методы интерактивного обучения
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Морозова Татьяна Вячеславовна

Методический материал включает в себя  активные и интерактивные методы преподавания  на уроках истории и обществоведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_interaktivnye_metody.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:

Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

3) Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия хх в. Там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.

Исследования проведенные в 80-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.

Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут проследить практически все педагоги.

С другой стороны, несмотря на свою спорность, “Пирамида” дает богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Тенденция отраженная в “Пирамиде” верно отражает высокий потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”.

Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так называемая “таксономия Блума” - таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов по определенным критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает, что уровень знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.

Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни обучения.

Использование интерактивного методов в преподавании истории и обществознания.

Задачи школы:

  • ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
  • самостоятельно критический мыслить;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах;
  • работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Интерактивное обучение - диалоговое обучение

«Учитель – ученик»

«Учитель – группа»

«Ученик – ученик»

«Ученик- группа учащихся»

«Ученик – аудитория»

«Группа учащихся – аудитория»

«Ученик – компьютер»

Методы интерактивного обучения:

  • «Мозговой штурм»;
  • Дискуссия;
  • Деловая игра;
  • Ролевая игра;
  • Метод «Синквейна»
  • Игры, игровые элементы

Мозговой штурм - Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель метода: Поиск путей решения какой либо проблемы.

Задачи:

  • Включение в работу всех членов группы.
  • Определение уровня знаний и основных интересов участников.
  • Активизация творческого потенциала участников.
  • Правила проведения мозгового штурма:
  • Называя идеи, нельзя повторяться.
  • Чем больше список идей, тем лучше.
  • Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы.
  • Идеи не оцениваются и не критикуются.

Роль учителя:

  • Определяет направление и тему мозгового штурма.
  • Фиксирует идеи, высказанные участниками.
  • Держится в стороне от дискуссии.

Дискуссия - Определяет направление и тему мозгового штурма.

Фиксирует идеи, высказанные участниками.

Держится в стороне от дискуссии.

Формы дискуссионного диалога:

  • круглый стол;
  • экспертные группы;
  • форум;
  • симпозиум;
  • дебаты;
  • «судебное заседание»;
  • «аквариум»

Цель: Решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе общения.

Задачи:

  • Обучение участников анализу реальных ситуаций.
  • Формирование навыков формирования проблемы.
  • Развитие умения воздействовать с другими участниками.
  • Демонстрация многозначимости решения различных проблем.

Роль учителя:

  • Обозначение проблемы.
  • Побуждение к дискуссии всех участников.
  • Сбор различных мнений и аргументов.
  • Выделение общих точек зрения и важных пунктов.
  • Подведение итога групповой дискуссии.
  • Сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария.

Ролевая игра - ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль.

  • Компоненты ролевой игры:
  • Моделирование
  • Инструктаж
  • Подкрепление

Моделирование - формирование  эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой ситуации.

Инструктаж - вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.

Подкрепление - поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

Задачи:

  • Предоставить участникам возможность применять новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальным.
  • Показать, как поведение участников влияет на окружающих.
  • Дать возможность испытать новые чувства, мысли, идеи.
  • Побудить к работе , обеспечить обратную связь со стороны членов групп.

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – название темы,

2 строка – определение темы в двух прилагательных,

3 строка –  3 глагола, показывающие действия в рамках темы,

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме,

5 строка – завершение темы, синоним первого слова.

Элементы игровых ситуаций:

  • Кроссворды;
  • «Интервью с историческим героем»;
  • «Найди ошибку»;
  • «Аукцион имен»
  • «Отгадай термин, героя и событие»
  • «Три предложения»

Использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. Есть “Плюсы” и “минусы” применения пассивных и интерактивных методов. Важно выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.

 Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Предлагается очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.

3.2. Деловые.

3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.

4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.

5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.

7.2. Ученик в роли учителя.

7.3. Работа с наглядным пособием.

7.4. Каждый учит каждого.

8. Работа с документами (а также в ней).

8.1. Составление документов.

8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).

9.1 ПОПС – формула.

9.2. Проектный метод.

9.3 Шкала мнений.

9.4. Дискуссия.

9.5. Дебаты.

9.6. Симпозиум.

10. Разрешение проблем (а также).

10.1. Мозговой штурм.

10.2. Дерево решений.

10.3. Переговоры и медиация.

Техника  интерактивного  обучения

В научно-методической литературе немало статей, посвященных интерактивным методам обучения. Меня, как учителя привлекает нестандартное, основанное на интересе и приносящее удовлетворение всем участникам педагогического процесса обучение.

Оно проходит в формате  Субъект – Субъект . Существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над учебной задачей, а учитель - КООРДИНАТОР. Он  направляет их работу. Помогает разработать стратегию поиска, контролирует при необходимости промежуточные этапы как индивидуальной работы, так и деятельности учебной группы.

Коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее .Ярким примером данного тезиса являются интеллектуальные командные игры: «Что? Где? Когда?»,  « Брейн - ринг» и другие, когда в считанные минуты группа единомышленников решает сложнейшие задачи, которые одиночке не под силу в течение гораздо более длительного времени. Но дело не только в этом. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается СОТРУДНИЧЕСТВОМ, СОТВОРЧЕСТВОМ. Здесь каждый работает на каждого.  Учащиеся в ходе обсуждения  вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера В группе даже отстающие ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества. УЧАТСЯ СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА.

С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою  тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

Действительно место учителя принципиально  меняется. Он и арбитр и консультант, и эксперт. Это повышает ответственность, необходимость быть всесторонне готовым к уроку. На уроках зачастую я умышленно создаю перед группами «тупиковые» ситуации, которые иногда требуют вмешательства учителя. В данном случае «запрос» о новых знаниях идет от учеников. Но ни в коем случае, подойдя к группе, учитель не подсказывает, а направляет ее дальнейший поиск.

Вторая проблема - оценка знаний. Как оценить вклад каждого ученика при работе в группах? Во- первых, необходимо приучить ребят работать не ради оценки, а получать удовлетворение от новых, приобретенных в ходе сотворчества знаний. Во- вторых, регулярные фронтальные опросы, разнообразные формы контроля на последующих уроках дадут возможность оценить каждого персонально.

Третья проблема – качество приобретенных знаний. В самом деле, если учитель в ходе решения задач занимает позицию стороннего  наблюдателя, не будет постоянно координировать работу группы, то в итоге у учеников появятся «вульгаризированные « знания.

 ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ  В  ГРУППАХ

Выполнение учебной задачи требует соблюдения нескольких  условий: 1. Группа получает четко и конкретно сформулированную учебную задачу с вполне предсказуемым результатом. 2.Обеспечение оборудованием для решения задач в виде учебников, документов, дополнительной литературы: справочной, историко-обществоведческой. 3. Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и   т д.

На мой взгляд, ни в коем случае нельзя допускать авторитарного назначения «сверху» лидера команды. Он определяется самой группой и выявляется в ходе поиска  поставленной учебной цели. «Мотором» команды не обязательно становится «эрудит». Чаще всего такой ученик не обладает организаторскими способностями. Хотя в группе авторитет «эрудита» высок. А новой психологической атмосфере этот ученик уже не стесняется своих знаний и оказывает существенную помощь команде.

Комплектование групп, особенно в старших классах, также должно проходить по инициативе самих  учеников. Психологический климат в таких группах намного выше.

Количественный состав группы. Удобнее всего в состав группы включить 4 ученика. Иногда условия учебной задачи выдвигают и другие требования к численному составу группы. Максимальное число участников не должно быть выше шести.

Итак, группы работают. У учителя есть возможность пообщаться не совсем классом, а с группой из 4-6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда нескольких слов достаточно, чтобы помочь ученикам найти более успешное продолжение своей работы. Не готовый ответ. Переходя  от группы к группе необходимо похвалить ребят за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным ученикам сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли :САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ-  ЭТО  ИНТЕРЕСНО И  НЕОБХОДИМО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...

Формирование ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания на уроках физики и математики.

Обобщение опыта работы учителя физики и математики по формированию ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания на уроках физики и математики....

Использование методов интерактивного обучения для формирования компетентностей учащихся с ОВЗ на уроках математики

P { margin-bottom: 0.21cm; } Современный урок пронизан духом творческой непредсказуемости. А школа, как и культура, питается талантами. От профессионализма учителя, его компетентности зависит не ...

методы интерактивного обучения

Методический материал включает в себя  активные и интерактивные методы преподавания  на уроках истории и обществоведения....

Мастер класс "Использование методов интерактивного обучения"

Использование методов интерактивного обучения на уроках химии...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Научно-методическая статья по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ"...