Методическая разработка раздела программы
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Методическая разработка раздела программы по всеобщей истории 5 класс "Древняя Греция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
г.Павлова Нижегородской обл.
Методическая разработка
раздела учебной программы
учителя истории МБОУ СОШ №1
Ногтевой Галины Николаевны
Аттестационная работа
на 1 категорию
г.Павлово
2014
1.Пояснительная записка.
Место и роль исторического знания в образовании обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в различных обществах с давних времен до наших дней.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие учащимися основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает её значение.
Существенным вкладом данного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия и человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем…
Данная работа представляет методическую разработку раздела «Древняя Греция» (21 ч.). Раздел входит в курс Всеобщей истории 5 класса и разработан на основе:
- Образовательного стандарта среднего (полного) образовательного стандарта по истории (базовый уровень);
- Авторской программы: История Древнего мира. 5 класс (68 часов).
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свентицкая., опубликованной в сборнике программ: Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 класс. М., «Просвещение», 2007.
2.Цели и задачи раздела программы.
Цели:
- знакомство с ключевыми моментами истории Древней Греции;
- понимание влияния природы и географического положения Балканского полуострова на развитие хозяйственной деятельности, особенности политического устройства и колонизаторской политики Древней Греции;
- понимание значения древнегреческой культуры как основополагающей для развития европейской цивилизации;
- установление связей отдельных явлений жизни современного общества с традициями Древней Греции.
Задачи:
1.Познавательные (учащийся должны знать и уметь):
• определять место исторических событий во времени;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древней Греции;
• раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства Древней Греции (с использованием понятий «демократия», «полис», «закон», «метрополия», «колония» и др.);
- характеризовать положение основных групп населения в Древней Греции (аристократы, крестьяне, ремесленники, рабы);
- использовать мифы как источник информации о занятиях и мировоззрении людей;
• объяснять, в чём заключаются художественные достоинства памятников культуры Древней Греции: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
2.Развивающие (способы деятельности и мыслительные операции):
• использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни древних греков, памятники культуры Древней Греции; рассказывать о событиях истории Древней Греции;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия Древней Греции в мировой истории;
• видеть проявления влияния античного искусства в современном мире;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
3.Воспитательные (ценностные ориентации и смыслы):
- воспитывать интерес к историческому прошлому и культурному наследию народов мира;
- прививать любовь к прекрасному, уважительное и бережное отношение к историческим реликвиям и произведениям искусства;
- воспитывать чувство ответственности и самостоятельности;
- воспитывать терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
При разработке данного раздела образовательной программы учитывались психологические особенности учащихся 5 класса, а именно:
переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
При работе с учащимися 5-х классов учителю необходимо помнить, что форма организации учебной деятельности и учебного сотрудничества по сравнению с начальной школой сменилась с классно-учебной на лекционно-лабораторную, лабораторно-семинарскую, исследовательскую. Учащиеся должны вначале приспособиться к новым условиям и формам работы, период адаптации требует времени, внимания, терпения и понимания, прежде всего, со стороны учителя.
Содержание учебных предметов основной школы выстраивается системно, что, в свою очередь, предусматривает сформированность у школьников хорошо развитого теоретического мышления. У пятиклассников же оно лишь формируется, они привыкли работать с единичными понятиями и терминами. Поэтому, чтобы не перегружать пятиклассников, научные термины и понятия необходимо вводить постепенно, учить детей выделять их, характеризовать, использовать в разных ситуациях во время уроков по разным предметам. Причем не только на репродуктивном уровне (запомни, повтори), а и на основе уже сформированных представлений и опыта практической деятельности.
Высокие требования к самостоятельности и ответственности подростков без учета их возрастных особенностей могут представлять угрозу для эмоционального благополучия ребенка.
Взрослые ожидают от пятиклассников способности понимать других людей, сосуществовать с ними на принципах равноправия и толерантности, а у них эти свойства лишь начинают формироваться, и их развитие требует терпения, осторожности, диалогового обучения, создание ситуаций, в которых подростки учатся учитывать разные точки зрения.
Исходя из данных особенностей обучающихся 5 класса при отборе содержания образования раздела «Древняя Греция» следует применить следующие принципы:
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип толерантности;
- принцип научности;
Важно так же использовать в работе с учащимися 5 класса следующие подходы:
• создать атмосферу доброжелательности, искренности; строить отношения со школьниками с учетом их индивидуальности, готовности к учебной деятельности;
• рядом с индивидуальными формами развивать групповые формы проведения занятий, качественно изменяя степень ответственности каждого за общий результат;
• развивать рефлексивные умения учеников смотреть на себя «со стороны», формировать привычки самоконтроля и самооценки;
- работать над развитием речи учащихся, так как она является основой умственной деятельности;
- обучение истории должно быть для школьника источником положительных эмоций, которое поможет найти свое место среди ровесников, поддержит уверенность в себе, в своих силах. Важно, чтобы эти положительные эмоции учащиеся связывали с процессом обучения.
В соответствие с этими особенностями должна строиться работа учителя.
4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
В итоге изучения раздела «Древняя Греция» учащиеся 5 класса:
- приобретают и систематизируют новые знания о Древней Греции, как об одной из древнейших цивилизаций Европы;
- усваивают исторические понятия;
- умеют соотносить год с веком, а век с тысячелетием, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- рассказывают о военных сражениях, используя схему сражения;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
- получают навыки работы в парах, творческой работы;
- составляют речевое высказывание на заданную тему по имеющемуся плану;
- отличают памятники культуры древних греков от памятников культуры других цивилизаций.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
Для достижения поставленных целей и задач при изучении раздела «Древняя Греция» используются следующие педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо;
- интерактивные подходы, а именно: работа в парах, творческие задания, работа с наглядными пособиями и аудиоматериалами, использование вопросов, презентации;
- образовательная рефлексия (дидактическая эвристика), то есть включение в образовательный процесс непрерывного осознания учеником и учителем собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» опирается на текст как источник информации и предусматривает использование двух процессов:
1. эффективного чтения, т.е. активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст, 2. рефлексивного письма, т.е. отражения на бумаге активного процесса восприятия информации: учащийся фиксирует не поток информации, а те идеи, которые он, так или иначе, выделил для себя.
Чтение, работа с текстом – одна из привычных форм работы на уроке для учащихся 5-х классов. Это способствует освоению умений, необходимых для изучения предмета как в 5 классе, так и будущем, а именно: найти в тексте необходимую информацию; найти факты для ответа на вопрос; сравнить два текста и дополнить информацию, содержащуюся в одном тексте, информацией из другого текста; выделить в тексте информацию основную и дополнительную; читать текст внимательно с заранее заданной целью. В результате у учащихся возрастают мыслительные возможности, гибкость мышления и способность переключаться с одного типа мышления на другой; развиваются способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими. Учащиеся точнее передают другим авторскую информацию, учатся корректировать информацию из одного источника с учетом информации из другого источника, учитывать точку зрения собеседника или автора.
Различные интерактивные приемы, включенные в урок, позволяют сделать его более динамичным, задействовать разные виды памяти, проявить учащимся инициативу и творческие способности. Смена деятельности в процессе урока снижает утомляемость учащихся за счет переключения от одного вида деятельности к другому.
Образовательная рефлексия позволяет учителю оценить правильность используемых им методик и степень достижения запланированных результатов. Учащийся имеет возможность применить свои знания на практике и показать всем, в том числе и самому себе, свои достижения.
При организации учебного процесса обеспечивается последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на пройденный материал.
Типы уроков, используемые при изучении данного раздела:
- урок сообщения новых знаний,
- комбинированный урок,
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний,
- урок-путешествие,
- урок — виртуальная экскурсия,
Формы работы на уроке:
- дифференцированное обучение;
- индивидуальная работа;
- работа в парах
6. Система знаний и система деятельности.
Система знаний.
1. Общенаучные знания: взаимосвязь природных условий и способов хозяйствования человека.
2. Знания в определенной научной области: география региона, уровень развития науки, техники, культуры, военное искусство, политическое устройство государств региона, торговые связи региона.
3. Фундаментальные знания из конкретной предметной области: события древнегреческой истории, даты, имена участников исторических событий, культурное наследие Древней Греции.
4. Знания профильного характера: Древняя Греция как родина современной науки, культуры, спорта, театра.
Система деятельности.
1. Познавательная деятельность: умение ставить проблему, выдвигать гипотезу, анализировать, обобщать, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника, текстом исторического источника, исторической картой, схемой сражения.
2. Преобразующая деятельность: умение составлять вопросы и отвечать на них, умение ставить задачи и выбирать методы решения этих задач, умение преобразовывать графическую информацию в словесную.
3. Общеучебная деятельность: осмысленное чтение, поиск необходимой информации в тексте, построение речевого высказывания, умение слушать и дополнять ответы одноклассников.
4. Самоорганизующая деятельность: самооценка (знаю, умею), осознание своего продвижения и самокотроль.
7. Календарно – тематическое планирование по разделу «Древняя Греция»
№№ урока п/п | Тема урока | Кол. часов | В том числе: | Плановые сроки прохождения, корректиров. | |
Лабораторные, практ. работы | Контрольные работы | ||||
Древняя Греция | 21 | 1 | |||
Глава 7. Древнейшая Греция | |||||
27 | § 24. Греки и критяне | 1 | 14.12.13 | ||
28 | § 25. Микены и Троя | 1 | 18.12.13 | ||
29 | § 26. Поэма Гомера "Илиада" | 1 | 21.12.13 | ||
30 | § 27. Поэма Гомера "Одиссея" | 1 | 25.12.13 | ||
31 | § 28. Религия древних греков | 1 | 28.12.13 | ||
| Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | ||||
32 | § 29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | 15.01.14 | ||
33 | § 30. Зарождение демократии в Афинах | 1 | 18.01.14 | ||
34 | § 31. Древняя Спарта | 1 | 22.01.14 | ||
35 | § 32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | 25.01.14 | ||
36 | § 33. Олимпийские игры в древности | 1 | 29.01.14 | ||
37 | § 34. Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | 01.02.14 | ||
38 | § 35. Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | 05.02.14 | ||
Глава 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии | |||||
39 | § 36. В гаванях афинского порта Пирей | 1 | 08.02.14 | ||
40 | § 37. В городе богини Афины | 1 | 12.02.14 | ||
41 | § 38. В афинских школах и гимнасиях | 1 | 15.02.14 | ||
42 | § 39. В театре Диониса | 1 | 19.02.14 | ||
43 | § 40. Афинская демократия при Перикле | 1 | 22.02.14 | ||
Глава 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н.э. | |||||
44 | § 41. Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | 26.02.14 | ||
45 | § 42. Поход Александра Македонского на Восток | 1 | 01.03.14 | ||
46 | § 43. В Александрии Египетской | 1 | 05.03.14 | ||
47 | Повторение | 1 | 1 | 12.03.14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-27490-1485529226.jpg)
Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс
Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....
Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"
Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-47116-1426948607.jpg)
методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"
разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/02/picture-76084-1427976123.jpg)
Методическая разработка раздела программы по организации работы со старшими вожатыми
Методической разработке показано разнообразие форм работ РМО старших вожатых...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-138658-1515517421.jpg)
методическая разработка раздела программы "Народная игрушка"
Раздел, который я представляю, называется «Народная игрушка».Этот раздел программы учащиеся изучают на первом году обучения, где знакомятся с традиционным народным промыслом на примере дымковско...