Дорога жизни
занимательные факты по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
III РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ
« ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА:
СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, ФАКТЫ, ОЦЕНКИ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 60 Ленинского района г. Саратов
Научная работа
Дорога жизни…
Автор Иванова Лиза,
Учащаяся 8 Б класса МОУ СОШ № 60
Научный руководитель
Грибенщикова Светлана Владимировна,
Учитель истории МОУ СОШ № 60
Саратов, 2014 год
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Ленинград в блокаде… 4
Глава 2. Дорога жизни… 6
Заключение 8
Список использованной литературы 9
2
Введение
Любая война, как и любой из военных конфликтов- это всегда огромное бедствие для народа. Великая Отечественная война является составной частью Второй мировой войны. В этой войне советский народ проявил свое мужество и поистине всеобщий героизм.
Вторая мировая война завершилась полным поражением и капитуляцией тех, кто ее развязал. Победа в войне имела всемирно- историческое значение. Были разгромлены огромные военные силы стран- агрессоров.
Военное поражение Германии, Италии, Японии, других держав гитлеровской оси означало крушение жестоких диктаторских режимов.
Победа над Германией и Японией усилила симпатии к СССР во всем мире, неизмеримо подняла авторитет нашей страны. Советская армия завершила войну самой мощной армией мира, а Советский Союз стал одной из двух сверхдержав.
Главным источником победы СССР в войне стали беспримерные мужество и героизм советских людей на фронте и в тылу.
Война показала, что в борьбе с общим врагом и общей угрозой могут объединиться самые различные страны и народы, а опыт их взаимодействия в годы войны является уникальным и актуальным в сегодняшней ситуации борьбы с международным терроризмом.
Одной из страшных страниц из истории Великой Отечественной войны является судьба людей в блокадном Ленинграде. Опираясь на дополнительные источники и литературу, я хотела в своей работе осветить именно этот вопрос.
3
Глава 1. Ленинград в блокаде…
Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был занят Псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров. 21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда.[1]
Блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.
В сентябре 1941 года в окружённом городе оказалось 2 млн 887 тыс. жителей. В ходе эвакуации 1941—1943 годов из Ленинграда вывезено до 1 млн человек. Во время блокады Ленинграда в городе и его окрестностях было уничтожено 3 200 жилых зданий, 9 000 деревянных домов (сгорело), 840 фабрик и заводов. По приблизительным подсчётам, погибло от голода и обстрелов от 800 тыс. до 1,5 млн человек.[2]
4
Тяжело пришлось людям в сложившихся условиях. Уже 10 и 11 сентября был проведен переучет всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней. Почти отсутствовали картофель и овощи. Чтобы растянуть ничтожные запасы муки, по решению Ленгорисполкома к ней подмешивалось 12 процентов солодовой, соевой и овсяной муки, 2,5 процента размолотых жмыхов и 1,5 процента отрубей.[3]
С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Закрылись столовые и рестораны. Весь скот, имевшийся в колхозах и госхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке. Администрацию лечебных заведений обязали вырезать из карточек граждан, находящихся на лечении, талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах. Занятия в школах были отменены до особого распоряжения.
Как только стало понятно, что город оказался в блокаде, настроение его жителей стало меняться в худшую сторону. Чтобы быть в курсе того, о чем думает население, военная цензура вскрывала все письма- некоторые, в которых горожане высказывали крамольные мысли, изымались. В августе 1941 года цензура изъяла 1,5 процента писем. В декабре- уже 20 процентов.[4]
Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация- по Ладожскому озеру.
5
Глава 2. Дорога жизни…
В истории обороны Ленинграда и деятельности ленинградских ученых есть героический эпизод, связанный с « Дорогой жизни».
По льду замерзшего Ладожского озера была проложена автотрасса, связавшая окруженный врагом город с Большой землей. От нее зависела жизнь осажденного Ленинграда: она давала возможность эвакуировать из города больных и раненых, завести продовольствие и оружие.
Вскоре выяснилось обстоятельство, на первый взгляд, совершенно необъяснимое: когда грузовики шли в Ленинград, максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути с больными и голодными людьми, то есть со значительно меньшим грузом, машины часто проваливались под лед. Городской комитет партии поставил перед учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности.
Павел Павлович Кобеко, научный сотрудник ленинградского Физико- технического института, попросил поручить ему изучение этого вопроса. Ученый задался целью разработать методику регистрации колебаний льда в разных условиях, а потом с ее помощью прямо на месте выяснить причину аварий. Главное, надо было создать аппаратуру, которая могла бы регистрировать, что происходит со льдом в разную погоду под влиянием различных статистических и динамических нагрузок, причем регистрировать быстро, непрерывно и автоматически: ведь не станут же немцы сложа руки наблюдать, как русские « ковыряются» возле установок.[5]
Павел Павлович быстро создал проект такой аппаратуры. Он буквально «заболел» проблемой. Мобилизовал всех сотрудников Физтеха,
6
кто еще был в состоянии что-то делать. Но возник всегдашний для ленинградцев той поры вопрос: где взять материалы для изготовления прибора? Чтобы сделать станину установки, выкопали из под снега подставку для ограды газонов. Четыре голодных физтеховца едва приволокли ее в институт. Аппаратуру мастерили из деталей старых телеграфных аппаратов; спустя немного времени первая партия приборов, названных « прогибографами», была сделана. Они были установлены вдоль дороги по кромке льда.
Исследования проходили в темноте, под обстрелом, на ветру в тридцатиградусную стужу; их вела группа сотрудников Физтеха: П.П. Кобеко, Ф.И. Марей, Н.М. Рейнов, Н.С. Иванова, Н.И. Шишкин и другие.
Они изучали пластическую деформацию и вязкость льда, его проломы и грузоподъемность, изменение амплитуды ветровых колебаний, динамические деформации под влиянием нагрузок.
Исследования помогли установить ряд закономерностей. Степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта- это был главный вывод. Критической оказалась скорость, близкая к 35 км.час. Большое значение имела интерференция волн сотрясения, возникающая при встрече двух машин или при обгоне: сложение амплитуд колебаний вызывало разрушение льда. Особенно опасной становилась ситуация, когда транспорт шел со скоростью близкой к скорости распространения ледовой волны; в этом случае даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс.
7
Заключение
Великая Отечественная война является составной частью Второй мировой войны. Эта война, действительно, Отечественная, так как весь наш народ встал на защиту своей Родины. Работали в тылу все- от мала до велика, в то время как солдаты воевали на полях сражений.
Большой вклад внесли наши ученые. На основе полученных исследований они выработали правила безопасности по ладожской трассе; составили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с разными грузами. Эти таблицы и правила были размножены и использовались неукоснительно на всем фронте. Ледовые аварии прекратились.
В народном сознании долгожданный День Победы стал самым светлым и радостным праздником, означавшим конец самой кровопролитной и разрушительных из войн. Этот великий праздник, « праздник со слезами на глазах» , и сегодня остается главным для граждан России.
Подвиг победителей никогда не будет забыт.
8
Список использованной литературы
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Военно-исторические очерки. В 4 кн.- М., 1995.
Преподавание истории в школе. №4. 2004.
Рейнов Н.М. Воспоминания о Павле Павловиче Кобеко. Химия и жизнь. 1974. № 9.
Соколов. А.К. Курс советской истории. 1941-1991. М.,1999.
Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945 гг.- М., 1996.
9
[1] Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Военно-исторические очерки. В 4 кн.- М., 1995.
[2] Хрестоматия по отечественной истории. 1914-1945 гг.- М., 1996.
[3] Преподавание истории в школе. №4. 2004.
[4] Соколов. А.К. Курс советской истории. 1941-1991. М.,1999.
[5] Рейнов Н.М. Воспоминания о Павле Павловиче Кобеко. Химия и жизнь. 1974. № 9. С. 58-67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация . "Ладога - дорога жизни"
Презентация рассказывает о значении Ладожского озера в годы Великой Отечественной войны. Данный материал можно использовать на уроках географии 9 класса при изучении Северо - Западного района России, ...
Программа "Дети-Дорога-Жизнь"
Программа профилактики детского дорожно- транспортного травматизма...
Дорога жизни
Этот классный час посвящен знаменательной дате - 65-летию снятия блокады Ленинграда. Создавая эту работу, высоких целей не ставили,но очень хотели, чтобы ребята прониклись уважением к тем, кто пережил...
Дорога жизни
Этот классный час посвящен знаменательной дате - 65-летию снятия блокады Ленинграда. Создавая эту работу, высоких целей не ставили,но очень хотели, чтобы ребята прониклись уважением к тем, кто пережил...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дороге жизни" (5-6 кл.)
Мероприятие направлено на учащихся 5-6 классов. Цель его проведения - выработка навыков здорового образа жизни....
Экскурсия рамках патриотического воспитания учащихся "Дорога жизни"
Содержание и маршрут экскурсии, разработанные Варару А.Д., направлены на воспитание патриотизма учениками....
Презентация "Дорога жизни"
Данная презентация использовалась на общешкольном мероприятии, посвященном Блокаде Ленинграда...