Урок "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Урок истории России в 8 классе с использованием интерактивных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1812_2.docx | 24.44 КБ |
otechestvennaya_voyna_1812.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Отечественная война 1812 года».
Цель урока: изучение событий Отечественной войны 1812 года.
Задачи урока:
- формировать представление учащихся о последовательности, ходе войны, ее историческом значении;
- воспитывать чувство гордости и сопричастности к нашей истории на примере героизма и самоотверженности исторических лиц;
- развивать познавательные интересы, умение ставить цель, действовать по плану, навыки поиска и анализа информации, умение работать в группе, вступать в диалог, аргументировать ответ.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
-воспитание патриотизма;
- готовность к самообразованию и саморазвитию;
- формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;
-формирование уважительного и бережного отношения к истории нашего народа;
Коммуникативные УУД:
- обучение навыкам коммуникативной компетентности;
- умение аргументировать точку зрения, логически обосновывать выводы;
Регулятивные УУД:
- применять условные схемы, диаграммы и карты для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
-работать в группе по решению общих учебных задач;
- владеть первичными навыками учебной исследовательской и проектной деятельности.
Оборудование урока: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. XIX век. 8 класс», карта "Отечественная война 1812 года", учебник, раздаточный материал (рабочий лист, текст стихотворения "Бородино", иллюстрации, листы А-3, маркеры), презентация, мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация темы.
Учитель: - Мне хочется начать урок с очень известных строк:
"Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?"
-Узнали?
- О какой войне говорится в стихотворении?
- Тема нашего урока "Отечественная война 1812 года". Слайд 1.
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Ответы учащихся, которые формулируют цели и задачи урока:
-изучить события Отечественной войны;
-познакомиться с героями войны;
-подробнее узнать о ходе Бородинской битвы.
Учитель: - С кем пришлось воевать России в 1812 году?
-А почему война называется Отечественной?
-Я обобщу: французы воевали за деньги, а русские за Отечество!
- В процессе работы мы узнаем, как россияне отстояли Родину.
3. Изучение нового материала (с опорой на знания предыдущего материала и изучение новой информации).
-Наша следующая задача - выяснить причины войны. Для этого вспомним изученную тему "Внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 годах".
-В какой союз входила Россия в начале 19 века?
-Какой договор был вынужден подписать Александр 1 с Наполеоном после Аустерлица?
-Напомните условия договора?
-Соблюдала ли Россия эти условия?
-Какой вывод о причинах войны 1812 года можно сделать?
Ответы детей.
Работа с рабочим листом и учебником (по вариантам):
1 вариант - запишите в рабочем листе причины войны.
2 вариант - цели Наполеона в этой войне.
Работа с картой:
-А теперь мы отправимся по следам за французской и русской армий. Слайд 2.
12 июня 1812 года войска Наполеона (обозначены синими стрелками) перешли границу России по реке Неман. Русские войска (обозначены красными стрелками) были разделены на три армии, т.к. не знали замысла Наполеона.
Работа с учебником и рабочим листом:
С помощью учебника на с. 24 выполните задание по вариантам (1-2 группы - 1 вариант, 3-5 группы - 2 вариант).
-Обменяемся информацией:
-Какой вывод о соотношении сил русских и французов мы можем сделать?
-Что же нужно было сделать русским людям, чтобы победить врага?
-Как говорил Суворов, не числом, а умением бить врага.
Итак, мы рассмотрели начало войны. А теперь узнаем, как славно воевали наши предки 200 лет назад.
Учитель: - Отечественную войну мы условно разделим на несколько этапов. (Учащиеся отмечают этапы с помощью схемы на слайде и карты в своих рабочих листах.)
Слайды 3-12:
- Сражение за Смоленск
- Совет в Филях
- Тарутинский маневр
- Завершение войны
Организация групповой работы для выполнения мини - проекта "Дорогами войны":
- Каждая группа получила инструкцию и необходимый материал. В группе изучите инструкцию и выполните работу, внесите данные на лист А-3. Подготовьте 1 человека для представления работы. Время работы - не более 10 минут.
Учащиеся в группах по инструкции выполняют задание. Анализируют информацию, оформляют данные, готовятся к презентации.
Представление проекта:
Группы поочередно защищают свою работу, подводят итог каждого этапа. Учитель комментирует, используя отрывки из стихов Пушкина.
Учитель: - Война закончилась победой русского народа. А мы закончили наш проект. И я скажу словами Кутузова, которые он произнес на границе России перед войсками: "Спасибо, братцы! Вы славно послужили Отечеству!"
- Сейчас мы побываем на Бородинском поле и узнаем о подвиге и славе русских воинов. Слайд 14.
-А вот перед нами два полководца. Слайд 15.
- Михаил Илларионович Кутузов: жест величавый и властный. Он знает, что здесь решается судьба России.
- Наполеон Бонапарт: он напряжен и сжат. Художник передал в его позе неуверенность. 7 часов идет бой. Наполеон вскрикнул: "Я вижу мертвых русских, но не вижу побежденных русских!"
- Но лучше всего нам услышать рассказ очевидца - старого воина, от имени которого идет повествование в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".
Работа с текстом стихотворения (http://borodino.hrest.info)
-Какие слова произнес полковник в день битвы?
-В Санкт - Петербурге в Зимнем дворце есть портретная галерея знаменитых героев Отечественной войны 1812 года. Это лишь малая часть портретов. Слайд 16.
В другой Отечественной войне 1941-1945 гг. во время битвы за Москву политрук Василий Клочков произнес слова, ставшие крылатыми: "Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!"
- С гордостью хочу отметить, что наши земляки-казаки прославили Дон и Россию в этой войне. Слайд 17.
- Портрет атамана М.И. Платова тоже находится в галерее. А в честь победы над Наполеоном и возвращения казаков на Дон, в 1817 году построена эта триумфальная арка. Слайд 17.
-Какие рода войск принимали участие в битве? Слайд 18.
-Каким оружием сражались?
(Сабли, мушкеты, штыки, приклад, пушки, ядра, картечь)
-"Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый…" Слайд 19.
- Французы захватили укрепления генерала Н.Н. Раевского, и он поднял в рукопашный бой своих воинов, вместе с ним в атаку пошли и его юные сыновья. Батарея была отбита у французов. Слайд 20.
Заполнение рабочего листа.
На с. 27 учебника найдите данные о потерях в Бородинской битве. Запишите их в рабочем листе в таблицу № 2.
4. Подведение итогов.
- Чуть позже Наполеон скажет: "Из 50 сражений, данных мной, самое страшное - то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские - достойными быть непобедимыми".
- Как вы понимаете эти слова?
- Что же помогло русским богатырям стать непобедимыми в страшной битве?
(Честь, мужество, вера, единство, любовь к Родине).
5.Оценивание работы учащихся: самооценка, оценивание работы в группе.
6. Домашнее задание: по выбору учащихся:
- сообщение об участии донских казаков в войне 1812 года;
- работа с заданиями к документам параграфа 4;
- рассказ об одном герое войны 1812 года.
Закончить урок рекомендую материалом « Бородинская битва. Гимн русскому воинству 1812 года». (www.youtube.com).
Список информационных источников:
http://www.ug.ru; http://fortee.ru; http://rutracker.org; http://www.museum.ru; http://www.donland.ru; www.youtube.com; http://doc-videos.ru; http://homeland-war.ucoz.ru; http://borodino.hrest.info; http://images.yandex.ru; http://oneginpushkin.narod.ru;
Приложение
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Отечественная война 1812 года
Причины войны 1812г:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели войны:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели воюющих сторон | |
французы | русские |
Расстановка сил к началу войны: | Бородинское сражение 26 августа 1812г | |||
Французская армия | Русская армия | Французская армия | Русская армия | |
Было: | Было: | |||
Потери: | Потери: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"
Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....
"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")
8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....
урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!
Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....