Разработка урока: Внутренняя политика Александра I.
методическая разработка по истории на тему

Купреева Нинель Александровна

Разработка урока: Внутренняя политика Александра I.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnutrennyaya_politika_aleksandra_1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по истории России: «Внутренняя политика Александра 1»

Цели урока:

•     дать общее представление о личности и эпохи Николая!, о причинах и следствиях реформ, проводимых в его царствование, охарактеризовать социально-экономическую обстановку сложившуюся во второй четверти 19 века, выявить причины тормозящие процесс модернизации в российском государстве;

•     формирование умений строить причинно-следственные связи, выделять главное, работать с документами, формулировать выводы.

•     формирование активной гражданской позиции на основе изучаемого материала.

Основные понятия темы: жандармерия, канцелярия, ассигнации, капиталистые крестьяне, товарно-денежные отношения, классы, промышленный переворот, модернизация.

План урока:

1.        Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест),

2.        Мотивация.

3.        Характеристика личности Николая 1 и его царствования. Работа с документами.

4.        Составление таблицы "Политические, социально-экономические реформы Николая I".

5.        Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти 19 века.

6.        Подведение итогов. Закрепление изученного материала.

1. Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).

(Приложение №1)

2. Мотивация.

Мне кажется, две фразы сказанные Николаем 1 характеризуют время его правления:

"Господи, умери Россию", и фраза сказанная наследнику престола Александру 2 "Сдаю тебе мою команду, к сожалению не в том порядке, как желал, оставляя много хлопот и забот".

3. Характеристика личности Николая 1.Работа с документами.

(Приложение №2) Вопросы к документам:

•        Каковы по-вашему мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая 1

•        Как вы думаете Николай 1 осознавал обстановку сложившуюся в России'?

•        Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение1?

•        Какие задачи для Николая 1 были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?

•        Сравните Задачи Николая 1 с задачами Александра!

•        Подведение итогов.

4. Составление таблицы "Политические, социально-экономические реформы Николая 1".

Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ. Николай стремился обеспечить устойчивость существующих в стране порядков.

Николай 1 попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти. Давайте рассмотрим реформы Николая 1 на основание текста учебника и занесем их в таблицу. Начнем заполнение таблицы с политических преобразований Николая! Работаем с текстом   & 10-11 стр.57-65

Дата.    Автор.     Реформа. Содержание реформы.     Значение

5. Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти XIX века.

Давайте подведем итоги, реформ Николая I. Изменилась ли обстановка в стране после проведения реформ обстановку в стране?

Какой вопрос оставался нерешенным? На примерах покажите неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20-50-е годы1? Обратите внимание на документы на стр. 69.

•        Каким экономическим процессам мешало крепостное право?

•        Какие факторы необходимы для промышленного переворота?

•        Что такое модернизация?

Докажите на основе текста & 11, что в России начался промышленный переворот1? Почему промышленный переворот начался в хлопчато-бумажной промышленности.

С какими итогами в социально-экономическом развитие Россия пришла к 1850 году? Домашнее задание: &10-11, вопросы к & устно.

6. Подведение итогов урока.

Назовите положительные и отрицательные стороны внутренней политики Николая 1? Сравните внутреннюю политику Николая 1 и Александра 1.

Как вы думаете если бы царствование Николая1 началось с менее драматичных событий, его политика была бы другой?

Используемая литература:

1.    Данилов А.А., Косулин Л.Г. История России XIX век, учебник для 8 класса, "Просвещение" 2003.

2.    Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Т.А., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России, "Проспект".2006

Приложение №1

Тестирование. Россия в начале XIX века. Первый вариант

1. В начале XIX века вся государственная власть в стране принадлежала:

•        а) Государственному совету

•        б) императору

•        в) Сенату

•        г) губернаторам и наместникам

2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:

•        а) "Негласный комитет"

•        б) "Непременный комитет"

•        в) "Избранный совет"

•        г) "Комитет министров"

3. Годы правления Александра I:

•        а}1800—1812

•        6)1801—1825

•        в)1801—1820

•        г)1800—1825

4. ''Армией двунадесяти языков" называли:

•        а) армию М. И  Кутузова

•        б) войска антифранцузской коалиции

•        в) армию Наполеона

•        г) армию Александра I

5. Указ о "вольных хлебопашцах" предусматривал:

•        а) выкуп крепостных крестьян за счет казны

•        б) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли

•        в) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп

•        г) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние

6. Целью создания "военных поселений" было:

•        а) развитие торговли и промышленности

•        б) облегчение положения старослужащих солдат

•        в) сокращение офицерского состава

•        г) сокращение средств на содержание армии

7. Поводом к выступлению декабристов послужила:

•        а) смерть Александра I

•        б) избрание на царство Николая I

•        в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол

•        г) отказ от престола Константина Павловича

8. Выберите верное утверждение в 1812 г.:

•        а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы

•        б) Наполеон направил основные силы на Петербург

•        в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях

•        г) первый партизанский отряд был возглавлен Д. В. Давыдовым

9. Укажите верное соответствие:

•        а) 1801 г.        1) указ о "вольных хлебопашцах"

•        б) 1802 г.        2)отмена крепостного права в Прибалтике

•        в) 1803.г.        3)учреждение Комитета министров

•        г) 1804 г.        4) учреждение министерств

а) а-3 б) 6-2 в) в-1 г) г-4

10. О ком идет речь в Манифесте императора Александра I?

Обещаю "управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы_________".

Тестирование. Россия в начале XIX века. Второй вариант

1. В экономике России начала XIX в. ведущая роль принадлежала:

•        а) мануфактурному производству

•        б) промышленности

•        в) сельскому хозяйству

•        г) торговле .

2. Главными органами государственного управления при Александре I стали:

•        а) коллегии

•        б) министерства

•        в)департаменты

•        г) комитеты

3. Бородинское сражение произошло:

•        а) 12 июня 1812 г.

•        б) 14 декабря 1825г.

•        в) 26 августа 1812 г.

•        г) 13 июля 1826 г

4. Первый российский закон, давший возможность освобождения от крепостничества

•        а) "Соборное уложение"

•        б) "Жалованная грамота дворянству"

•        в) указ "о вольных хлебопашцах"

•        г) "Уставная грамота Российской империи"

5. В основу государственного устройства М. М. Сперанский предлагал положить принцип.

•        а) централизации власти

•        б) разделения властей

•        в) сохранения самодержавного правления

•        г) демократии

6. Членами "Священного союза" являлись:

•        а} Австрия, Пруссия

•        б) Франция, Австрия

•        в) Англия, Турция

•        г) Россия, Италия

7. Восстание декабристов произошло:

•        а) 1 декабря 1825 г.

•        б) 14 декабря 1825г.

•        в) 31 декабря 1825 г.

•        г) 14 декабря 1826г.

8. Выберите верные утверждения: к последствиям заключения Тильзитского мира относятся:

•        а) укрепление господства Франции

•        б) проникновение России на Кавказ

•        в) отмена крепостничества в Прибалтике

•        г) расширение свободы действий России против Ирана, Турции, Швеции

9. Укажите верное соответствие:

а)русско-турецкая война        1) Гюлистанский мир

6} война с Ираном        2) присоединение Финляндии к России

в) война IV коалиции        3) Бухарестский мир с Францией

г) война со Швецией        4) Тильзитский мир

•        а) а-4

•        б) 6-1

•        в) в-2

•        г) г-3

10. Назовите документ:

"Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян ... на волю и вместе с тем утвердить им участок земли... имеет Представить их при прошении своем ... к министру внутренних дел для рассмотрения..."

Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

1.6

1.6

2. а

2. в

3.6

3. в

4. в

4. в

5. в

5.6

6. г

6. а

7. а

7. 6

8. г

8. а

9. в

9.6

10. Екатерина II     10. "Указ о вольных хлебопашцах"

Приложение №2

Изречения Николая I:

"Революция на пороге, но клянусь она не проникнет в Россию, пока я жив"

''В учение я видел одно принуждение, и учился без охоты ".

"Крепостное право, в нынешнем положение, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным".

"Четырнадцатого числа я буду государь или мертв". Из писем Николая I:

"Странная моя судьба: мне говорят, что я - один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что все что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жестокий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан чтобы мучиться"

Письмо написано брату Константину после восстания декабристов:

"Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я - император, но какой ценой, Боже мой! Ценой крови моих подданных"

Указом от 10 июля 1826 года даровал жизнь 31 декабристу, смягчил всем остальным степень наказания.

О Николае I:

С.М. Соловьев "Он хоте отрубить все головы, которые поднимались над общим уровнем".

"Николай 1 инстинктивно ненавидел просвещение...Он был воплощенное "не рассуждать", московский университет царь называл "волчьим гнездом"

А.Е. Пресняков "время Николая1 - эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти... в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии"

Ф.Тютчев

Не богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей.

И все дела твой и добрые и злые

Все ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Внутренняя политика Александра I"

Конспект урока в 8 классе по истории России 19 века. На уроке используется   личностно-ориентированная технология....

Дистанционный урок "Внутренняя политика Александра I

Дистанционный урок "Внутренняя политика Александра I" для учащихся 8 классов...

Разработка урока: Внутренняя политика Александра I. 8 класс.

Разработка урока: Внутренняя политика Александра I. 8 класс....

Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."

Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."...

Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах"

Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах может быть использован учителем при проведении урока истории в 8 классе....

ПРезентация к уроку "Внутренняя политика Александра 3"

Данная презентация сопровождает этапы урока...

Урок "Внутренняя политика Александра 1"

Методическая разработка урока истории...