урок-конкурс "Великая Отечественная война"
план-конспект занятия по истории по теме
Предварительный просмотр:
Урок-конкурс
на тему: «Великая Отечественная война» ( к 68-й годовщине Великой Победы — 9 мая).
Цели: 1. Воспитывать уважение к тем, кто защищал Родину от фашистов во время ВОВ; воспитывать патриотизм на примере героев ВОВ.
2. Развивать интерес учащихся к изучению истории периода ВОВ; развивать умения учащихся
на практике применять полученные знания.
3. Приобщать ребят к участию в общешкольных мероприятиях, к культуре общения между собой.
Оформление. Стенд, посвященный событиям ВОВ. Иллюстрации по теме «ВОВ».
Оборудование. Обмундирование солдат времен ВОВ, выставка книг о войне, карты военных действий
(1941-1945 гг.), записи песен о ВОВ. Тесты. Тексты стихотворений.
Ход урока.
- 1.Вступление. Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал»(«Нам нужна одна победа»).
П. Слово учителя. Краткая справка о ВОВ.
Эпиграф.
Люди !
Покуда сердца
Стучатся,-
Помните!
Какою ценою
Завоевано счастье,-
Пожалуйста,
ПОМНИТЕ!
(Из «Реквиема» Р, Рождественского)
Великая Отечественная война началась на рассвете 22 июня 1941 года внезапным нападением фашистской Германии на СССР.
Весь народ, от мала до велика, поднялся на борьбу с врагом. Воевали все: дети, старики, женщины, летчики, танкисты, санитарки, учителя, ученые, писатели, поэты. Использовались все методы борьбы как регулярной Красной Армией, так и партизанскими отрядами.
СССР выиграл основные битвы: битву под Москвой, вынес блокаду Ленинграда, битву за Кавказ, Сталинградскую битву, сражение на «Орловско-Курской дуге», битву за Днепр и т. д.
Нашу Родину очистили от немецко-фашистских захватчиков. СССР потерял в этой войне 27 миллионов человек. Наступил день Победы.
Народ стал восстанавливать, разрушенные войной, города, села, заводы, фабрики, школы, больницы, музеи, памятники архитектуры.
Свой вклад в дело победы над фашистской Германией внесли туляки и наши заокчане. На фронт ушли и из деревень Русятино, Котово, Савино 8 тысяч 73 человека. Не всем суждено было вернуться домой с войны. Не вернулось 138 человек. Но мы помним о них. Каждый год 9 Мая проводится митинг
у подножия памятника, погибшим в той страшной войне.
- Ш. Участники: 2 команды («Патриот» и «Память»). Разминка. Конкурс капитанов команд. Ответить на вопросы. а) назвать фамилии трех маршалов СССР и рассказать об одном из них. За что давали звание маршала в СССР? (Ответ. Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев; Звание «маршал» давали за удачно разработанные военные операции).
б) Сколько генералиссимусов было в России и в СССР? За какие заслуги давали звание генералиссимуса. (Ответ. 2: А.В. Суворов. Годы службы с 1748 по 1800 гг. Получил А.В. Суворов получил это звание за швейцарский поход в октябре 1799 г.); (И.В. Сталин
- - 2 -
получил звание генералиссимуса за победу во Второй мировой войне. Вообще - это высшее воинское звание дается за особые заслуги.)
Дополнительный ответ. Это звание в России появилось в конце ХУП века. За 500 лет его получили около 100 человек в мире.
В истории России его получили 4 человека. Алексей Семенович Шеин — в 1696 г. в 34 года за Азовские походы, но через четыре года он умер, не воспользовавшись этим высоким званием.
Александр Данилович Меньшиков получил это звание из рук Петра П в 1727 г., а в ноябре 1729 г. умер в г. Березов Тобольской губернии в ссылке.
Антон Брауншвейгский (отец императора Ивана Антоновича)— принц — получил звание генералиссимуса в 1740 г., а в 1741 г. был лишен всех чинов Елизаветой Петровной, сослан в ссылку в г. Холмогоры Архангельской губернии, где и умер в 1774 г.
Имам Дагестана и Чечни Шамиль был турецким подданным до пленения русскими; ему присвоили звание генералиссимуса в 1854 г. за победу над русскими войсками.
- 1У. Конкурс команд. Задание № 1.Создать любой образ солдата, офицера, санитарки времен ВОВ, используя имеющиеся реквизиты и одежду( саперная лопатка, фляжка, плащ-палатка, солдатский ремень, медали, муляжи гранаты, автомата; белые халат и косынка мед.работника). Рассказать, как и где применялись эти предметы, где могли служить эти люди).
Задание № 2. Рассказать наизусть стихотворение на тему ВОВ (можно использовать группу поддержки).
К. Симонов. Жди меня, и я вернусь.
Жди меня, и я вернусь. Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди, Не желай добра
Жди, когда наводят грусть Всем, кто знает наизусть,
Желтые дожди, Что забыть пора.
Жди, когда снега метут, Пусть поверят сын и мать
Жди, когда жара, В то, что нет меня,
Жди, когда других не ждут, Пусть друзья устанут ждать,
Позабыв вчера. Сядут у огня,
Жди, когда из дальних мест Выпьют горькое вино
Писем не придет, На помин души...
Жди, когда уж надоест Жди. И с ними заодно
Всем, кто вместе ждет. Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.-
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Б. Окуджава. До свидания, мальчики...
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
- 3 -
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите...
Но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Ах, война, что ж подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься!-
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!
Задание № 3. Назвать фильмы о ВОВ. Ответ («Завтра была война», «Щит и меч», «Блокада», «Освобождение», «В бой идут одни старики», «Горячий снег», «А зори здесь тихие»,»Семнадцать мгновений весны» и т. д.)
Задание № 4.По рисункам и плакатам учащихся определить период ВОВ или битву. Ответ («Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г.», «Битва за Сталинград», «Дорога жизни», «Мамаев курган» и т. д.)
Задание № 5. По строкам из стихотворения определить название произведения и его автора.
Никто солдату не ответил, Вздохнул солдат, ремень поправил,
Никто его не повстречал, Раскрыл мешок походный свой,
И только теплый летний вечер Бутылку горькую поставил
Траву могильную качал. На серый камень гробовой...
Ответ. М. Исаковский «Враги сожгли родную хату».
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли кучка дикарей
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Ответ. Муса Джалиль (татарский поэт, замученный фашистами в Моабитской тюрьме).
Задание № 6. Назвать виды и рода советских войск.
Ответ. (Виды войск: ракетные, сухопутные, морские, воздушные. Рода войск: радиотехнические, ракетные, кавалерийские, пехотные, артиллерийские, флот, авиационные, инженерные, танковые).
Задание № 7. Спеть одну песню времен ВОВ. Ответ («Катюша», «День Победы», «Землянка», «Священная война»).
Задание № 8.Назвать основные сражения ВОВ и даты, когда они происходили.
Ответ (Битва за Москву, снятие блокады с Ленинграда, битва за Кавказ, Сталиградская битва, сражение на «Орловско-Курской дуге»,Битва за Днепр и т. д.)
- - 4 -
Задание № 9.Рассказать о трех направлениях и группах фашистских войск в начале ВОВ, показать на исторической карте.
Ответ. (Фашистский план нападения на СССР назывался «План «Барбаросса»: «Север» на Ленинград, «Центр» на Москву, «Юг» на Киев).
- У. Закрепление. Тесты.
Тест № 1.
1.СССР стал участником Второй мировой войны
а) в июне 1941 г.
б) в сентябре 1939 г.
в) в марте 1940 г.
г) в августе 1945 г.
- У какой реки произошло сражение между Красной Армией и японской армией в 1939 г.
а) Хасан
б) Халхин-Гол
в) Уссури
г) Амур
- Председателем СНК СССР во время ВОВ был
а) В. Молотов
б) И. Сталин
в) К. Ворошилов
г) Г. Жуков
- Отметьте одну из причин неудач Красной Армии в первые месяцы 1941 г.
а) Нерешительность высшего военного командования
б) Предательство генерала Павлова, командующего Западным военным округом
в) Действия немецких шпионов на крупных предприятиях оборонного значения
г) Отсутствие информации о нападении Германии на СССР
- Кодовое название плана германского командования по взятию Москвы
а) «Цитадель»
б) «Тайфун»
в) «Уран»
г) «Концерт»
- Высший орган государственной власти в СССР в годы ВОВ
а) Президиум Верховного Совета СССР
б) Государственный комитет обороны
в) Совет народных комиссаров
г) Народный комиссариат обороны
7.Второй фронт во время П Мировой войны был открыт
а) в декабре 1942 г.
б) в июле 1943 г.
в) в июне 1944 г.
г) в феврале 1945 г.
- Танковое сражение под Курском произошло под
а) Крюковым
б) Прохоровкой
в) Петрищевым
г) Волоколамском
-5-
- Битва за Берлин связана с именами полководцев
а) С. Буденный, В. Соколовский, Г. Жуков
б) К. Рокоссовский, И. Конев, Г. Жуков
в) И. Черняховский, Н. Ватутин, В. Чуйков
г) В. Чуйков, А. Родимцев, А. Василевский
- Вывоз людей, учреждений, имущества из опасных местностей, называется
а) репатриация
б) передислокация
в) эвакуация
г) депортация
Тест № 2
- Стратегическая инициатива перешла к советскому командованию под
а) Москвой
б) Курском
в) Кенигсбергом
г) Берлином
- Какое событие произошло позже других
а) Битва под Москвой
б) издание приказа № 227
в) партизанская операция «Концерт»
г) Ясско-Кишиневская операция
- ГКО был создан
а) 30 июня 1941 г.
б) 7 ноября 1941 г.
в) 23 июня 1941 г.
г) 22 июня 1941 г.
- СССР вступил в войну с Японией
а) 2 мая 1945 г.
б) 9 мая 1945 г.
в) 8 августа 1945 г.
г) 2 сентября 1945 г.
- назовите датыконтрнаступления Советской Армии под Сталинградом
а) 19 ноября 1942 г.— 2 февраля 1943 г.
б) 23 августа 1942 г. - 12 декабря 1942 г.
в) 24 декабря 1942 г. - 2 марта 1943 г.
г) 5 декабря 1941 г. - 30 января 1942 г.
- Конференция, на которой было принято решение о созыве ООН, состоялась в
а)ноябре 1943 г.
б) феврале 1945 г.
в) мае 1945 г.
г) июле 1945 г.
- После окончания Второй мировой войны к СССР были присоединены территории
а) Приморье и Уссурийский край
б) Бессарабия и Южная Буковина
в) Южный Сахалин и Курильские острова
г) Ляодунский полуостров и Порт-Артур
- Систему укреплений немецко-фашистских войск от Балтийского до Черного морей по линии Нарва, Псков, Орша и по р. Сож, Днепр и Молочная гитлеровцы называли
а) «линией Маннергейма», б) «Восточным валом», в) линией Мажино
- 6 -
- Звание генералиссимус — это
а) награда в виде медали
б) высшее воинское звание
в) поощрение правительства за проявленное мужество в бою
г) дается за личные заслуги в спорте
- Что означал приказ № 227
а) братание с противником
б) свободное передвижение солдат на передовой
в) «ни шагу назад»
г) вывод войск из окружения
У1. Заключение. Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым -
Это нужно живым...
УП. Подведение итогов. Обе команды набрали равное количество баллов. Ничья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы, посвященные 68-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Отечественная война в моем селе»
Приближается великий праздник - День Победы... Очень важно, чтобы каждое последующее поколение людей стремилось не только узнать как можно больше о суровой правде Великой Отечественн...
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Советские самолёты времен Великой Отечественной войны)
Советские самолёты времен Великой Отечественной войны...
Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)
Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...
Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны
Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.
Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...