В городе богини Афины
методическая разработка (история, 5 класс) по теме
Урок предназначен для 5 класса, разработан с учетом возрастных особенностей и программы курса. Прилагается презентация к уроку с полным пояснением в плане-конспекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brizhataya_o.a.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В городе богини Афины
Дата проведения урока: 18 февраля 2013 года
Учитель: Брижатая Ольга Андреевна
Класс: 5 «а»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: приобщение учащихся к образцам античной культуры
Задачи урока:
- Сформировать у ребят представление об особенностях повседневной жизни древних греков.
- Продолжить формирование умений учащихся анализировать предложенные факты и делать выводы.
- Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Основные понятия и термины: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон
Изучаемые личности: Фидий.
Оформление доски: дата, тема урока.
Оборудование:
Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И. «История древнего мира», ПК, презентация, раздаточный материал, доска, проектор
Ход урока.
- Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку)
- Проверка полученных знаний по предыдущей теме
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного на уроке нового материала
- Итоги урока
I. Организационный момент (1 минута).
Инструкция для учащихся:
- По ходу урока вам необходимо записывать понятия по теме в специальный терминологический словарь (приложение №1).
- Активные участники в течение урока будут получать жетоны, на которых изображен лавровый венок – символ победы (приложение №5)
II. Проверка полученных знаний по предыдущей теме с помощью разноуровневых заданий (7 минут)
На «5» - видео-кроссворд (Слайд №1-10)
На «4» - тест (приложение №4)
На «3» - карточки для слабоуспевающих учеников (приложение №3)
III. Изучение нового материала (Слайд №11) – 20 минут
План изучения нового материала:
1) Керамик
2) Агор’а
3) Акрополь
4) Жизнь афинянина
1) Печи Керамики
«Если ты был в Афинах и не восторгался ими, ты – осёл!» - говорили афиняне. Кривые и узкие немощёные улицы Керамика (район гончарных мастерских), с домами афинских ремесленников; гончаров, кузнецов, оружейников. Тротуаров не было, грязь, зловонные лужи, ночью нельзя было ходить без освещения. Тем не менее именно здесь создавались великолепные расписные вазы и гончарные изделия.
Вопросы к классу:
- Почему этот район города называется Керамик?
- Какие различия в росписи посуды наблюдались до побед над персами и после? Слайд №12
Наряду с дорогими расписными вазами в Керамике изготовляли и более дешёвую посуду: громадные глиняные бочки для зерна, сосуды для вина и масла, кувшины и чаши для воды.
Ребята, а вы хотите узнать, кто же работал в гончарной мастерской? Откройте учебник на стр.168-169 (последний абзац) и ответьте на поставленный вопрос.
Работа с терминологическим словарем
кафран | Чаша для вина |
ойнохоя | Кувшин для воды или для вина |
кратер | Кувшин для смешивания воды и вина |
гидрия | Сосуд для воды |
лефик | Сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд |
скифос | Чаша для вина (неразбавленного) |
киаф | Черпак для разбавления вина |
келик | Самая распространённая чаша для вина |
пелика | Сосуд для хранения продуктов |
2) Агор’а – главная площадь Афин
Большую часть свободного времена афиняне проводили на Агоре. В рыночные часы на площади было очень шумно. Торговцы зазывают покупателей криками, предлагая свои товары. Народу так много, что богатые афиняне приходят на рынок в сопровождении одного – двух рабов, расчищавших для господина путь. За порядком следят смотрители рынка, которым помогает рыночная стража.
Закончив с покупками, афиняне собирались дружными компаниями под портиками. Сидя на лавках, обсуждали последние новости, болтали о ерунде.
Работа с терминологическим словарем
портик | Полукрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны |
А что было в другой части Агоры? Стр.170, 2 абзац. Слайд №13
Как вы думаете, мог ли представить себе афинянин день без посещения Агоры?
Минутка отдыха под греческую музыку
Инструкция для проведения физ.минутки:
Учащиеся стоят около своих парт, ритмично выполняют повороты головы, наклоны вперед и назад, вправо и влево.
3) На вершине Акрополя
Гости города, подплывая на корабле к Афинам, уже издалека могли видеть что-то сверкающее вдали, в лучах солнца. Это позолоченное копье 12 метровой статуи богини Афины - работа скульптора Фидия.
Эта скульптура, стоящая на высокой скале, сделанная из бронзы, была видна с большого расстояния. Греческие моряки, видя блеск шлема, знали, что родина рядом, что Афины близко.
Акрополь расположен па самой высокой скале 70-80 метров высоты.
В дни праздников на единственной дороге, ведущей на Акрополь, собирались все афиняне и гости города. По пути на Акрополь они могли видеть храм Ники.
А знаете ли вы, как изображали богиню Нику? Если нет, то посмотрите на слайд и скажите, чем отличаются эти 2 изображения? Слайд №14
Дело в том, что до войны с персами богиню победы Нику изображали с крыльями, т.к. удача изменчива и может улететь, куда угодно, а после побед над персами греки решили навсегда оставить победу у себя, «обрезав крылья».
За храмом богини Ники открывался прекрасный вид на Парфенон – храм, посвященный Афине-Деве. Слайд №15
(«Парфенос» - по-греч. девушка) - самое высокое место на площади, 156 метров над уровнем моря. Парфенон стал не только даром богине Афине, но и символом победы над Персидской державой. Он является главным храмом всей Греции, т.к. служил хранилищем государственной казны.
Парфенон выстроен из лучшего в Греции мрамора, редкого и необычайного по своим качествам материала. В зависимости от освещения Парфенон меняет цвет на протяжении дня. Особенно красив храм Афины утром: золотистый, в неярких лучах восходящего солнца. В пасмурную дождливую погоду, когда на душе не весело, Парфенон становится серым и тусклым. Он окружен дорическими колоннами. Его фронтоны заполняли прекрасные статуи юношей и девушек (кариатилы) Представляя всю эту красоту, невольно хочется спросить… А хотели бы вы побывать на одном из греческих праздников и пройти весь путь, которые совершали афиняне во время подъема на Акрополь?
Работа с терминологическим словарем
Керамик | Район гончарных мастерских |
Агора | Главная площадь Афин |
Акрополь | Холм с крутыми и обрывистыми склонами, вершину которого украшала статуя Афины. |
Парфенон | Храм богини Афины |
фронтон | Треугольное пространство между двумя скатами крыши и карниза |
кариатиды | Каменные фигуры юных девушек |
4) Жизнь афинянина
Просмотр слайдов № 16-21, ответ на вопросы.
Работа с терминологическим словарем
туника | Мужская нижняя одежда |
гиматий | плащ |
хитон | Женская нижняя одежда |
IV. Закрепление изученного на уроке нового материала
Тест по новой теме (приложение №2) – 10 минут
Правильные ответы: 1А; 2Б; 3А; 4В; 5А; 6Б; 7Б; 8В; 9А; 10В.
V. Итог урока (2 минуты)
Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового, каждый для себя открыл Афины только с хорошей стороны! Я желаю Вам, когда вы станете взрослыми, побывать в этом прекрасном городе и убедиться в том, что греки чтят свою историю и оберегают памятники всемирной культуры.
- Какие достопримечательности запомнились вам больше всего?
- Где захотелось побывать в первую очередь?
Домашнее задание:
- пар.37, выучить новые термины из глоссария
- Приготовить сообщение о Перикле
Приложение №2
Тест: В городе богини Афины
- О каком городе греки говорили: «Если ты не восторгался им, то ты осёл»?
А) Афины; Б) Спарта; В) Микены.
- «Узкие улочки, глухие стены домов с запертыми калитками». Как назывался этот район Афин?
А) Эрехтейон; Б) Керамик; В) Акрополь.
- Сосуд для вина и масла с двумя ручками – это
А) амфора; Б) пифос; В) портик
- Главная площадь Афин – это
А) Керамик; Б) Акрополь; В) Агора.
- Что находилось на вершине Акрополя?
А) статуя Афины; Б) гончарные мастерские; В) здание суда
- Как звали скульптора, который создал статую Афины?
А) Геродот; Б) Фидий; В) Мирон
- Главный храм богини Афины – это
А) Эрехтейон; Б) Парфенон; В) Акрополь
- Что из перечисленного не входило в одежду греков?
А) плащ; Б) хитон; В) длинные штаны
- Что пили древние греки?
А) вино, смешанное с водой; Б) чай; В) какао.
- Чем пользовались во время еды греки?
А) вилками; Б) палочками; В) руками.
Приложение №1
Термин | Понятие |
кафран | Чаша для вина |
ойнохоя | Кувшин для воды или для вина |
кратер | Кувшин для смешивания воды и вина |
гидрия | Сосуд для воды |
лефик | Сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд |
скифос | Чаша для вина (неразбавленного) |
киаф | Черпак для разбавления вина |
келик | Самая распространённая чаша для вина |
пелика | Сосуд для хранения продуктов |
портик | Полукрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны |
Керамик | Район гончарных мастерских |
Агора | Главная площадь Афин |
Акрополь | Холм с крутыми и обрывистыми склонами, вершину которого украшала статуя Афины. |
Парфенон | Храм богини Афины |
фронтон | Треугольное пространство между двумя скатами крыши и карниза |
кариатиды | Каменные фигуры юных девушек |
туника | Мужская нижняя одежда |
гиматий | плащ |
хитон | Женская нижняя одежда |
Термин | Понятие |
кафран | |
ойнохоя | |
кратер | |
гидрия | |
лефик | |
скифос | |
киаф | |
келик | |
пелика | |
портик | |
Керамик | |
Агора | |
Акрополь | |
Парфенон | |
фронтон | |
кариатиды | |
туника | |
гиматий | |
хитон |
Приложение №3
Карточка №1 |
Впишите недостающие слова. |
До семи лет греческий мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. В семь лет его передавали __________ (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий»). Он ежедневно водил мальчика в школу. В школах учили _________, __________, __________ и рисовать. Прививали любовь к стихам _________. Писали греческие школьники на натертых воском _________. Буквы выдавливали металлической или костяной палочкой – __________. С 12 лет мальчики начинали посещать ___________, где занимались гимнастикой – борьбой, _________, прыжками, метанием _______ и ________. Взрослые афиняне посещали _________. |
Приложение №4
Решите тест
1.В Афинах педагогами называли:
А) школьных учителей
Б) домашних рабов, отводивших мальчика в школу
В) ученых, преподававших в гимнасиях
2.Греческие дети начинали посещать школу:
А) с 7 лет
Б) с 8 лет
В) с 9 лет
3. Дощечка, натертая воском на которой писали греческие ученики называлась:
А) стиль Б) диптих В) палестра
4. В греческих школах обучались:
А) мальчики и девочки
Б) только девочки
В) только мальчики
5. Школа, где греческие ученики обучались гимнастике, называлась:
А) палестра Б) диптих В) гимнасия
6. Палочка для письма в греческих школах называлась:
А) диптих Б) палестра В) стиль
7. Какой греческий скульптор создал статую «Копьеносец»?
А) Поликлет б) Гомер в) Мирон
8. В гимнасиях обучали:
А) письму, чтению, счету
Б) борьбе, бегу, прыжкам
В) красноречию
9. Как звали знаменитого греческого историка - описавшего войны греков с персами, еще известного как «отец истории»:
А) Геродот Б) Гиппократ В) Сократ
10. Знаменитый греческий врач:
А) Гиппократ Б) Сократ В) Пифагор
Приложение №5 (лавровый венок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)
Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....
Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс
Разработка урока и презентация к нему....
Презентация "Древнегреческая керамика" к уроку "В городе богини Афины"
Презентацию можно использовать на уроке истории в 5 классе "В городе богини Афины", когда изучается район Керамик....
В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...
Презентация "В городе богини Афины"
Данная презентация используется на уроке в 5 классе. Презентация имеет анимационную часть, которая может быть использована как для закрепления изученного материала, так и для проверки на следующем уро...
Презентация по истории Древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "В городе богини Афины"
Тема урока: В городе богини Афины.Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: заочное путешествие.Цель урока: Сформировать представление о том, что V-VI вв. до н.э. время не только развития...
разработка урока "В городе богини Афины"
Разработка урока для учащихся 5 класса, требующая от учащихся не только знание содержание параграфов, но и умения работать с картой, рассуждать и предлагать творческие решения при решении учебных зада...