Буклет по истории
учебно-методический материал по истории (8 класс) по теме
Формирование познавательных и регулятивных УУД на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_2.docx | 79.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Уметь учиться - значит уметь учить самого себя, не только быть учеником, но и стать своим собственным учителем.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования второго поколения, внедряемый в школьную жизнь с 2012 года, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе, обращая свое внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей.
Современное информационное общество требует от школы подготовить человека, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для современного человека характерно не накопление «впрок» информации (запаса внутреннего багажа всего усвоенного), а возможность нестандартно мыслить и принимать ответственные решения. В школе обучающийся учится учиться, жить в обществе, применять на практике приобретенный опыт и знания.
Педагоги вынуждены отказаться от традиционных технологий и перейти на компетентностно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории и
обществознания способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же его адаптации в обществе.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.
К основным функциям УУД относятся:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
На уроках истории и обществознания необходимо формировать и развивать все блоки УУД.
Главная проблема – как сформировать эти умения?
На мой взгляд, нужно, во-первых, провести отбор содержания материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы взаимного сотрудничества, методы их достижения. Также необходима систематическая работа всех учителей, работающих в одном классе, на уроках, которая дополняется формами внеурочной и внеклассной работой. В-третьих, выполнение части С в ЕГЭ и ГИА, вызывает наибольшее затруднение, поэтому необходимо с 5 класса знакомить обучающихся с такого рода заданиями, следовательно, должна быть системная организация учебного процесса. Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно.
Мне хотелось бы остановиться на формировании познавательных и регулятивных УУД на уроках истории и обществознания.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Таким образом, формирование и развитие познавательных и регулятивных УУД делают детей активными участниками учебного процесса, заинтересованных в полноценных образовательных результатах. ( глубокое, личностно окрашенное овладение УУД возможно лишь на основе вовлечения школьника в учебный процесс в роли не пассивного исполнителя, но активного его участника.
Формирование познавательных и регулятивных УУД
на уроках истории.
учитель истории
МБОУ С(К)СОШ № 15
Береснева Елена Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ученический буклет на тему "Ядерные реактивные двигатели"
По завершению темы одним из видов работ является создание буклета или публикации.Учимся искать, обобщать и систематизировать информацию.Материалом может служить , как интересующая ученика тема, так и ...
Буклет для родителей по профилактике суицида
В буклете представлены рекомендации для родителей по профилактике суицида среди подростков...
Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания
Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал, научить ученика учитьс...
Буклет "Экологическая история озера Светлого в технике скрапбукинга"
Буклет "Экологическая история озера Светлого в технике скрапбукинга"...
Буклет к статье "Моя малая родина. Живая история - Хреновской конный завод".
Буклет к статье....
Буклет №6. Информационный буклет о работе Центра.
Как сохранить здоровье ребёнка в век компьютерных технологий....
Буклет Приобщение к истории, культуре и традициям России
В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежност...