диагностическая работа
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) по теме

Чуйко Ольга Николаевна

Дигностическая работа по истории 11 класс(10 вариантов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskaya_rabota_po_istorii_11_klass.doc588.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочно - диагностическая работа по истории России для учащихся 11 классов.

Вариант №1.

Часть 1.

A1

Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана IV?

1)

1223 г., 1240 г.

2)

1478 г., 1485 г.

3)

1510 г., 1521 г.

4)

1552 г., 1556 г.

A2

Одним из первых древнерусских каменных храмов был собор

1)

Успенский в Москве

2)

Софийский в Киеве

3)

Покровский в Москве

4)

Дмитриевский во Владимире

A3

Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси, участвовавший в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?

1)

рекруты

2)

рядовичи

3)

стрельцы

4)

дружина

 

A4

Великий князь Владимирский в конце XIII в. - XIV в. приобретал право на княжение при условии

1)

согласия Земского собора

2)

согласия Боярской думы

3)

передачи этого права от отца к сыну

4)

получения ярлыка в Орде

A5

Сенат, Синод, коллегии появились в России в

1)

XVI в.

2)

XVII в.

3)

XVIII в.

4)

XIX в.

A6

Кто из деятелей XVIII в. прошел путь от денщика Петра I до светлейшего князя, генералиссимуса?

1)

А.Г. Орлов

2)

Г.А. Потемкин

3)

А.Д. Меншиков

4)

П.А. Румянцев

A7

Грамота с прошением или жалобой, подаваемая на имя царя, воеводы, называлась

1)

приказом

2)

уложением

3)

челобитной

4)

реляцией

A8

Период правления Анны Иоанновны вошел в историю как

1)

правление семибоярщины

2)

бироновщина

3)

правление верховников

4)

аракчеевщина

A9

В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право

1)

лично выбирать и назначать наследника

2)

выбирать наследника вместе с Сенатом

3)

передавать престол строго по наследству

4)

передавать престол только по мужской линии

А10

Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к какому веку относятся описанные события.

«Тогда стали у нас друг против друга два миросозерцания, два враждебных порядка понятий и чувств. Русское общество разделилось на два лагеря, на почитателей родной старины и приверженцев новизны, т. е. иноземного, западного. Руководящие классы общества, оставшиеся в ограде православной церкви, стали проникаться равнодушием к родной старине, во имя которой ратовал раскол, и тем легче отдавались иноземному влиянию. Старообрядцы, выкинутые за церковную ограду, стали тем упорнее ненавидеть привозные новшества, приписывая им порчу древнеправославной русской церкви. Это равнодушие одних и эта ненависть других вошли в духовный состав русского общества как новые пружины <…> тянувшие людей в разные стороны».

1)

XVI в.

2)

XVII в.

3)

XV в.

4)

XIX в.

Часть 2

B1

Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления в отечественной культуре. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в таблицу ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А)

Кунсткамера

Б)

парсуна

В)

фреска

Г)

лицей

B2

Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами (без пробелов и каких-либо символов).

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

А)

Владимир Мономах

1)

разгром половцев

Б)

Владимир Святославич

2)

объединение Киева и Новгорода

В)

Ярослав Мудрый

3)

восстание древлян

Г)

Игорь Старый

4)

крещение Руси

5)

принятие «Русской правды»

Часть 3

C1

Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры войн, походов и экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трёх примеров).


Вариант № 2

Часть 1.

A1

Даты 1825 г., 1855 г., 1881 г., 1894 г. относятся к

1)

процессу освобождения крестьян от крепостной зависимости

2)

началу царствований российских императоров

3)

реформам государственного управления

4)

началу военных кампаний

A2

Кто из перечисленных ниже лиц прославился в годы Крымской войны 1853 – 1856 гг.?

1)

А.В. Суворов

2)

П.С. Нахимов

3)

С.О. Макаров

4)

А.Н. Куропаткин

A3

Как называлось в России первой половины XIX в. сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?

1)

мещане

2)

купцы

3)

бояре

4)

дворяне

A4

Издание указа об «обязанных крестьянах», проведение П.Д. Киселевым реформы государственных крестьян, работа Секретных комитетов для разработки проектов улучшения положения крепостных крестьян – относятся к царствованию

1)

Павла I

2)

Николая I

3)

Александра III

4)

Николая II

A5

Что было одной из причин неудач «хождения в народ» в 1874 г.?

1)

выбор народниками тактики террора как основной формы борьбы

2)

нежелание социал-демократов поднимать крестьян на восстание

3)

невосприимчивость пролетариата к пропаганде марксизма

4)

неприятие революционной пропаганды крестьянами

A6

Какие из перечисленных ниже понятий возникли в ходе проведения реформ 1860 – 1870-х гг.?

А)

присяжные заседатели

Б)

пожилое

В)

подворная подать

Г)

Избранная рада

Д)

отрезки

Е)

мировые посредники

Укажите верный ответ.

1)

АБД

2)

АДЕ

3)

БВД

4)

ВГЕ

A7

Прочтите отрывок из исторического романа и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Сопровождаемый несколькими заговорщиками, Беннигсен вошел в покои Александра. Крики «Да здравствует император Александр I!» дали ему знать, что все кончено и уже нет сомнения в том, какой ценой достался ему престол. Увидев Палена, <Александр> сказал:

– Ах, Пален, как ужасна начальная страница моего царствования!

– Ваше величество, – отвечал Пален, – последующие страницы заставят позабыть эту первую страницу.

– Но поймите же, – воскликнул Александр, – в народе станут говорить, что я убийца отца!»

1)

1796 г.

2)

1801 г.

3)

1812 г.

4)

1848 г.

A8

Составной частью столыпинской аграрной реформы было

1)

укрепление сельской общины

2)

проведение переселенческой политики

3)

введение временнообязанного состояния крестьян

4)

ликвидация помещичьего землевладения

A9

Выступление генерала Л.Г. Корнилова и его арест по решению Временного правительства произошли в

1)

ноябре 1916 г.

2)

феврале 1917 г.

3)

августе 1917 г.

4)

ноябре 1917 г.

A10

Принятая в июле 1918 г. Конституция РСФСР утвердила в стране

1)

унитарное устройство государства

2)

диктатуру пролетариата

3)

принцип разделения властей

4)

всеобщее избирательное право

Часть 2

B1

Расположите названия памятников зодчества в хронологической последовательности их создания.

Запишите буквы, которыми обозначены памятники зодчества, в правильной последовательности в таблицу (без пробелов и каких-либо символов) 

А)

Храм Василия Блаженного в Москве

Б)

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге

В)

Успенский собор во Владимире

Г)

Софийский собор в Новгороде

В2

Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами (без пробелов и каких-либо символов) 

ПОНЯТИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

А)

временнообязанные крестьяне

1)

Анна Иоанновна

Б)

бироновщина

2)

Екатерина II

В)

теория «официальной народности»

3)

4)

Александр I

Николай I

Г)

аракчеевщина

5)

Александр II

Часть 3

C1

При переходе к нэпу некоторые руководители Советского государства утверждали, что нэп станет шагом к восстановлению капитализма, признанием поражения Советской власти.

Какая другая точка зрения по вопросу о сущности нэпа вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


Вариант № 3.

Часть 1.

A1

Экономическую политику советского государства в годы Гражданской войны называют

1)

политикой коллективизации

2)

политикой ускорения социально-экономического развития

3)

новой экономической политикой

4)

политикой «военного коммунизма»

A2

Для политики НЭПа была(-о) характерна(-о)

1)

национализация всех промышленных предприятий

2)

внедрение товарно-денежных отношений в экономику

3)

отмена свободного найма рабочей силы

4)

натуральная форма оплаты труда

A3

Что из названного относится к целям культурной революции 1920 – 1930-х гг.?

1)

утверждение единой государственной идеологии

2)

возрождение роли религии в духовном воспитании населения

3)

отказ от цензурных ограничений

4)

ограничение влияния государства на развитие культуры

A4

Прочитайте отрывок из книги и укажите период, к которому относятся описанные события.

«Где-то в подполье, в нищете, в тесноте работал отринутый, распятый… Андрей Платонов. О том, что Булгаков пишет «Мастера и Маргариту», знали десять или пятнадцать человек. Если бы этот роман можно было запомнить наизусть, он сжег бы его, как жгла над пепельницей свои стихи Анна Ахматова».

1)

1910-е гг.

2)

1930-е гг.

3)

1940-е гг.

4)

1920-е гг.

A5

К начальному этапу Великой Отечественной войны относится

1)

Смоленское сражение

2)

Сталинградская битва

3)

битва на Орловско-Курской дуге

4)

Висло-Одерская операция

A6

Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название органа власти периода Великой Отечественной войны, о котором идет речь.

«– Руководил всеми военными действиями вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, производил наращивание стратегических усилий в ходе борьбы за счет резервов и использования сил партизанского движения».

1)

Ставка Верховного Главнокомандования

2)

Реввоенсовет

3)

Совет по эвакуации

4)

Совет Труда и Обороны

A7

Какие из перечисленных дат относятся к монголо-татарскому нашествию на Русь?

1)

882 – 980 гг.

2)

980 – 1025 гг.

3)

1113 – 1125 гг.

4)

1237 – 1240 гг.

A8

Кто из названных исторических деятелей были современниками?

1)

Иван Калита и Ярослав Мудрый

2)

Андрей Рублев и Александр Невский

3)

Дмитрий Донской и Мамай

4)

Владимир Мономах и хан Ахмат

A9

В XVI – начале XVIII вв. приказами называли

1)

рассылаемые царём указы

2)

органы центрального управления

3)

решения Земского собора

4)

распоряжения Боярской думы

Что из названного было одним из итогов военной реформы середины
XVI в.?

1)

создание регулярной армии

2)

введение рекрутчины

3)

создание стрелецкого войска

4)

появление «полков иноземного строя»

 Часть 2

B1

Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу ответов (без пробелов и каких-либо символов). 

А)

Александр Невский

Б)

Михаил Кутузов

В)

Михаил Скобелев

Г)

Алексей Орлов

B2

Установите соответствие между именами царей, императоров и событиями, связанными с периодом их правления. К каждому из 4-х элементов (А, Б, В, Г) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных цифрами (1, 2, 3, 4). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Правители

Документы

А)

Иван III

1)

«Указ о трехдневной барщине»

Б)

Алексей Михайлович

2)

«Указ о единонаследии»

В)

Павел I

3)

«Судебник 1497 г.»

Г)

Петр I

4)

«Соборное Уложение»

5)

«Указ о вольных хлебопашцах»

C1

Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

Участники существовавших в России с 1816 г. тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение.

Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов. В чем проявилось влияние поражения декабристов на развитие общественной мысли? Приведите не менее трех положений.


Вариант № 4

Часть 1

A1

Какие из перечисленных дат относятся к монголо-татарскому нашествию на Русь?

1)

882 – 980 гг.

2)

980 – 1025 гг.

3)

1113 – 1125 гг.

4)

1237 – 1240 гг.

A2

Кто из названных исторических деятелей были современниками?

1)

Иван Калита и Ярослав Мудрый

2)

Андрей Рублев и Александр Невский

3)

Дмитрий Донской и Мамай

4)

Владимир Мономах и хан Ахмат

A3

В XVI – начале XVIII вв. приказами называли

1)

рассылаемые царём указы

2)

органы центрального управления

3)

решения Земского собора

4)

распоряжения Боярской думы

A4

Что из названного было одним из итогов военной реформы середины
XVI в.?

1)

создание регулярной армии

2)

введение рекрутчины

3)

создание стрелецкого войска

4)

появление «полков иноземного строя»

A5

К какому веку относится провозглашение России империей?

1)

XVI

2)

XVII

3)

XVIII

4)

XIX

A6

Историческое полотно В.И. Сурикова «Меншиков в Березове» воссоздает    события, связанные

1)

с дворцовыми переворотами

2)

с Северной войной

3)

со стрелецкими бунтами

4)

с крестьянским восстанием под руководством Кондратия Булавина

A7

Какие из перечисленных понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I ?

А)

Судебник

Б)

коллегии

В)

Государственный Совет

Г)

Табель о рангах

Д)

Соборное Уложение

Е)

Духовный регламент

Укажите верный ответ.

1)

АВГ

2)

АГД

3)

БГЕ

4)

ВГД

A8

Что из названного относится к эпохе дворцовых переворотов?

1)

прекращение деятельности Земских соборов

2)

упразднение Боярской думы

3)

усиление роли гвардии

4)

учреждение патриаршества

A9

Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?

1)

ликвидация Верховного Тайного совета, восстановление роли Сената

2)

сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками

3)

освобождение дворян от обязательной военной службы

4)

совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом

A10

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком церковном деятеле в нем идет речь.

«А великодержавный князь…достохвальный и победоносный великий Дмитрий… пришел к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он] добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отечество».

1)

патриархе Филарете

2)

патриархе Никоне

3)

Сергии Радонежском

4)

Иосифе Волоцком

Часть 2

Ч

B1

Какие три события из перечисленных ниже относятся к царствованию Александра II? Обведите цифры, под которыми эти события указаны.

1)

создание губернских, уездных земств

2)

учреждение военных поселений

3)

введение суда присяжных заседателей

4)

учреждение Государственного Совета

5)

издание циркуляра «о кухаркиных детях»

6)

введение всесословной воинской повинности

Запишите в таблицу ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов) обведенные цифры (не более трех цифр).

B2

Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности  в таблицу ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А)

участие советских представителей в Генуэзской конференции

Б)

исключение СССР из Лиги Наций

В)

заключение пакта Молотова-Риббентропа

Г)

участие советских специалистов в гражданской войне в Испании

Часть 3

 

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси … ; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

C1

Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

C2

О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории (укажите всего не менее трех положений).

Вариант № 5.

Часть 1.

A1

В каком году было создано III отделение Собственной канцелярии Николая I?

1)

1818 г.

2)

1826 г.

3)

1856 г.

4)

1877 г.

A2

Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования

1)

Николая I

2)

Николая II

3)

Александра II

4)

Александра III

A3

В России в XIX в. представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли

1)

диссидентами

2)

еретиками

3)

раскольниками

4)

нигилистами

A4

В XVIII – XIX вв. подушной податью называлась повинность крестьян в пользу

1)

помещика

2)

государства

3)

церкви

4)

общины

A5

В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.

1)

Наполеон разбил русские армии по отдельности

2)

русским армиям удалось отстоять Смоленск

3)

французская армия подошла к Санкт-Петербургу

4)

1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском

A6

Что из перечисленного ниже связано с событиями 1 марта 1881 г.?

А)

создание «Петербургского союза борьбы за освобождение рабочего класса»

Б)

убийство Александра II

В)

баррикадные бои в Москве

Г)

арест С.Л. Перовской

Д)

созыв Государственной Думы

Е)

суд над народовольцами

Укажите верный ответ.

1)

АБВ

2)

АВД

3)

БГЕ

4)

ВГД

A7

Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Александр поехал на юг России провожать свою больную императрицу и 19 ноября умер в Таганроге от тифозной горячки.

Благодаря таинственности, которой облечен был вопрос о престолонаследии, смерть эта сопровождалась важным замешательством: великий князь Николай принес присягу Константину, а в Варшаве старший брат, Константин, принес присягу младшему, Николаю. Николай согласился принять престол, и 14 декабря была назначена присяга войск и общества. Члены Северного общества распространяли в некоторых казармах, где популярно было имя Константина, слух, что Константин вовсе не хочет отказаться от престола, что приготовляется насильственный захват власти и даже, что великий князь арестован».

1)

1814 г.

2)

1825 г.

3)

1842 г.

4)

1855 г.

A8

Сепаратный мир между Германией и Советской Россией был подписан в

1)

декабре 1917 г.

2)

марте 1918 г.

3)

марте 1920 г.

4)

июне 1921 г.

A9

Переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д., осуществленный в Советской России в 1917 – 1918 гг., называется

1)

инвентаризацией

2)

приватизацией

3)

социализацией

4)

национализацией

A10

Коллективизацию в СССР характеризует

1)

создание системы крупных агрогородов

2)

возрождение крестьянской общины

3)

развитие фермерского хозяйства

4)

объединение индивидуальных крестьянских хозяйств

Часть 2

B1

Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу ответов (без пробелов и каких-либо символов). 

А)

Дмитрий Пожарский

Б)

Алексей Ермолов

В)

Михаил Скобелев

Г)

Алексей Орлов

B2

Установите соответствие между именами императоров и событиями, связанными с периодом их правления. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в таблицу, ответов (без пробелов и каких-либо символов).

ИМЕНА

СОБЫТИЯ

1)

Петр I

А)

принятие «Жалованной грамоты дворянству»

2)

Елизавета Петровна

Б)

Крымская война

3)

Александр I

В)

Семилетняя война

4)

Николай I

Г)

учреждение Святейшего Синода

Д)

учреждение министерств

Часть 3

 

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси … ; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

C2

О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории (укажите всего не менее трех положений).

C3

Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений и в чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории (укажите всего не менее трех положений)?

Вариант № 6.

A1

Что из перечисленного ниже относится к причинам острого кризиса 1920–начала 1921 гг.?

1)

негативные последствия продразверстки

2)

наступление А.И. Деникина на Москву

3)

проведение денежной реформы

4)

недовольство крестьян введением продналога

A2

Какие из перечисленных положений соответствуют программе Российской социал-демократической рабочей партии (1903 г.)?

А)

сохранение единства и неделимости России

Б)

свержение монархии

В)

сохранение крестьянской общины

Г)

установление 8-часового рабочего дня

Д)

развитие широкого местного самоуправления

Е)

предоставление политических преимуществ русской нации

Укажите верный ответ

1)

АБЕ

2)

АГД

3)

БГД

4)

ВГЕ

A3

Прочтите отрывок из воспоминаний лидера кадетов П.Н. Милюкова и определите, к какому году они относятся:

«Бывшие министры или приходили сами в Думу, или приводились туда арестованными. … К Таврическому дворцу шли уже в полном составе полки, перешедшие на сторону Государственной Думы, с изъявлением своего подчинения Государственной Думе».

1)

1905 г.

2)

1906 г.

3)

1914 г.

4)

1917 г.

A4

 Какое из названных событий произошло в XIV в.?

 1) начало Ливонской войны

 2) введение урочных лет

 3) созыв первого Земского собора

 4) Куликовская битва  

A5

Кто из перечисленных лиц относится к сподвижникам

        Петра?

А) В.В. Голицын

 Б) Д.М. Пожарский

 В) Ф.М. Апраксин

 Г) Б.П. Шереметев

 Д) А.Г. Орлов

 Е) А.Д. Меншиков

 

  Укажите верный ответ.

  1) АВГ

  2) БГД

  3) ВГЕ

  4) ГДЕ  

A6

 Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, с какими событиями связаны имена названных военачальников и полководцев.

   «Вглядываясь в Румянцевых и Суворовых, Спиридовых и Ушаковых, Потемкиных и Орловых, вслушиваясь в их речи, вчитываясь в их письма, начинаешь понимать, что помимо новых поместий с тысячами крепостных, помимо титулов, помимо звезд, лент через плечо и табакерок с портретом императрицы, усыпанных бриллиантами, у этих людей за душой было еще и нечто другое, призывающее их на исполненную тяжкими трудами, лишениями и грозными опасностями службу. «Нечто другое» – это проникнувшее в плоть и кровь сознание того, что «в службе – честь!», что помимо всяких наград, великое счастье в том, чтобы отдать России свои силы, ум, энергию, кровь и жизнь».

1) Крымскими походами конца XVII в.

2) Северной войной 1700 – 1721 гг.

3) Русско-турецкими войнами второй половины XVIII в. 

4) Отечественной войной 1812 г.

A7

Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название органа власти периода Великой Отечественной войны, о котором идет речь.

«– Руководил всеми военными действиями вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, производил наращивание стратегических усилий в ходе борьбы за счет резервов и использования сил партизанского движения».

1)

Ставка Верховного Главнокомандования

2)

Реввоенсовет

3)

Совет по эвакуации

4)

Совет Труда и Обороны

A8

Какие из перечисленных дат относятся к монголо-татарскому нашествию на Русь?

1)

882 – 980 гг.

2)

980 – 1025 гг.

3)

1113 – 1125 гг.

4)

1237 – 1240 гг.

A9

Кто из названных исторических деятелей были современниками?

1)

Иван Калита и Ярослав Мудрый

2)

Андрей Рублев и Александр Невский

3)

Дмитрий Донской и Мамай

4)

Владимир Мономах и хан Ахмат

A10

В XVI – начале XVIII вв. приказами называли

1)

рассылаемые царём указы

2)

органы центрального управления

3)

решения Земского собора

4)

распоряжения Боярской думы

Часть 2

B1

Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления в отечественной культуре. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в таблицу ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А)

Кунсткамера

Б)

парсуна

В)

фреска

Г)

лицей

B2

Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами (без пробелов и каких-либо символов).

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

А)

Владимир Мономах

1)

разгром половцев

Б)

Владимир Святославич

2)

объединение Киева и Новгорода

В)

Ярослав Мудрый

3)

восстание древлян

Г)

Игорь Старый

4)

крещение Руси

5)

принятие «Русской правды»

Часть 3

C1

Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры войн, походов и экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трёх примеров).


Вариант № 7.

A1

Какие из перечисленных понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I ?

А)

Судебник

Б)

коллегии

В)

Государственный Совет

Г)

Табель о рангах

Д)

Соборное Уложение

Е)

Духовный регламент

Укажите верный ответ.

1)

АВГ

2)

АГД

3)

БГЕ

4)

ВГД

A2

Одним из первых древнерусских каменных храмов был собор

1)

Успенский в Москве

2)

Софийский в Киеве

3)

Покровский в Москве

4)

Дмитриевский во Владимире

A3

Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси, участвовавший в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?

1)

рекруты

2)

рядовичи

3)

стрельцы

4)

дружина

 

A4

Одной из первых древнерусских церквей была:

1)

Церковь на Нерли

2)

София в Киеве

3)

Десятинная церковь в Киеве

4)

Покровская церковь во Владимире

A5

Что из названного относится к эпохе дворцовых переворотов?

1)

прекращение деятельности Земских соборов

2)

упразднение Боярской думы

3)

усиление роли гвардии

4)

учреждение патриаршества

A6

Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?

1)

ликвидация Верховного Тайного совета, восстановление роли Сената

2)

сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками

3)

освобождение дворян от обязательной военной службы

4)

совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом

A7

Какие из перечисленных дат относятся к монголо-татарскому нашествию на Русь?

1)

882 – 980 гг.

2)

980 – 1025 гг.

3)

1113 – 1125 гг.

4)

1237 – 1240 гг.

A8

Кто из названных исторических деятелей были современниками?

1)

Иван Калита и Ярослав Мудрый

2)

Андрей Рублев и Александр Невский

3)

Дмитрий Донской и Мамай

4)

Владимир Мономах и хан Ахмат

A9

В XVI – начале XVIII вв. приказами называли

1)

рассылаемые царём указы

2)

органы центрального управления

3)

решения Земского собора

4)

распоряжения Боярской думы

A10

Среди реформ Петра I можно назвать:

1)

Введение приказного делопроизводства;

2)

Ликвидацию патриаршинства

3)

Главенство решений Земских соборов

4)

Учреждение Боярской думы

Часть 2

B1

Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами (без пробелов и каких-либо символов).

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

А)

Владимир Мономах

1)

разгром половцев

Б)

Владимир Святославич

2)

объединение Киева и Новгорода

В)

Ярослав Мудрый

3)

восстание древлян

Г)

Игорь Старый

4)

крещение Руси

5)

принятие «Русской правды»

B2

Установите соответствие между фамилиями военоначальников и названиями войн. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу ответов цифры под соответствующими буквами (без пробелов и каких-либо символов).

Военоначальники

Войны

А)

П.И. Багратион

1)

Северная война 1700-1721 гг.

Б)

М.Д. Скобелев

2)

Отечественная война 1812 г.

В)

П.С. Нахимов

3)

Крымская война 1853-1856 гг.

Г)

А.А. Брусилов

4)

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

5)

Первая мировая война 1914-1918 гг.

Часть 3

C1

При переходе к нэпу некоторые руководители Советского государства утверждали, что нэп станет шагом к восстановлению капитализма, признанием поражения Советской власти.

Какая другая точка зрения по вопросу о сущности нэпа вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


Вариант № 8.

A1

В каком году в начале ХХ века была образована первая Государственная Дума России:

1)

1 октября 1905 г

2)

12 сентября 1905 г

3)

6 августа 1906 г

4)

12 ноября 1907

A2

Событие, положившее конец первой российской революции, получило название –

А)

третьеиюньский переворот.

Б)

свержение монархии

В)

летний кризис.

Г)

установление 8-часового рабочего дня

Д)

развитие широкого местного самоуправления

Е)

июньский прорыв

A3

Исторический центр русской государственности

А)

Великий Устюг.

Б)

Великий Новгород

В)

Москва.

Г)

Киев

Д)

Владимир

A4

Кто из названных исторических деятелей были современниками?

1)

Иван Калита и Ярослав Мудрый

2)

Андрей Рублев и Александр Невский

3)

Дмитрий Донской и Мамай

4)

Владимир Мономах и хан Ахмат

A5

В XVI – начале XVIII вв. приказами называли

1)

рассылаемые царём указы

2)

органы центрального управления

3)

решения Земского собора

4)

распоряжения Боярской думы

A6

Среди реформ Петра I можно назвать:

1)

Введение приказного делопроизводства;

2)

Ликвидацию патриаршества

3)

Главенство решений Земских соборов

4)

Учреждение Боярской думы

A7

В начале XVI в. была сформулирована идея государственного самосознания «Москва – третий Рим». Кто впервые сформулировал эту идею, означавшую, что именно Москва становится центром христианского мира?

1)

1. Филарет

2)

2. Никон

3)

3. Филофей.

4)

4. Сергий Радонежский

A8

В 1380 г. этот святой благословил Дмитрия Донского на сражение на Куликовом поле:

1)

Никон

2)

Нестор

3)

Сергий Радонежский

4)

Макарий Печерский

A9

Переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д., осуществленный в Советской России в 1917 – 1918 гг., называется

1)

инвентаризацией

2)

приватизацией

3)

социализацией

4)

национализацией

A10

Сепаратный мир между Германией и Советской Россией был подписан в:

1)

декабре 1917 г.

2)

марте 1918 г.

3)

марте 1920 г.

4)

июне 1921 г.

Часть 2.

B1

Какие из перечисленных понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I ?

А)

Судебник

Б)

коллегии

В)

Государственный Совет

Г)

Табель о рангах

Д)

Соборное Уложение

Е)

Духовный регламент

B2

Какие три события из перечисленных ниже относятся к царствованию Александра II? Обведите цифры, под которыми эти события указаны.

1)

создание губернских, уездных земств

2)

учреждение военных поселений

3)

введение суда присяжных заседателей

4)

учреждение Государственного Совета

5)

издание циркуляра «о кухаркиных детях»

6)

введение всесословной воинской повинности

Запишите в таблицу ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов) обведенные цифры (не более трех цифр).

C1

Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству и к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период 1907 – 1916 гг.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

  • ………………………………………………………………….
  • ………………………………………………………………….

Различия

  • ……………………………
  • ……………………………
  • ……………………………
  • ……………………………
  • ……………………………

–––––

–––––

  • ……………………………

ВАРИАНТ № 9.

Часть 1.

A1

Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Александр поехал на юг России провожать свою больную императрицу и 19 ноября умер в Таганроге от тифозной горячки.

Благодаря таинственности, которой облечен был вопрос о престолонаследии, смерть эта сопровождалась важным замешательством: великий князь Николай принес присягу Константину, а в Варшаве старший брат, Константин, принес присягу младшему, Николаю. Николай согласился принять престол, и 14 декабря была назначена присяга войск и общества. Члены Северного общества распространяли в некоторых казармах, где популярно было имя Константина, слух, что Константин вовсе не хочет отказаться от престола, что приготовляется насильственный захват власти и даже, что великий князь арестован».

1)

1814 г.

2)

1825 г.

3)

1842 г.

4)

1855 г.

A2

Сепаратный мир между Германией и Советской Россией был подписан в

1)

декабре 1917 г.

2)

марте 1918 г.

3)

марте 1920 г.

4)

июне 1921 г.

A3

Переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д., осуществленный в Советской России в 1917 – 1918 гг., называется

1)

инвентаризацией

2)

приватизацией

3)

социализацией

4)

национализацией

A4

Коллективизацию в СССР характеризует

1)

создание системы крупных агрогородов

2)

возрождение крестьянской общины

3)

развитие фермерского хозяйства

4)

объединение индивидуальных крестьянских хозяйств

A5

Одним из первых древнерусских каменных храмов был собор

1)

Успенский в Москве

2)

Софийский в Киеве

3)

Покровский в Москве

4)

Дмитриевский во Владимире

A6

Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси, участвовавший в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?

1)

рекруты

2)

рядовичи

3)

стрельцы

4)

дружина

 

A7

Одной из первых древнерусских церквей была:

1)

Церковь на Нерли

2)

София в Киеве

3)

Десятинная церковь в Киеве

4)

Покровская церковь во Владимире

A8

Что из названного относится к эпохе дворцовых переворотов?

1)

прекращение деятельности Земских соборов

2)

упразднение Боярской думы

3)

усиление роли гвардии

4)

учреждение патриаршества

A9

Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?

1)

ликвидация Верховного Тайного совета, восстановление роли Сената

2)

сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками

3)

освобождение дворян от обязательной военной службы

4)

совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом

A10

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком церковном деятеле в нем идет речь.

«А великодержавный князь…достохвальный и победоносный великий Дмитрий… пришел к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он] добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отечество».

1)

патриархе Филарете

2)

патриархе Никоне

3)

Сергии Радонежском

4)

Иосифе Волоцком

Часть 2

B1

Установите соответствие между советскими государственными деятелями и их деятельностью в 1920 – 1930-е гг.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу ответов выбранные цифры под соответствующими буквами (без пробелов и каких-либо символов).

ДЕЯТЕЛИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А)

А.Я. Вышинский

1)

председатель Верховного Совета СССР в 1930-е гг.

Б)

В.М. Молотов

2)

нарком иностранных дел в 1939-1946 гг.

В)

Ф.Э. Дзержинский

3)

председатель Реввоенсовета в 1918-1925 гг.

Г)

Л.Д. Троцкий

4)

прокурор СССР, представлял обвинение на политических процессах 1930-х гг.

5)

председатель ВЧК в 1920-е гг.

B2

Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых и отраслями науки, которой они занимались.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами (без пробелов и каких-либо символов).

УЧЕНЫЕ

ОТРАСЛИ НАУКИ

А)

А.С. Попов

1)

теория космонавтики

Б)

К.Э. Циолковский

2)

радиотехника

В)

К.А. Тимирязев

3)

физиология человека

Г)

И.П. Павлов

4)

растениеводство

5)

геология

Часть 3

C1

Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

Участники существовавших в России с 1816 г. тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение.

Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов.
В чем проявилось влияние поражения декабристов на развитие общественной мысли? Приведите не менее трех положений.


ВАРИАНТ № 10.

Часть 1.

A1

Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?

1)

ликвидация Верховного Тайного совета, восстановление роли Сената

2)

сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками

3)

освобождение дворян от обязательной военной службы

4)

совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом

A2

Какие из перечисленных дат относятся к монголо-татарскому нашествию на Русь?

1)

882 – 980 гг.

2)

980 – 1025 гг.

3)

1113 – 1125 гг.

4)

1237 – 1240 гг.

A3

Кто из названных исторических деятелей были современниками?

1)

Иван Калита и Ярослав Мудрый

2)

Андрей Рублев и Александр Невский

3)

Дмитрий Донской и Мамай

4)

Владимир Мономах и хан Ахмат

A4

В XVI – начале XVIII вв. приказами называли

1)

рассылаемые царём указы

2)

органы центрального управления

3)

решения Земского собора

4)

распоряжения Боярской думы

A5

Среди реформ Петра I можно назвать:

1)

Введение приказного делопроизводства;

2)

Ликвидацию патриаршества

3)

Главенство решений Земских соборов

4)

Учреждение Боярской думы

A6

Какие из перечисленных понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I ?

А)

Судебник

Б)

коллегии

В)

Государственный Совет

Г)

Табель о рангах

Д)

Соборное Уложение

Е)

Духовный регламент

Укажите верный ответ.

1)

АВГ

2)

АГД

3)

БГЕ

4)

ВГД

A7

Одним из первых древнерусских каменных храмов был собор

1)

Успенский в Москве

2)

Софийский в Киеве

3)

Покровский в Москве

4)

Дмитриевский во Владимире

A8

Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси, участвовавший в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?

1)

рекруты

2)

рядовичи

3)

стрельцы

4)

дружина

 

A9

Одной из первых древнерусских церквей была:

1)

Церковь на Нерли

2)

София в Киеве

3)

Десятинная церковь в Киеве

4)

Покровская церковь во Владимире

A10

Что из названного относится к эпохе дворцовых переворотов?

1)

прекращение деятельности Земских соборов

2)

упразднение Боярской думы

3)

усиление роли гвардии

4)

учреждение патриаршества

Часть 2

B1

Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами (без пробелов и каких-либо символов).

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

А)

Владимир Мономах

1)

разгром половцев

Б)

Владимир Святославич

2)

объединение Киева и Новгорода

В)

Ярослав Мудрый

3)

восстание древлян

Г)

Игорь Старый

4)

крещение Руси

5)

принятие «Русской правды»

B2

Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу ответов (без пробелов и каких-либо символов). 

А)

Дмитрий Пожарский

Б)

Алексей Ермолов

В)

Александр Суворов

Г)

Михаил Скобелев

Часть 3

 

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси … ; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

C1

Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

C2

О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории (укажите всего не менее трех положений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа ЕГЭ октябрь 2010

Диагностическая работа для 11 класса без логаримов, октябрь 2010...

Диагностическая работа по математике, 11 класс, текст МИОО, 20.10.2010г.

16 вариантов диагностической работы по математике в форме ЕГЭ, по текстам МИОО....

Диагностическая работа по английскому языку в 8х классах

Диагностическая работа предполагает проверку ЗУН учащихся 8х классов. В работу входит два вида заданий по чтению в формате ГИА....

Тренировочная работа для подготовки к диагностической работе МЦКО

Тренировочная работа для подготовки к диагностической работе МЦКО...

Диагностическая работа (итоговая работа 7 класс)

Диагностическая работа (итоговая работа 7 класс)...