В городе богини Афины
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Конспект урока по истории древнего мира для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gorode_afiny.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В городе богини Афины
Цель урока: Познакомить учащихся с бытом, нравами, занятиями афинян
Оборудование: учебник по истории древнего мира для 5 кл., иллюстрации и рисунки о городе Афины, мультимедийный урок на тему «В городе богини Афины», разработанный учителем истории Лещёвой О.Н.
План урока:
1. Греческие мифы о городе Афины и богине Афине
2. В военных гаванях порта Пирей
3. В торговой гавани порта Пирей
4. В самом центре Афин
5. В мастерских города
Ход урока:
Сегодня мы приступим к изучению новой темы и будем знакомиться с крупнейшим городом древнего мира - греческим городом Афины.
Греки считали Афины самым красивым городом страны.
Греки говорили: « Да ты - чурбан, если не видел Афины! Если видел и не восторгался, ты – осел, а если добровольно их покинул, ты верблюд!»
Город получил свое название в честь богини Афины. Как это произошло, мы сейчас узнаем.
Миф о споре Афины и Посейдона
Рожденный самой Землей получеловек - полузмей Кекроп основал в Аттике город. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двух стать покровителем города? Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон - забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали ее и усмехнулись: была она горько-соленой. Воткнула в землю свое копье Афина, зазеленела оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим.
Миф о рождении Афины
Самим Зевсом рождено богиня. Зевс узнал, что у богини разума Метис, будет двое детей: дочь и сын. Этот мальчик свергнет Зевса и отнимет у него власть над миром - предсказали Зевсу. Чтобы избежать грозной судьбы, Зевс, усыпив богиню, Метис ласковыми речами, проглотил ее. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от боли в голове. Взмахнул Гефест топором, расколол череп Зевсу, и вышла на свет могучая воительница, богиня Афина.
Давайте поближе познакомимся с городом.
В военной гавани
В V в. до н.э. главным портом афинского государства стал ПИРЕЙ, расположенный в 5-6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем возвели ДЛИННЫЕ СТЕНЫ. В Пирее находились две военные и одна торговая гавани.
Узкие входы в обе военные гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани. Доступ к военным кораблям был разрешен только афинским гражданам.
Гражданами считались коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами.
Вопросы:
1) С какой целью военные гавани закрывали цепями и просмоленными канатами?
2) Почему только граждане Афин имели право находиться в военных гаванях?
Афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. Они размещались в гаванях Пирея. Каждый военный корабль имел закрепленное за ним место. Рядом в прочных складах хранились корабельные мачты, рули и весла, паруса и канаты, якоря и якорные цепи. В гаванях с утра до ночи раздавались крики гребцов, матросов, крутильщиков канатов, рабочих на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. В гаванях можно было увидеть и богатого гражданина. Он пришел сюда, чтобы выполнить почетную, но иногда и разорительную обязанность - по афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счет снарядить по боевому кораблю.
За порядком в военных гаванях и за всеми работами постоянно следил СОВЕТ 500 .
В торговой гавани
Самая обширная из гаваней Пирея превратилась в центр международной торговли. Здесь всегда было полно людей, одетых пестро и разнообразно. Сюда прибывало множество кораблей из дальних и ближних стран. Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из Карфагена - ковры, из других областей Африки - слоновую кость, из причерноморских колоний - соленую рыбу, зерно и рабов.
Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил ПОШЛИНУ - денежный сбор за право торговать в Афинах.
Вывозили из Афин на продажу оливковое масло и виноградное вино, великолепные сосуды и глины, мраморные статуи, изделия из серебра, браслеты, серьги, кубки.
Что ввозили в Афины | Что вывозили из Афин |
Среди афинских купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Их называли МЕТЕКАМИ (слово означает «переселенец»), они были свободными людьми, имели право иметь имущество, говорили по-гречески, поклонялись греческим богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинах, не могли участвовать в политической жизни Афин
В самом сердце Афин
Этим сердцем была Агора, главная площадь Афин. Утром она была заставлена торговыми прилавками. Здесь утром было многолюдно и шумно. Казалось, сюда сошлись все: от нищих попрошаек и воришек до самого стратега. Торговцы, стоя под легкими навесами из камыша, зазывали покупателей криками: купите уксус, купите масло, рыба, свежая рыба. В одном месте рынка покупали сыр, в другом овощи, в третьем нанимали искусного повара для званого обеда. Были и развлечения: петушиные бои, выступления дрессированных животных, заклинателей змей, фокусников, глотателей кинжалов и горящей пакли. Богатые афинянки на рынок не ходили. Ежедневные покупки делали их мужья. Толкотня и давка были столь велики, что каждый приходил в сопровождении одного- двух рабов, расчищавших для господина путь. За порядком следили смотрители рынка. На эту должность граждан выбирали по жребию. Им подчинялась рыночная стража, состоявшая из купленных Афинским государством рабов-скифов. Окончив дела и отослав слуг с покупками домой, афиняне проводили время с друзьями: обсуждали последние новости, сплетничали, болтали о всякой всячине. Местами встреч были спасавшие от солнечных лучей портики (полуоткрытые помещения, крышу, которого поддерживали колонны), лавки, цирюльни.
В другой части Агоры, где находились правительственные здания, было также людно. Здесь стояли каменные плиты с вырезанными на них законами государства, вывешивались извещения о народном собрании и о делах, которые будут разбираться в суде. На Агоре афиняне узнавали новости. Для дежурных членов Совета 500 предназначалось круглое здание. В нем имелась кухня: дежурные обедали за счет казны. Когда над городом нависала военная угроза, дежурные Совета не покидали даже ночью свой пост. Чуть выше круглого здания на склоне холма располагалась прямоугольной формы постройка с залом, где собирался в дни заседаний в полном составе Совет 500 .
Правее находился государственный архив, украшенный многоколонным портиком. В нем хранились тексты законов, решений Народного собрания, договоры с другими государствами. Афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры, т.к. посещение ее имело такое же значение, какое для людей нашего времени имеют газеты, радио и телевидение.
На вершине Акрополя
Акрополь возвышается над городом. Он окружен каменными стенами, т.к. акрополь служил крепостью. Перед входом на акрополь, с правой стороны, возвышается над обрывом небольшой храм богини Победы. С левой стороны - здание, где хранятся картины. Вход на акрополь - через величественные портики с несколькими рядами мраморных колонн. На против входа - огромная статуя богини Афины, отлитая скульптором Фидием из бронзы. Ее позолоченный шлем и острие копья моряки видят уже подплывая к городу. Статуя воздвигнута на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве.
Парфенон, величественный храм в честь богини Афины. Парфенон построен из белого мрамора, с золотистым налетом. Портики окружают храм с четырех сторон. Внутри Парфенона два зала. В одном из них – одиннадцаметровая статуя Афины. Лицо, руки и ноги статуи покрыты пластинками из слоновой кости. Одежда богини из золота. В другом зале Парфенона хранится казна Афинского государства. Около Парфенона в праздники приносят в жертву богам животных
Налево от входа на акрополь небольшой храм Эрехтейон. Он сооружен на месте спора Посейдона и Афины. Рядом с храмом росла олива, будто бы посаженная Афиной. В храме находилась деревянная статуя Афины, которая, по поверью, опустилась на землю в этом месте
В мастерских города
В городе помимо величественных храмов, статуй были и районы, где жили и работали простые люди. Давайте познакомимся с районом гончарных мастерских.
Вопрос: Чем вы можете объяснить, что главным занятием Афин было ремесло?
Узкие улочки Керамика извивались между глухими стенами домов. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и вышвыривали отбросы прямо на улицу. Вечерами из-за грязи и луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы. В VI в. до н.э. вазы украшали ЧЕРНОФИГУРНЫМ рисунком, по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. В V в. до н.э. поступали наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называют КРАСНОФИГУРНЫМИ.
Наряду с дорогими вазами изготовляли и более дешевую посуду: ПИФОСЫ - громадные глиняные бочки для хранения зерна, АМФОРЫ - сосуд для вина и масла, КУВШИНЫ - для воды, ЧАШИ.
Закрепление нового материала
1. С каким городом мы сегодня познакомились
2. В честь кого назвали город
3. Назовите наиболее важные места в городе
4. Назовите способы изготовления керамической посуды в Афинах
Домашнее задание
1. Параграф 36,37
2. От имени путешественника напишите (нарисуйте) свои впечатления от Афин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)
Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....
Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс
Разработка урока и презентация к нему....
Презентация "Древнегреческая керамика" к уроку "В городе богини Афины"
Презентацию можно использовать на уроке истории в 5 классе "В городе богини Афины", когда изучается район Керамик....
В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...
Презентация "В городе богини Афины"
Данная презентация используется на уроке в 5 классе. Презентация имеет анимационную часть, которая может быть использована как для закрепления изученного материала, так и для проверки на следующем уро...
Презентация по истории Древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "В городе богини Афины"
Тема урока: В городе богини Афины.Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: заочное путешествие.Цель урока: Сформировать представление о том, что V-VI вв. до н.э. время не только развития...
разработка урока "В городе богини Афины"
Разработка урока для учащихся 5 класса, требующая от учащихся не только знание содержание параграфов, но и умения работать с картой, рассуждать и предлагать творческие решения при решении учебных зада...