Национальное наследие России
методическая разработка по истории по теме
Неотъемлемой частью национального наследия России является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя XIV века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshcheniekdukhovnympoiskam.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение современных школьников к духовным поискам Преподобного Сергия Радонежского на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Кузьмина Ирина Вячеславовна,
учитель истории и обществознания
Национальная доктрина образования основными целями и задачами образования признает:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью.
Неотъемлемой частью национального наследия России является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя XIV века.
Уже семь столетий имя Сергия Радонежского в сознании русских людей неразрывно связано с делом созидания Отечества; Православная церковь причислила Преподобного к Лику святых: он почитается как духовный наставник и просветитель, как искусный врачеватель и чудотворец, как самоотверженный подвижник и устроитель монастырей, как умиротворитель враждующих и заступник Земли Русской, благословивший ее на борьбу с татаро-монгольскими поработителями.
Первоначальный интерес к личности Сергия Радонежского формируется на уроках истории России и истории Московской области, в этом нам помогают библиотекарь школы М.В. Макарова и заведующая Центральной детской библиотеки Т.Л. Лыжина. На уроках перед учащимися ставятся проблемные задания: «Почему Сергий Радонежский был причислен к Лику святых и стал Преподобным, т.е. при жизни уподобился Иисусу Христу?»; «Почему художник Н. К. Рерих назвал Преподобного «строителем русской духовной культуры?». Для ответа на эти вопросы ученики обратились к таким источникам, как «Житие Сергия Радонежского», написанным Епифанием Премудрым, произведению Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»,творчеству русских художников М. Нестерова и Н. Рериха. Так сформировались темы исследовательских работ учащихся «Житие Сергия Радонежского» как исторический источник», «Образ Сергия Радонежского в творчестве М. Нестерова и Н. Рериха».
Воссоздавая вехи жизненного пути Сергия, учащиеся отмечали его заветы:
- каждодневный труд на лоне природы,
- регулярное посещение церкви, строгое соблюдение христианских заветов и родительских наказов,
- трудолюбие, простота в быту,благочестие и гостеприимство как основа семейной жизни,
- братские отношения между людьми,
- забота о тех, кто слабее нас.
Результаты своей работы учащиеся представили на уроках истории, выступили с сообщениями на классных часах. Работа Прокошиной Марии, учащейся 8 класса, стала лауреатом конкурса исследовательских работ по истории, посвященного 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского (2013 г.).
Как Сергий, постигая духовную литературу, стремился к соединению книжного образования с практикой отшельничества, так и мы должны стремиться к тому, чтобы идеал русской духовной культуры воплотился в нравственном поведении наших учеников.
Одной из форм воспитательной работы в нашей школе являются занятия «Лесной школы». Уроки этой необычной школы проходят в городском парке, парке Воронцовской усадьбы с. Быково, в гостях у настоятеля храмаИоанна Предтечи в Новом селе. Ребята очищают территорию парков от мусора, оказывают помощь в устройстве огорода и клумб, оформили экспозицию Археологической избушки при храме Иоанна Предтечи.
Пройдя вместе со своими учениками их путь исследователей наследия Сергия Радонежского, я пришла к выводу о том, что идеи Преподобного могут служить принципами воспитания подрастающего поколения:
- идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой;
- идея общинного (соборного) воспитания, союза,основывающегося на гармонии личного и общественного;
- идея гражданского воспитания, служения народу, Отечеству.
Основные направления реализации педагогических идей Сергия Радонежского в сфере современного воспитания заключаются в следующем:
- провозглашение духовно-нравственного воспитания центральной задачей педагогической работы в школе;
- тесная взаимосвязь между классно-урочной, внеклассной и внешкольной формами педагогической работы;
- комплексное использование идей и принципов духовного наследия Сергия Радонежского в учебной и во внеурочной деятельности педагогов и учащихся.
Историк В.О. Ключевский писал: «Есть исторические имена, которые выходят за пределы времени, есть веяния, которые глубоко проникают в жизнь последующих поколений, потому что личность того, с чьим именем связаны они, перерастает в идею». Личностью такого уровня был Сергий Радонежский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Угрозы национальной безопасности России и национальная оборона
Угрозы национальной безопасности. национальная оборона. обеспечение национальной безопасности....
Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»
Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...
Конспект урока ОБЖ в 9 классе "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России."
Конспект урока ОБЖ в 9 классе на тему "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России"....
Презентация на тему "Военные угрозы национальной безопасности России и национальная безопасность"
Презентация для оказания помощи учителю, при проведении занятия по данной теме с учащимися 10-го класса....
Технологическая карта урока «Орловский кулинарный словарь» как национальное наследие русского народа.
Интеграция урока технологии и программы "Разговор о правильном питании"...
Историческое и национальное наследие малой Родины и Отчизны
Проект на тему: "Историческое и национальное наследие малой Родины и Отчизны"...
250 школьников из 20 регионов России приняли участие в образовательной программе и выступили на фестивале-конкурсе «Культурное наследие России» в Москве
22-23 октября 2022 года в Москве состоялся финальный этап Всероссийского фестиваля-конкурса межкультурного взаимодействия «Культурное наследие России», к участию в котором были приглашены ...