Становление правовой основы деятельности курортов в России в XVIII – начале ХХ века (на примере Кавказских Минеральных Вод)
статья по истории по теме
В настоящее время развитие курортного комплекса Российской Федерации отнесено к числу важнейших социально значимых проблем, так как потенциал здоровья является составной частью национального богатства и может рассматриваться как политическая и экономическая категория.
В выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 г.[1] Президент Российской Федерации обратил внимание на то, что основные усилия должны быть направлены на сферы, прямо определяющие качество жизни граждан.
Туристско-рекреационная деятельность – одна из важнейших сфер современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики эта не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи нередко экспортно-ориентированной сферой, данная отрасль демонстрирует бóльшую стабильность по сравнению с другими в условиях кризисных явлений в мировой экономике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Научная статья
на тему
«Становление правовой основы деятельности курортов в России в XVIII – начале ХХ века (на примере Кавказских Минеральных Вод).»
из опыта работы
учителя истории и обществознания
Подготовила
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 5 г.Ессентуки
Ставропольского края
Кулиева Н.В.
г.Ессентуки
2013 г.
Становление правовой основы деятельности курортов в России в XVIII – начале ХХ века (на примере Кавказских Минеральных Вод).
В настоящее время развитие курортного комплекса Российской Федерации отнесено к числу важнейших социально значимых проблем, так как потенциал здоровья является составной частью национального богатства и может рассматриваться как политическая и экономическая категория.
В выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 г.[1] Президент Российской Федерации обратил внимание на то, что основные усилия должны быть направлены на сферы, прямо определяющие качество жизни граждан.
Туристско-рекреационная деятельность – одна из важнейших сфер современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики эта не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи нередко экспортно-ориентированной сферой, данная отрасль демонстрирует бóльшую стабильность по сравнению с другими в условиях кризисных явлений в мировой экономике.
В 2013 г. исполнится 210 лет уникальным курортам КМВ. Дальнейшее развитие и углубление экономических и политических реформ в стране заставляет обращаться к опыту прошлого. Важное место в деле успешного функционирования курортов занимают организация их административного управления, с одной стороны, систематизация накопленного исторического опыта правового регулирования отрасли, с другой стороны.
В самом начале XIX в. ученые изучили химический состав нарзана и пятигорских углекисло-сероводородных вод. По заключению химика Симсена кавказские минеральные воды обладают благотворным воздействием на больного человека. Исследователи внесли ряд ценных рекомендаций по обустройству источников и заселению ближайших окрестностей, о чем было доложено императору Александру I.
Государь отнёсся внимательно к этому донесению и приказал Медицинской Коллегии командировать на Воды группу врачей, которые детально исследовали бы действие этих вод на больных с различными заболеваниями и доложили коллегии о благодатных результатах, ими полученных. Врачи внесли предложения о создании для приезжающих больных необходимых условий для прохождения лечения.
В то же самое время инспектор Кавказской линии, Астраханский военный губернатор и главнокомандующий в Грузии князь Павел Дмитриевич Цицианов обратил самое серьёзное внимание на состояние минеральных вод
Указом Александра I от 24 апреля 1803 г. Кавказские Минеральные Воды становятся государственными[2].
Кавказские Минеральные Воды были включены в круг медицинских учреждений и поставлены под правительственный надзор.
В том же году Главным врачом этого государственного региона назначен Г. И. Сухарев. Однако в последующие несколько лет курорт не развивался из-за начавшейся на Северном Кавказе эпидемии чумы.
До 1816 года забота правительства о водах ограничивалась исключительно посылкой на них сведущих людей для подробного изучения и описания вод, хотя рекомендации исследователей не выполнялись. Это происходило потому, что правительство было поглощено другими делами„государства, связанными с последствиями войны 1812 года.
После 1816 года наступило время, когда благоустройство Вод пошло вперед более успешно. Это было обусловлено тем, что на пост главнокомандующего в Грузии и командующего войсками на Кавказе был назначен Алексей Петрович Ермолов, человек просвещенный и энергичный, который один из первых понял, что Кавказские Минеральные Воды имеют большое государственное значение.
Прямая цель Кавказских Минеральных Вод - «давать облегчение страждущим». Эту задачу Ермолов ставил на первое место. Посетив в 1819 году Горячие Воды, генерал приказал перестроить пришедшие в негодность старые ванны и выстроить новые, которые затем были названы Ермоловскими. Осваивались и Кислые Воды, где были построены два казенных дома для посетителей Вод.
Благодаря ходатайству Ермолова на КМВ создана в 1823 году Строительная комиссия, на которую было возложено и управление Водами. В комиссию входили два иностранных архитектора - братья Бернардацци, «коим Воды обязаны возведением многих прекрасных построек».
Десятилетнее управление Ермолова Кавказом доказало правильность избранного им пути в развитии курортов КМВ.
Его начинания продолжил генерал Г. А. Емануэль, который управлял Кавказской областью с 1826 по 1831 годы и много сделал для развития Кавказских Минеральных Вод.
По его ходатайству Горячеводское поселение получило статус окружного города и название Пятигорск. Более 100 лет Пятигорск оставался центром КМВ.
1837 год ознаменовался посещением Пятигорска императором Николаем I, который, убедившись в богатстве и пользе вод, приказал отпускать ежегодно на их устройство по 200 000 рублей.
Другим государственным деятелем, уделившим большое внимание благоустройству Кавказского курорта, был Кавказский наместник, князь М. С. Воронцов. Он пришел к выводу о необходимости преобразования управления Водами.
В 1846 г. вышло Высочайшее повеление: «передать в полное и непосредственное ведение и распоряжение наместника Кавказского Минеральные Воды, все управление ими и суммы, как отпускаемые на содержание Вод, так и назначенные по особому Высочайшему повелению 1837–1838 гг. на их устройство»[3].
На основании этого положения, вошедшего в Свод законов 1857 г., общее управление Водами, по всем частям, было вверено дирекции[4].
Строительная комиссия была упразднена, а вместо неё в 1847 году создана Дирекция КМВ, которая подчинялась непосредственно наместнику. Обязанность её заключалась в попечении и благоустройстве Вод и включала в себя врачебную, строительную и хозяйственную части.
В 1861 г. казенное управление было упразднено, и Воды были переданы в ведение первого частного контрагента (арендатора, первым частным арендатором был Н. А. Новосельский, действительный статский советник). 12 марта 1870 г. заключен новый контракт на 12 лет (с 1 декабря 1870 г. по 1 декабря 1882 г. Следующим арендатором Кавказских Минеральных Вод стал статский советник А. М. Банков). Деятельность контроля усилилась с 1876 г., когда образовалась особая наблюдательная комиссия, особенно с 1881 г., когда Государственным Советом был образован Пятигорский округ.
В 1881 г. было упразднено Кавказское наместничество и учреждена должность главноначальствующего гражданской частью на Кавказе с правами генерал-губернатора, и таким образом заведование Водами снова перешло к Министерству внутренних дел[5].
В 1898 г. министр земледелия и государственного имущества России А.С. Ермолов представил в Госдуму проект о горно-санитарной охране лечебных местностей, который в 1915 г. приобрел силу закона[6].
Важным обстоятельством в деле благоустройства Вод явился изданный в 1886 г. Закон об охране источников[7].
В 1900 году на должность Директора Вод был назначен В. В. Хвощинский. В его бытность КМВ еще более благоустроились. Этому способствовало введение строгого санитарного надзора и разработка плана дальнейшего развития Кавказских Минеральных Вод. Были построены новые курортные залы, улучшены лаборатории, благоустроены водопроводы, продолжено благоустройство парков, отремонтированы дороги, появилось электроосвещение.
В начале XX столетия на Кавказских Водах продолжала развиваться частная благотворительность, которая к тому времени из укоренившегося обычая перешла в разряд отношений, регулируемых нормами российского законодательства, что позволяло государству и местному самоуправлению поддерживать социальные инициативы гражданского общества. В качестве примера можно привести факты бесплатного выделения казенных земель в Ессентуках или общественных земель в Кисловодске тем частным благотворителям, которые собирались строить на этих землях за счет личных средств лечебницы для "недостаточных больных". В 1914 г. Министерством торговли и промышленности были утверждены Правила для бесплатного и льготного лечения на минеральных водах Кавказских, Старорусских, Липецких, Сергиевских, Кеммернских и Бусских.
Эти новые общеимперские Правила, как и прежние региональные, выработанные некогда Управлением Кавказских Вод, устанавливали четкие сроки для лечения недостаточных больных с тем, чтобы они прибывали на минераловодские курорты в период наименьшего скопления там больных, лечащихся за свой счет. Пункт 3-й Правил к бесплатному лечению на Водах допускал лиц, имеющих годовой доход, содержание или пенсию не более 900 руб., а также врачей, независимо от их материального положения. Всего же число граждан, лечащихся на Водах бесплатно и льготно, не должно было превышать 5 - 10% от общего числа курортников за сезон (конкретный план устанавливался ежегодно при утверждении курортных смет). Эта процентная квота включала также и тех неимущих больных, которые лечились на Водах от Красного Креста, Комитета о раненых и других благотворительных учреждений, не считая медицинских работников, имевших право бесплатно лечиться на минераловодских курортах сверх плана.
При выработке общеимперских Правил для бесплатного и льготного лечения минеральными водами, которые были распространены в 1914 г. на все крупные минераловодские курорты Российской империи, учитывался многолетний опыт социальной помощи неимущим больным на КМВ. В основу новых Правил был положен аналогичный региональный нормативно-правовой акт, разработанный задолго до этого на Кавказе.
К 1915 г. курорты стали подчиняться Министерству промышленности и торговли[8].
В дореволюционной России была сформирована система казенных курортов, которые функционировали на предпринимательской основе, как коммерческие предприятия. Все земли, на которых открывались и строились курорты, принадлежали государственной казне. Как правило, лечебные местности передавались в арендное пользование городам, земствам, частным компаниям и лицам императорской фамилии[9].
Таким образом, государственная политика на КМВ с момента создания там курортов, имеющих общественное значение, отличавшаяся социально-ориентированной составляющей, впоследствии стала стандартом правовой курортной политики для целой России.
[1] http://archive.kremlin.ru/appears/2008/02/08/1542_type63374type63378type82634_159528.shtml
[2] Дворниченко В. В. Развитие туризма в СССР (1917-1983 гг.). М., 1985; Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов-на-Дону, 1988.
[3] Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2001.
[4] Анучин Д.H. Охрана памятников природы // Земледелие. М., 1907. Кн. 1–2.
[5] Демишина О.Н. Современные тенденции мирового рынка туризма и его развитие в России // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 2001. № 2. С. 116–119.
[6] Москвич А.Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу. СПб., 1902. С. 17.
[7] Правительственная субсидия курортам // Русский курорт. 1915. № 2. С. 27.
[8] Москвич А.Г. Указ. соч.
[9] Дворниченко В. Указ. соч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовые основы деятельности преподавателя
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому общедоступность и бесплатность до...
Нормативно-правовые основы деятельности классного руководителя
Нормативная база, которую необходимо использовать классному руководителю для своей работы....
Правовые основы деятельности Вооруженных сил РФ. Военная доктрина РФ
Изучение правовых основ деятельности ВС РФ: "Военная доктрина", "Стратегия национальной безопасности"...
Приходское духовенство Маловишерского края в конце XVIII -начале XX веков
В книге обобщена и проанализирована информация о церковно-священнослужителях Маловишерского края....
Календарно-тематическое планирование по истории России в 20 -начале 21 веке 9 класс
Календарно-тематическое планирование в 9 классе по истории России в 20-начале 21 века включает также для изучения местный материал....
Правовые основы антитеррористической политики российского государства. Заключение. Человек в XXI веке. 10 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Правовые основы антитеррористической политики российского государства. Заключение. Человек в XXI веке. 10 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ...
Особенности преподавания английского языка в России в XX-начале XXI века
В данной статье рассматриваются основные особенности преподавания иностранных языков в России в переломные для государства времена в указанный период....