Есть такое слово-выстоять
материал по истории (9 класс) по теме

Лещева Ольга Николаевна

Рззработка мероприятия, посвященное дню Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon est_takoe_slovo.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 «ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО - "ВЫСТОЯТЬ"»

      Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: показать героизм участников ВОВ, рассказать о трудностях, которые выпали на их долю.

Оборудование: картины на военную тему, презентация на тему «9 мая», автор Лещева О.Н., средства ТСО.

Участники: ученики 9,11 классов

                                        Ход мероприятия:

     Ведущий. В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и победоносном окончании войны в Европе.

   Великая Отечественная война (1941-1945г.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожали 84 тысяч школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

     Ученица. 

                                  Они накинулись, неистовы,

                                  Могильным холодом грозя,

                                  Но есть такое слово «выстоять»,

                                  Когда и выстоять нельзя,

                                  И есть душа - она всё вытерпит,

                                  И есть земля – она одна,

                                  Большая, добрая, сердитая,

                                  Как кровь тепла и солона.

                                                                      И. Эренбург

        Ведущий. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.

       Ведущий. Подвиг- это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

        Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

        Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолётов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.  (Слайд № 1)

         В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге. (Слайд № 2)

                                 

                        Звучит 7-я симфония Шостаковича.

     На фоне музыки ученик читает стихотворение Р. Рождественского.

                                            Разве для смерти рождаются дети,

                                                                                             Родина?

                                            Разве хотела ты нашей смерти,

                                                                                             Родина?

                                            Пламя ударило в небо - ты помнишь,

                                                                                              Родина?

                                            Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» -

                                                                                               Родина?

                                            Мы от свинцовых розг

                                            Падали в снег с разбега,

                                            Но – поднимались в рост

                                            Звонкие, как победа!

                                            Как продолжения дня,

                                            Шли тяжело и мощно…

                                            Можно убить меня,

                                            Нас убить невозможно!  

           

           Ведущий. Весь народ поднялся на защиту Родины. Двадцать семь миллионов человеческих жизней унесла война. Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей.

           Ученик.

                                        Вспомним их поименно…

                                        Горем вспомним своим!

                                        Это нужно не мёртвым      

                                        Это нужно живым!  (Слайд № 3)

 

                                               Живая газета         

                                                     монтаж

- Виктор Талалихин совершил первый воздушный таран в ночном небе Москвы. (Слайд № 4)

- Николай Гастелло точно вывел свой горящий бомбардировщик на скопление вражеских танков и машин. (Слайд № 5)

- Людмила Павличенко  снайпер, она уничтожила более 100 захватчиков. (Слайд № 6)

В ВОВ принимали активное участие и наши земляки.

-Михаил Петрович Девятаев захватил с группой военнопленных в концентрационном лагере немецкий самолет и благополучно приземлился в расположении наших войск. (Слайд № 7)

Виктор Николаевич Бобков - вплавь по ураганным огнем переправился через реку Неман, закрепился на берегу и в течение суток отбивал атаки врага, прочно удерживая рубеж. (Слайд № 8)

Якушкин Георгий Трофимович - получил приказ переправить на правый берег Днепра группу десантников, и под непрерывным обстрелом врага выполнил его. (Слайд № 9)

 Кудашкин Иван Степанович- летчик, направил горящий самолет на скопление вражеской техники. (Слайд № 10)

 Миронов Вениамин Борисович- танкист, полк под его командованием уничтожил три танка, две самоходки, шесть зенитных орудий и двенадцать  пулеметов противника,

а также более сотни вражеских солдат и офицеров. (Слайд № 11)

Ахромеев Сергей Федорович - принимал активное участие в боях ВОВ, после войны работал на ответственных постах в аппарате Генерального штаба. (Слайд № 12)

Котельников Николай Александрович - в марте 1945г. на западном берегу реки Одер в течение двух суток артиллерийская дивизия под его командованием удерживала плацдарм, отражая все атаки противника. (Слайд № 13)

Зинов Николай Владимирович - в октябре 1943г. в бою на правом  берегу

Днепра удерживал рубеж до подхода подкрепления, лично уничтожив около 20 гитлеровцев. (Слайд № 14)

  - Запомните их имена (все вместе).

 Ведущий.  А сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать  на огневых рубежах!

  Ученик. «Солдат становись героем»- статья фронтового журналиста Евгения Кригера.

       «Судьбу человека на войне во многом определяет именно первый бой. Плохо, если первый бой сложится неудачно, это может на долгое время лишить  человека уверенности в своих силах, воля его будет надломлена ожиданием второй неудачи. Георгию Токареву не повезло. В первом бою он пережил гибель самолета, близость смерти и мучительное чувство обиды. Двадцатилетний юноша  из летной школы атаковал знающих, умелых убийц, громивших города Польши, Франции, Бельгии, Греции. Он  бился отчаянно, и его все-таки сбили. Ему удалось спастись, выбраться из кабины горящего самолета, высвободить парашют. Токарев не дал обиде свалить себя, он сохранил главное- мужество. Первое поражение он сделал для себя школой. Он искал ошибки и нашел все до одной. Творцом событий в бою должен быть он сам, летчик Георгий Токарев. Не ждать решения  врага, а первому решать, стать хозяином боя с первой минуты. И когда враг почувствует это, он будет побежден. Сержант Токарев учился  в боях.

    В бою против двух  «мессеров» над истерзанным Сталинградом ему понадобилось целых 30 минут, чтобы сбить одного из них, но  все же он сбил его! Над Курском Георгий Токарев участвовал в бою против пятисот вражеских самолетов и увидел тогда, как выглядит  настоящий разгром воздушной неприятельской армады. Но тогда он был уже лейтенантом. К тому времени он уже сбил в одиночных и групповых боях одиннадцать фашистских самолетов. В июне бывший сержант уже командовал эскадрильей. Вот почему ему не стыдно было рассказать о том, что в первом бою его сбили. Одиннадцать раз он уже успел рассчитаться за свою первую обиду». (Слайд № 15)

Ученик.  Фронтовой корреспондент Евгений Кригер в статье « двадцать восемь русских пушек»  рассказывает, как дрались наши солдаты.

          Июль 1943г. Курская дуга. Солдаты Рокоссовского. Ему  всего 19 лет. Зовут Гаврилов Николай Степанович. Несмотря на страшную усталость, открыто и весело встречает ваш взгляд и с готовностью старается объяснить то непонятное, кажущееся непомерным для человеческих сил, для человеческой воли, что только сделал он и его товарищи».

   Такой он маленький и такая чистота в его глазах, с такой пылкой  преднамеренностью он отзывается о своих командирах и товарищах, что хочется назвать его Коленькой, как сына. Лицо его и щеки и уши в ссадинах и царапинах с запекшейся кровью. Смерть  прикасалась к нему осколками вражеских снарядов, но не справилась и ушла. Что произошло там, в бою? Какой-то участок нашего фронта оказался обнаженным. Пехота к нему не поспела. Остались одни артиллеристы. После боевой обработки на уязвимый участок лавиной двинулись фашистские танки. Много их было, десятки содрогалась земля. Наши орудия открыли огонь. Танки горели, за ними выдвигались новые и новые, били из пушек по нашим орудиям. Наконец, Коля Гаврилов с ужасом увидел, что остался возле орудия один. Его товарищи тяжело ранены или убиты. Что он должен делать маленький, хрупкий юноша? Коля решил стрелять из подбитого орудия, один за всех, за истекающих  кровью друзей, за убитого командира. Он  действовал их волей, их солдатской  стойкой ненавистью к врагу. Он стрелял без прицела - прицельное приспособление было сорвано. Смотрел прямо в канал ствола, стараясь забрать в это темное круглое поле тушу идущего на него танка. (Слайд № 15)

Ведущий. В районах, захваченных врагом, создавались партизанские отряды. Ни днем, ни ночью не давали покоя нацистам неуловимые народные мстители. И хотя война и дети – это несовместимые понятия, но они существуют. Вместе со взрослыми в партизанских отрядах немало было и совсем юных бойцов. Они пробирались в самые уязвимые места противника, захватывали  оружие, собирали ценные разведывательные данные для командования фронта. Их руками пущены под откос сотни эшелонов с гитлеровцами, вооружением и боеприпасами, взорвано немало военных объектов врага. (Слайд № 16)

Расскажем о некоторых из них.

Ученик

Галя Комлева (Слайд № 17)

Вася Коробко (Слайд № 18)

Валя Зенкина (Слайд № 19)

Аркадий Каманин (Слайд № 20)

Люся Герасименко (Слайд № 21)

Витя Коробков (Слайд № 22)

Зина Портнова (Слайд № 23)

Саша Бородулин (Слайд № 24)

Ведущий.   Навсегда в памяти останутся их имена и имена тысячи других патриотов, замученных фашистами. Знайте, что они умерли во имя будущей победы. Высоко оценила Родина боевые заслуги юного поколения страны. За годы войны были награждены орденами и медалями 36 тысяч школьников. Трем тысячам юношам и девушкам присвоено звание Героя Советского Союза, 60 из них удостоились этого звания дважды. Героические дела они совершали вовсе не помышляя о геройстве. Они защищали Родину.

(Слайд № 25)

Ведущий.  Шла священная война против фашизма. Народы нашей страны были убеждены в своей правоте, в святости дела, за которое воюют. Эта убежденность и давала им решимость и силы для подвигов, казавшихся раньше немыслимыми, неведомых историй прежних войн.

        Когда мать Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских спросили об истоках героических поступков ее детей, она ответила: « Откуда взялись мужество и стойкость, непримиримость к врагам у вчерашних школьников? Героями не рождаются, ими становятся. Тысячи и тысячи стали героями, такими их воспитала школа, семья, наша литература, вся жизнь». (Слайд № 26)

Ведущий. Для школьников военной поры, особенно в прифронтовых и фронтовых районах, и сама учеба была подвигом.

Демонстрация документальных кадров из к/ ф. «Блокада Ленинграда»

Ведущий. Жутко было смотреть на эти потрясающие кадры. Но Ленинград не сдавался. Ленинград дрался. Ленинград выстоял. В жестокую первую блокадную зиму 1941-1942 года продолжала работать и школа № 367 Ленинграда. Это о ее учениках английский журналист А.Верт, посетивший школу в то время, сказал, что ребята учились, как воевали.         Примеры невиданной стойкости в учении показывали школьники Одессы, Севастополя, Москвы, десятки больших и малых городов. Родина была в опасности. Она нуждалась в действенной помощи со стороны учащейся молодежи. Сотни тысяч юношей и девушек во внеучебное время активно помогали промышленным и транспортным предприятиям выполнять срочные правительственные задания, участвовали в сельскохозяйственных и других работах в помощь фронту.

        Старшеклассники управляли тракторами, комбайнами, обслуживали жнейки, молотилки и другие сельскохозяйственные машины. Младшие школьники под руководством педагогов собирали на полях колоски, оставшиеся после уборки урожая. Десятки пудов хлеба получила дополнительно страна из колосков, собранных заботливыми детскими руками.

Ведущий. Вот такое это было поколение, вошедшее в историю как поколение победителей. Ценой беззаветного мужества и огромных жертв фашизм был разгромлен.

 Ученик.                      Шел смертный бой,

                                Земля в огне кипела.

                                Был сужен мир до прорези прицела,

                                Но мы, полны решимости и веры.

                                Ему вернули прежние размеры.

В. Кочетков

Ведущий. 9 мая 2009 года страна отмечает 64 годовщину Великой Победы над фашизмом. Нашему поколению выпала честь равняться на их ратные и трудовые подвиги.

(Слайд № 27)

                

                        На фоне Вечного огня и звучащей музыки

Ученик.                              Завещание

                        Солдат,

                        Поднимаясь над постелью,

                        В предсмертный час

                        Для сына диктовал:

                        -Передаю тебе родную землю,

                        которую я вновь отвоевал.

                        Чтоб не посмел

                        Никто ее обидеть,

                        Ты, продолжая славный путь отца,

                        Расти большим,

                        Чтоб всю ее увидеть,

                        Понять ее душою до конца.

  Пиши, сестра, пиши…

  Наш край метельный,

  Где ты родился, -

  Так и напиши, -

  Умей любить

  Любовью беспредельной,

  Умей любить

  Всей нежностью души.

  Смотри, мой сын,

  По капле не разлейся,

Но, жизнь, и труд,

И славу полюбя,

Ты мужеству учись

И не надейся,

Что кто-то будет думать за тебя.

Настанет время,

И дорогой вешней

По волхованью луговой травы

Ты в жизнь пойдешь,

Не выходи без песни,

Не опускай веселой головы.

Она подарком не дается свыше,

Умея жить и все одолевать,

Я сделал все,

Чтоб ты ее смог завоевать.

Чтоб в трудный час

Любого испытанья,

Ты верности в груди не погасил

Писал в минуту ясного сознанья

И в полноте моих душевных сил».

В.Федоров

Ведущий. Время неузнаваемо преобразило поля бывших сражений. Меняется наше отношение к Германии. Но есть то, что неподвластно времени. Память о тех, кто сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны.

        Память не знает старости, и именно она поможет сохранить в каждом человеке великие подвиги наших соотечественников.

Список литературы

  1. Великая Отечественная война.1941-1945 . ОЛМАПРЕСС. 2005. 512 с.
  2. Венок славы. Антология художественных произведений о ВОВ. В 12 томах. Т.12. Ради жизни на земле/Заливако В.Современник 1990. 702 с.
  3. Война. Народ. Победа, 1941-1945. Статьи. Очерки. Воспоминания/Сост. Данишевский И.М., Таратута Ж.В. Политиздат.1984. 246 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Есть такая профессия: историю писать"

Учебная программа для учащихся 9-х классов. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили. Содержание учебного материа...

"Есть такая профессия - ученик!"

Этот классный час способствует формированию у учащихся представлений об особенностях личности, помогает развитию навыков публичного выступления,воспитанию ответственности, коллективизма....

Презентация к классному часу "Есть такая профессия -ученик"

Красочная презентация к классному часу "Есть такая профессия -ученик!"...

Есть такая профессия – Родину защищать!

способствовать утверждению патриотических ценностей, повышению престижа воинской службы и защиты Отечества...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, посвященное 70-летию освобождения Республики Адыгея от немецко-фашистских захватчиков «ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО - "ВЫСТОЯТЬ"»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, посвященное 70-летию освобождения Республики Адыгея от немецко-фашистских захватчиков  «ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО - "ВЫСТОЯТЬ"»Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважен...

Литературно-историческая экскурсия "Есть такое слово -"Выстоять""

В школьной программе по истории на изучение крупнейшего события Великой Отечественной войны — Курской битвы — не выделяется специального урока. Она рассматривается в череде других сражений — Сталингра...

Занятие "Есть такое слово - "Выстоять"

Воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны....