствовать формированию исторического мышления учащихся.

Организация учебного процесса

1.Семинарское занятие начинается со вступительного слова учителя.: о трех возможных вариантах развития России. Задание: в ходе выступлений учащихся класса выбрать материал и занести его в таблицу.

2.Рассмотрение первого вопроса

Ответы девятиклассников

Задание: после рассмотрения первого вопроса занести необходимый материал в таблицу №1.

3.Обсуждение второго вопроса

1.Выступление ученика с краткой биографической справкой о Л.Г.Корнилове

2.Ответы учеников:

3.Задание: выделить причины и последствия данного выступления.

 В качестве причин учащиеся отмечают попытку Временного правительства после кризиса июля 1917 г. опереться на армию и укрепить свою власть, а также стремление такими радикальными мерами навести порядок в стране. Учащиеся отмечают, что одним из последствий неудачного выступления Корнилова явилось укрепление авторитета партии большевиков и еще большее падение доверия к Временному правительству.

4.Обсуждение третьего вопроса

1.Выступление учащихся: позиция большевиков в марте – феврале 1917 г. В противовес Временному правительству большевики дали конкретный ответ в решении вопроса о земле, о войне, о власти( «Апрельские тезисы»)

5.Этап систематизации знаний

Цель этапа

1.Обобщение материала, изученного на уроке.

2.Продолжение работы над формированием навыков учащихся: систематизации исторического материала, проблемного обучения.

3.Проверка заполнения таблицы

Таблица 1

Вопросы

Временное правительство

Большевики

о власти

Откладывали решение вопроса до созыва Учредительного собрания 

Никакой поддержки Временного правительства и захват власти

о земле

Откладывали решение вопроса

Национализация земли

о мире 

Продолжение войны

Немедленный мир

Таблица 2

Тактика большевиков

Апрель-август

Август-октябрь

Мирное течение революции

Курс на вооруженное восстание

4.Ответ на   проблемный  вопрос:  «Какой из вариантов развития России был выбран в 1917 г.?»

Ответ ученика: «Леворадикальный, связанный с приходом к власти большевиков и установлением диктатуры пролетариата.»

5.Вопрос: «Почему в России был выбран леворадикальный вариант?»

Ответ ученика: «История дала шанс русской буржуазии взять власть в свои руки, но в силу своей нерешительности буржуазия не смогла эту власть удержать. Большевики же, наоборот, заняли очень активную позицию, они дали конкретный ответ на вопросы о власти, земле,  войне, и эта решительность привела к росту влияния большевиков в обществе и способствовала их приходу к власти.

6.Подведение итогов урока

7.Домашнее задание: Прочитать и пересказать учебник А.А.Данилов стр. 96-106 и подготовиться к ответам на вопросы №2,4 стр.107.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал семинара по теме "Приемы развития критического мышления"

Данная презентация поможет в проведении семинара, занятия школы молодого учителя по теме "Школьные технологии.Приемы и методы развития критического мышления". Материал презентации разработан на основе...

Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века"

Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века" Тип урока: Изучение нового материала с постановкой проблемно-познавательного задания...

Презентация "Феодальная радробленность. Альтернативы развития русских земель в XII-XIII вв."

Данная презентация может быть использована учителями и преподавателями истории при изучении темы "Политическая разробленность русских земель" на уроке, а также при подготовке к ЕГЭ....

Сценарий городской Викторины «Знатоки истории. Февраль-октябрь 1917 года», посвященной 100-летию февральской и октябрьской революций

Викторина посвящённая 100-летию февральской и октябрьской революций, проводилась на гороском уравен, с приглашением команд старшеклассников из других школ города. подходит для проведения в параллели 9...

Проблемно-дискуссионная игра: на примере урока по теме «Альтернативы развития страны после Февраля 1917 года».

Содержит материалы для организации урока по данной теме в форме проблемно-дискуссионоой игры....

Конспект урока по теме: «Россия в годы правления Александра I: альтернативы развития».

В матриале представлена возможность проведения обобщающего урока с использованием сетевых ресурсов Интернет. Технологии: проблемное обучение в сочетании с проектными методами....