Рабочие программы по истории и обществознанию.
рабочая программа по истории на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_istoriya.doc | 158.5 КБ |
6_klass_istoriya.doc | 180 КБ |
6_klass_obshchestvo.doc | 95.5 КБ |
7_klass_obshchestvo.doc | 110 КБ |
7_klassistoriya.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2011г. При изучении курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).
В цель курса входит освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладеть историческими знаниями и применять их разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Рабочая программа опирается на принципы личностного и деятельностного подходов, которые реализуются через активные методы обучения: творческие задания, учебные дискуссии, работа в малых группах, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, предполагает использование современных образовательных технологий: элементы проблемного обучения, современные информационные технологии. Контроль знаний и умений осуществляется через различные формы текущего контроля (понятийный диктант, взаимопроверка, решение логических задач, работа с контурной картой, викторина, составление схемы, составление рассказа), уроки обобщения и систематизации знаний, тестирование.
Реализация программы осуществляется через использование учебника: А.А. Вигасин, Г.И. Годер. «История Древнего мира». 5 класс. - М.: Просвещение, 2010
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) и 2 часа отводится на повторение из резерва.
Содержание тем учебного курса
История Древнего мира. 5 класс.
№ | Наименование разделов, темы | Количе-ство часов |
Введение. | 1 | |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. | 6 | |
1. | Первобытные собиратели и охотники | 3 |
2. | Первобытные земледельцы и скотоводы | 2 |
Повторение | 1 | |
3 | Счёт лет в истории | 1 |
Раздел II. Древний Восток | 18 | |
1. | Древний Египет | 7 |
Повторение | 1 | |
2 | Западная Азия в древности | 7 |
3 | Индия и Китай в древности | 4 |
4 | Повторение | 1 |
Раздел III. Древняя Греция | 20 | |
1. | Древнейшая Греция | 5 |
2. | Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 |
3. | Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии | 5 |
Повторение | 1 | |
4. | Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 3 |
5. | Повторение | 1 |
Раздел IV. Древний Рим | 17 | |
1. | Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 |
2. | Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 |
3. | Гражданские войны в Риме | 4 |
4. | Римская империя в первые века нашей эры | 5 |
5. | Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 2 |
Повторение | 1 | |
6 | Итоговое повторение | 2 |
ИТОГО | 70 |
Календарно-тематическое планирование
курса «История Древнего мира. 5 класс».
№ уро-ка | Класс | Дата | Тема раздела, урока | Объект и форма контроля | Перечень учебно-методического обеспечения (применение ИКТ, учебно-дидактического, раздаточного материала | Примечания (использование ИКТ, раздаточного материала) | |
5 а | 5б | 5в | |||||
1 | Введение. Что изучает история? | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
2 | Первобытные собиратели и охотники. Древнейшие люди. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
3 | Родовые общины собирателей и охотников. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
4 | Возникновение искусства и религии. | Фронтальный и индивидуальный опрос | DVD диск «Искусство Древнего мира»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012. | ||||
5 | Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
6 | Появление неравенства и знати. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
7 | Самостоятельная работа по теме «Жизнь первобытных людей». | Игровая | Презентация «Исторический поединок». | ||||
8 | Счёт лет в истории. Измерение времени по годам. | Решение задач на счёт исторического времени | |||||
9 | Древний Египет. Государство на берегах Нила. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта № 37 | ||||
11 | Жизнь египетского вельможи. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта № 69 | ||||
12 | Военные походы фараонов. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
13 | Религия древних египтян. | Фронтальный и индивидуальный опрос | DVD диск «Древний Египет»: ООО Видео-студия «КВАРТ», М.- 2012. | ||||
14 | Искусство древних египтян. | Доклад | |||||
15 | Письменность и знания древних египтян. | Доклад | |||||
16 | Самостоятельная работа по теме «Древний Египет». | Разгадывание кроссворда | |||||
17 | Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. | Фронтальный и индивидуальный опрос | DVD диск «Шумер и Аккад. Ассирия и Вавилон»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012. | ||||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | Работа с документом | |||||
19 | Финикийские мореплаватели. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
20 | Библейские сказания. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
21 | Древнееврейское царство. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
22 | Ассирийская держава. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
23 | Персидская держава «царя царей». | Фронтальный и индивидуальный опрос | DVD диск «Шумер и Аккад. Ассирия и Вавилон»: ООО Видео-студия «КВАРТ», М.- 2012. | ||||
24 | Самостоятельная работа по теме «Западная Азия в древности». | Письменная работа | |||||
25 | Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
26 | Индийские касты | Фронтальный и индивидуальный опрос | DVD диск «Художест-венная культура древней Индии»: ООО Видео-студия «КВАРТ», М.- 2012 | ||||
27 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
28 | Первый властелин единого Китая. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
29 | Самостоятельная работа по теме «Индия и Китай в древности ». | Письменная работа | |||||
30 | Древнейшая Греция. Греки и критяне. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
31 | Микены и Троя. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
32 | Поэма Гомера «Илиада». | Текущий контроль | |||||
33 | Поэма Гомера «Одиссея». | Текущий контроль | |||||
34 | Религия древних греков. | Составление опорной схемы | DVD диск «Древняя Греция»: ООО Видео-студия «КВАРТ», М.- 2012. | ||||
35 | Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
36 | Зарождение демократии в Афинах. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта № 70 | ||||
37 | Древняя Спарта. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
38 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
39 | Олимпийские игры в древности. | Доклад | |||||
40 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | Групповая работа | Карта 73 | ||||
41 | Нашествие персидских войск на Элладу. | Групповая работа | Карта 73 | ||||
42 | Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. В гаванях афинского порта Пирей. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
43 | В городе богини Афины. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
44 | В афинских школах и гимнасиях. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
45 | В театре Диониса. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
46 | Афинская демократия при Перикле. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
47 | Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта №25 | ||||
48 | Поход Александра Македонского на Восток . | Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта №25 | ||||
49 | В Александрии Египетской. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
50 | Самостоятельная работа по теме « Древняя Греция». | Тест | |||||
51 | Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древнейший Рим. | Фронтальный и индивидуальный опрос | DVD диск «Древний Рим»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012. | ||||
52 | Завоевание Римом Италии. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
53 | Устройство Римской республики. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта № 71 | ||||
54 | Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
55 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
56 | Рабство в Древнем Риме. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта № 72 | ||||
57 | Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. | Работа с документом | |||||
58 | Восстание Спартака. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
59 | Единовластие Цезаря. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
60 | Установление империи. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
61 | Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
62 | Рим при императоре Нероне. | Фронтальный и индивидуальный опрос | DVD диск «Древний Рим»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012. | ||||
63 | Первые христиане и их учение. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
64 | Расцвет Римской империи во II в. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
65 | «Вечный город» и его жители. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
66 | Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
67 | Взятие Рима варварами. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
68 | Самостоятельная работа по теме «Древний Рим». | Терминологический диктант, решение кроссворда | |||||
69 | Итоговое занятие. Подготовка к контрольной работе | ||||||
70 | Контрольная работа по теме «Древний мир». | Тест |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс «Древний мир».
В результате изучения истории ученик 5 класса должен знать/понимать:
события истории Древнего мира;
выдающихся деятелей этого периода;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения своего отношения к наиболее значительным событиям и личностям Древнего мира, достижениям культуры;
для выполнения творческих работ, сообщений, докладов;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
1. История древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2008.
2. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина- А.О. Сорока- Цюпы. 5-9 кл.- М.: Просвещение, 2011.
4. Всемирная история. Весь школьный курс в таблицах. / сост. М.Ю. Дуда.- Минск: Современ. школа: Кузьма, 2011.
5. История Древнего мира. Электронное приложение к учебнику. 5 класс. Издательство «Просвещение», 2008 .
6.. Северина О.А. История Древнего мира .5 класс. Поурочные разработки в 2 ч. - .: Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.
7. Кочергина Л.Л. История Древнего мира. Поурочные планы 5 класс, Волгоград. 2009.
8. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000.
9. DVD диск «Древний Рим»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012.
10. DVD диск «Искусство Древнего мира»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012.
11. DVD диск «Древний Египет»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012.
12. DVD диск «Древняя Греция»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012.
13. DVD диск «Шумер и Аккад. Ассирия и Вавилон»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012.
14. DVD диск «Художественная культура древней Индии»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012.
15. Карты и наглядные пособия (схемы, таблицы): см. в приложении.
Перечень учебно-методического обеспечения для ученика:
1. История древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2008.
2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира 5 класс. Выпуск 1, 2. - М.: Просвещение, 2009.
3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998.
4. Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.
5. Атлас Древнего мира. Издательство «Роскартография», 2008.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта: «История Средних веков» (Е. В. Агибалова, Г.М.Донской) и «История России с древнейших времён до конца XVI века.» (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) и авторских программ под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, Н.И. Шевченко «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2011г.; А.А. Данилов,Л.Г, Косулина, А.Ю, Морозов «История России», издательство «Просвещение»,2011 г.
Курс истории в 6 классе предполагает изучение всеобщей истории (История средних веков) и истории России (истории с древнейших времен до конца XVI в.). В соответствии с рекомендациями Примерной программы по истории количество часов распределено следующим образом:
Всеобщая история - 34 часа.
История России - 36 часов.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
В цель курса входит усвоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения предмета «История Средних веков» и «История России с древнейших времён и до конца XVI века:
- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран и России;
- овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья и России с древнейших времён и до конца XVI века;
- овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V-XI веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;
- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов Европы, Азии, Африки и Америки, а также воспитание уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;
- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.
Программа курса охватывает период с конца V по XVI в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Рабочая программа опирается на принципы личностного и деятельностного подходов, которые реализуются через активные методы обучения: творческие задания, лекции, учебные дискуссии, работа в малых группах, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций. Контроль знаний и умений осуществляется через различные формы текущего контроля, уроки обобщения и систематизации знаний, тестирование.
Реализация программы осуществляется через использование учебников:
Е. В. Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс. - М.: Просвещение, 2010
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.- М.: Просвещение,
2011.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) и 2 часа отводится на итоговое повторение из резерва.
Содержание тем учебного курса
История. 6 класс.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количе-ство часов |
История средних веков | 34 | |
Введение | 1 | |
Раздел I. Раннее средневековье | 10 | |
1 | Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) | 5 |
2 | Византия империя и славяне VI-XI вв. | 3 |
3 | Арабы в VI-XI вв. | 2 |
Раздел II. Расцвет Средневековья | 12 | |
1 | Феодалы и крестьяне | 2 |
2 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 |
3 | Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. | 2 |
4 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) | 6 |
Раздел III. «Осень» Средневековья | 7 | |
1 | Германия и Италия в XII-XV вв. | 2 |
2 | Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. | 2 |
3 | Культура Западной Европы в XI-XIII вв. | 3 |
Раздел IV. Вдали от Европы | 3 | |
1 | Народы Азии, Америки и Африки в средние века. | 3 |
Итоговое повторение | 1 | |
История России c древнейших времен до конца XVI в. | 36 | |
Введение. | 1 | |
1 | Раздел I. Древняя Русь в VIII- первой половине XII в. | 10 |
2 | Раздел II. Русь удельная в XII-XII вв. | 9 |
3 | Раздел III. Московская Русь XIV-XVI вв. | 15 |
Итоговое повторение | 1 | |
ИТОГО : | 70 |
Календарно-тематическое планирование
курса «История. 6 класс».
№ уро-ка | класс | Дата | Тема раздела, урока | Объект и форма контроля | Перечень учебно-методического обеспечения (применение ИКТ, учебно-дидактического, раздаточного материала | Примечания (использование ИКТ, раздаточного ма-териала) | |
6а | 6б | 6в | |||||
История средних веков. | |||||||
1 | Введение. Живое Средневековье. | Фронтальный опрос | |||||
2 | Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) Древние германцы и Римская империя. | Текущий контроль. Фронтальный опрос | |||||
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. | Фронтальный опрос | Карта № 55 | ||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | Текущий контроль | |||||
5 | Западная Европа в IX-XI вв. | Текущий контроль. | DVD диск «История Средних веков»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012. | ||||
6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье. | Творческое задание. | |||||
7 | Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Карта № 29 | ||||
8 | Культура Византии. | Творческое задание. | |||||
9 | Образование славянских государств. | Фронтальный опрос. Тест | Карта № 29 | ||||
10 | Арабы VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | |||||
11 | Культура стран халифата. | Просмотр фильма | DVD диск «История Средних веков»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012. | ||||
12 | Феодалы и крестьяне. В рыцарском замке. | Текущий контроль | |||||
13 | Средневековая деревня и её обитатели. | Текущий контроль | Карта № 24 | ||||
14 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. | Текущий контроль | |||||
15 | Горожане и их образ жизни. | Творческое задание. | |||||
16 | Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | Текущий контроль. Работа с документом. | |||||
17 | Крестовые походы. | Работа с картой. Фронтальный и индивидуальный опрос. | |||||
18 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) Как происходило объединение Франции. | Работа с картой. Фронтальный и индивидуальный опрос. | Карта № 26 | ||||
19 | Что англичане считают началом своих свобод. | Работа с документом | Карта № 26 | ||||
20 | Столетняя война. | Работа с картой. Фронтальный опрос. | Карта № 26 | ||||
21 | Крестьянские восстания в Англии и Франции. | Текущий контроль | |||||
22 | Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и во Франции. | Тест | |||||
23 | Реконкиста и образование централизованного государства на Пиренейском полуострове. | Работа с картой. Фронтальный и индивидуальный опрос. | Карта № 26 | ||||
24 | Германия и Италия в XII-XV вв. Усиление власти князей в Германии. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
25 | Расцвет итальянских городов. | Работа с картой. Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта № 26 | ||||
26 | Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. | Работа с картой. Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
27 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | Работа с картой. Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта № 26 | ||||
28 | Культура Западной Европы в XI-XIII вв. Образование, философия. Научные открытия и изобретения. | Работа с опорной таблицей | |||||
29 | Средневековая литература и искусство. | Творческое задание. | |||||
30 | Культура раннего Возрождения в Италии. | Творческое задание. | |||||
31 | Народы Азии, Америки и Африки в средние века. Средневековый Китай. | Работа с картой. Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта № 37 | ||||
32 | Индия. Государства и культура. | Работа с картой. Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта № 37 | ||||
33 | Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. | Просмотр фильма | DVD диск «Худо-жественная культура народов доколумбо-вой Америки»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012. | ||||
34 | Итоговое повторение. Контрольная работа на тему «Наследие Средних веков в истории человечества». | Тест | |||||
История России c древнейших времен до конца XVI в. | |||||||
35 | Введение. Предмет отечественной истории. | Текущий контроль | |||||
36 | Древняя Русь в VIII- первой половине XII в. Восточные славяне. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта № 37 | ||||
37 | Формирование Древнерусского государства. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта № 46 | ||||
38 | Первые киевские князья. | Просмотр фильма | DVD диск «Древняя Русь. Рюрик и Олег Вещий»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012. | ||||
39 | Князь Владимир. Крещение Руси. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта № 60 | ||||
40 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Фронтальный опрос. Работа с документом | |||||
41 | Древнерусского государства при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. | Составление схемы (кластер). | Карта № 30 | ||||
42 | Культура Древней Руси. | Просмотр фильма | DVD диск «Сокрови-ща народного твор-чества»: ООО Видео-студия «КВАРТ», М.- 2012. | ||||
43 | Быт и нравы Древней Руси. | Творческое задание | |||||
44 | Самостоятельная работа по теме «Древняя Русь в VIII- первой половине XII вв.». | Тест | |||||
45 | Русь удельная в XII - XIII вв. Раздробление Древнерусского государства. | Практическая работа | |||||
46 | Владимиро-Суздальское княжество. | Работа с картой. Опрос по вопросам параграфа | Карта № 47 | ||||
47 | Великий Новгород. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа с картой. | Карта № 47 | ||||
48 | Галицко-Волынское земля. | Индивидуальный опрос. | Карта № 47 | ||||
49 | Монгольское нашествие на Русь. | Работа с картой. | Карта № 52 | ||||
50 | Борьба русских земель с западными завоевателями. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа с картой. | |||||
51 | Русь и Орда. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
52 | Русь и Литва. | Работа с картой. | Карта № 52 | ||||
53 | Культура русских земель. | Творческое задание. | |||||
54 | Самостоятельная работа по теме «Русь удельная в XII-XIII вв.». | Тест | |||||
55 | Московская Русь в XIV-XVI вв. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. | Беседа по вопросам учебника | Карта № 14 | ||||
56 | Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. | Беседа по вопросам учебника. Работа с картой. | Карта № 14 | ||||
57 | Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в. | Работа с картой. | Карта № 61 | ||||
58 | Создание единого Русского государства. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
59 | Московское государство в конце XV- начале XVI в. | Работа с картой. Фронтальный опрос. | |||||
60 | Церковь и государство. | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||||
61 | Культура и быт в XIV-XVI вв. | ||||||
62 | Самостоятельная работа по теме «Московская Русь в XIV-XVI вв». | ||||||
63 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады. | Просмотр фильма | DVD диск «Царь Иван Грозный»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012. | ||||
64 | Внешняя политика Ивана IV. | Работа с картой. Фронтальный опрос. | Карта № 62 | ||||
65 | Опричнина. | Работа с картой. Работа с документом | Карта № 62 | ||||
66 | Архитектура и живопись в XIV-XV вв. | Творческое задание. | |||||
67 | Быт и нравы XV-XVI вв. | Творческое задание. | |||||
68 | Самостоятельная работа по теме « Московская Русь в XIV-XVI вв.». | Тест | |||||
69 | Итоговое повторение. Подготовка к контрольной работе | ||||||
70 | Контрольная работа на тему «История России с древнейших времён до конца XVI в.». | Тест |
Требования к уровню подготовки учащихся.
- Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание 9факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
- Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в политкультурной среде;
- способствовать сохранению памятников культуры истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
1. История Средних веков 6 класс. Агибалова Е.В., Донской Г.М., М.:Просвещение.2010
2. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2011.
3. История Средних веков: 6 кл.: поурочные рекомендации Ведюшкин В.А., М.: Просвещение 2008
4. Поурочные разработки с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс Соловьев К.А. Серов Б.Н.,М.: Вако 2009
5. История России. 6 класс: контрольно-тренировочные задания, проверочные тесты/ Т.В. Петрова- Волгоград: Учитель, 2010.
6. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сорока- Цюпы. 5-9 кл.- М.: Просвещение, 2011.
7. История Востока. В 2 т. Т.1. Васильев Л.С. ,М.: Просвещение 2003
8. Исторические портреты Ключевский В.О. ,М.: Просвещение 1991
9. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Т. 1-3. Костомаров Н.И.. М.: Просвещение 2000.
10. Всемирная история. Весь школьный курс в таблицах./сост. М.Ю. Дуда.- Минск: Современ. школа: Кузьма, 2011.
11. DVD диск «Царь Иван Грозный»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012.
12. DVD диск «Древняя Русь. Рюрик и Олег Вещий»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012.
13. DVD диск «История средних веков»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012.
14. DVD диск «Художественная культура народов доколумбовой Америки»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012.
15. DVD диск «Сокровища народного творчества»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012.
16. Карты и наглядные пособия (схемы, таблицы): см. в приложении.
Перечень учебно-методического обеспечения для ученика:
1. История Средних веков 6 класс. Агибалова Е.В., Донской Г.М., М.:Просвещение.2010
2. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2011.
3. История Востока. В 2 т. Т.1. Васильев Л.С. ,М.: Просвещение 2003.
4. Атлас. История Средних веков. Издательство «Роскартография», 2008.
5. Атлас. Отечественная история с древнейших времён до конца XVIII века. Издательство «Роскартография», 2008.
Критерия оценивания сообщений учащихся.
- Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
- Логичность: последовательность изложения, его конкретность пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.
- Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.
- Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п., правильность и чистота речи, владение исторической терминологией.
Требования к качеству речи.
- Содержательность, то есть правильное, полное, глубокое, конкретное освещение темы.
- Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формирование выводов.
- Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов.
- Правильность и чистота речи.
- Овладение стилем изложения. Исторической терминологией.
- Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
Критерии оценивания тестовых заданий.
Работа состоит из двух частей. Первая часть состоит из заданий с выбором ответа, где только один ответ верный. Вторая часть содержит задания повышенной сложности, которые представлены в следующих формах:
- установление соответствия;
- установление последовательности событий;
- группировка фактов;
- поиск информации в источнике.
Таблица перевода тестовых % в школьные оценки
Тестовый балл в % ( зависит от кол-ва выполненных тестовых заданий) | Школьная оценка |
100-85 % 65-85 % 50-65 % 0-49 % | «5» (отлично) «4» (хорошо) «3» (удовлетворительно) «2» (неудовлетворительно) |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа составлена для учащихся 6 класса общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту по обществознанию, разработанному министерством образования РФ. Она разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (А.И. Кравченко, И.С. Храмова «Программы курса «Обществознание»» 5-7 классы. – М. Русское слово, 2008. Допущено Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Курс обществознания в 6 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества юного гражданина. Данный курс является первым этапом в изучении обществознания.
Цель данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Задачи данного курса:
• формировать учебно-исследовательские умения учащихся при изучении нового материала
• формировать умение аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со сверстниками
• формировать гражданский патриотизм.
Основной принцип отбора материала актуальность и научность изучаемого материала.
В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ. Контроль знаний и умений осуществляется через различные формы текущего контроля (понятийный диктант, взаимопроверка, решение логических задач, составление схемы, составление рассказа), уроки обобщения и систематизации знаний, тестирование.
Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год) и 1 час отводится на повторение из резерва.
Содержание тем учебного курса
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 класс.
№ | Наименование темы, её содержание | Количество часов |
1 | Тема 1. Общество и человек Происхождение и развитие человека. Исторические ступени общества развития общества. Человечество как сумма поколений. Человек, общество природа | 7 |
2 | Тема 2. Экономическая сфера общества Что такое экономика? Рынок. Что такое предпринимательство и бизнес. Домашнее хозяйство. Экономическая деятельность подростка. Труд с точки зрения закона | 7 |
3 | Тема 3. Социальная сфера общества Социальная структура общества. Семья. Правила и нормы поведения в обществе. | 4 |
4 | Тема 4. Политика и право. Государство и граждане. Право на службе человека. Конституция – основной закон страны. Право и правопорядок. Как защититься от несправедливости. | 6 |
5 | Тема 5. Духовная сфера общества Наука и образование. Мораль. Идеал и ценности. | 4 |
6 | Тема 6. Ребенок в обществе. Ребенок в семье, ребенок в школе. Взаимоотношения детей и родителей. Друзья и ровесники. | 5 |
7 | Итоговое обобщение. | 2 |
ИТОГО | 35 |
Календарно-тематическое планирование
курса «Обществознание. 6 класс».
№ уро-ка | класс | Дата | Тема раздела, урока | Объект и форма контроля | Перечень учебно-методического обеспечения (применение ИКТ, учебно-дидактического, раздаточного материала | Примечания (использование ИКТ, разда-точного ма-териала) | |
6а | 6б | 6в | |||||
1 | Общество и человек. Что такое общество? | Текущий контроль | Таблица №1 | ||||
2 | Происхождение и развитие человека. | Работа с текстом по группам | Таблица №2 | ||||
3 | Исторические ступени развития общества. | Текущий контроль | Таблица №2 | ||||
4 | Современное общество. | Текущий контроль | Таблица №2 | ||||
5 | Человечество как сумма поколений. | Текущий контроль | Таблица №1 | ||||
6 | Человек, общество, природа. | Работа с документами | |||||
7 | Самостоятельная работа по теме «Человек и общество». | Тест | |||||
8 | Экономическая сфера общества. Что такое экономика? | Текущий контроль | Таблица №4 | ||||
9 | Рынок. | Текущий контроль | Таблица №4 | ||||
10 | Что такое предпринимательство и бизнес? | Текущий контроль | Таблица №4 | ||||
11 | Домашнее хозяйство. | Текущий контроль Терминологический диктант
| Таблица № 4 | ||||
12 | Экономическая деятельность подростка.
. | Текущий контроль | |||||
13 | Труд с точки зрения закона. | Работа с документом | Таблица №4 | ||||
14 | Самостоятельная работа по теме «экономическая сфера общества». | Тест | |||||
15 | Социальная сфера общества. Социальная структура общества. | Текущий контроль | Таблица №5 | ||||
16 | Семья. | Текущий контроль | |||||
17 | Правила и нормы поведения в обществе. | Текущий контроль | Таблица №3 | ||||
18 | Самостоятельная работа по теме «Социальная сфера общества». | Работа по карточкам. Тест | |||||
19 | Политика и право. Государство и его граждане. | Работа с документом | Таблица № 6 | ||||
20 | Право на службе человека. | Текущий контроль | Таблица № 6 | ||||
21 | Конституция - основной закон страны. | Работа с документом | Конституция РФ | ||||
22 | Право и правопорядок. | Деловая игра «Учимся по правилам». | |||||
23 | Как можно защититься от несправедливости. | Работа с документом. | Таблица № 6 | ||||
24 | Самостоятельная работа по теме «Политика и право». | Тест | |||||
25 | Духовная сфера общества. Наука и образование. | Текущий контроль | Таблица № 7 | ||||
26 | Мораль. | Текущий контроль | Таблица № 7 | ||||
27 | Идеал и ценности. | Текущий контроль | Таблица № 7 | ||||
28 | Самостоятельная работа по теме «Духовная сфера общества». | Тест | |||||
29 | Ребёнок в обществе. Ребёнок в семье. | Текущий контроль | Таблица №3 | ||||
30 | Взаимоотношения детей и родителей. | Синквейн «Семья» | |||||
31 | Ребёнок в школе. | Текущий контроль | Таблица №3 | ||||
32 | Друзья и ровесники. | Текущий контроль | Таблица №3 | ||||
33 | Самостоятельная работа по теме «Ребёнок в обществе». | Тест | |||||
34 | Итоговое занятие. Подготовка к контрольной работе. | Беседа | |||||
35 | Контрольная работа по теме «Общество и его сферы». | Тест |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны знать:
• Основные понятия и термины;
• Основные черты всех сфер жизни общества;
• О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
• Свои права и обязанности;
Уметь:
• применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
• получать социальную информацию из разнообразных источников;
• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.
иметь представление:
• о социальной, экономической, политической, духовной сферы жизни общества
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
- Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. Под ред. Соколова Л.А., М.: Просвещение 2007г.
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Аминов A.M. Деловая игра «Права ребенка» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 31—34.
5. Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 4. С. 17—24.
6. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса 6-7 классов общеобраз. Учреждений. –М.:ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008.
7. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание».6 класс/ И.С. Хромова.- М.: «Русское слово», 2012.
8. Наглядные пособия (схемы, таблицы) см. в приложении.
Перечень учебно-методического обеспечения для ученика:
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание».6 класс.-М.: «Русское слово», 2012.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа составлена для учащихся 7 класса общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту по обществознанию, разработанному министерством образования РФ. Она разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (А.И. Кравченко, И.С. Храмова «Программы курса «Обществознание»» 5-7 классы. – М. Русское слово, 2008. Допущено Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определить в обществе два полюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать гражданином современной России. Представляется крайне важным для будущего развития страны преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, расизма и шовинизма, духовной деградации личности. В первую очередь это касается подростковой среды, поколения будущих граждан России.
Курс «Основы обществознания» призван ввести школьника в сложный мир общественных отношений, дать возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире, познакомить подростка с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, а также помочь применить полученные на занятиях знания и умения в дискуссионной полемике, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений. Курс вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
1. содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
2. формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
3. воспитание гражданственности и любви к Родине;
4. создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
5. выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры.
6. интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
7. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
8. помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
9. ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Заметное продвижение к достижению названных целей реализуется через усвоение учащимися обозначенных в программе курса знаний о человеке и обществе, а также умений, приобретаемых в ходе выполнения заданий, представленных в учебном пособии. Доступность и простота изложения сочетаются с научной корректностью материала.
Цель курса - воспитание у будущих граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование будущего гражданина с активной жизненной позицией, патриотизма, уважения к другим народам; толерантности и культуры мира, приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям, развитие умения анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые для человека знания об обществе и общественных отношениях, применять полученные знания в своей практической жизни, делать ответственный выбор. Также представляется необходимым создание необходимых условий для адаптации подрастающего поколения в обществе, облегчение процесса социализации индивида, его приобщение к существующим общественным ценностям.
Для реализации намеченной цели ставятся следующие задачи:
создание системы знаний о различных областях общественной жизни (духовной, социальной, экономической, политико-правовой);
принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);
изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;
создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе (создание в практике повседневной школьной жизни демократического уклада и формирование правового пространства школы, развитие проектной деятельности учащихся);
преодоление раздробленности и узкой специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием.
В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ. Контроль знаний и умений осуществляется через различные формы текущего контроля (понятийный диктант, взаимопроверка, решение логических задач, составление схемы, составление рассказа), уроки обобщения и систематизации знаний, тестирование.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, (34 часа в год) и 1 час отводится на повторение из резерва.
Содержание тем учебного курса
Обществознание 7 класс.
№ | Наименование темы, её содержание | Количество часов |
1 | Тема 1. Личность подростка Переходный возраст. Задачи и трудности подросткового возраста. Быть взрослым. Физические изменения у подростков. Психологический портрет личности. Как стать лидером. | 10 |
2 | Тема 2. Подросток в социальной сфере Социальная среда подростка. Юношеский пессимизм. Подросток в группе. Межличностные отношения. «Мы» и «Они». Мир знакомых и незнакомых людей. Социальный портрет молодежи. | 7 |
3 | Тема 3. Подросток и закон Юридические границы подросткового возраста. Подросток как гражданин. Подросток и его права. Опасный путь преступной жизни. | 5 |
4 | Тема 4. Образ жизни подростка Заброшенные, одинокие. Подросток в обществе риска. Подростковая культура. Образ жизни. Досуг и отдых. Развитие спорта. | 7 |
5 | Тема 5. Подросток и его жилая среда Мой дом мое жилище. Город и село. | 4 |
6 | Итоговое повторение. | 2 |
ИТОГО | 35 |
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание. 7 класс».
№ уро-ка | класс | Дата | Тема раздела, урока | Объект и форма контроля | Перечень учебно-методического обеспечения (применение ИКТ, учебно-дидактического, раздаточного материала | Примечания (использование ИКТ, разда-точного ма-териала) |
7 а | 7 б | |||||
1 | Личность подростка. Переходный возраст. | Текущий контроль | ||||
2 | Задачи и трудности подросткового возраста. | Синквейн | ||||
3 | Быть взрослым. | Текущий контроль | ||||
4 | Физические изменения у подростков. | Текущий контроль | ||||
5 | Психологический портрет личности (темперамент и характер). | Текущий контроль | ||||
6 | Психологический портрет личности (эмоции и чувства). | Терминологический диктант | ||||
7 | Самооценка подростка. | Текущий контроль | Тест «Выявление самооценки подростков». | |||
8 | Выдающаяся личность. | Эссе | ||||
9 | Лидер и его качества. | Текущий контроль | ||||
10 | Самостоятельная работа по теме « Личность подростка». | Тест | ||||
11 | Подросток в социальной среде. Социальная среда подростка. | Текущий контроль | Таблица №5 | |||
12 | Подросток в группе. | Текущий контроль | Таблица №3 | |||
13 | Межличностные отношения. | Ролевая игра «Ситуация». | ||||
14 | «Мы» и «Они». | Текущий контроль | Таблица №3 | |||
15 | Мир знакомых и незнакомых людей. | Текущий контроль | Таблица №3 | |||
16 | Социальный портрет молодёжи. | Текущий контроль | Таблица №3 | |||
17 | Самостоятельная работа по теме «Подросток в социальной среде». | Тест | ||||
18 | Подросток и закон. Юридические границы подросткового возраста. | Работа с документом | Таблица №6 | |||
19 | Подросток как гражданин. | Текущий контроль | Таблица №6 | |||
20 | Подросток и его права. | Работа с документом | Таблица №6 | |||
21 | Опасный путь преступной жизни. | Текущий контроль | Таблица №6 | |||
22 | Самостоятельная работа по теме «Подросток и закон». | Тест | ||||
23 | Образ жизни подростка. Подросток в обществе риска. | Текущий контроль | ||||
24 | Проблема одиночества. | Текущий контроль | Презентация «Суицид». | |||
25 | Подростковая культура. | Синквейн «Подростковая культура» | Презентация «Подростковая культура». | |||
26 | Образ жизни. | Текущий контроль | Таблица №7 | |||
27 | Досуг и отдых. | Текущий контроль | Таблица №7 | |||
28 | Спорт. | Текущий контроль | Таблица №7 | |||
29 | Самостоятельная работа по теме «Образ жизни подростка». | Тест | ||||
30 | Подросток и его жилая среда. Город и село. | Проект «Город будущего». | ||||
31 | Город и село. | Защита проекта «Город будущего». | ||||
32 | Мой дом, моё жилище. | Текущий контроль | ||||
33 | Мой дом, моё жилище. | Текущий контроль | ||||
34 | Итоговое занятие. Подготовка к контрольной работе. | Беседа | ||||
35 | Контрольная работа по теме « Общество и его сферы». | Тест |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны знать:
• Основные понятия и термины;
• Психологический портрет личности в подростковом возрасте;
• О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
• Свои права и обязанности;
Уметь:
• применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
• получать социальную информацию из разнообразных источников;
• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.
иметь представление: о специфике развития личности в подростковом возрасте.
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
- Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой / авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Морозова СВ. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 36—40.
- Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.
6.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год / Под ред. СИ. Козленко. М., 2002.
7. Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса 6-7 классов общеобраз. Учреждений. –М.:ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008
Перечень учебно-методического обеспечения для ученика:
1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
2. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание».7 класс.-М.: «Русское слово», 2012.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта: «История Нового времени. 1500- 1800 годы.» (А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина) и «История России. Конец XVI-XVIII век.» (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) и авторских программ под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, Н.И. Шевченко «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2011г.; А.А. Данилов,Л.Г, Косулина, А.Ю, Морозов «История России», издательство «Просвещение»,2011 г.
Курс истории в 7 классе предполагает изучение Всеобщей истории (История средних веков) и Истории России (истории с древнейших времен до конца XVI в.). В соответствии с рекомендациями Примерной программы по истории количество часов распределено следующим образом:
Всеобщая история - 28часов
История России - 42 часа.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
В цель курса входит усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения предмета « История Нового времени» и «История России конец XVI-XVIII век.»:
- формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;
- овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны;
- воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки, их взаимодействию в Новое время;
- воспитание гражданских, демократических и патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей Ренессанса, Реформации и Просвещения;
- овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв. и воспитание уважения, гордости за героические свершения предков;
- развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени и истории России;
- формирование способности применять усвоенные знания в процессе осмысления современной реальности.
Рабочая программа опирается на принципы личностного и деятельностного подходов, которые реализуются через активные методы обучения: творческие задания, лекции, учебные дискуссии, работа в малых группах, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций. Контроль знаний и умений осуществляется через различные формы текущего контроля, уроки обобщения и систематизации знаний, тестирование.
Реализация программы осуществляется через использование учебников:
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. История Нового времени. 1500- 1800 годы. 7 класс.- М.:
Просвещение, 2011.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России конец XVI -XVIII век . 7 класс.- М.: Просвещение, 2011.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) и 2 часа отводится на итоговое повторение из резерва.
Содержание тем учебного курса
История. 7 класс.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количе-ство часов |
История Нового времени: 1500-1800 гг. | 28 | |
Введение | ||
1 | Раздел I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 13 |
2 | Раздел II. Первые революции Нового времени. Международные отношения. | 4 |
3 | Раздел III. Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 3 |
4 | Раздел IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской цивилизации. | 7 |
Итоговое повторение | 1 | |
История России конец XVI-XVIII вв. | 42 | |
1 | Раздел I. Введение. Россия на рубеже XVI-XVII вв. | 4 |
2 | Раздел II. Россия в XVII в. | 9 |
3 | Раздел III. Россия в первой четверти XVIII в. | 10 |
4 | Раздел IV. Россия в 1725-1762 гг. | 4 |
5 | Раздел V. Россия в 1762-1801 гг. | 11 |
6 | История Родного края. | 2 |
7 | Итоговое повторение. | 2 |
ИТОГО : | 70 |
Календарно-тематическое планирование
курса «История. 7 класс».
№ уро-ка | класс | Дата | Тема раздела, урока | Объект и форма контроля | Перечень учебно-методического обеспечения (применение ИКТ, учебно-дидактического, раздаточного материала | Примечания (использование ИКТ, разда-точного ма-териала) |
7а | 7б | |||||
История Нового времени: 1500-1800 гг. | ||||||
1 | Введение. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. | Текущий контроль. Заполнение таблицы. | ||||
2 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | Текущий контроль. Фронтальный опрос. | Карта № 41, Атлас | |||
3 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. | Фронтальный и индивидуаль- ный опрос. | ||||
4 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | Текущий контроль. | ||||
5 | Европейское общество в раннее Новое время. | Творческое задание. | ||||
6 | Повседневная жизнь. | Творческое задание. | ||||
7 | Великие гуманисты Европы. | Творческое задание. | ||||
8 | Мир художественной культуры Возрождения. | Творческое задание. | ||||
9 | Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тест | ||||
10 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | Фронтальный опрос. | ||||
11 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||
12 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||
13 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | Практическая работа. | ||||
14 | Первые революции Нового времени. Международные отношения. Освободительная борьба в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. | Работа с картой. Текущий контроль. | Карта № 41 | |||
15 | Парламент против короля. Революция в Англии. | Работа с документом. Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||
16 | Путь к парламентской монархии. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||
17 | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | Работа с картой. Фронтальный опрос. | Атлас, Карта № 41 | |||
18 | Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. | Творческое задание. | ||||
19 | Мир художественной культуры Просвещения. | Текущий контроль. Творческое задание. | ||||
20 | На пути к индустриальной эре. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||
21 | Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование соединённых Штатов Америки. | Работа с картой. Фронтальный и индивидуальный опрос. | Карта № 59/, № 34 | |||
22 | Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. | Работа с картой. Фронтальный и индивидуальный опрос. | Карта № 41 | |||
23 | Великая французская революция. От монархии к республике. | Работа с опорной таблицей. | ||||
24 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры в 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | Работа с документом. | ||||
25 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | Работа с картой. Фронтальный и индивидуальный опрос. | Карта № 41 | |||
26 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | |||||
27 | Самостоятельная работа по теме «Эпоха Просвещения. Время преобразований». | Тест. | ||||
28 | Итоговое повторение. Контрольная работа на тему «Мир в первый период Нового времени». | Тест. | ||||
История России конец XVI-XVIII вв. | ||||||
29 | Введение. Хронология и сущность нового этапа российской истории | Текущий контроль | ||||
30 | Россия на рубеже XVI-XVII вв. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. | Текущий контроль | Карта № 8 | |||
31 | Смута. | Фронтальный опрос | Карта № 13,49 | |||
32 | Смута. | Просмотр фильма | DVD диск «История Цари Смутного времени.»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М.- 2012. | |||
33 | Самостоятельная работа по теме «Россия на рубеже XVI-XVII».
| Тест. | ||||
34 | Россия в XVII в. Политический строй. | Фронтальный опрос. | ||||
35 | Экономическое и социальное развитие. | Заполнение таблицы. | DVD диск «Романовы: начало династии»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М. 2012. | |||
36 | Народные движения. | Работа с картой. | Карта № 48, № 11 | |||
37 | Власть и церковь. | Работа с документом. | ||||
38 | Внешняя политика | Беседа по вопросам учебника. Работа с картой. | Карта № 48 | |||
39 | Образование и культура в XVII в. | Творческое задание. | ||||
40 | Сословный быт. Обычаи и нравы. | Творческое задание. | ||||
41 | Самостоятельная работа по теме «Россия на рубеже XVI-XVIIвв.». | Тест. | ||||
42 | Родной край в XVII в. | |||||
43 | Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Пётр I. | Фронтальный опрос | Составление схемы (кластер). | |||
44 | Преобразования Пётр I. | Фронтальный опрос | ||||
45 | Внешняя политика Петра I. | Работа с картой. Фронтальный опрос. | Карта №12 | |||
46 | Внешняя политика Петра I. | Работа с картой. Фронтальный опрос. | Карта №12 | |||
47 | Народные движения. | Практическая работа | Карта №14 | |||
48 | Изменения в культуре. | Творческое задание | ||||
49 | Архитектура. | Творческое задание. | ||||
50 | Изобразительное искусство. | Творческое задание. | ||||
51 | Изменения в быту. | Творческое задание. | DVD диск «Пётр I»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М. 2012. | |||
52 | Самостоятельная работа по теме «Россия в первой четверти XVIII в.». | Тест. | ||||
53 | Россия в 1725-1762 гг. Дворцовые перевороты. | Фронтальный и индивидуальный опрос | DVD диск «От Екатерины I до Екатерины II »: ООО Видеостудия «КВАРТ», М. 2012 | |||
54 | Внутренняя политика. | Работа с картой. | Карта № 63 | |||
55 | Внешняя политика. | Работа с картой. | Карта № 63 | |||
56 | Самостоятельная работа по теме «Россия в 1725-1762 гг.». | Тест. | ||||
57 | Россия в 1762-1800 гг. Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. | Работа с картой. | Карта № 63 | |||
58 | Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Карта № 11 | |||
59 | Экономическое развитие. | Работа с картой. Фронтальный опрос. | Карта № 11 | |||
60 | Развитие общественной мысли. | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||
61 | Павел I. Внутренняя политика Павла I. | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||
62 | Внешняя политика. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа с картой. | DVD диск «Павел I»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М. 2012 | |||
63 | Культура и быт во второй половине XVIII в. | Заполнение таблицы. | ||||
64 | Литература. | Творческое задание. | ||||
65 | Театр. Изобразительное искусство. | Творческое задание. | ||||
66 | Музыка. Архитектура. | Творческое задание. | ||||
67 | Самостоятельная работа по теме «Россия в 1762-1801гг.» | Тест. | ||||
68 | Родной край в XVIIв. | |||||
69 | Итоговое повторение. Подготовка к контрольной работе | |||||
70 | Контрольная работа на тему «История России XVI-XVIII в». | Тест. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
- Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание 9факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
- Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в политкультурной среде;
- способствовать сохранению памятников культуры истории и культуры ( участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
1.А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. История Нового времени. 1500- 1800 годы. 7 класс.- М.: Просвещение, 2011.
2. Соловьёв К.А., Серов Б.Н. Универсальные поурочные разработки по истории России: конец XVI-XVIII век. 7 класс.- М.: ВАКО,2012.
3. Всемирная история. Весь школьный курс в таблицах. / сост. М.Ю. Дуда.- Минск: Современ. школа: Кузьма, 2011.
4. DVD диск «Цари Смутного времени»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М. 2012
5. DVD диск «Романовы: начало династии»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М. 2012
6. DVD диск «Пётр I»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М. 2012
7. DVD диск «От Екатерины I до Екатерины II»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М. 2012
8. DVD диск «Павел I»: ООО Видеостудия «КВАРТ», М. 2012
9. Карты и наглядные пособия (схемы, таблицы): см. в приложении.
Перечень учебно-методического обеспечения для ученика:
1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России конец XVI -XVIII век . 7 класс.- М.: Просвещение, 2011.
2. Черникова Т.В. История России XVII-XVIII века. 7 класс. Рабочая тетрадь / Т. В. Черникова. – М: Дрофа
3. История России, конец XVI - XVIII в. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009г. (это дополнительный учебник, учитель)
4. Репин А.В. История России 7 класс. – Саратов: Лицей, 2007 (выборочно в виде распечаток карточек).
5. Атлас. Отечественная история с древнейших времён до конца XVIII века. Издательство «Роскартография», 2008.
6. Атлас. Новая история с конца XV-XVIII век. Издательство «Роскартография», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по истории и обществознанию .
Рабочие программы по истории и обществознанию для 6-11 классов. Рабочая программа включает следующие разделы:пояснительная записка, требование к уровню подготовки учащихся, содержан...
Рабочая программа по истории и обществознанию 5-9 классы
Рабочие программы по всеобщей истории 5-8 классы, по истории России 6-8 классы, по истории 9 класс (2 часа в неделю).Линии учебников: Данилов, Косулина, Вигасин, Агибалов, Донской, Юдовская, Сороко-Цю...
Рабочие программы по истории и обществознанию
Рабочие программы по истории и обществознанию для 5-11 классв и по ОРКСЭ для 4 класса...
рабочие программы по истории и обществознанию для 8-9 классов
Данные рабочия программы являются авторскими. Раработаны согласно Положению образовательного учреждения. Представлены не только программы для базоваго уровня, но и для разширенного изучения (история 8...
Рабочие программы по истории и обществознанию 6 класс
Рабочие программы по истории и обществознанию имеют следующую структуру: пояснительная запискахарактеристика программы, блочное планирование, требования к ЗУН и критерии оценивания учащихся, кал...
Рабочие программа по истории и обществознанию 7,8 класс
В данном материале представлены рабочие программы по истории России (учебник под редакцией Данилова), Новой истории (учебник под ред. Юдовской) и обществознанию (учебник под ред. Боголюбова). Рабочая ...
Рабочие программы по истории и обществознанию 6 - 9 классы
Рабочие программы по истории России, всеобщей истории обществознанию включают в себя описания самих предметов, учебно-методический комплект, формы и организацию учебного процесса, те...