Разработка урока: Внутренняя политика Александра I.
методическая разработка по истории на тему
Разработка урока: Внутренняя политика Александра I.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennyaya_politika_aleksandra_1.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по истории России: «Внутренняя политика Александра 1»
Цели урока:
• дать общее представление о личности и эпохи Николая!, о причинах и следствиях реформ, проводимых в его царствование, охарактеризовать социально-экономическую обстановку сложившуюся во второй четверти 19 века, выявить причины тормозящие процесс модернизации в российском государстве;
• формирование умений строить причинно-следственные связи, выделять главное, работать с документами, формулировать выводы.
• формирование активной гражданской позиции на основе изучаемого материала.
Основные понятия темы: жандармерия, канцелярия, ассигнации, капиталистые крестьяне, товарно-денежные отношения, классы, промышленный переворот, модернизация.
План урока:
1. Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест),
2. Мотивация.
3. Характеристика личности Николая 1 и его царствования. Работа с документами.
4. Составление таблицы "Политические, социально-экономические реформы Николая I".
5. Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти 19 века.
6. Подведение итогов. Закрепление изученного материала.
1. Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).
(Приложение №1)
2. Мотивация.
Мне кажется, две фразы сказанные Николаем 1 характеризуют время его правления:
"Господи, умери Россию", и фраза сказанная наследнику престола Александру 2 "Сдаю тебе мою команду, к сожалению не в том порядке, как желал, оставляя много хлопот и забот".
3. Характеристика личности Николая 1.Работа с документами.
(Приложение №2) Вопросы к документам:
• Каковы по-вашему мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая 1
• Как вы думаете Николай 1 осознавал обстановку сложившуюся в России'?
• Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение1?
• Какие задачи для Николая 1 были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?
• Сравните Задачи Николая 1 с задачами Александра!
• Подведение итогов.
4. Составление таблицы "Политические, социально-экономические реформы Николая 1".
Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ. Николай стремился обеспечить устойчивость существующих в стране порядков.
Николай 1 попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти. Давайте рассмотрим реформы Николая 1 на основание текста учебника и занесем их в таблицу. Начнем заполнение таблицы с политических преобразований Николая! Работаем с текстом & 10-11 стр.57-65
Дата. Автор. Реформа. Содержание реформы. Значение
5. Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти XIX века.
Давайте подведем итоги, реформ Николая I. Изменилась ли обстановка в стране после проведения реформ обстановку в стране?
Какой вопрос оставался нерешенным? На примерах покажите неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20-50-е годы1? Обратите внимание на документы на стр. 69.
• Каким экономическим процессам мешало крепостное право?
• Какие факторы необходимы для промышленного переворота?
• Что такое модернизация?
Докажите на основе текста & 11, что в России начался промышленный переворот1? Почему промышленный переворот начался в хлопчато-бумажной промышленности.
С какими итогами в социально-экономическом развитие Россия пришла к 1850 году? Домашнее задание: &10-11, вопросы к & устно.
6. Подведение итогов урока.
Назовите положительные и отрицательные стороны внутренней политики Николая 1? Сравните внутреннюю политику Николая 1 и Александра 1.
Как вы думаете если бы царствование Николая1 началось с менее драматичных событий, его политика была бы другой?
Используемая литература:
1. Данилов А.А., Косулин Л.Г. История России XIX век, учебник для 8 класса, "Просвещение" 2003.
2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Т.А., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России, "Проспект".2006
Приложение №1
Тестирование. Россия в начале XIX века. Первый вариант
1. В начале XIX века вся государственная власть в стране принадлежала:
• а) Государственному совету
• б) императору
• в) Сенату
• г) губернаторам и наместникам
2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:
• а) "Негласный комитет"
• б) "Непременный комитет"
• в) "Избранный совет"
• г) "Комитет министров"
3. Годы правления Александра I:
• а}1800—1812
• 6)1801—1825
• в)1801—1820
• г)1800—1825
4. ''Армией двунадесяти языков" называли:
• а) армию М. И Кутузова
• б) войска антифранцузской коалиции
• в) армию Наполеона
• г) армию Александра I
5. Указ о "вольных хлебопашцах" предусматривал:
• а) выкуп крепостных крестьян за счет казны
• б) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли
• в) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп
• г) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние
6. Целью создания "военных поселений" было:
• а) развитие торговли и промышленности
• б) облегчение положения старослужащих солдат
• в) сокращение офицерского состава
• г) сокращение средств на содержание армии
7. Поводом к выступлению декабристов послужила:
• а) смерть Александра I
• б) избрание на царство Николая I
• в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол
• г) отказ от престола Константина Павловича
8. Выберите верное утверждение в 1812 г.:
• а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы
• б) Наполеон направил основные силы на Петербург
• в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях
• г) первый партизанский отряд был возглавлен Д. В. Давыдовым
9. Укажите верное соответствие:
• а) 1801 г. 1) указ о "вольных хлебопашцах"
• б) 1802 г. 2)отмена крепостного права в Прибалтике
• в) 1803.г. 3)учреждение Комитета министров
• г) 1804 г. 4) учреждение министерств
а) а-3 б) 6-2 в) в-1 г) г-4
10. О ком идет речь в Манифесте императора Александра I?
Обещаю "управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы_________".
Тестирование. Россия в начале XIX века. Второй вариант
1. В экономике России начала XIX в. ведущая роль принадлежала:
• а) мануфактурному производству
• б) промышленности
• в) сельскому хозяйству
• г) торговле .
2. Главными органами государственного управления при Александре I стали:
• а) коллегии
• б) министерства
• в)департаменты
• г) комитеты
3. Бородинское сражение произошло:
• а) 12 июня 1812 г.
• б) 14 декабря 1825г.
• в) 26 августа 1812 г.
• г) 13 июля 1826 г
4. Первый российский закон, давший возможность освобождения от крепостничества
• а) "Соборное уложение"
• б) "Жалованная грамота дворянству"
• в) указ "о вольных хлебопашцах"
• г) "Уставная грамота Российской империи"
5. В основу государственного устройства М. М. Сперанский предлагал положить принцип.
• а) централизации власти
• б) разделения властей
• в) сохранения самодержавного правления
• г) демократии
6. Членами "Священного союза" являлись:
• а} Австрия, Пруссия
• б) Франция, Австрия
• в) Англия, Турция
• г) Россия, Италия
7. Восстание декабристов произошло:
• а) 1 декабря 1825 г.
• б) 14 декабря 1825г.
• в) 31 декабря 1825 г.
• г) 14 декабря 1826г.
8. Выберите верные утверждения: к последствиям заключения Тильзитского мира относятся:
• а) укрепление господства Франции
• б) проникновение России на Кавказ
• в) отмена крепостничества в Прибалтике
• г) расширение свободы действий России против Ирана, Турции, Швеции
9. Укажите верное соответствие:
а)русско-турецкая война 1) Гюлистанский мир
6} война с Ираном 2) присоединение Финляндии к России
в) война IV коалиции 3) Бухарестский мир с Францией
г) война со Швецией 4) Тильзитский мир
• а) а-4
• б) 6-1
• в) в-2
• г) г-3
10. Назовите документ:
"Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян ... на волю и вместе с тем утвердить им участок земли... имеет Представить их при прошении своем ... к министру внутренних дел для рассмотрения..."
Ответы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.6 | 1.6 |
2. а | 2. в |
3.6 | 3. в |
4. в | 4. в |
5. в | 5.6 |
6. г | 6. а |
7. а | 7. 6 |
8. г | 8. а |
9. в | 9.6 |
10. Екатерина II 10. "Указ о вольных хлебопашцах"
Приложение №2
Изречения Николая I:
"Революция на пороге, но клянусь она не проникнет в Россию, пока я жив"
''В учение я видел одно принуждение, и учился без охоты ".
"Крепостное право, в нынешнем положение, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным".
"Четырнадцатого числа я буду государь или мертв". Из писем Николая I:
"Странная моя судьба: мне говорят, что я - один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что все что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жестокий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан чтобы мучиться"
Письмо написано брату Константину после восстания декабристов:
"Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я - император, но какой ценой, Боже мой! Ценой крови моих подданных"
Указом от 10 июля 1826 года даровал жизнь 31 декабристу, смягчил всем остальным степень наказания.
О Николае I:
С.М. Соловьев "Он хоте отрубить все головы, которые поднимались над общим уровнем".
"Николай 1 инстинктивно ненавидел просвещение...Он был воплощенное "не рассуждать", московский университет царь называл "волчьим гнездом"
А.Е. Пресняков "время Николая1 - эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти... в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии"
Ф.Тютчев
Не богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей.
И все дела твой и добрые и злые
Все ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Внутренняя политика Александра I"
Конспект урока в 8 классе по истории России 19 века. На уроке используется личностно-ориентированная технология....
Дистанционный урок "Внутренняя политика Александра I
Дистанционный урок "Внутренняя политика Александра I" для учащихся 8 классов...
Разработка урока: Внутренняя политика Александра I. 8 класс.
Разработка урока: Внутренняя политика Александра I. 8 класс....
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."...
Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах"
Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах может быть использован учителем при проведении урока истории в 8 классе....
ПРезентация к уроку "Внутренняя политика Александра 3"
Данная презентация сопровождает этапы урока...
Урок "Внутренняя политика Александра 1"
Методическая разработка урока истории...