Блокада Ленинграда
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Торжественная линейка "Блокадный Ленинград"
Провели: руководитель музея Стещенко Марина Сергеевна,
учитель истории и обществознания Будякова Валентина Павловна
Цели:
· Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;
· Воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству;
· Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи:
· Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
· Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
· Формировать умение слушать окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Блокада Ленинграда | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Торжественная линейка "Блокадный Ленинград"
Провели: руководитель музея Стещенко Марина Сергеевна,
учитель истории и обществознания Будякова Валентина Павловна
Цели:
- Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;
- Воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству;
- Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
- Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
- Формировать умение слушать окружающих.
Оборудование: мультимедийное сопровождение линейки, рисунки учащихся о блокаде.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 году была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.
чтец:
Город Петра – Гордость России и славы, –
Устоявший в неслыханном прежде бою,
Третий орден тебе,
Приколола держава,
На защитного цвета – гимнастерку твою.
В истории – не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают – было по плечу лишь им.
Ведущий: С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград – символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.
чтец: Фашисты решили уничтожить город, стереть его с лица земли, уничтожить ленинградцев
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он –
Первый день блокады.
Все ближе полчища врагов,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга –
И все отрезаны дороги.
В кольце,
В осаде Ленинград.
Не умолкает канонада.
Опять летят.
Опять бомбят.
Пылает первый день блокады.
Ведущий: За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб.
Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания. Почти треть жилья стала непригодной для проживания.
чтец:
Наш город в снег,
До пояса закопан.
И если с крыш,
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть.
Луна –
Скользит по небу одиноко,
Как по щеке
Холодная слеза.
И темные дома стоят без стекол,
Как люди,
Потерявшие глаза.
Но в то, что умер город наш, –
Не верьте!
Нас не согнут
Отчаянье и страх…
И если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем:
Последнюю из простынь,
Лишь на бинты,
Но не на белый флаг!
Ведущий: Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие – по 125 граммов хлеба. Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. В городе были и Другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт. Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой был – 41 градус, за водой ходили к Неве.
чтец: В метельной ночи Ленинграда,
Померк Петропавловский шпиль.
С твоими ветрами, блокада,
Клубится морозная пыль.
Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым,
Чуть движется, а за Невою,
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята,
Везут свою мертвую мать.
Везут – и за вымершим садом
Их след исчезает в Снегу,
А небо трясет канонада –
На месть и на гибель врагу.
Сметая фашистские доты,
Не молкнут Кронштадта форты!
Отважная наша пехота,
Стоит у бессмертной черты.
Ведущий: Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов. По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей – всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.
чтец:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:
– К заре, сказали, привезут...
– Гражданочки, держаться можно?
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм,
С огнем и кровью пополам.
Ведущий: Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими – ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады.
чтец: Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку –
Достоинство свое не продадим.
Есть передышка – мы передохнем,
Нет передышки – снова будем драться.
За город, пожираемый огнем,
За милый мир, за все, что было в нем.
За милый мир, за все, что будет в нем,
За город наш; испытанный огнем,
За право называться ленинградцем!
Стой, как стоял, ваш город величавый,
Над свежею и светлою Невой,
Как символ мужества, как воплощенье славы,
Как разума и воли торжество!
Ведущий: У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Город боролся.
чтец: Тот, кто меня слушает, должен понять,
Что это серьезное дело:
Мальчишка, как ты, не хотел умирать,
А чтобы рабочий паек получать,
Вставал он к станку неумело.
Рядом стояли такие же, как он.
Но дело не только в краюхе,
А в братстве, и в чести, и в духе.
Ведущий: 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление 67-я армия громила врага. С правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой. Такого гитлеровцы еще не видели! Через 6 дней кольцо блокады было прорвано.
чтец: И первой победы отрада,
Сияла на лицах бойцов.
Мы поняли: у Ленинграда
Разорвано нами кольцо.
Ведущий: Через год, 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом; прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий.
чтец: Сколько б дней ни промчалось – ничто не забыто.
Не забудет наш город-герой,
Тот январский салют над Невой!
Медаль «За оборону Ленинграда» –
Не просто наша память о войне,
Металл ее откован в дни блокады ,
И закален в невиданном огне.
Ведущий: Почтим память минутой молчания всех тех, кто защищал наш город и погиб в эти суровые дни блокады.
чтец:
Я в море людском,
Иду Пискаревкою снова,
Где Вечная Скорбь
Торжественна так и сурова.
И горе, и гнев –
Мне с ними вовек не расстаться!
Шепчу, побледнев:
«Простите меня, ленинградцы...»
Ведущий: Память о погибших ленинградцах обязывает нас ко многому. Мы будем примером для всей страны в учебе и в работе. Мы будем честны и справедливы. Мы будем борцами за правду и счастье. Мы сделаем все, чтобы война не повторилась. Мы помним, мы – ленинградцы!
Ведущий: 27 января 1944 года в честь победы, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта.
чтец:
Такого дня не видел Ленинград,
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют,
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди.
И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Освобожденный Ленинград!
Стой, как стоял, наш город величавый,
Над свежею и светлою Невой,
Как символ мужества, как воплощенье славы,
Как разума и воли торжество!
Конец
Литература: использованы стихи: А. Лебедева, М. Дудина, Елены Вечтомовой, Петра Богданова, Эдуарда Асадова, Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Елены Рывиной, Полины Кагановой и других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...
К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.
2-я мировая война по своим преступлениям доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....
Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)
Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....
"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».
Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны; -воспитать чувство патриотизма;-привить ...
Мероприятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда. «Чтобы помнить…… Блокада Ленинграда.»
Как гранит состоит из кристаллов, так и история нашей страны складывалась из больших и малых битв, из подвигов известных и неизвестных, из мужества и героизма десятков миллионов людей. Победы русского...