В городе богини Афины
методическая разработка (история, 5 класс) по теме

Брижатая Ольга Андреевна

Урок предназначен для 5 класса, разработан с учетом возрастных особенностей и программы курса. Прилагается презентация к уроку с полным пояснением в плане-конспекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon brizhataya_o.a.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В городе богини Афины

Дата проведения урока: 18 февраля 2013 года

Учитель: Брижатая Ольга Андреевна

Класс: 5 «а»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: приобщение учащихся к образцам античной культуры

Задачи урока:

  1. Сформировать у ребят представление об особенностях повседневной жизни древних греков.
  2. Продолжить формирование умений учащихся анализировать предложенные факты и делать выводы.
  3. Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Основные понятия и термины: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон

Изучаемые личности: Фидий.

Оформление доски: дата, тема урока.

Оборудование:

Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И. «История древнего мира», ПК, презентация, раздаточный материал, доска, проектор

Ход урока.

  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку)
  2. Проверка полученных знаний по предыдущей теме
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление изученного на уроке нового материала
  5. Итоги урока

I. Организационный момент (1 минута).

Инструкция для учащихся:

  1. По ходу урока вам необходимо записывать понятия по теме в специальный терминологический словарь (приложение №1).
  2. Активные участники в течение урока будут получать жетоны, на которых изображен лавровый венок – символ победы (приложение №5)

II. Проверка полученных знаний по предыдущей теме с помощью разноуровневых заданий (7 минут)

На «5» - видео-кроссворд (Слайд №1-10)

На «4» - тест (приложение №4)

На «3» - карточки для слабоуспевающих учеников (приложение №3)

III. Изучение нового материала (Слайд №11) – 20 минут

План изучения нового материала:

1) Керамик

2) Агор’а

3) Акрополь

4) Жизнь афинянина

1) Печи Керамики

 «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, ты – осёл!» - говорили афиняне. Кривые и узкие немощёные улицы Керамика (район гончарных мастерских), с домами афинских ремесленников; гончаров, кузнецов, оружейников. Тротуаров не было, грязь, зловонные лужи, ночью нельзя было ходить без освещения. Тем не менее именно здесь создавались великолепные расписные вазы и гончарные изделия.

Вопросы к классу:

  1. Почему этот район города называется Керамик?
  2. Какие различия в росписи посуды наблюдались до побед над персами и после? Слайд №12

Наряду с дорогими расписными вазами в Керамике изготовляли и более дешёвую посуду: громадные глиняные бочки для зерна, сосуды для вина и масла, кувшины и чаши для воды.  

Ребята, а вы хотите узнать, кто же работал в гончарной мастерской? Откройте учебник на стр.168-169 (последний абзац) и ответьте на поставленный вопрос.

Работа с терминологическим словарем

кафран

Чаша для вина

ойнохоя

Кувшин для воды или для вина

кратер

Кувшин для смешивания воды и вина

гидрия

Сосуд для воды

лефик

Сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд

скифос

Чаша для вина (неразбавленного)

киаф

Черпак для разбавления вина

келик

Самая распространённая чаша для вина

пелика

Сосуд для хранения продуктов

2) Агор’а – главная площадь Афин

Большую часть свободного времена афиняне проводили на Агоре. В рыночные часы на площади было очень шумно. Торговцы зазывают покупателей криками, предлагая свои товары. Народу так много, что богатые афиняне приходят на рынок в сопровождении одного – двух рабов, расчищавших для господина путь. За порядком следят смотрители рынка, которым помогает рыночная стража.

Закончив с покупками, афиняне собирались дружными компаниями под портиками. Сидя на лавках, обсуждали последние новости, болтали о ерунде.

Работа с терминологическим словарем

портик

Полукрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны

А что было в другой части Агоры? Стр.170, 2 абзац. Слайд №13

Как вы думаете, мог ли представить себе афинянин день без посещения Агоры?

Минутка отдыха под греческую музыку

Инструкция для проведения физ.минутки:

Учащиеся стоят около своих парт, ритмично выполняют повороты головы, наклоны вперед и назад, вправо и влево.

3) На вершине Акрополя

Гости города, подплывая на корабле к Афинам, уже издалека могли видеть что-то сверкающее вдали, в лучах солнца. Это позолоченное копье 12 метровой статуи богини Афины - работа скульптора Фидия.

Эта скульптура, стоящая на высокой скале, сделанная из бронзы, была видна с большого расстояния. Греческие моряки, видя блеск шлема, знали, что родина рядом, что Афины близко.

Акрополь расположен па самой высокой скале 70-80 метров высоты.

В дни праздников на единственной дороге, ведущей на Акрополь, собирались все афиняне и гости города. По пути на Акрополь они могли видеть храм Ники.

А знаете ли вы, как изображали богиню Нику? Если нет, то посмотрите на слайд и скажите, чем отличаются эти 2 изображения? Слайд №14

Дело в том, что до войны с персами богиню победы Нику изображали с крыльями, т.к. удача изменчива и может улететь, куда угодно, а после побед над персами греки решили навсегда оставить победу у себя, «обрезав крылья».

За храмом богини Ники открывался прекрасный вид на Парфенон – храм, посвященный Афине-Деве. Слайд №15 

(«Парфенос» - по-греч. девушка) - самое высокое место на площади, 156 метров над уровнем моря. Парфенон стал не только даром богине Афине, но и символом победы над Персидской державой. Он является главным храмом всей Греции, т.к. служил хранилищем государственной казны.

Парфенон выстроен из лучшего в Греции мрамора, редкого и необычайного по своим качествам материала. В зависимости от освещения Парфенон меняет цвет на протяжении дня. Особенно красив храм Афины утром: золотистый, в неярких лучах восходящего солнца. В пасмурную дождливую погоду, когда на душе не весело, Парфенон становится серым и тусклым. Он окружен дорическими колоннами. Его фронтоны заполняли прекрасные статуи юношей и девушек (кариатилы) Представляя всю эту красоту,  невольно хочется спросить… А хотели бы вы побывать на одном из греческих праздников и пройти весь путь, которые совершали афиняне во время подъема на Акрополь?

Работа с терминологическим словарем

Керамик

Район гончарных мастерских

Агора

Главная площадь Афин

Акрополь

Холм с крутыми и обрывистыми склонами, вершину которого украшала статуя Афины.

Парфенон

Храм богини Афины

фронтон

Треугольное пространство между двумя скатами крыши и карниза

кариатиды

Каменные фигуры юных девушек

4) Жизнь афинянина

Просмотр слайдов № 16-21, ответ на вопросы.

Работа с терминологическим словарем

туника

Мужская нижняя одежда

гиматий

плащ

хитон

Женская нижняя одежда

IV. Закрепление изученного на уроке нового материала

Тест по новой теме (приложение №2) – 10 минут

Правильные ответы:   1А;  2Б;  3А;  4В;  5А;  6Б;  7Б;  8В;  9А;  10В.

V. Итог урока (2 минуты)

Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового, каждый для себя открыл Афины только с хорошей стороны! Я желаю Вам, когда вы станете взрослыми,  побывать в этом прекрасном городе и убедиться в том, что греки чтят свою историю и оберегают памятники  всемирной культуры.

  • Какие достопримечательности запомнились вам больше всего?
  • Где захотелось побывать в первую очередь?

Домашнее задание:

  1. пар.37, выучить новые термины из глоссария
  2. Приготовить сообщение о Перикле

Приложение №2

Тест: В городе богини Афины

  1. О каком городе греки говорили: «Если ты не восторгался им, то ты осёл»?

А) Афины;                 Б) Спарта;                В) Микены.

  1. «Узкие улочки, глухие стены домов с запертыми калитками». Как назывался этот район Афин?

А) Эрехтейон;            Б) Керамик;             В) Акрополь.

  1. Сосуд для вина и масла с двумя ручками – это      

А) амфора;                 Б) пифос;                 В) портик

  1. Главная площадь Афин – это    

А) Керамик;               Б) Акрополь;           В) Агора.

  1.  Что находилось на вершине Акрополя?    

А) статуя Афины;     Б) гончарные мастерские;     В) здание суда

  1. Как звали скульптора, который создал статую Афины?  

А) Геродот;               Б) Фидий;                 В) Мирон

  1. Главный храм богини Афины – это    

А) Эрехтейон;           Б) Парфенон;           В) Акрополь

  1. Что из перечисленного не входило в одежду греков?    

А) плащ;      Б) хитон;        В) длинные штаны

  1. Что пили древние греки?    

А) вино, смешанное с водой;      Б) чай;        В) какао.

  1. Чем пользовались во время еды греки?      

А) вилками;          Б) палочками;           В) руками.

Приложение №1

Термин

Понятие

кафран

Чаша для вина

ойнохоя

Кувшин для воды или для вина

кратер

Кувшин для смешивания воды и вина

гидрия

Сосуд для воды

лефик

Сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд

скифос

Чаша для вина (неразбавленного)

киаф

Черпак для разбавления вина

келик

Самая распространённая чаша для вина

пелика

Сосуд для хранения продуктов

портик

Полукрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны

Керамик

Район гончарных мастерских

Агора

Главная площадь Афин

Акрополь

Холм с крутыми и обрывистыми склонами, вершину которого украшала статуя Афины.

Парфенон

Храм богини Афины

фронтон

Треугольное пространство между двумя скатами крыши и карниза

кариатиды

Каменные фигуры юных девушек

туника

Мужская нижняя одежда

гиматий

плащ

хитон

Женская нижняя одежда

Термин

Понятие

кафран

ойнохоя

кратер

гидрия

лефик

скифос

киаф

келик

пелика

портик

Керамик

Агора

Акрополь

Парфенон

фронтон

кариатиды

туника

гиматий

хитон

 

Приложение №3

Карточка №1

Впишите недостающие слова.

До семи лет греческий мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не  занимался. В семь лет его передавали __________ (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий»). Он ежедневно водил мальчика в школу. В школах учили _________, __________, __________ и рисовать. Прививали любовь к стихам _________. Писали греческие школьники на натертых воском _________. Буквы выдавливали металлической или костяной палочкой –  __________. С 12  лет мальчики начинали посещать ___________, где занимались гимнастикой – борьбой, _________, прыжками, метанием _______ и ________. Взрослые афиняне посещали _________.

Приложение №4

Решите тест

1.В Афинах педагогами называли:

А) школьных учителей

Б) домашних рабов, отводивших мальчика в школу

В) ученых, преподававших в гимнасиях

2.Греческие дети начинали посещать школу:

А) с 7 лет  

Б) с 8 лет

В) с 9 лет

3. Дощечка, натертая воском  на которой писали греческие ученики называлась:

А) стиль  Б) диптих    В) палестра

4. В греческих школах обучались:

А) мальчики и девочки

Б) только девочки

В) только мальчики

5. Школа, где греческие ученики обучались гимнастике, называлась:

А) палестра   Б) диптих   В) гимнасия

6. Палочка для письма в греческих школах называлась:

А) диптих   Б) палестра   В) стиль

7. Какой греческий скульптор создал статую «Копьеносец»?

А) Поликлет   б) Гомер  в) Мирон

8. В гимнасиях обучали:

А) письму, чтению, счету

Б) борьбе, бегу, прыжкам

В) красноречию

9. Как звали знаменитого греческого  историка - описавшего войны греков с персами, еще  известного как «отец истории»:

А) Геродот   Б) Гиппократ   В) Сократ

10. Знаменитый греческий врач:

А) Гиппократ   Б) Сократ   В) Пифагор

 Приложение №5  (лавровый венок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)

Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....

Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс

Разработка урока и презентация к нему....

Презентация "Древнегреческая керамика" к уроку "В городе богини Афины"

Презентацию можно использовать на уроке истории в 5 классе "В городе богини Афины", когда изучается район Керамик....

В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...

Презентация "В городе богини Афины"

Данная презентация используется на уроке в 5 классе. Презентация имеет анимационную часть, которая может быть использована как для закрепления изученного материала, так и для проверки на следующем уро...

Презентация по истории Древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "В городе богини Афины"

Тема урока: В городе богини Афины.Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: заочное путешествие.Цель урока: Сформировать представление о том, что V-VI вв. до н.э. время не только развития...

разработка урока "В городе богини Афины"

Разработка урока для учащихся 5 класса, требующая от учащихся не только знание содержание параграфов, но и умения работать с картой, рассуждать и предлагать творческие решения при решении учебных зада...