Тестовые задания по теме "Россия в 16-17вв."10 класс
тест по истории (10 класс) по теме

Вариант тестовых заданий для итогового урока по теме: "Россия в 16-17вв." 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rosiya_v_16-17vv._smuta._10_kl.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Россия в конце XIV – XVII вв.                               В-1

  1. Годы: 1497 г., 1581 г., 1597 г., 1649 г. – отражают основные этапы:

а) борьбы России за выход к морю;

б) образование российского централизованного государства;

в) борьба Руси с Золотой Ордой за независимость;

г) закрепощение крестьян.

  1. «Нестяжатели» в своих произведениях призывали церковь:

а) отказаться от владения вотчинами;

б) казнить еретиков;

в) перейти к крещению тремя пальцами;

г) накапливать богатства для раздачи бедным.

  1. Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий, Иван Болотников были участниками:

а) Смуты;       б) Ливонской войны;      в) Опричнины;     г) Семилетней войны.

  1. Что было одной из причин Смуты:

а) окончательное закрепощение крестьян;

б) введение подушной подати;

в) разорение страны в период опричнины и Ливонской войны;

г) присоединение к Москве Великого Новгорода.

  1. Система содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси называлась:

а) местничество;    б) полюдье;    в) барщина;    г) кормление.

  1. В отличие от дворянского ополчения стрелецкое войско:

а) было постоянным;

б) набиралось из дворян;

в) создавалось на основе рекрутских наборов;

г) собиралось на время военных походов.

  1. Какое из названных событий произошло в XVI в.:

а) венчание Ивана IV на царство;

б) восстание под предводительством И. Болотникова;

в) прекращение зависимости Руси от Орды;

г) присоединение к Росси левобережной Украины?

  1. Теория «Москва – Третий Рим» подразумевала:

а) сохранение в неизменном виде всех положений православия;

б) стремление к активной внешней экспансии православия;

в) стремление московского государства к покорению Европы;

г) насильственное крещение государства всех неправославных народов.

  1. Как называется сборник законов, принятых в XY в., и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании общерусского права:

а) «Русская правда»;                       в) «Судебник»;

б) «Соборное уложение»;               г) «Табель о рангах».

  1. Как назвался личный удел, выделенный для себя Иваном Грозным:

а) земщина;      б) опричнина;          в) кормление;         г) вотчина.

  1. Согласно указу о «заповедных летах» от 1581 г.:

а) крестьянам запрещалось уходить от владельца в течение объявленных лет;

б) устанавливался единый срок для перехода крестьян;

в) устанавливалось право помещика судить своих крестьян;

г) помещикам запрещалось продавать крепостных крестьян без земли.

  1. Боярской думой при Великом князе назвался … орган власти:

а) высший судебный;                     в) исполнительный;

б) представительный;                     г) совещательный.

  1. Установите соответствие между терминами и определениями:

ТЕРМИНЫ                                                    ОПРЕДЕЛЕНИЯ

а) «местничество»             1) центральный орган управления какой-либо

                                                 сферой государственной жизни;

б) «оброк»                          2) плата крестьян при уходе от землевладельца;

в) «приказ»                         3) повинность крепостного крестьянина платить

                                                своему феодалу в натуральной или денежной форме;

г) «пошлина»                     4) система занятия должностей согласно знатности рода;

                                            5) плата за право возить товары и торговать.

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и назовите период в истории России, о котором идет речь:

«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий спасся и еще жив. Слух об этом дошел до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли…»

Ответ: _______________

  1. Установите соответствие между названиями реформ середины 1550-х гг. и содержанием этих реформ:

       РЕФОРМЫ                             СОДЕРЖАНИЕ

а) Приказная реформа             1) отмена системы кормлений;

б) созыв Земского собора       2) упорядочение церковной жизни;

в) созыв Стоглавого собора   3) формирование сословно-представительной монархии;

г) Губная реформа                   4) упорядочение управления на местах;

                                                   5) создание центральных органов управления.

  1. Историки по-разному объясняют причины событий Смутного времени. По мнению ряда историков, истоки Смуты коренились в правлении Бориса Годунова. Какие другие точки зрения на причины Смуты вам известны? Какую точку зрения Вы считаете более убедительной? Приведите положения и факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.

             

Тема: Россия в конце XIV – XVII вв.                               В-2

  1. В период Московской Руси «пожилое», выплачиваемое крестьянином, представляло собой:

а) выкуп личности крепостного при его уходе от помещика;

б) кормления за опустевший двор и трудовые потери владельцу при уходе крестьянина;

в) регулярные выплаты крестьянина помещику за право жить на его земле;

г) крестьянские выплаты на обустройство помещичьей усадьбы.

  1. О постепенном формировании в России централизованного государства свидетельствует:

а) увеличение численности московского войска;

б) прекращение выплаты даней в Орду;

в) создание Судебника о 1497 г.,

г) деление русских земель на волости.

  1. Что из названного относится к результатам реформ, проведенных Избранной радой в середине XVI в.:

а) хозяйственное разорение страны;

б) обострение противоречий между представителями служилого сословия;

в) ослабление центральной власти;

г) укрепление вооруженных сил страны.

  1. Как назывались в XY-XYII вв. должностные лица, составлявшие большую часть государственного аппарата и ведавшие делопроизводством:

а) наместники;        б) воеводы;        в) дьяки;       г) опричники.

  1. Высшим сословно-представительным учреждением России XYI-XYII вв. был(а):

а) Земский собор;                     в) Сенат;

б) Избранная рада;                   г) Государственный совет.

  1. В результате политики опричнины:

а) были уничтожены пережитки удельной старины;

б) начался процесс раскрепощения крестьян;

в) была преодолена экономическая отсталость России;

г) укрепилась система управления хозяйством.

  1. В каком году был созван первый в истории России Земский собор:

а) 1447 г.,                         б) 1549 г.,                           в) 1601 г.,                     г) 1613 г.

  1. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебника 1497 г., носило название:

а) Юрьев день,       б) «заповедных лет»,       в) «урочных лет»,       г) отходничества.

  1. Одним из итогов правления Ивана III было:

а) завоевание выхода в Черное море;

б) покорение Западной Сибири;

в) присоединение Великого Новгорода к Москве;

г) присоединение Казанского ханства.

  1. Кто из названных лиц был первым царем, избранным Земским собором:

а) Борис Годунов;              в) Василий Шуйский;

б) Федор Годунов;             г) Михаил Романов.

  1. О формировании в России централизованного государства свидетельствуют:

а) победа русских войск на Куликовом поле;

б) возрастание политической роли церкви;

в) деление русских земель на губернии;

г) создание системы приказов.

  1. Предпосылкой объединения русских земель в XIY-XY вв. являлось(лась):

а) необходимость освобождения от ордынского ига;

б) соперничество Москвы и Твери;

в) реформы Избранной рады;

г) начало деятельности Земских соборов.

  1. Установите соответствие между терминами и их определениями:

ТЕРМИНЫ                                      ОПРДЕЛЕНИЯ

а) «пожилое»             1) биография духовных и светских лиц;

б) «кормление»         2) денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца в Юрьев день;

в) «житие»                 3) система управления на местах, при которой наместник получал доход за

                                        счет местного населения;

г) «местничество»    4) порядок занимания должностей в зависимости от знатности

                                        происхождения;

                                    5) обеспечение армии продовольствием.

  1. Прочитайте отрывок из документа и напишите, в начале какого века произошло описываемое событие:

«…Борис Годунов…начал делать многие неправды: и Богему мстил за…убиение…, а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертью умер; а царя Василия избрали на государство не многие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели ему служить, а отложились от московского государства…»

Ответ: __________________

  1. Установите соответствие между названиями реформ середины 1550-х гг. и содержанием этих реформ:

       РЕФОРМЫ                             СОДЕРЖАНИЕ

а) Приказная реформа             1) отмена системы кормлений;

б) созыв Земского собора       2) упорядочение церковной жизни;

в) созыв Стоглавого собора   3) формирование сословно-представительной монархии;

г) Губная реформа                   4) упорядочение управления на местах;

                                                   5) создание центральных органов управления.

  1. Сравните две формы землевладения – вотчину и поместье.

Укажите, что было общим (не менее двух черт), а что – различным (не менее трех черт).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по теме "Атомная физика" (11 класс)

Задания предназначены для итогового контроя по теме "Атомная физика" в 11 классе. Задания составлены в формате ЕГЭ и содержат части А, В, С....

Тестовые задания для проверки знаний учащихся 8 класса

Тестовые задания для проверки знаний учащихся 8 класса по темам: Внутренняя среда организма человека. Кровь, Науки, изучающие организм человека, Происхождение человека, Органы дыхания. Газообмен, Кожа...

Тестовые задания для проверки знаний учащихся 9 класса

Тестовые задания для проверки знаний учащихся 9 класса. Темы: "Химический состав клетки, биосинтез белка, органоиды клетки, закономерности наследования признаков"...

Итоговые тестовые задания по грамматике английского языка 4 класс

Данные тестовые задания помогут проверить уровень овладения основными грамматическими правилами по английскому языку  за курс начальной школы: артикли, глаголы-связки, Present Simple, Present Co...

Тестовые задания по истории средних веков 6 класс

Предлагаемые задания позволяют разнообразить формы  контроля знаний учащихся, систематически готовить их к сдаче ГИА и ЕГЭ...

Тестовые задания по проверке знаний (7-9 класс)

Задания для проверки знаний учащихся по географии по темам "Географическое положение Африки", "Итоговый тест по материку Африка"....