Терпение – посох подвига.
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
«Всё для фронта – всё для Победы!».
Шестьюдесятью пятью россыпями пролетают над нами победные года. А память народа, пережившего страшное военное лихолетье, продолжает волновать души современных людей, не дает забыть события тех далеких военных лет. Победа досталась нам ценой бесчисленных жертв и разрушений, страданий и лишений. Борьба с фашизмом была напряженной и тяжелой. Для победы на фронте нашим воинам в этой, затянувшейся почти на четыре года, войне огромный вклад был оказан тружениками тыла. Они самоотверженно работали на заводах, производя для фронта военную технику и боеприпасы, на полях и фермах, снабжая армию продовольствием. Работали все: старики, женщины, дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyo_dlya_fronta.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Всё для фронта – всё для Победы!».
Шестьюдесятью пятью россыпями пролетают над нами победные года. А память народа, пережившего страшное военное лихолетье, продолжает волновать души современных людей, не дает забыть события тех далеких военных лет. Победа досталась нам ценой бесчисленных жертв и разрушений, страданий и лишений. Борьба с фашизмом была напряженной и тяжелой. Для победы на фронте нашим воинам в этой, затянувшейся почти на четыре года, войне огромный вклад был оказан тружениками тыла. Они самоотверженно работали на заводах, производя для фронта военную технику и боеприпасы, на полях и фермах, снабжая армию продовольствием. Работали все: старики, женщины, дети.
В ту горькую годину не обошли стороной семьи моих мамы и папы горе и беда. Мои прадедушки воевали, приближая великий день Победы, а прабабушки жили и работали, не покладая рук, в тылу, помогая фронту. Судьба и жизнь каждого из них неповторимы, но и похожи, объединены одним коротким и страшным словом, вместившем в себя судьбу целого поколения – война.
Мне повезло пожить рядом с удивительным человеком, свидетельницей тех далеких военных лет, моей прабабушкой Поповой Клавдией Никифоровной. Часто просила её рассказать мне о своей жизни. Росла она без отца, поэтому рано познала тяжкий труд. Очень любила учиться, мечтала стать учителем. Её мечта сбылась еще в довоенном 1934 году. Вся трудовая жизнь прабабушки была связана с одной сельской школой. Сеяла «разумное, доброе, вечное» в своей родной школе. Верила, что так будет всегда. Повстречала хорошего парня, Моргунова Семёна Максимовича, вышла за него замуж, появились дети. Казалось, что вот оно: тихое спокойное счастье.
Но «над миром загрохотала Отечественная война…». Прадедушка ушёл на фронт. А моя прабабушка, как и все женщины, стала терпеливо ждать весточки с фронта, надеяться на то, что «черное крыло» войны не коснется ее семьи. Наши села в ту пору – это подлинный трудовой фронт, на который были отмобилизованы все от мала до велика. Тыловой труд, изматывающий, бесконечный, требовал порой не меньше мужества и упорства, не меньшего величия души, чем в окопах лицом к лицу с противником. Недаром тыл называли вторым фронтом. Моей прабабушке, сельской учительнице, приходилось трудно и тяжело переживать горечь утраты погибших на войне отцов и братьев её учеников. Она учила добру и справедливости, любви к Родине. Она старалась показывать своим питомцам достойный пример. Выполняя свою непосредственную работу, Клавдия Никифоровна вместе с другими женщинами и детьми активно участвовала в сельскохозяйственных работах. Работали в поле и на току, косили хлеб, возили зерно на коровах и быках на элеватор в районный центр. А на работу во время сева и уборки урожая приходилось ходить пешком за пять – девять километров от села. Уходили рано утром, а возвращались поздним вечером. Работала и на очистке животноводческих помещений от навоза. Для отопления школы в зимний период необходимо было заготавливать дрова. Дома ждали голодные маленькие дети, её старенькие мама и свекровь. И для них у бабушки Клавы находились добрые приветливые слова. Нужно было приласкать, обогреть и накормить их. «Чтобы выжить, - рассказывает она, - собирали колоски в поле, ели картошку пополам с травой. Но всегда верили в победу даже тогда, когда вере этой, казалось, нечем было дышать». И где только брала моя бабушка силу воли, терпение пережить страшное лихолетье. Прабабушка вспоминала, как было трудно и тяжело не по-женски. Не все работы были по плечу женщинам, они плакали, но продолжали работать. Ведь работали за себя и за тех, кто был в окопах. Тоска сжимала сердце, но на фронт мужу писала, что у них дома все хорошо. Гибли в боях односельчане, в село приходили «похоронки». Надо было помогать семьям погибших фронтовиков. Стремясь поднять боевой дух сельчан, участвовала с ребятами в художественной самодеятельности, которая нужна была в то время не меньше, чем хлеб. В зимнюю пору вязали теплые вещи солдатам на фронт. Клавдия Никифоровна всегда загадывала: «Кто знает, может мои варежки или носки согреют моего Семёна». В энциклопедии «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.» рассказывается о том, как в годы войны школьники и учителя зарабатывали средства на военную технику для фронта. Моя прабабушка тоже вместе со своими учениками помогала построить для фронта танк, названный потом «Духовницкий школьник» и самолет «Духовницкий пионер». Клавдия Никифоровна вспоминала: «Так велико было желание победить, что для этого ничего не жалели, лишь бы день Победы приблизить быстрее». Когда она смотрит фильмы о войне, то часто плачет. И когда я допытывалась о причинах её слез, то она мне отвечала: «Я вспоминаю свою войну». И вижу я перед собой добрую светлой душой и сердцем русскую женщину:
У русских женщин
Есть такие лица:
К ним надо приглядеться не спеша,
Чтоб в их чертах
Могла открыться
Красивая и добрая душа.
Прабабушка Клавдия Никифоровна за свой самоотверженный труд в годы военного лихолетья была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Бабушка прожила трудную и яркую, богатую на разные события жизнь. Вместе со своим мужем, которого она дождалась с фронта, вырастили семерых детей, дали им образование, вывели в люди. Будучи человеком творческим, влюбленным в свою профессию, была Клавдия Никифоровна отмечена за свой многолетний труд многочисленными Почетными грамотами, медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник народного Просвещения». А еще у нее есть особая награда – орден «Материнская слава». Её имя занесено в списки Книги Памяти Саратовской области «Они ковали Победу в тылу. 1941 – 1945 гг.». Я горжусь своей прабабушкой, восхищаюсь ею как женщиной, так и великой труженицей.
Использованные материалы.
- Энциклопедия «Великая - М., «Советская
Отечественная война.1941 – 1945 гг.» энциклопедия», 1986
2. А.П.Куртасов Здесь наши корни.
- Саратов, Региональное
Приволжское издательство
«Детская книга», 1998
- Воспоминания Моргуновой (Поповой)
Клавдии Никифоровны.
- Книга Памяти «Они ковали Победу - Саратов, СРОО «Фонд
В тылу. 1941 – 1945 гг.» книги Памяти», 2009
Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ
«Я помню! Я горжусь!»
(Номинация «Все для фронта, все для Победы!)
Терпение – посох подвига.
Творческая работа
ученицы 8 класса
МОУ «СОШ с. Горяйновка
Духовницкого района
Саратовской области»
Спицыной Алены Алексеевны
Руководитель: Попова Лидия Александровна,
учитель истории и обществознания
с. Горяйновка
2010 г.
Ответы
на вопросы викторины, проводимой в рамках Всероссийского литературно-художественного конкурса творческих работ «Я помню! Я горжусь!»
(возрастная группа 11 – 14 лет)
1. Война, навязанная Советскому Союзу фашистской Германией, вошла в
историю как Великая Отечественная война. Советские люди в то время
защищали своё Отечество. В истории нашей Родины была также ещё одна
Отечественная война в 1812 году, когда народы нашей страны грудью
встали на защиту своего Отечества от французских захватчиков.
2. А) приграничные сражения – 22 июня – 10 сентября 1941 г.
Б) оборона Москвы - 30 сентября – 5 декабря 1941 г.
В) Смоленское сражение - 10 июля – 10 сентября 1941 г.
Г) контрнаступление под Москвой – 5 декабря 1941г. – начало 1942 г.
3. А) П.М.Гаврилов – защищал Брестскую крепость
Б) И.А.Флеров – руководил первой батареей «катюш», попав в окружение
и израсходовав весь боезапас, отдал приказ об
уничтожении боевых установок.
В) В.Г.Клочков – во главе группы бойцов у разъезда Дубосеково на
Волоколамском направлении отразил многочисленные
атаки вражеских танков.
А-2, Б- 3, В- 1.
4. блокада Ленинграда продолжалась 900 дней и ночей, начиная с 8 сентября
1941 года и по 27 января 1944 года.
«Дорога жизни» - это единственная военно – стратегическая транспортная
магистраль, проходившая через Ладожское озеро и связывавшая в сентябре
1941 года – марте 1943 г. осажденный немецко-фашистскими войсками
Ленинград со страной. В навигационный период перевозки грузов
осуществляли на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-
Западного речного пароходства, а в зимний период – на автотранспорте. По
«Дороге жизни» проводили эвакуацию населения и промышленного
оборудования из Ленинграда, доставляли в город продовольствие, топливо,
вооружение, боеприпасы.
5. Первый салют в Москве был дан 5 августа 1943 года в связи с
освобождением городов Орла и Белгорода (12 залпов из 124 орудий).
6. Берлинская битва – 1945 год
Курская битва - 1943 год
Сталинградская битва – 1942 – 1943 гг.
7. 29 июля 1942 года были учреждены военные ордена А.В.Суворова 1-й, 2-й,
3-й степени, М.И.Кутузова 1-й, 2-й степени. 8 февраля 1943 года – орден
М.И. Кутузова 3-й степени. Данными орденами награждались командиры
Советской Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве
боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операции успехи в
боях за Родину.
А для награждения офицеров, солдат, матросов, руководителей
партизанских отрядов и партизан, особо отличившихся в боях за
освобождение советской земли от немецко-фашистских захватчиков 10
октября 1943 года был учрежден орден Богдана Хмельницкого 1-й, 2-й и 3-й
степени.
Для награждения офицеров ВМФ за выдающиеся успехи в разработке,
проведении и обеспечении морских активных операций, в результате чего в
боях за Родину была достигнута победа над численно превосходящим
врагом, и за другие особые боевые заслуги 3 марта 1944 года учреждены
ордена Ф.Ф.Ушакова и Нахимова 1-й и 2-й степени.
8. Партизанское движение в Великой Отечественной войне являлось
составной частью вооруженной борьбы советского народа против
фашистских захватчиков на временно оккупированной территории СССР,
было важным фактором в достижении победы над фашистской Германией
и её союзниками. Начальником Центрального штаба партизанского
движения был П.К.Пономаренко.
Среди партизан широко отличились Зоя Космодемьянская, разведчик
Н.И.Кузнецов, Лиза Чайкина, И.С.Солнцев, С.А.Ковпак, П.П.Вершигора,
А. Чекалин и многие другие. Партизаны провели две крупные операции –
«Рельсовая война» и «Концерт», совершили немало партизанских рейдов,
нанося значительный ущерб немецкой армии.
9. В годы Великой Отечественной войны трижды были удостоены звания
Героя Советского Союза летчики И. Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин.
10. В книге Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке» отражен подвиг
советского летчика Алексея Петровича Маресьева.
11. Зоя Космодемьянская партизанка, первая женщина – Герой
Советского Союза в Великой Отечественной войне, Добровольцем ушла в
партизанский отряд. В ноябре 1941 года при выполнении задания была
схвачена фашистами в деревне Петрищево Верейского района
Московской области. Несмотря на пытки, отказалась дать сведения о
партизанском отряде. 29 ноября 1941 года была публично повешена.
12. В Тегеранской (1943 г.) и Крымской (Ялтинской) (1945 г.) конференциях
принимали участие главы правительств СССР – И.В.Сталин,
Великобритании – У. Черчилль, США – Ф.Д.Рузвельт.
13. Первые суворовские и нахимовские училища в СССР были созданы в
соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21
августа 1943 года, в котором предусматривались меры по устройству,
обучению и воспитанию детей воинов Советской Армии и ВМФ,
партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников,
погибших в годы войны.
14. Орденом «Победы» были награждены советские полководцы:
Г.К.Жуков – дважды, А.М.Василевский (дважды), И.В.Сталин (дважды),
К.К.Рокоссовский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, Ф.И.Толбухин,
Л.А.Говоров, С.К.Тимошенко, А.И.Антонов, К.А.Мерецков.
15. Города – герои:
Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — с 1 мая 1945
Сталинград (ныне Волгоград) — с 1 мая 1945
Севастополь — с 1 мая 1945
Одесса — с 1 мая 1945
Киев — с 8 мая 1965
Москва — с 8 мая 1965
Брестская крепость (Крепость-Герой) — с 8 мая 1965
Новороссийск — с 14 сентября 1973
Керчь — с 14 сентября 1973
Минск— с 26 июня 1974
Тула — с 7 декабря 1976
Мурманск — с 6 мая 1985
Смоленск — с 6 мая 1985
С распадом СССР в России находятся 7 городов – героев – это Москва, Ленинград, Смоленск, Новороссийск, Мурманск, Сталинград, Тула;
на территории Украины – Киев, Керчь, Одесса, Севастополь;
на территории Белоруссии – Минск, Брестская крепость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сцценарий Новогоднего праздника "Волшебный посох"
праздник проводился учениками 8 класса для учащихся начальной школы...
Сценарий театрализованного представления «Посох Деда Мороза»
Представление для новогоднего праздника....
"Жизнь - бесконечное познанье, возьми свой посох и иди..." (сквозной мотив дороги в русской литературе 18 - 20 веков)
Данный урок разработан в качестве обобщающего занятия по курсу изучения русской литературы в 11 классе....
Новогоднее представление для начальной школы "Волшебный посох Деда Мороза"
Сценарий новогоднего представления возле ёлки "Волшебный посох Деда Мороза" ...
«Главный подвиг – в терпенье, в любви и в мольбе…»: урок-праздник для девушек 10-11 классов
Познакомить учащихся с православным праздником День святых жен-мироносиц, помочь учащимся увидеть роль Женщины в жизни каждого человека.Формировать познавательный интерес учащихся к культурному наслед...
"Посох учителя"
Эссе учителя русского языка и литературы "Посох учителя"...
«Новогодняя сказка или похищение волшебного посоха»
Цель: создать радостное настроение, раскрепостить детей, обогатить новыми впечатлениями;Задачи:· закрепить ранее полученные и обрести новые знания.&mid...