Блокада Ленинграда
материал (история) по теме

Какулиди Виктория Аполлоновна

Открытый урок, посвященный 70-летию снятия Блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada_stsenariy.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок.

Тема: Живая память. Блокадный Ленинград.

Цель:

Создать целостное представление о днях  блокады, используя при этом как исторические факты и фото военных лет, так и восполнения очевидцев тех дней, в частности поэзию О. Берггольц, а так же  А. Ахматовой.

Тип урока:  Историко-музыкально-поэтический.
Оборудование: интернет, программа MS PowerPoint, интерактивная доска Promethean Active Inspire Board, проектор.

Используемая литература:

А. Р. Дзенискевич «Непокорный Ленинград» л.-1985г

Н. А. Комаров «Блокада Ленинграда» м.-2004г

Б. Ефимов «Вехи Победы» м.-2005г

Л. И. Смирнова «Репортаж из блокадного Ленинграда» м.-2005г

Использование интернет ресурсов для учителей истории

1. Слайд - Заставка. Симфония № 5 Шостаковича

Блокада Ленинграда - это неслыханное испытание человека на человечность, достоинство, любовь к близким, сострадание, сердечность. Эти испытания были ежедневными, страшными, потому что голод представить вообще невозможно, не пережив его...

2. Слайд - Карта.

871 день находился Ленинград во вражеской осаде, и каждый из этих дней был подвигом бессмертной стойкости всех его жителей.

Самым тяжелым, самым страшным периодом была первая Блокадная зима 1941-1942г.г., унесшая сотни тысяч жизней Ленинградцев.

Идеология немецкой стороны

3. Слайд -"Гитлера"

В директиве Гитлера №1601 от 22.09.1941г. «Будущее города Петербурга» со всей определенностью говорилось:

2. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса...

4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне,........ мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.

Выступая в Мюнхене 08.11.1941 г. Гитлер заявил:

Ленинграду рассчитывать не на что. Он падет рано или поздно. Кольцо блокады не разорвать никому. Ленинграду суждено погибнуть от голода.

4-5-6 Слайд - бомбежка. Самолет, взрывы в городе, аэростаты.

В первых числах сентября 1941 года войска Ленинградского фронта вели беспрерывные атаки дивизий врага на севере. Немцы стремились выйти к Неве и форсировать ее. Одновременно они пытались прорваться к Ладожскому озеру. 8 сентября сомкнулось кольцо блокады вокруг города на Неве. Этот день считается днем начала блокады.

Одновременно истребители патрулировали определенные зоны с воздуха. Всего для защиты Ленинграда было сосредоточено 160 батарей, 600 орудий, 2 прожекторных полка, 3 полка аэростатов заграждения. Над городом каждую ночь поднимались 300 аэростатов и располагались в шахматном порядке. Однако немецко-фашистской авиации удавалось проводить массированные налеты и сбрасывать бомбы на Ленинград.

7. Слайд - портрет Ольги Берггольц.

Мы предчувствовали полыхание

Этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя,

дыханье.

Родина! Возьми их у меня!

Я и в этот день не позабыла

Горьких лет гонения и зла,

Но в слепящей вспышке поняла:

Это не со мной - с Тобою было,

Это Ты мужалась и ждала.

Нет, я ничего не позабыла!

Но была б мертва, осуждена, -

Встала бы на зов Твой

из могилы,

Все б мы встали, а не я одна.

Я люблю Тебя любовью новой,

Горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом,

С темной радугой над головой.

Он настал наш час,

И что он значит -

Только нам с Тобою знать дано.

Я люблю Тебя - я не могу иначе,

Я и Ты по-прежнему - одно.

8-9-10 Слайд        - Эвакуация. 2 слайда Жуков

Ленинград оказался в тисках сухопутных блокад.

Под беспрерывным вражеским обстрелом транспортные самолеты ВВС начали эвакуацию людей, заводов и доставку грузов в Ленинград.

До 25 декабря 1941 из города было вывезено более 50 тыс.человек и доставлено более 6 тыс.тонн грузов, в том числе и продовольствия.

Жуков Г.К. был назначен командующим Ленинградским фронтом. Жуков решительными, иногда довольно крутыми мерами сумел сосредоточить артиллерию и стрелковые бригады на самые опасные участки.

Бои на подступах к Ленинграду принимали все более ожесточенный характер. Город готовился к уличным боям.

11. Слайд - противотанковые «ежи».

На улицах и перекрестках были возведены баррикады и противотанковые препятствия общей длиной 25 км, построено 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано более 20 тысяч огневых точек. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы и по сигналу взлетели бы в воздух - груда камней и железа обрушились бы на головы вражеских солдат, завалы преградили бы путь их танкам. Все корабли Балтийского флота должны были быть затоплены.

Враг намеревался взять город измором.

12. Слайд - фильм.

Дорога жизни.

Ладожское озеро - суровое и бурное; судов, пригодных для плавания по нему было не много. Баржи водили по каналам, в обход озера, но и каналы попали в руки врага. Несмотря на то, что единственный путь для подвоза боеприпасов и продовольствия оказался малонадежным, необходимо было любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов.

13. Слайд - Передвижение по озеру на санях.

Наступил ноябрь. Ладога понемногу стала затягиваться льдом. К 17 ноября 1941 года толщина льда достигла 100 мм., что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов.

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город через невероятные трудности доставляли продукты и топливо. Не перерезанной осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера.

Но слишком велика была нужда в продовольствии, в горючем, в боеприпасах для фронта. Надо было возить больше, намного больше и быстрее.        

14-15-16 Слайд-Сани, грузовики с продовольствием, грузовики в воде.

К середине зимы «ледовая дорога» превратилась в организованную автомагистраль. Трассу обслуживало 350 регулировщиков,  в задачу которых входило распределение машин, указание направления движения, наблюдение за сохранностью льда и другие обязанности. Эта работа требовала самоотверженности и мужества, так как ее требовалось вести при любых условиях - лютых морозах, леденящих ветрах, пурге, артобстрелах и налетах вражеской авиации. На дороге позднее была даже организована телефонная связь.

Все эти меры давали возможность регулировать поток автотранспорта на дороге и вполне надежно обеспечивали нормальное движение автомашин по указанному маршруту.

Противовоздушная оборона ледовой трассы осуществлялась зенитными средствами и истребительной авиацией. Героические защитники ледовой дороге своими самоотверженными действиями пресекли все попытки противника сорвать перевозки и нанесли ему значительные потери.

17. Слайд - Танки.

Войска 8-ой, 42-ой, 55-ой армии стояли насмерть. Значительный вклад в оборону Ленинграда внесли пограничники. В результате, Гитлеровский план моментального захвата Ленинграда был сорван. Враг остановлен у стен города.

18-22. Слайд- (1-2 В окопах солдат, 3-4 атака, 5- женщина с ребенком)

Песня «Темная ночь» (слова В. Агатов, музыка Н. Богословский)

23-24.Слайд –  Разбор завалов. Траншеи

Линия фронта, т.е. окопы, минные поля, проходило всего в 16 км от Зимнего Дворца и в 4 км от Кировского завода.

Невозможно переоценить трудовую доблесть рабочего класса Ленинграда. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи.

Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск. Защищая родной город и завод, тысячи рабочих, служащих днем и ночью возводили укрепления. Были вырыты траншеи, поставлены надолбы, расчищены секторы обстрела для орудий и пулеметов, заминированы подходы.

25. Слайд -Дети.

На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях свое превосходство над немецкими. Рабочие, квалифицированные и не имеющие никакого профессионального опыта, мужчины и женщины, и даже подростки стояли у станков, упорные и исполнительные. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки «КВ» и прямо направлялись на фронт.

26. Слайд - Женщины.

27 . Слайд - Старик на заводе.

Непрерывно под обстрелом велась круглосуточная работа на заводе «Большевик»,   который   выпускал   оружие   и   осуществлял ремонт поврежденной  техники.   На  заводе  в  основном  работали старики, женщины и подростки.

Несмотря на крайне тяжелую обстановку, ленинградцы за время блокады изготовили 2 тыс. танков, 12 тыс. минометов, 10 млн. .снарядов и мин.

28-31. Слайды - О хлебозаводе, очередь, резка хлеба и весы.

На полную мощность, круглосуточно, без перерывов работал хлебозавод №61.

Ввиду блокады с ноября в Ленинграде был введен норматив на отпуск хлеба. Размер пайка в сутки составлял:

Рабочим - 250 г хлеба;

Служащим и иждивенцам - 125 г хлеба;

Пожарным и истребительным отрядам - 300 г;

Войскам первой линии - 500 г.

Увеличение смертности от голода приходится на декабрь 1941 года.

32. Слайд - портрет Анны Ахматовой.

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит.

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»

До седьмого доходяг неба...

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон - смерть.

И стоит везде на часах

И уйти не пускает страх.

Если в довоенный период в городе ежемесячно умирало около 3 тыс. человек, то за 25 дней декабря - 39 тыс. Особенно возросла смертность детей.

33. Слайд - Письма Тани Савичевой.

Каждая ленинградская семья познала боль утраты родных и близких. Видимо Таня боялась, что на протяжении блокады они постепенно забудут даты смерти родных. Для этого она взяла записную книжку. Первая запись была на букве «Ж». Таня пишет: « Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года». Женю хотели похоронить на Серафимском кладбище, но оказалось, что все подступы к воротам были завалены трупами. Поэтому Женю решили похоронить на Смоленском лютеранском кладбище.

В начале января бабушке Тани был поставлен страшный диагноз: третья степень дистрофии. В книжке на странице с буквой «Б» Таня пишет: «Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942 год».

Следующим умер Лека от дистрофии 17 марта в заводском стационаре. Ему было 24 года. Таня раскрывает блокнот и на букве «Л» пишет: «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 году».

13 апреля в 56 лет умер Василий. Таня раскрывает блокнот на букве «В» и пишет: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год». «Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 год».

Ну разве можно было представить, что через три дня после смерти дяди Леши Таня останется совсем одна? Маме было 52 года, когда утром 13 мая не стало и ее. У Тани не хватило духу написать «Мама умерла», поэтому на листе с буквой «М» она пишет: «Мама 13 мая 7.30 утра 1942 год».

Со смертью мамы у Тани полностью пропала надежда. На букве «С» она пишет: «Савичевы умерли».

И, наконец, на «О»: «Осталась одна Таня».

34. Слайд - портрет.

Николай Тихонов, очевидец тех дней, вспоминал: «...голод душил ленинградцев. Люди рыли общие могилы. Когда снаряды били по кладбищу, живые быстро бежали в могилы, укрываясь от осколков, а мертвые взлетали вверх от разрывов фугасных бомб. Зимой многие люди ходили белые, точно в масках, они настолько истощали, что снежинки не таяли на их лицах, а примерзали.»

35. Слайд - портрет Ольги Берггольц.

О друг, я не думала, что тишина Страшнее всего, что оставит война.

Так тихо, так тихо, что мысль о войне

Как вопль, как рыдание в тишине.

Здесь люди, рыча, извиваясь, ползли,

Здесь пенилась кровь на вершок от земли...

Здесь тихо, так тихо, что мнится –

вовек

Сюда не придет ни один человек,

Ни пахарь, ни плотник и ни садовод -

никто, никогда, никогда не придет.

Так тихо, так немо — не смерть и не жизнь.

О, это суровее всех укоризн.

Не смерть и не жизнь - немота, немота -

Отчаяние, стиснувшее уста.

Безмирно живущему мертвые мстят:

Все знают, все помнят, а сами молчат.


36. Слайд - Бабушка.

По подсчетам доктора биологических наук, в то время один житель города получал в сутки не более 1300 ккал. При таком питании человек мог прожить месяц. За период максимального голодания осень 1941 - зима 1942г.г. население Ленинграда должно было погибнуть полностью. Но этого не произошло.

Причиной было стрессовое состояние, несмотря на недоедание, сопротивляемость человеческого организма резко возросла. Больных диабетом, язвой желудка сократилось до минимума. Даже детские болезни - корь, скарлатина - почти исчезли.

Свою роль в повышении выживаемости людей сыграло использование примесей. Так в хлебопекущей промышленности к хлебу примешивалась целлюлоза. Группа ученых мясотехнической академии разработала технологию производства пищевых дрожжей из древисины.

Каждый день ленинградцы разбирали завалы разрушившихся зданий спасали пострадавших, тушили пожары, стояли у станков, заготавливали дрова, учили детей, выхаживали раненых.

37. Слайд - Больница.

Большую роль в оказании помощи населению сыграли врачи. Врачебные бригады посещали больных на дому, оказывали помощь на улицах, заводах. В первые месяцы блокады в госпитали поступило много раненых жителей, пострадавших от бомбежек и артобстрелов.

Зимой дистрофия поразила 84% ленинградцев. В городе открывались стационары усиленного питания, обогревательные пункты. Из общего числа жителей Ленинграда, болевших и голодавших, были возвращены к жизни более 1 млн. человек. 

38. Слайд - Уроки в школе.

Во время блокады дети Ленинграда росли, учились и работали под разрывы бомб и снарядов.

Из 408 школ в октябре 1941г. действовали 103. Занятия начались с 27 октября. Они проводились три раза в неделю по три урока в день. Дров было мало. В школах было холодно. Занимались в пальто и валенках. Чернила замерзали. При воздушной тревоге занятия прекращались, всех переводили в бомбоубежище. Чтобы поддержать силы детей, после уроков им давали по тарелке дрожжевого супа.

39. Слайд - Бомбоубежище.

Часто уроки проводились в бомбоубежищах при керосиновых лампах. Там было сыро и душно, поэтому занятия проводились по 20-25 минут. В июне 1942 года из 542 выпускников 10-х классов, 70 получили аттестаты с отличием с «золотой каемочкой». Многие дети из-за болезни, уходом за больными членами семьи, работой, плохо посещали школы. Ленинград был городом - фронтом, все дети вели себя как фронтовики. В школу ходили с противогазами. Навещали инвалидов, выступали с концертами перед фронтовиками, принимали участие в сборке урожая в совхозах. При этом для учителей и детей была предусмотрена оплата их труда.

40. Слайд-Газета «Правда»  и Ленинград.

В блокадном Ленинграде печатное слово стало серьезной помощью для жителей города.

Газеты «Ленинградская правда», «Смена», «Боевые резервы», а так же журналы «Звезда» и «Ленинград» выпускались систематически. Публиковались новости о положении в городе, войсках, фронтах.

41. Слайд - Портрет Ольги Берггольц.

Ольга Берггольц, «муза» Блокадного Ленинграда, во время блокады оставалась в городе, голодала вместе со всеми, но каждый день выступала по радио. Зимой от истощения Берггольц упала на улице, кончились силы.

42. Слайд - БЛОКАДНАЯ ЛАСТОЧКА

Весной сорок второго года множество ленинградцев носило на груди жетон -ласточку с письмом в клюве.Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

...Сколько писем с той поры мне было.

Отчего же кажется самой,

что доныне я не получила

самое желанное письмо?!

О, найди меня, гори со мною,

ты, давно обещанная мне

всем, что было,- даже той смешною

ласточкой, в осаде, на войне…

43-44. Слайд - Артисты на передовой.

Неотъемлемой частью духовной жизни города стали театры. Многие пострадали от бомбёжек. Артисты музыкального театра выезжали с выступлениями на фронт, в госпитали, на заводы. За годы войны артисты дали около 2000 шефских концертов.

45-47. Слайд –Улица, Екатериненский дворец, Эрмитаж

Ущерб культурным памятникам.

Огромный ущерб был нанесен улицам, площадям, историческим зданиям и памятникам Ленинграда.

После отступления немцев сгорел Большой Екатерининский дворец, в котором немцами был устроен лазарет. Был разрушен Большой дворец в Петергофе и дворец в Гатчине. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королем Пруссии, была целиком вывезена немцами. В развалины превращен ныне восстановленный Федоровский Государев собор, в котором в обращенной к городу стене на всю высоту здания зияла пробоина.

Невосполнимым для исторической памяти нации оказалось практически полное уничтожении, считавшееся одним из самых красивых в Европе кладбища Свято-Троицкой Приморской мужской пустыни, на котором были захоронены многие петербуржцы, чьи имена вошли в историю государства.

Эрмитаж пострадал от артобстрелов.

48. Слайд - 28 января 1944 г.

В январе 1944 года блокада была полностью. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60-100 км. и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1.5 млн. человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.

49 Слайд - Мемориал на Пискаревском кладбище.

Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискаревском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. Площадь кладбища составляет 26 га., длина стен равна 150 м. с высотой 4.5м. На камнях высечены строки, пережившей блокаду, Ольги Берггольц. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 тыс.человек погибших от голода и больше чем 17 тыс. людей, ставших жертвами воздушных налетов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1.2 миллиона человек.

50 Слайд - Парк Победы.

Так же тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находящегося на территории нынешнего Московского парка победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» - один из самых страшных памятников СА Петербурга. На таких вагонетках вывозили прах погибших после сожжения в печах завода в близлежащие карьеры.

51-52 Слайд -Мемориал, Блокадное кольцо

Серафимовское кладбище также было местом массового захоронения ленинградцев, погибших и умерших во время блокады Ленинграда. В 1941-1944 гг. здесь было похоронено более 100 тыс. человек.

53. Слайд – Пискарёвское кладбище

Стихотворение О.Берггольц:

Здесь лежат Ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под

вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт, и ничто не забыто.

54. Слайд - Салюты.

Стихотворение А.Ахматова:

27 января 1944 года

И в ночи январской безветренной,

Сам дивясь небывалой судьбе,

Возвращенный из смертной бездны,

Ленинград салютует себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)

Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....

"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».

Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;         -воспитать чувство патриотизма;-привить ...

Мероприятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда. «Чтобы помнить…… Блокада Ленинграда.»

Как гранит состоит из кристаллов, так и история нашей страны складывалась из больших и малых битв, из подвигов известных и неизвестных, из мужества и героизма десятков миллионов людей. Победы русского...