"Тот век нас многим удивил"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Разработка повторительно-обобщающего урока в форме мини-олимпиады

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tot_vek_nas_mnogim_udivil.docx77.65 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:10.     Предмет: история.   Учитель: Джебко Г.П.

 Тема урока « Тот  век нас многим удивил…» (Россия в XIX веке).

Количество часов: 2

Тип урока: повторительно-обобщающий  в форме МИНИ-ОЛИМПИАДЫ

Цели урока:

  • закрепить материал о развитии России в XIX веке; проверить знания учащихся и степень усвоения материала с использованием уровневой дифференциации; отрабатывать типы олимпиадных заданий Всероссийской олимпиады школьников по истории
  • развивать умения  анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать изученный материал, делать выводы.
  • совершенствовать навыки сотрудничества через работу  в  группах.

Оборудование:

компьютер, проектор, карта «Россия в первой половине XIX в.», «Россия во второй половине XIX века», раздаточный материал.

Краткое описание организации работы на уроке.

      В данный урок  включены  типы заданий Всероссийской олимпиады школьников по истории.

 Во время урока используется  групповая  форма  работы. Ученики делятся на три  группы (деление на группы носит дифференцированный характер, так как  история нужна для сдачи в качестве экзамена по выбору не всем учащимся). 1 группа учащихся с высоким уровнем знаний, 2 группа со средним уровнем знаний, 3 группа с низким уровнем знаний. В первую группу войдут те, кто получил красные листочки, во вторую - зеленые, а в третью – синие.

В группе выбирается "капитан", штурман", остальные ребята -  "пилоты".

У каждой группы есть «маршрутный лист», в который выставляются заработанные за каждый вид работы баллы.

Для подведения итогов заполняется такая таблица:

Термины         

Хронология        

Тест         

Персоналии

 Творче-ское

задание

Дополни-тельный тур

Работа с источником

Колич.

 баллов и

оценка

5 б.

10б

15 б.

5 б.

5 б.

14 б.

Всего за работу: 57 б.

Каждая команда зарабатывает за выполнение заданий определенное количество баллов. В конце урока подсчитывается общее количество и определяется оценка группы и место, которое она заняла в игре. Критерии оценки записаны на доске. В результате такой работы учащиеся стремятся лучше знать пройденный материал, чтобы показать свои знания и не подвести товарищей. Каждая группа выбирает «капитана», который руководит её деятельностью.

Памятка «капитану» группы

Ознакомь всех членов группы с содержанием задания.

Распредели задания между членами группы.

В случае затруднений обратись к учителю.

В результате обсуждения назначь выступающего от группы.

Дай оценку деятельности каждого члена группы.

Старайся создать дружескую атмосферу в группе.

Ход урока.

Учитель (вступительное слово)

       Задание № 1 на знание исторических терминов 

(Цель: отработка типа олимпиадного задания «Исторические термины»; совершенствование навыков  устанавливать связь между понятиями  и их определениями)

За каждое правильно выполненное задание – 1 балл (Всего 5 баллов)

Карточка для группы № 1 

Назовите термин по определению:

Переход от мануфактуры к крупному фабричному и заводскому производству - ………(промышленный переворот)

Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации -…….(цензура)

Поздний классицизм, стиль в архитектуре, призванный выразить идею величия государственной власти -……(ампир)

Направление общественной мысли в России в 1840-1850 гг., идеализировали допетровскую Русь, верили в то, что России уготован особый исторический путь, отличный от Западной Европы -……(славянофилы)

Группа людей, имеющая одинаковые права, обязанности и юридическое положение в государстве -……..(Сословия)

Карточка для группы №2 

Соотнесите исторические термины и их определения.

Переход от ручного труда к машинному,  от мануфактуры к фабрике и образование новых классов – буржуазии и наемных рабочих.

А) Редуты

Реакционное воинствующее течение ислама.

Б) «Западники»

Сторонники западноевропейского пути развития России.

В) Мануфактура

Земляные укрепления.

Г) Промышленный переворот

Предприятие с ручным разделением труда.

Д) Мюридизм

( Ответ: 1-В, 2- Д, 3- Б, 4- А, 5- В)

Карточка для группы № 3 

Тест на знание исторических терминов.

1. Стремились добиться изменений в обществе путем самых решительных мер, включая свержение монархии:

а) западники,

б) славянофилы,

в) революционеры

2. Укажите стиль в архитектуре и скульптуре первой трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Для него характерны монументальные формы и богатый декор:

 а) барокко;

б) ампир;

в) романтизм.

3. Переход от мануфактуры к крупному фабричному и заводскому производству:

а) промышленный переворот;

б) всероссийский рынок;

в) ярмарка.

4. Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации:

а) цензура;

б) контроль;

в) диктатура.

5. Члены тайного общества дворян, восставшие против самодержавия и крепостничества в 1825 году;

а) западники;

б) декабристы;

в) петрашевцы.

     Задание №2  на знание хронологии.

(Цель: отработка типов олимпиадных заданий по хронологии; рассматривать  события в хронологической последовательности, соотносить даты событий с веком)

За каждое правильно выполненное задание – 1 балл (Всего 10 баллов)

 Карточка для группы №1. 

«Разберите даты»

Десятилетие

18011810

18111820

18211830

18311840

18411850

18511860

18611870

18711880

18811890

18911900

  1. Указ «о вольных хлебопашцах»
  2. Создание «товарищества передвижных художественных выставок»
  3. Гибель А.С. Пушкина
  4. Общество М.В. Петрашевского
  5. Присоединение Финляндии к России
  6. «Хождение в народ»
  7. Восстание декабристов
  8. Берлинский конгресс
  9. Образование «Мира искусства»
  10. Судебная реформа

Карточка для группы № 2. 

Расставьте в правильной хронологической последовательности.

  1. Переправа через Березину
  2. Бой за Шевардинский редут
  3. Тарутинский марш-маневр
  4. Лейпцигская битва
  5. Бородинское сражение
  6. Тильзитский мир
  7. Оборона Смоленска
  8. Сражение под Аустерлицем
  9. Сражение под Малоярославцем
  10. Сражение при Ватерлоо

Карточка для группы №3.

Соотнесите:

1)    1805 - 1807

а) Восстание декабристов

2)    1806-1812

б) Русско- турецкая война

3)    1816

в) Войны России с наполеоновской Францией

4)    1825

г) Крымская война

5)    1853-1856

д) Создание «Союза спасения»

6) 1853-1856

д) Военная реформа

7)  1861

е) Судебная реформа

8) 1864

ж) Отечественная война

9)  1870

з)  Рождение В.И. Ленина

10)  1874

и) Отмена крепостного права

   Задание №3. Тест 

(Цель: отработка заданий тестового типа; совершенствование умений выделять признаки исторических событий, явлений, даты, персоналии,  понятия)

За каждое правильно выполненное задание – 1 балл (Всего 15 баллов)

Тест для 1 группы.

1. Современниками были:

а) Александр 1 и Наполеон Бонапарт,

б) Александр 1 и Кромвель,

в) Пестель и Меньшиков.

2. Лишним в ряду является:

а) Багратион,

б) Тормасов,

в) Барклай де Толли,

г) Д. Давыдов.

3. Верховная власть в России в начале 19 в. принадлежала:

а) Императору,

б) Сенату,

в) Синоду.

4. Форма правления, основанная на неограниченной власти монарха, называется:

а) республикой,

б) абсолютизмом,

в) тиранией.

5. Назовите привилегированные сословия в 19в. в России:

а) дворяне,

б) купечество,

в)казаки.

6. Автором проекта реформ по преобразованию государственного аппарата в 1810-1811гг. был:

а) П. А.Строганов,

б) А.А. Аракчеев,

в) М.М. Сперанский.

7. Газават - это:

а) философское учение;

б) священная война мусульман против неверных;

в) религиозная секта.

8. Лишним в ряду является:

а) М. М. Сперанский;

б) П. Д. Канкрин;

в) П. Д. Киселев;

9. Кто сказал: « Россией правят столоначальники»:

а) граф Аракчеев;

б) А.С. Пушкин;

в) Николай 1.

10. Государство, где духовенство оказывает решающее влияние на государственные дела, а глава государства соединяет в своих руках духовную и светскую власть называется:

а) теократическим;

б) тотолитарным;

в) феодальным.

11. Кто лишний в ряду:

а) В. Г. Белинский;

б) А. И. Герцен;

в) Н. П. Огарев.

г) Е. Ф. Канкрин.

12. Кто стал имамом на Кавказе в 1834г.?

а) Шамиль;

б) Аслан;

в) Мустафа.

13. Кто написал письмо к Н. В. Гоголю:

а) В. Г. Белинский;

б) Н. В. Станкевич;

в) М. А. Бакунин.

14. Кто лишний в ряду:

а) Д. В. Веневетинов;

б) А. С. Хомяков;

в) И. В. Киреевский;

г) М.М. Сперанский.

15. Парижский мир, завершивший Крымскую войну , был подписан:

а) в 1856г.;

б) 1855г.;

в) 1860г.

Тест для 2 группы.

1. М.М. Сперанский в своем проекте реформ предлагал:

а) ввести монархию ,ограниченную парламентом;

б) ввести республику;

в) сохранить самодержавие.

2. Укажите годы правления Александра1:

а) 1767-1825;

б) 1801-1825;

в) 1801-1815.

3. Причина неудач реформ М. М. Сперанского:

а) консерватизм большей части дворянства;

б) противодействие армии;

в)опасение царя за свою судьбу.

4. Кому из русских царей принадлежат слова: « В России велик тот , с кем я говорю , и только пока я с ним говорю» ?

а) Павлу 1;

б) Александру 1

в) Николаю 1.

5. Укажите высший административный орган в России в первой половине 19 века

а) Комитет министров;

б) Сенат;

в) Синод.

6. Отступление русских войск в начале войны 1812г. было вызвано:

а) превосходством сил Наполеона;

б) неподготовленностью России к войне;

в) неумелым руководством Александра1.

7. «Битва народов» в 1813г., в которой были полностью разбиты войска Наполеона произошла:

а) под Берлином;

б) под Лейпцигом;

в) при Ватерлоо.

8. Герасим Курин, Архип Семенов, Александр Фигнер были:

а) партизанами в1812 г.

б) поэтами;

в) гусарами.

9. Укажите государства, вошедшие в «Священный союз», созданный в 1815г.:

а) Россия, Франция, Испания;

б) Россия, Австрия, Пруссия;

в) Россия, Польша, Турция.

10. Из приведенных ниже названий укажите то, которое не связано с событиями войны 1812г.:

а) р. Березина;

б) Тильзит;

в) Смоленск;

11. Укажите, какое из обществ декабристов возникло раньше других:

а) «Союз спасения»,

б) «Союз благоденствия»,

в) «Южное общество»,

г) «Северное общество».

12. «Южное общество декабристов возглавлял»:

а) К. Ф. Рылеев;

б) Н. М. Муравьев;

в) П. И. Пестель.

13. Новым в экономическом развитии России в первой половине 19 в. не было:

а) начало промышленного переворота;

б) дальнейшее развитие внутреннего рынка;

в) расцвет крестьянских хозяйств.

14. В России в первой половине 19 в. основным собственником земли являлись:

а) церковь;

б) дворяне;

в) чиновники.

15. Укажите одного из крупнейших предпринимателей в России в начале 19 в.:

а) П. Г. Демидов;

б) П. А.Шувалов;

в) А. А. Аракчеев.

Тест для 3 группы.

1. Годы правления Николая 1:

а) 1801-1825гг

б) 1825-1855гг

в) 1800-1855гг

2. К 1843г. в России было укреплено денежное обращение при помощи:

а) введение твердой серебряной валюты;

б) получения крупного иностранного займа;

в) введения бумажных денег.

3. Укажите автора «теории официальной народности»:

а) С.С. Уваров;

б) Николай 1;

в) А.А. Аракчеев.

4. Россия в середине !9 в. была:

а) абсолютной монархией;

б) конституционной монархией;

в) республикой.

5. Кому принадлежала вся полнота власти на местах в первой половине 19в.

а) губернаторам;

б) дворянским собраниям;

в) полицмейстеру.

6. Какую функцию выполняло 3 отделение собственной канцелярии императора:

а) ведало политическим сыском;

б) ведало хозяйственными вопросами;

в) управляло Польшей.

7. С чьим именем связана подготовка « Свода законов Российской империи»:

а) М.М. Сперанский;

б) граф П.Д. Киселев;

в) граф А. Х. Бенкендорф.

8. «Западники» –это:

а) религиозная секта;

б) сторонники преимущественно западноевропейского пути развития России;

в) литературное объединение.

9. Крымская война была:

а) 1853-1856гг;

б) 1877-1878гг;

в) 1854-1855гг.

10. Укажите одну из причин отставания России в Крымской войне:

а) отставание от европейских стран в промышленном развитии;

б) плохое военное командование;

в) гибель русской Черноморской эскадры.

11. Декабристы стремились:

а) привлечь к своему выступлению народные массы,

б) не допустить участия в выступлении крестьян,

в) привлечь к своему выступлению армейские части.

12. Бородинское сражение произошло:

а) 26 августа 1812г.

б) 8 ноября 1812г.

в) 14 декабря 1812г.

13. Укажите, какая из религий в России 19 в. была признана основной:

а) православие,

б) католичество,

в) ислам.

14. Командующий русской эскадрой в Синопском сражении:

а) Ф. Ф. Ушаков;

б) П. С. Нахимов;

в) В. И. Истомин.

15. Верховная власть в России в начале 19 в. принадлежала:

а) Императору,

б) Сенату,

в) Синоду.

  Задание №4. Персоналии 

(Цель: отработка типов заданий по теме «Исторические персоналии»; совершенствование умений давать характеристику историческим деятелям, выделять наиболее значимые черты того или иного деятеля за счет установления ассоциативных связей)

Задание для группы №1. 

За правильно выполненное задание – 5 баллов

Составьте «делегацию России» на международную конференцию «Гордость человечества». В делегации должно быть представлено 10 человек: государственный деятель, реформатор, военачальник, ученый, литератор /поэт или прозаик/, художник, архитектор, скульптор, музыкант / композитор или исполнитель/, театральный деятель /актер или режиссер/.

Обоснуйте свой выбор по каждому делегату, перечислив его заслуги и право быть «первым среди равных».

Задание для группы №2.

«Штрихи к портрету». О ком идет речь?

  1. Кавалерист-девица, чья история стала основой фильма «Гусарская баллада»
  2. На его гербе было написано «Без лести предан»
  3. Художник, о своем портрете работы которого А.С. Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»
  4. Морской офицер, участник движения декабристов. Отбывал ссылку и похоронен в Назарово.  
  5. О его картине сказано: «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день»

Задание для группы №3.

Узнайте исторического деятеля  по эпиграмме.

     Царь наш, юный музыкант,

На трамбоне трубит,

Его царственный талант

Ноту «ре» не любит

Чуть министр преподнесет

Новую реформу

«Ре» он мигом зачеркнет

И оставит «форму».

Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном

Под Аустерлицем он бежал

В двенадцатом году дрожал

Зато был фрунтовой профессор!

     Но фрунт герою надоел

Теперь коллежский он асессор

По части иностранных дел

Едва царем он стал,

То разом начудесил:

Сто двадцать человек в Сибирь сослал

Да пятерых повесил

За ней царить стал …

Мальтийский кавалер,

Но не совсем он правил

На рыцарский манер.

Он мальчик бойкий и отважный;

Два – три сраженья разыграть,

Конечно,         может он с успехом,

К врагу на ужин прискакать,

Ответствовать на бомбу смехом,

Не хуже русского стрелка

Прокрасться в ночь ко вражью стану;

Свалить как нынче казака

И обменять на рану рану.

Но не ему вести борьбу

С самодержавным великаном…

Он слеп, упрям, нетерпелив

И легкомыслен, и кичлив.

             

Задание №5. Дополнительный тур для всех команд 

. Прочитайте слово, составленное из первых букв фамилий исторических личностей.

  • Вице-адмирал, один из руководителей обороны Севастополя
  • Философ, поэт, руководитель одного из общественно-политических кружков, возникших в конце 20-х – 30-е годы XIX века
  • Военный инженер, руководивший строительством Севастопольских укреплений
  • Декабрист, автор ответа на стихотворение А.С. Пушкина «В Сибирь»
  • Один из 5 казненных декабристов
  • Художник, автор картины «Явление Христа народу»
  • Физик, открывший метод гальванопластики

  • Дайте заголовок каждой графе таблицы. Заполните пробелы в ней.

Александр

Первый

За все время действия только 0,5% крестьян воспользовались эти м указом.

1837-1841

Упорядочение управления государственными крестьянами

Николай

Второй

Разрушение общины, расслоение крестьянства, ускоренное развитие капитализма в деревне

1897

Денежная реформа, заключавшаяся в золотом обеспечении рубля

Александр

Второй

Развитие просвещение, здравоохранения, благоустройства

1884

Ограничение принятия в гимназии детей лавочников, кучеров, прислуги

Александр

Первый

Способствовала укреплению центрального управления

    Задание №6  Творческое.

(Цель задания: развивать коммуникативные компетенции, логическое мышление)

Задание 1 группе:

- Выступить сторонниками западников и аргументировать свою позицию.

Задание 2 группе:

Выступить в роли консерваторов и найти в царствование Николая I только положительные, на их взгляд, моменты, способствующие укреплению международного авторитета и стабилизации внутреннего развития.

Задание 3 группе. Оцените роль личности Александра I в развитии России.

    Задание №7. Работа с источником 

(Цель: отработка типов олимпиадных заданий по данному блоку; совершенствование навыков осмысленного чтения, адекватного понимания учебной задачи, мыслительное преобразование информации (анализ и синтез).

Задание для группы №1.

                      Перед вами по два высказывания по поводу того или иного исторического события. Кто на Ваш взгляд прав? Обоснуйте свой ответ.    

Об Александре Втором.

«…наследник не только престола, но и образа мыслей отца, он оказался между жерновами исторической необходимости отмены крепостного права и привычного стереотипа консервативного мышления…

С самого начала самодержец, решившись на крестьянскую реформу, вовсе не думал открыть все камеры тюрьмы, в которой находилось российское общество, ограничившись только снятием наручников с него».

Из книги историка Б.Г. Литвака «Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская инициатива».

«Мы имеем дело уже не со случайным преемником Николая, - а с мощным деятелем, открывающим новую эру для России, он столько же наследник 14 декабря, как Николая. Он работает с нами для великого будущего».

Из статьи А.И. Герцена /1875/

Задание для группы №2. 

Объясните следующие высказывания:

  1. «Господа! Седлайте коней, во Франции – республика!» /фраза приписывается  Николаю I/
  2. А.И. Герцен, вспоминая о спорах западников, к которым относил себя, и славянофилов, писал: «У нас была одна любовь, но не одинаковая…И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».
  3. Народоволец Ф.Д. Михайлов писал: «Когда человеку /хотящему говорить/ зажимают рот, то тем самым развязывают руки», что, собственно, хотел сказать революционер?

Задание для группы №3

На основании приведенного отрывка из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина составьте схему внешней торговли России.

Все, чем для прихоти обильной

торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам

Все что в Париже вкус голодный,

Полезный помысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги томной,

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе, И чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале.

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов.

Подведение итогов урока.  Подсчитываются баллы, учащиеся  определяют в каждой группе самого активного ученика. Он награждается дипломом.

Рефлексия

Чем вы занимались на уроке?

Какие трудности вы испытали на уроке?

Какие формы работы на уроке вам нравятся больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «ОН РОДИЛСЯ В СИБИРИ, ЧТОБЫ УДИВИТЬ ВЕСЬ МИР»К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА

Классный час посвящен  к 100-летию А.И Покрышкина. В разработке рассказывается о подвигах героя, его достижениях и наградах....

проект пропедевтического курса "приходите, удивим!"

Я предлагаю вести пропедевтическую химическую подготовку учащихся осуществлять уже в начальной школе и в V-VII классах основной школы. Элементы химических знаний на этих этапах обучения могут быть вкл...

«ОН РОДИЛСЯ В СИБИРИ, ЧТОБЫ УДИВИТЬ ВЕСЬ МИР»

6 марта исполнилось бы 100 лет со дня рождения выпускника 1932 года «Фабрично-Заводского училища» при заводе «Сибкомбайн», замечательному человеку, нашему земляку, маршалу авиации, Трижды Героя ...

Всех готовы победить, и Отвагой удивить!

Военно-патриотический клуб "Отвага"...

Тема урока «Много, много и много. Урок введения нового материала»

Тема урока «Много, много и много. Урок введения нового материала»к учебнику “Enjoy English”-3, М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой....