Урок Мужества, посвященный 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана.
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Разработка представлена в номинации: Методика организации и проведения «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.
Это сценарий мероприятия, приуроченного к 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Рассчитано на детей 14-16 лет (8-10 классов).Одна из главных задач мероприятия - это ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Кузьмичская СОШ
Ершичского района Смоленской области
Сценарий
открытого внеклассного мероприятия для 7-10-х классов,
посвященного 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана
«Мой долг – моя Родина»
Мероприятие разработала:
учитель истории и обществознания
1 квалификационная категория
Фроленкова Марина Михайловна
Дата проведения: 15.02. 2014
Место проведения: МБОУ Кузьмичская СОШ
Пояснительная записка
Разработка представлена в номинации: Методика организации и проведения «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.
Это сценарий мероприятия, приуроченного к 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Рассчитано на детей 14-16 лет (8-10 классов).Одна из главных задач мероприятия - это ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. Все дальше в историю уходят события, связанные с Афганской войной, той братской помощью, которую наша страна, ее армия и правоохранительные органы оказали народу и правительству Афганистана в проведении демократических реформ. В целом все советские военнослужащие, а также обслуживающий их гражданский персонал в какую бы страну ни направляла их Родина с честью и достоинством, очень часто в непривычных для себя физико-географических и природно-климатических условиях, с риском для жизни выполняли задания руководства страны и военного командования. Многие из них удостоились за это государственных наград. Вместе с тем имена и подвиги многих воинов-интернационалистов, прошедших «горячие точки» под предлогом чаще всего надуманной конспирации незаслуженно преданы забвению, и восстановить их сегодня хотя и сложно, но необходимо.
Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению,воспитывает патриотизм, любовь к Родине.
Внеклассное мероприятие предполагает достигнуть следующих результатов:
- Приобретение знаний об исторических событиях Афганской войны. Знакомство с воинами-интернационалистами Михайловского района.
- Решение проблемы преемственности поколений.
- Повышение статуса нравственно-патриотического воспитания.
Данное мероприятие можно использовать на уроках истории, а также при проведении классных часов для учащихся 7- 11 классов.
Цель мероприятия:
- способствовать формированию знаний об истории локальных конфликтов, в частности Афганской войне, о роли ограниченного контингента Советских войск в Афганистане, гражданской позиции;
- воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважения к старшему поколению, развитию кругозора, ответственности за будущее.
Задачи:
- Знакомить воспитанников с событиями истории войны в Афганистане, с воинами-интернационалистами Михайловского района.
- Осветить неизвестные факты, связанные с Афганской войной.
- Развивать чувства патриотизма, любви, интереса к истории и наследию своего Отечества и родного края.
- Воспитывать уважение к участникам военных боевых действий, к воинской чести и долгу.
Оборудование:
мультимедийныйпроектор (DVD приставка + телевизор), экран, звуковоспроизводящая аппаратура.
Ход мероприятия:
1 ведущий:
«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше.…Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». (А. Н. Толстой)
2 ведущий:
О патриотизме написано и сказано, пропето и нарисовано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. У нашей Родины есть богатое историческое прошлое. Историю надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять ошибок.
Учитель:
15 февраля исполняется 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана.Для воинов – интернационалистов это особый день – день памяти. Живым и павшим посвящается наш урок мужества «Мой долг – моя Родина»».
«Афганская война- растерзанные души...
Твоих речей не могут слышать уши!...
Ты настоящее чистилище
И бесов гнуснейших вместилище.
Ты щупальцами обнимала
Солдат невинных в той войне.
Ты на куски их разрывала!...
Садиста хуже ты втройне!...
Клубился дым в чудовищном бою-
Солдат терял там жизнь свою...
А кто минуя ад домой добрался-
С глубокой раной в сердце жить остался…»
3 ведущий:
Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Воины на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен.
Ушла в историю и Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Чтец:
Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: летим в Афганистан.
В Кабул летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем не строки.
И, куполам свою судьбу доверив,
Опустимся в афганские пески,
И сапогами скалы будем мерить…
Демонстрируется документальный фильм «Ввод войск»
Учитель:
Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять “интернациональный долг”.
Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20-30 лет.
Чтец:
«Дворец».
Материнский охрипший беззвучный вой.
Залп прощальный и красный шёлк.
Этот мальчик погиб, выполняя свой
Интернациональный долг!
Что он думал, в атаку ту поднявшись,
Перед тем, как упал и умолк?
Тьме отдать непочатую в общем – то жизнь –
Интернациональный долг!
Мы не раз вызволяли народы из тьмы,
За полком посылая полк
Пол – Европы засеять своими костьми –
Интернациональный долг!
О страдания чаша! А сколько чаш
Мы испили? Мы понимаем в этом толк
Наверное, это наш
Интернациональный долг…
Ю. Поляков
4 ведущий:
Афганистан… Слово это болью и горечью отзывается в сердцах миллионов людей. Название этой далёкой, чужой нам страны порой звучит как стон, как молитва, как проклятие…
Проходят годы. Многое со временем забывается. Но живы в памяти матерей их мальчики, их сыновья, вернувшиеся в цинковых гробах, но болят ещё у ветеранов их раны, болят их души…
Чтец:
Афганистан живёт в моей душе.
Мне слышатся бессонными ночами
Стихи Лоика в гневе и печали
И выстрелы на дальнем рубеже
Где завершится наш последний бой,
Последний враг ничком на землю ляжет
И чья – то мать слова простые скажет
И те слова услышим мы с тобой.
Афганистан болит в моей душе.
И все, кого я встретил и не встретил
Пусть долго будут жить на этом свете
Как тишина на дальнем рубеже.
А. Дементьев
Демонстрируется видеоролик « Зажгите свечи»
1 ведущий:
Афганистан… Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана, частью его земли, которая так и не смогла впитать всей пролитой на ней крови. А Афганистан стал частью каждого, воевавшего там.
Афганистан… Как много споров сейчас о том, нужна ли была эта война, споров, так больно ранящих сердца воинов – афганцев. И пусть спорят историки, политики, журналисты, но война была. И подвиги наших ребят не вычеркнуть из истории, из нашей памяти…
Чтец:
За спиною и горы, и горе
За спиною военный Афган.
И строкой автоматною вторит
Эхо долгое, прячась в туман.
За спиною погибшие души
И пропавшие души ребят
И мы с болью ещё будем слушать
Эхо долгое, глядя назад.
А. Рудович.
Демонстрируется видеоролик « Слезы и боль России» (Приложение 3)
Воспоминания участников тех событий (музыка клипа и слова учителя)
1 солдат: “Афганистан мне показался раем. Реки сказочно-голубые, красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков, снизу гор. Увидел, как растут апельсины. Блеск исчезнувшей в песках змеи. Рыбий плеск. Никакой войны…”
1 солдат: Из дневника Пахомова Юрия Викторовича
“Вчера убили Кольку… Глупо… я не могу перенести этой тяжелой утраты. Жизнь лжива, паскудна и жестока. Где ты получишь пулю, где? Если бы знать, почему она ищет нашей смерти, почему?
Ему было 20. Что он видел? Ничего, кроме того, как убивать. Война – страшное слово. … Человек рожден не для того, чтобы умирать, а для нормальной человеческой жизни. Болит душа человеческая, душа, которая, я думаю, у любого из нас имеется”.
Мы перед Родиной чисты. Я честно выполнял свой солдатский долг. Слышал, читал: сейчас эту войну называют “грязной”. А как быть с такими чувствами, как чувство Родины, долга. Мы перед Родиной чисты.
Называют нас оккупантами. Что мы там захватили?
Что оттуда вывезли? “Груз двести” - гробы с нашими товарищами”. Что приобрели? Болезни: от гепатита до холеры, ранения, контузии, инвалидности? Мне не в чем каяться. Я помогал братскому афганскому народу. Убежден.
Я вернулся. Я рад, что мы возвратились. Возвратились не только на родную, такую теперь дорогую землю, но и к нормальным человеческим понятиям, к вновь постигнутым человеческим ценностям.
Чтец:
Афганистан… Далёкая страна.
И все ж до боли близкая она.
В её земле парней наших немало,
В войне афганской тысячи их пало.
В Афгане парни крепли, возмужали,
И цену братству все они узнали.
Им без поддержки было не прожить –
И научились мальчики дружить.
Героями мальчишки наши стали,
И часто сами этого не знали.
В Афганистане воевали десять лет.
И горечь поражений, вкус побед
Ребята узнавали в той войне.
Их мамы испытали всё вдвойне.
Как ждали они милых сыновей!
Вернулись бы живыми поскорей.
И ждали девушки своих ребят,
Считали дни, когда придёт солдат.
А парни не играли там в войну.
Кто ранен, кто убит, а кто в плену.
Домой писали - служба не трудна.
А дома и не знали, что война.
И думали, что учат воевать,
Ведь запрещали правду раскрывать.
…Их привозили в цинковом гробу.
Не заменить сыночка никому!
Ничем такому горю не помочь,
И мама будет плакать день и ночь.
Демонстрируется видеоролик « Афган»
2 ведущий:
Некоторые заявляют, что наши солдаты были оккупантами. Но они не знают, что наши воины под огнем врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы в Самархане и Шибаргане, спасали лицеисток в Кандагаре и Балхе от надругательства душманов.
3 ведущий:
Наши войска на простреленных Ми-8, на опаленных КамАЗах везли в кишлаки хлеб и сгущенку, книги и тетради, керосин и мыло обездоленным и голодным.
Жители Кабула навсегда запомнили, как прорвавшиеся из Пакистана террористы обстреляли город из артиллерии и минометов, как убивали мирных людей, грабили и рушили все что могли. И лишь советские воины пришли на помощь.
4 ведущий: Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать -- боль потери друзей.
И в нашем селе есть те, кто отдавал свой долг Родине в Афганистане. Четверо кузьмичан служили в Афганистане. Это - наши земляки
Выступление учащегося 9 класса: презентация исследовательского проекта «Жизнь, опаленная Афганскою войной» о воинах-земляках
4 ведущий:
14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступившим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев.
1 ведущий:
15 февраля – из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий Ограниченным контингентом генерал-лейтенант Б. В. Громов, который, как утверждается, последним перешел пограничную реку Аму-Дарья (г. Термез).Последним в 10-30 мост через Аму-Дарью, разделявшую Афганистан и СССР, перешел командующий 40-й армией генерал Борис Громов.
2 ведущий:
Еще воюя в Афганистане, Борис Громов пообещал, что когда окажется на нашей стороне, повернется в сторону Афгана и скажет все. 15 февраля Громов так и сделал. По его свидетельству сказанные им слова на бумагу не ложатся. В микрофон же Громов произнес: «Всем солдатам и офицерам, которые прошли этот ад надо ставить памятники. За моей спиной не осталось ни одного военнослужащего сороковой армии».
3 ведущий:
Вывод спецподразделений был осуществлен в форме проведения семи крупномасштабных и скоротечных десантно-войсковых операций на участках пограничных отрядов на фронте общей протяженностью более двух тысяч километров. Во время вывода войск пограничники обеспечили в своей зоне ответственности вывод частей и соединений 40-й армии без потерь и сами не потеряли ни одного человека.
Чтец:
За спиною и горы, и горе,
За спиною военный Афган.
И строкой автоматною вторит
Эхо долгое, прячась в туман.
За спиною погибшие души
и пропавшие души ребят.
И мы с болью еще будем слушать
Эхо долгое, глядя назад.
Впереди ждут нас радость и слезы,
и немые вопросы страны.
И заменит нам сонные грезы
Эхо долгой афганской войны.
5.Видеоролик «Мы уходим»(видео с нашим земляком)
Учитель:
Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалиста. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество. Подтверждение тому – тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан.
«Живым не возьмешь», - прошептали губы.
Кольцо гранаты – в бессмертье дверцы.
И взрыв прогремел, как победные трубы,
Сразив врага разорвавшимся сердцем.
Скажи мне, где корни прозрения к смерти?
И где истоки высокого долга?
Они – в отцах, что шагнули в бессмертье,
Они – в той войне, где Москва и Волга
1 ведущий:
Память о своих героях народ испокон веков хранил в песнях, сказаниях, легендах. Летопись ратных будней воины - интернационалисты вели в своих песнях, стихах и хочется, чтобы эта летопись не была забыта.
Звучит песня в исполнении учащегося 10 класс «Война»
2 ведущий:
Прошло уже 25 лет с того времени, когда закончилась война в Афганистане. И, оглядываясь назад, мы понимаем, что все же она не стала общей бедой народа, опалив лишь тех, кто в ней участвовал, их родных и близких. Для большинства она осталась далекой, чужой, к тому же «неизвестной», а стараниями журналистов - неправедной войной. А солдаты, честно выполнившие свой воинский долг «там, за речкой», в родной стране были встречены равнодушными словами чиновников всех мастей: «Я вас туда не посылал…».
3 ведущий:
Но очень хочется верить, что еще придет время, когда люди поймут: афганская война - это часть нашей истории. И, чтобы о ней не говорили, она останется в истории навсегда.
Да, наши «афганцы» стали солдатами чужой войны. Но это не повод, чтобы оболгать и забыть то, что тогда происходило. Ведь прошлое от нас никуда не уходит, оно навсегда с нами.
Чтец:
Афганистан болит в душе ребят,
Вернувшихся с далекого похода.
Друзья на них погибшие глядят
Извосемьдесят памятного года.
Болит в сердцах он тысяч матерей.
Упавшая слеза на камне стынет.
На необъятной Родине моей
Ждут сыновей погибших на чужбине.
И ждать их не устанут никогда,
В неведомые вглядываясь, дали,
Дома, поселки, села, города
Которые на службу провожали.
Афганистан в истории страны
Тяжелая, кровавая страница
Солдатам, возвратившимся с войны
И матерям погибших будет сниться.
Учитель:
Участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах – это воинский долг и это не обсуждается.
Несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских солдат остается достойным.Пройдут годы. И Уже новая Россия будет посылать своих сыновей в Таджикистан и Чечню. И снова всех будут мучить сомнения: «нужно» или «не нужно», «виновен» - «не виновен».
А те, кто погиб, погиб за нас, за Отечество
Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,
Перед тем как сойдешься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.
Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулеметами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.
Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя.
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как прожили мы,- для тебя!
Пусть десять или двадцать лет пройдет,
И время врачевать умеет раны,
Давайте помнить тех, кто не придет,
Нельзя нам забывать Афганистана
6Демонстрируется документальный фильм « Виват» о событиях Афганской войны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/17/picture-121007-1531823893.jpg)
разработка внеклассного мероприятия "Живая память", посвященная дню вывода советских войск из Афганистана
методическая разработка внеклассного мероприятия "Живая память", посвященная дню воина-интернационалиста...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/21/picture-168467-1356116930.jpg)
Сценарий торжественного мероприятия, посвященного Дню вывода советских войск из Афганистана
Данное мероприятие посвящено выводу Советских войск из Афганистана....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/02/picture-190545-1359821809.jpg)
Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню вывода советских войск из Афганистана..
Торжественная линейка посвящается Дню вывода советских войск из Афганистана. В сценарии используются стихотворные тексты, звучит музыкальное оформление (ансамбль "Голубые береты"), а так же музыкальны...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-204832-1360955409.jpg)
"Торжественная линейка, посвященная годовщине вывода советских войск из Афганистана"
Более 20 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. Эти события сыграли существенную роль в истории нашей Родины......
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-217456-1364312943.jpg)
Презентация к внеклассному мероприятию, посвященному Дню вывода советских войск из Афганистана
Ежегодно, в феврале, в школах проводят торжественно-памятные мероприятия, посвященные очередной годовщине вывода советских войск из Республики Афганистан.15 февраля в 1989 году завершился вывод ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-429630-1396338678.jpg)
Сценарий торжественного мероприятия, посвященного Дню вывода советских войск из Афганистана «Опаленные Афганистаном»
Цель и задачи:- воспитание у школьников патриотических чувств, уважения к подвигу участников боевых действий в Афганистане;- развитие интереса учащихся к истории Отечества, малой Родины;- ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-561609-1423246981.jpg)
Сценарий фестиваля патриотической песни, посвященного дню вывода советских войск из Афганистана
Сценарий фестиваля патриотической песни, посвященного дню вывода советских войск из Афганистана...